- Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 124 (Школа России)
- дидактический материал по работе с пословицами и поговорками. учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Задание «Половинки».
- Пропущенные слова
- Слова с противоположным смыслом
- Имена существительные
- дидактический материал по работе с пословицами и поговорками. учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Задание «Половинки».
- Пропущенные слова
- Слова с противоположным смыслом
- Имена существительные
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 124 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 124 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 9, 10 и 11.
Учебник 1 часть — Страница 124.
Ответы 2021 года.
Определи основные мысли прочитанных басен И. А. Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Во втором классе мы прочитали две басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, рак и щука».
Главная мысль басни «Стрекоза и муравей» заключается в том, что всегда следует думать о своем будущем и делать всё вовремя. Главная мысль басни «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что всё нужно делать дружно, общими усилиями. Для этого нужно уметь договариваться.
Басни Крылова содержат много крылатых выражений, которые часто используются в речи. Например «А воз и ныне там», «Ты всё пела? это дело: так пойди же, попляши!», «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех, а все за одного.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
Грамоте учится всегда пригодится.
Друзья познаются в беде.
Добра желаешь – добро и делай.
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
«Один за всех, а все за одного» (взаимопомощь, взаимовыручка, дружба).
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт» (примером может послужить рассказ Л. Толстого «Котёнок», в котором мальчик Вася без раздумий бросился на помощь котёнку).
«Грамоте учится всегда пригодится» (знания могу пригодиться в любой момент).
«Друзья познаются в беде» (настоящий друг поможет в трудной ситуации).
«Добра желаешь – добро и делай» (если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, по-хорошему, то сам так и поступай с другими).
«Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее» (знания нужны каждому человеку, поэтому учиться следует всем).
«Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает» (счастливым будет только тот человек, который учится, добывает новые знания).
Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идет» – рассказ «Котёнок» Л.Н. Толстого.
«Один за всех, а все за одного» – сказка «Репка».
«Грамоте учится всегда пригодится» – рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».
«Друзья познаются в беде» – «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Добра желаешь – добро и делай» – «Старый дед и внучек» Л.Н. Толстого.
«Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее» – сказка «Каша из топора».
«Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает» – басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Источник
дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_raboty_s_posovitsami_i_pogovorkami.docx | 586.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская специальная общеобразовательная школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Дидактический материал по работе
с пословицами и поговорками.
учитель начальных классов
Ибрагимова Зульфия Салиховна
Практические задания при работе с пословицами и поговорками.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
1. Практическое задание. Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 «Скорлупка- ядрышко»
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )
1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза — зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.
1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
2. Болтливый человек обычно не бывает умным.
3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
1.Рот не огород: не затворишь ворот
2. На чужой стог вилами не указывай
3. Рыбак рыбака видит издалека.
1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
2. Нехорошо заглядываться на чужое
3.Другому человеку не запретишь говорить
1.Мал ёрш, да колюч
2.Конь корове не товарищ
3.Слепой всегда глазами мечтает.
1.Разные люди друг друга не понимают
2.Каждый желает получить то, чего у него нет
3.И маленькое существо может за себя постоять
Хороша ложка к обеду
1.Приятно есть красивой ложкой
2.Всё должно быть вовремя и к месту
3.Без ложки не пообедаешь
Каков мастер , такова и работа
1. Хороший мастер берётся за хорошую работу
2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело
3.Не каждый работник мастер
Нет дыма без огня
1.От огня всегда дым
2.У всякого события есть последствия
3.У всякого явления есть своя причина
4.Если есть дым значит есть огонь
Упражнение 2 «Пословицы двойняшки»
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Утро вечера мудренее.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Что с возу упало, то пропало
У страха глаза велики.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- Трус и таракана принимает за великана.
- Не ножа бойся, а языка.
Упражнение 3 «Пойми язык мысли»
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
- Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
- Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей
Хорош садовник — хорош и крыжовник .
- Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
- У способного учителя дети могут многому научиться.
- У талантливого портного вся одежда красивая.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.
Пословицы разных народов
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово — серебро, молчанье — золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Задание «Половинки».
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет , а не ученье — тьма .
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало , будет и конец .
Будет день , будет и ночь .
Лучше горькая правда , чем красивая ложь .
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей , а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг .
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь , от работы — здоровье .
Добро побеждает зло .
Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
Семеро одного не ждут
Одна голова хорошо, а две лучше
Один в поле не воин
Первый блин комом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Найди лишнюю пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Не боги горшки обжигают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Жить – Родине служить.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Источник
дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_raboty_s_posovitsami_i_pogovorkami.docx | 586.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская специальная общеобразовательная школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Дидактический материал по работе
с пословицами и поговорками.
учитель начальных классов
Ибрагимова Зульфия Салиховна
Практические задания при работе с пословицами и поговорками.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
1. Практическое задание. Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 «Скорлупка- ядрышко»
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )
1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза — зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.
1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
2. Болтливый человек обычно не бывает умным.
3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
1.Рот не огород: не затворишь ворот
2. На чужой стог вилами не указывай
3. Рыбак рыбака видит издалека.
1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
2. Нехорошо заглядываться на чужое
3.Другому человеку не запретишь говорить
1.Мал ёрш, да колюч
2.Конь корове не товарищ
3.Слепой всегда глазами мечтает.
1.Разные люди друг друга не понимают
2.Каждый желает получить то, чего у него нет
3.И маленькое существо может за себя постоять
Хороша ложка к обеду
1.Приятно есть красивой ложкой
2.Всё должно быть вовремя и к месту
3.Без ложки не пообедаешь
Каков мастер , такова и работа
1. Хороший мастер берётся за хорошую работу
2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело
3.Не каждый работник мастер
Нет дыма без огня
1.От огня всегда дым
2.У всякого события есть последствия
3.У всякого явления есть своя причина
4.Если есть дым значит есть огонь
Упражнение 2 «Пословицы двойняшки»
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Утро вечера мудренее.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Что с возу упало, то пропало
У страха глаза велики.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- Трус и таракана принимает за великана.
- Не ножа бойся, а языка.
Упражнение 3 «Пойми язык мысли»
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
- Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
- Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей
Хорош садовник — хорош и крыжовник .
- Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
- У способного учителя дети могут многому научиться.
- У талантливого портного вся одежда красивая.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.
Пословицы разных народов
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово — серебро, молчанье — золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Задание «Половинки».
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет , а не ученье — тьма .
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало , будет и конец .
Будет день , будет и ночь .
Лучше горькая правда , чем красивая ложь .
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей , а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг .
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь , от работы — здоровье .
Добро побеждает зло .
Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
Семеро одного не ждут
Одна голова хорошо, а две лучше
Один в поле не воин
Первый блин комом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Найди лишнюю пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Не боги горшки обжигают.
За морем теплее, а у нас светлее.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Жить – Родине служить.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Источник