Навыки как автоматизированные способы выполнения действий
Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов, сложившихся в результате предшествующего филогенетического развития. Вместе с тем всякое сколько-нибудь сложное человеческое действие в процессе своего выполнения и порождает новые, более сложные и лабильные автоматизмы.
Эти образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека и являются навыками в специфическом смысле слова. Сначала, когда, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами, ему приходится сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, которую он себе ставит, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет.
В результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно подбирать для него способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова. Навыки, таким образом, это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач. При этом навыки, будучи по своим внешним результатам действиями или более или менее сложными системами действий, по своей психологической структуре являются не столько действиями, т. е. актами, направленными на их результат как на осознаваемую субъектом цель его деятельности, сколько операциями, или способами, посредством которых осуществляется действие, направленное на осознанную цель. Если они сначала и были действиями, становясь в результате автоматизации навыками, они, давая объективно тот же эффект, перестают по своей психологической природе быть действиями — если под действиями разуметь акты, направленные на осознаваемую цель; они становятся частичными операциями, составными частями какого-то действия, автоматизированными способами его выполнения. Для исторически сложившихся видов деятельности человека в общественной практике вырабатываются соответствующие общественные способы действия, которые осваиваются индивидом в процессе обучения.
Источник
Навыки как автоматизированные способы выполнения действий
Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля.
Определение. Приемы деятельности — способы исполнения контроля и регулирования.
К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.
1. Навыки. Важнейшим приемом деятельности является навык.
Определение. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.
Различают несколько видов навыков : перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.
Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Формирование навыков может осуществляться двумя методами:
1) методом «проб и ошибок»;
2) через систему сознательных процедур.
Метод «проб и ошибок» малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур.
Метод сознательных процедур основывается на понимании. В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа :
1) предварительное ознакомление , осмысливание действий, которые выполняются некачественно;
2) подготовительный этап , на котором действие совершается сознательно, но неумело;
3) стандартизирующий этап , на котором происходит частичная автоматизация действий;
4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.
2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка.
Определение. Привычка — это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.
Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.
3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.
Определение. Умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умение — основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.
Источник
Умения, навыки, привычки
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.
Каждое действие имеет моторный и сенсорный компонент (исполнение, контроль и регулирование — функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности, частичную автоматизацию движений называют навыком.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:
— двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);
— умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Функциональные компоненты навыка:
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).
2. Адаптация к конкретным условиям.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Этапы формирования двигательных навыков:
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.
Навык может быть сформирован через:
— простой показ;
— объяснение;
— сочетание показа и объяснения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
— объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);
— субъективные:
— физиологические (утомление, состояние здоровья);
— психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.
Пути формирования привычек:
— через подражание;
— в результате многократного повторения действий;
— через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.
Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.
Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет свои моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.
Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.
Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.
Навыки, умения, привычки
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/poleznye_privychki_dlya_schastya
Навыки универсального действия — это навыки (точнее — тактики, стратегии и навыки), применяемые в широком кругу ситуаций. Навыки универсального действия противопоставляются конкретным поведенческим навыкам.
Примеры навыков, умений и привычек универсального плана
• Позитив, умение искать плюсы
• Конструктивность, умение и привычка искать решение, а не жаловаться,
• Ответственность, умение и привычка спрашивать с себя
• Разумность: умение и привычка взвешивать ЗА и ПРОТИВ
• Целенаправленность: постановка цели, отслеживание результата
Полезные привычки для счастья
Счастье зависит не всегда только от нас, но некоторые привычки помогут вам чаще быть счастливыми.
• Играть в жизнь: иметь цели и их достигать. Напрягаться и расслабляться.
• Счастливое тело. Расслабленность, улыбка!
• Поддерживать высокий эмоциональный тон: бодрость, живость, активность.
• Отдыхать с удовольствием.
• Здоровый образ жизни, высыпаться. Правильный вечер.
• Жить в позитиве, не опускаться в негатив. Упражнение «Хорошо», «Если бы я любил».
• Благодарность жизни, картинки счастья.
Категории: Счастье
Развитие умения жить и действовать целесообразно
Тот, кто научился плавать, будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море. Но тот, кто где-то умеет действовать целесообразно, не очевидно, что будет действовать так везде. Человек, грамотно ставящий перед собой свои цели в бизнесе, успешно в своем бизнесе их достигающий, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.
Умение жить и действовать целесообразно — развивается, и развивается последовательными этапами.
Что касается мужчин, то у них умение действовать целесообразно вырабатывается обычно в следующей последовательности:
предметные цели в бизнесе;
предметные цели в личной жизни;
построение отношений в сфере бизнеса;
построение отношений в личной жизни.
Бизнес — более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает привычку действовать целесообразно, (если не вырабатывает — человек из бизнеса автоматически «вываливается») и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.
Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются, по сути, детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит — то снова из мира бизнеса. Отвечая требованиям деловых отношений, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими в отношениях. Последний «бастион» — это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.
Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает — это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действования становится построение отношений в сфере бизнеса.
Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения умения жить и действовать целесообразно оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной — круг личной жизни, область личных отношений.
Личность более отношение, нежели умения — О.В.Лишин
Сформулируем самый общий и принципиальный вывод из сказанного: личность есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей. Уже поэтому задачу содействия формированию личности нельзя решать аналогично задаче обучения (этим всегда грешила официальная педагогика). Нужен иной путь. См. Для суммарной характеристики личностно-смыслового уровня личности, обратимся к концепции направленности личности. В словаре «Психология» (1990) читаем: «Личность характеризуется направленностью – устойчиво доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе и др.), диспозиции (по В.А. Ядову). Развитая личность обладает развитым самосознанием. » Из этого определения следует, что:
1. основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяет сознание и поведение человека;
2. основной канал влияния на это содержание, т.е. собственно воспитание – это, прежде всего, участие личности в совместной деятельности группы, словесные же формы воздействия в принципе неэффективны;
3. одним из свойств развитой личности является понимание, по крайней мере в основных чертах, своего личностно-смыслового содержания. Неразвитая личность или не знает собственного «Я», или не задумывается об этом.
В пункте 1, в сущности, речь идет о выявленной Л.И. Божович внутренней позиционности, свойственной личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды. Г.М. Андреева указывает на правомерность идентификации понятия направленности личности с понятием предиспозиции, равнозначном социальной установке. Отмечая связь этих понятий с идеей личностного смысла А.Н. Леонтьева и работами А.Г. Асмолова и М.А. Ковальчука, посвященными социальной установке как личностному смыслу, Г.М. Андреева пишет: «Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе»[1].
Если суммировать сказанное, то термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентации, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности. Обучение без опоры на цели, сформированные воспитанием, малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания задействованы другие механизмы. Можно заставить ребенка выучить таблицу умножения, но нельзя приказать полюбить математику. Можно вынудить тихо сидеть на уроке, но заставить быть добрым – нереально. Для достижения этих целей нужен иной путь воздействия: включение молодого человека (ребенка, подростка, юноши, девушки) в совместную деятельность референтной для них группы сверстников, руководимой педагогом-воспитателем. Важно помнить: не всякая занятость есть деятельность. Занятость может протекать и на уровне вынужденного действия. В этом случае мотив деятельности не совпадает с ее предметом, как в поговорке: «хоть пень колотить, лишь бы день проводить». Рассмотрим, например, группу учащихся, убирающую школьный двор. Это действие совсем не обязательно является «деятельностью». Оно будет ею, если ребята хотят привести двор в порядок, если они собрались добровольно и спланировали свою акцию, распределили обязанности, организовали работу и продумали систему контроля. В этом случае мотив деятельности – стремление привести двор в порядок – является конечной целью деятельности, и все действия (планирование, организация) приобретают личностный смысл (я хочу и, следовательно, делаю). Не любая группа способна на деятельность, но лишь та, где отношения дружбы и сотрудничества существуют хотя бы минимально.
Второй пример: школьников вызвали к директору и под страхом больших неприятностей приказали заняться уборкой двора. Это уровень действия. Каждый его элемент совершается из-под палки, лишен личностного смысла. Ребята по принуждению берут инструмент и скорее делают вид, чем работают. Школьники заинтересованы в совершении наименьшего количества операций, но при этом хотят избежать наказания. В первом примере у каждого из участников деятельности остается удовлетворение от хорошей работы – так закладывается еще один кирпичик в фундамент личности, охотно принимающей участие в полезном труде. Второй случай не приносит никаких результатов, кроме, пожалуй, скверно убранного двора. Школьники забыли о своем участии прежде, чем, побросав лопаты, грабли и метелки, сбежали домой.
Мы полагаем, что развитие личности подростка под влиянием коллективной деятельности включает следующие этапы.
1. Формирование положительного отношения к акту про-социальной деятельности как к желательному действию и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу, усиленных групповым отношением и позицией эмоционального лидера – руководителя (педагога).
2. Формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения (самоутверждение положительными поступками и потенциальная готовность к ним как к средству самоутверждения).
3. Становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в социально-актуальной деятельности, выступающего в качестве средства формирования самоуважения через уважение окружающих.
4. Формирование смысловой диспозиции – первой наддеятельностной смысловой структуры, обладающей трансситуативными свойствами, т.е. способностью бескорыстно заботиться о людях (личностное качество), с опорой на общее положительное к ним отношение (человечность). Это, в сущности, и есть жизненная позиция – направленность личности.
5. Формирование смыслового конструкта. В нашем понимании – это осознание своей жизненной позиции среди иных жизненных позиций.
6. «Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. (. ) Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями»19. (19 Первый Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. С. 384). С построения смыслового конструкта начинается, на наш взгляд, понимание человеком себя как личности. Чаще всего это происходит в старшем подростковом возрасте с переходом в юношеский.
7. Производной этого процесса становится формирование личностных ценностей как основы для выработки принципов поведения и отношений, свойственных личности. Они отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентации, на основании которых человек выбирает свои жизненные цели и средства, ведущие к их достижению. К этой категории относится и представление о смысле жизни. Процесс становления жизненных позиций и ценностных ориентации личности охарактеризован нами на основании модели, предложенной Д.А. Леонтьевым (рис. 1). Комментируя ее, он пишет: «Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, которые порождаются как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам»[2].
Было бы вполне логично заключить, что в процессе онтогенеза личности первично происходит восходящее становление смысловых структур, начиная с отношения к социальным объектам, потом – формирование смысловых установок (предмотива деятельности) и ее личностного смысла. Далее, на втором иерархическом уровне, возможно становление мотивов, смысловых диспозиций и конструктов, обладающих наддеятельностными, личностными свойствами. Только на этой основе возможно формирование ценностных ориентации. Зрелая личность способна к нисходящему пути формирования поведения: от ценностей – к конструктам и диспозициям, от них – к смыслообразующим мотивам, далее – к смысловым установкам, личностному смыслу конкретной деятельности и связанным с ними отношениям.
В связи со сказанным заметим: старшим, так или иначе соприкасающимся с младшими, необходимо понять, что формирование личности начинается с восприятия ею отношения значимых других. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте (предмотив), и далее – в ощущение личностного смысла предстоящей деятельности, что в конечном итоге и порождает ее мотивы. О влиянии мотива на личность мы уже говорили. Но следует еще раз подчеркнуть, что все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим – к тем, кто в этих отношениях нуждается.
К сожалению, далеко не случайно в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Это происходит по двум причинам. Во-первых, школьная учеба традиционно построена как занятие принудительное, и смысл его для многих ребят не очевиден. Во-вторых, организация учебы в современной массовой общеобразовательной школе не учитывает психологических особенностей детей школьного возраста. Сказанное относится и к младшим, и к подросткам, и к старшеклассникам. Даже первоклассник в силу этой традиционности уже после первых месяцев, а иногда и недель занятий теряет интерес и начинает воспринимать учебу как скучную необходимость. Ниже мы вернемся к этой проблеме, а сейчас отметим, что в современных условиях при традиционной организации учебного процесса учеба не представляет собой психологической опоры для процесса воспитательного, поэтому в целях формирования личности возникает необходимость организации иной деятельности.
Каковы же эти цели?
Следуя логике данной работы, опираться надо не на конкретные черты личности и даже не на отношения, которые надлежит ей выработать «в идеале», а на немногие, но решающие смысловые ориентации и соотношения мотивов, а все прочее человек, исходя из этих ориентации, выработает сам. Иными словами, речь идет о направленности личности.
Правила приучения
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
Как приучать себя
• Будьте методичны, сделайте напоминалки, чтобы не забывать делать то, что решили.
• Помните о своих успехах, не заморачивайтесь неудачами.
• Не относитесь слишком серьезно, слишком строго и слишком требовательно: начинайте с малого, радуйтесь успехам, нагружайте себя постепенно.
• Продумайте не только систему веселых штрафов, но и вкусных пряников.
Как приучать детей и взрослых
Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты: Образец или четкая инструкция, Смысл, Неотвратимость, Легкое начало, Позитивный фон, Методичность и Система подкреплений.
Как приучать детей и взрослых
Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты.
• Образец или четкая инструкция. Чтобы хорошо повторить, нужно вначале понять (или увидеть), что собственно требуется.
• Смысл. Объясните смысл, кому и зачем это нужно. Совсем малышу подойдут ссылки: «Посмотри, это делают все!», взрослым людям важно показать смысл для дела или для него лично.
• Неотвратимость. Четкие энергичные команды, невозможность увильнуть.
• Легкое начало. Не грузите сразу трудным, помогите случиться нескольким успехам и победам, далее грузите постепенно.
• Позитивный фон. Создавайте позитивный фон: у человека рядом с вами и в этом деле должно быть ощущение успеха.
• Методичность. Будьте методичны — доводите приучение до конца. Последовательность и методичность дают больше, чем быстроиссякающие энергия и напор. Возможно, методичности поможет создание управляющей ситуации.
• Система подкреплений. Система подкреплений — полезна, но должна быть понятна и не обидна.
Методы личной самоорганизации
Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Однако воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта, а такая методика подходит не всем. Есть другой путь, более гибкий и позитивный, когда без борьбы с собой и волевой челюсти вы получите все те же результаты в тот же срок — это путь умной самоорганизации.
Методы личной самоорганизации для достижения целей удобно скомпоновать в три блока: блок «Позитив», блок «Организация жизни (выстраивание ситуации)» и Негативный блок.
Позитив
Можно себя заставлять, а можно заинтересовывать, вызывать у себя желание. Это немного сложнее и хлопотнее, чем давить на себя, но результаты гораздо привлекательнее. Методы, которые помогают легко начать новое дело:
• Мечта перед глазами
• Легкое начало, посильные этапы
• Накопление позитивного опыта
• Внешняя поддержка, делать вместе
• Мой шаг в борьбе с прокрастинацией
Организация жизни, выстраивание ситуации
Хорошо, вы начали делать то, что вы хотели, — дальше нужно, чтобы работалось бодро и долго. Тут вам поможет организация жизни: это не кнут и не пряник, не подкуп и не принуждение, а такая естественная организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит само собой. Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… — нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть — организация жизни. Несколько эффективных методов:
• Что написано пером, не вырубишь топором
• Интенсив как образ жизни
• Сделать привычкой
• Тайм-менеджмент: план и распорядок дел
• Учить другого
Негатив
Негатив тоже прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменим, просто он, бывает, увлекает, и тогда из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная самомотивация
Негативная самомотивация — один из методов личной самоорганизации для достижения целей. Это давление на себя, заставление себя, использование состояния внутреннего «Плохо» и любого другого наказание себя для того, чтобы начать двигаться.
Известный телеведущий Александр Гордон в нашей личной с ним беседе сказал, что он не хотел бы быть довольным и счастливым, поскольку в этом случае начинает страдать его творчество. «Когда у меня все хорошо, ничего толкового и сильного я создать не могу». Он это проверял, это его правда и его выбор.
Негативная самомотивация прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменима. Она не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают. Негативная мотивация обычно действует сильнее, чем позитивная, но она же — опаснее. Бывает, что она незаметно из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная мотивация не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают.
Острый ножик — вещь в доме необходимая. Но детям лучше давать другие игрушки.
Невыполнение обязательства (особенно данного группе, с оговоркой жестокого наказания) чревато сильным эмоциональным/психологическим ударом, после чего у кого-то может пропасть желание вообще что-то делать, а кто-то свалится в депрессию Привыкнув подстегивать себя негативной мотивацией, кто-то может двигаться по жизни бодро и энергично, но чем глубже в человека входит привычка себя напрягать и подстегивать ощущением «плохо» и недовольством — собой или обстоятельствами, тем быстрее человек теряет собственную внутреннюю энергетику, подтачивает свое душевное здоровье, лишает себя способности жить в состоянии радости, счастья и гармонии. Он оказывается перед диллемой: или состояние внутреннего Хорошо, или движение вперед.
Используя при необходимости методы негативной самомотивации, как ориентир следует держать перед глазами освоение методов позитивной самомотивации и научиться себя организовывать. Тот, кто приучил себя к самоорганизации, в самомотивации перестает нуждаться в принципе.
Итак, относительно безопасные и часто полезные методы негативной самомотивации.
• Страшилка перед глазами. Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом. Написали Максимум жизни — напишите и Анти-максимум, где ярко и подробно разрисуйте, в какой заднице вы окажетесь, если будете регулярно заниматься той фигней, к которой вас тоже иногда тянет
• Соревнование и вызов: слабо? Мы не любим проигрывать, нас можно задеть на «слабо»: ну и славно, это можно использовать.
• Объявить об обязательствах. Принять решение, бывает, непросто. Взять перед собой обязательства, вытекающие из этого решения — сильный шаг. А чтобы не было дороги назад, о своих новых обязательствах стоит значимым окружающим торжественно объявить, после чего на кон ставится ваше репутация и самоуважение.
• Поставить себя на деньги. Все то же самое, что и объявление об обязательствах, но указывается конкретная сумма за неисполнение.
• Принцип аутокомпенсации. Наказывать себя можно и по-другому, более мягко и конструктивно, компенсируя ущерб, нанесенный невыполнением обязательств. В данном случае — компенсируя себе ущерб, нанесенный себе же невыполнением собственных обязательств.
Внимание! Самомотивация и самоорганизация — вещи полезные и хорошие. Но если раз за разом мотивировать или организовать себя на работу с помощью этих методов не получается — не нужно тратить время и искать новые методы. Нужно просто делать. Как метафора: если вам нечего есть и вы идете в магазин, а на улице светит солнышко — это приятно и здорово. Но если за окном дождик, а идти надо — то вы, невзирая на дождик, все равно в магазин пойдете. Да? Тогда вперед!
Варианты конкретики
Понятно при этом, что приучение к разным, конкретным делам и привычкам включают достаточно различные подсказки.
Правила оказания поддержки
Оказывая поддержку, следите за наличием контакта и реально получаемыми результатами. Хотеть мы можем все что угодно, но главный наш контролер — не намерения, а результаты.
• Каждому свое.
Детям, девушкам и женщинам даем преимущественно женскую поддержку, людям сильным, взрослым и мужчинам — мужскую.
• Совмещаем поддержку с требовательностью.
В любом случае жесткий мужской подход страхуем мягким женским, а женский — укрепляем мужским.
• Если есть задача укрепления и развития личности, долгосрочный ориентир — мужской подход.
Вначале — нагрузили, потом — поддержали. Одна из разумных стратегий: одна из влияющих сторон дает поддержку, другая энергетизирует требовательностью. Вариант стратегии «Добрый-Злой».
• Даем ситуативно, а не постоянно.
Поддержку, как и другие варианты позитивного подкрепления, не рекомендуется давать постоянно. В этом случае она воспринимается как ваш долг, работать перестает, а если вы ее прекратите делать — получите обвинения в том, что вы человека «бросили».
• Поддержка должна помогать человеку самому справиться с ситуацией.
Поддержка укрепляет человека, когда он что-то делает. Если человек сам не делает ничего, в этой ситуации помогать — некому. Если же сам человек ничего не делает, делать что-то за него – это не поддержка, а приучение к паразитизму. Если человек сдался, перекинулся в позицию Жертвы и уже сам не делает ничего, только плачет и ноет, то ваша «поддержка» уже его укрепляет, а ослабляет — подкрепляет его нытье.
• Поддерживать – достойных и сильных.
Если человек по жизни Жертва и инвалид – давать ему поддержку бессмысленно – это только утвердит его в позиции Жертвы. Поддерживать нужно сильных, им тоже бывает трудно, хотя как раз они об этом и не склонны говорить.
Главные правила жизни группы
В одной берлоге два медведя не уживаются
Хорошо, когда в группе есть признанный Лидер! Если в группе лидера нет — группа рассыпается, как кучка песка. Каждая песчинка — скала в миниатюре, но без энергии объединяющего начала кучку песка легко разметет ветер. В группе появляется лидер — кучка становится боевой единицей. Каждый знает, что ему делать, куда кому двигаться, кто в данном конкретном случае прав и как следует относиться к тому-то и чему-то. В группе порядок и энергия собранных в одном направлении воль.
Но беда группе из семи человек, где лидер — каждый. Где каждый мнит себя лидером. Вот они идут по дороге, дорогу перегородила огромная лужа. Первый предлагает обойти ее слева, второй справа, третий предлагает каждому двигаться как он хочет, четвертый настаивает, что всем надо быть вместе, пятый в этом случае предлагает кинуть жребий, шестой предлагает определиться с лидером, а седьмой — успокоиться и отдохнуть.
Требовательность
Требовательность — высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.
Требовательность к людям — высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих — высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя.
Не требовательный человек — не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.
Требовательность — один из показателей развития личности.
Уместность требовательности
• Требовательность нужна только там, где есть потенциальная возможность что-то с помощью требовательности изменить. Если перед вами личность, которая вам не интересна (бомж на улице, случайный человек на улице) требовательность будет неуместна — зачем на нее тратить силы?
• Чем более перспективный и талантливый перед вами человек — тем выше уровень требований. Если сотрудник бестолковый и бесперспективный — особенно требовать с него что-то — тратить собственное время в пустую. Тогда лучше не требовать вообще, а сотруднику искать замену.
• Требовательность — в ключевых моментах. Требуйте по полной программе, но только действительно в принципиальных моментах. Там, где вопросы не принципиальны — требовательность может стать излишней мерой. Например, есть требование сдавать отчеты в срок. А форма отчета, допустим, вам не принципиальна. Тогда требуйте отчеты в срок, а к оформлению относитесь лояльно.
Требовательность и терпимость
В традиционной модели семейных отношений требовательность — это сторона отцовской любви, так же как безусловное принятие, терпимость и поддержка — сторона любви материнской.
Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет теплоты и нельзя прижаться — маленький человечек может и сломаться. Если в семье только расслабляющая теплота, только мягкое заинтересовывание, отсутствует «надо» и напряжение преодоления — то как подготовить ребенка к тому, что жизнь — это еще работа, это много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?
Требовательность к себе и другим
Требовательность к себе — один из признаков Элиты. Требовательность к себе подразумевает постоянную работу по расширению жизненного кругозора и обогащению новыми полезными знаниями.
Требовательность и любовь
Человек в кривой любви много ждет от предмета обожания и мало требует с себя. Человек в правильной любви предъявляет требования в первую очередь к себе, а не к любимому.
Грамотная требовательность
Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» — это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность..
Посильность. Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в семье требования «Думать надо!» «Следи за собой!» — есть вредные пустышки и конфликтогены, скорее обвинения, прикрытые «требовательностью». Если человек пока не умеет должным образом думать и следить за собой, это нужно не требовать, а учить человека этому: предусмотрительности (об этом в крике «Думать надо!»?) и тому, к чему был призыв «Следи за собой!» (а действительно, это о чем? неясно). Создавать для этого условия, подавать пример и так далее.
Подробный инструктаж. Требовать можно только то, по поводу чего человек хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к сотруднику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место (особенно это важно при воспитании детей).
Поддержка. Требовательность идет лучше тогда, когда в трудных моментах «смазывается» поддержкой. Как метафора: Мы вместе против неправильного поведения. А не я против тебя с твоим поведением.
Стабильность. Если требовательность объявили, она должна продолжаться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью (или одно требование сменяется другим, третьим, пятым), день так — день эдак, возникает бытовая шизофрения и поиск возможности улизнуть из-под требовательности. Впрочем, при правильной политике обучения сотрудник (или другой обучаемый) через некоторое время уже перестает нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит на самоконтроль.
Готовность применить силу. Если проверяют на прочность вас и вашу требовательность будьте готовы применить силу: дать жесткий отпор, провести неприятный разговор, наказать за невыполнение требований. При это требовательная сила — не истерична. Требовательная сила — спокойна и рассчетлива и прикадывается в нужный момент, и в нужных направлениях, осознано и рассчетливо, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.
Требовательность руководителя
Требовательность руководителя — это внимание к качеству и готовность применить силу.
Требовательность и сила личности
Сильные и развивающиеся люди требовательности ищут и к требовательности относятся с благодарностью: когда есть высокие предъявляемые требования — это всегда планка для развития, есть куда тянуться, есть куда расти, есть перспектива и образцы. Если такому человеку предъявлять требования заниженные или неадекватные его уровню требования (работать и не высовываться, делать по шаблону и не включать голову или не предъявлять требования вообще — он рядом с вами надолго не задержится. Сильному человеку — сильные требования. Сильные — значит требования ответственности и свободы, навыка думать своей головой, стремления развивать себя и людей рядом. Низкие, слабые требования — сидеть и не высовываться, делать, только что сказано, выполнять, что положено.
Пример разговора сильного сотрудника, с начальником, который привык мало требовать:
— Я работаю у вас уже год, вы меня знаете с лучшей стороны, мои последние проекты были удачными. У меня есть идея, которая на мой взгляд, может стать выгодной для нас. Я хочу открыть новый проект, для меня бы это была бы возможность развития и фирмы, и меня. Бизнес-план готов предоставить.
— Это твое дело, но если не справишься — или все финансовые проблемы ты берешь на себя или я тебя увольняю.
— Но проект интересен и фирме в целом и вам, как ее главе, предлагаю разделить риски.
— Мне интересно только чтобы ты сидел и делал, что я сказал. А проекты новые мне не нужны.
Слабый ищет возможности от требований слинять: «А почему со всех не спросили — а с меня спросили??», или установить для себя уровень требовательности минимальный: тупо делать, что сказано и не лезть, куда не. Ему чем тише, чем меньше нужно высовываться и проявлять себя, чем пассивнее нужно быть — тем лучше. Такие люди хорошо приживаются там, где есть требования не думать своей головой, тупо выполнять распоряжения.
Как формулировать правила о конфликтогенах на форуме
Конфликтоген — коммуникативный укол или удар. Конфликтоген — формулировка или оборот, сообщение или его часть, которое:
• задевает собеседника. Если никого на форуме по факту не задевает — не конфликтоген.
• обычно задевает людей в подобных ситуациях (например, демонстрация неуважения). У людей разная норма обидчивости. Если это задевает человек вследствие повышенной нормы обидчивости, это проблема обидчивого. Норму обидчивости определяет модератор.
Типовые конфликтогены:
• неаргументированное обвинение
• неаргументированный негатив, носящий характер не мнения,
Источник