- 4.3. Навыки
- Routes to finance
- КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ЛЮДЕЙ? КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ. Крутов Г.М. Прикладная кинезиология. (Ноябрь 2021).
- Что такое поведенческие навыки
- Топ 4 Поведенческих навыков
- Список поведенческих навыков
- Списки навыков:
- Поведенческие методы и стратегии интервью
- Как заняться трудоустройством Работа
- Бесплатно и развлечения Чем заняться на выходных
- Знания Умения Навыки и Способности
- Учить надо способностям
- О каких способностях идет речь?
- Если способности так важны, как их развивать?
- 6 комментариев. Оставить новый
4.3. Навыки
Приобретенные формы поведения формируются в про-цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.
Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.
Навыки — это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения.
Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.
Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации — условный рефлекс и оперантное реагирование.
Напомним, что условный рефлекс — реакция на раздражитель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раз- дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, как мы уже говорили, значительную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.
Еще более сложные условные рефлексы можно выра-ботать у высших животных — обезьян. В Сингапуре, например, с его помощью научили обезьян участвовать в работе биологов. Обезьяны усвоили слова определенных команд. Прыгая на ветвях деревьев на высоте пятиэтажного дома, следуя командам, которые люди отдают с земли, обламывают и приносят людям отдельные листья, цветы, отростки, которые иначе достать было бы очень трудно.
С помощью условного рефлекса можно выработать и отрицательные реакции — страха, избегания чего-либо и т.п.
Оперантное обусловливание — еще один важный механизм реализации навыков первого вида. Одной из важнейших характеристик живого существа, как вы уже знаете, является его активность, постоянное взаимодействие со средой. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются те действия, которые полезны для живого существа: помогают удовлетворить его потребности, избегать опасностей. Такой вид выработки навыка называется оператным (от латинского слова орвгаНо — действие) обусловливанием, или оперантным научением.
Классическим примером оперантного научения являются эксперименты, проведенные известным американским психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу помещали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересовало, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не показывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи- тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.
Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае особенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.
Многие навыки животных и некоторые навыки человека представляют собой навыки первого типа.
Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией пер-воначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Такие навыки характерны только для человека. Формирование навыков второго типа — путь приобретения многих сугубо человеческих умений, в том числе навыков письма — моторных и грамматических.
Особенностью такого навыка является то, что автоматизированные действия можно вновь начать контролировать. Например, грамотный человек пишет без ошибок автоматически, не задумываясь. Но если он не знает, как написать то или иное слово или чувствует, что сделал ошибку, он может вспомнить необходимые правила, применить способы проверки и т.п. Выработка такого типа навыка требуется определенный уровень развития интеллекта.
Источник
Routes to finance
КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ЛЮДЕЙ? КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ. Крутов Г.М. Прикладная кинезиология. (Ноябрь 2021).
При любых работах есть определенные навыки, необходимые для выполнения работы. Необходимые навыки будут варьироваться от позиции к должности, и вы можете узнать, что они собой представляют, прочитав описания должностных обязанностей. Но есть и другие навыки, которые требуют почти все рабочие места, и наем руководителей не может думать об их упоминании.
Что такое поведенческие навыки
Поведенческие навыки часто подпадают под общий заголовок хорошего характера, дружелюбие, зрелость или здравый смысл, и многие люди предполагают, что они естественным образом становятся частью хорошего или умного — они этого не делают.
Это навыки, которые нужно изучать и практиковать. Хорошие новости, это вполне возможно, чтобы развивать эти навыки поведения в любое время.
Многие из этих поведенческих навыков носят социальный характер. Они касаются того, насколько хорошо вы можете ладить с другими людьми, включая своего руководителя, ваших коллег, клиентов и клиентов.
Топ 4 Поведенческих навыков
Общение
Хорошая коммуникация на самом деле состоит из множества разных навыков, от соответствующих шаблонов языка тела и зрительного контакта до способности писать четкие и точные отчеты. Точное прослушивание и способность следовать инструкциям особенно важны, но часто игнорируются или воспринимаются как должное. Многие люди просто не обращают пристального внимания на то, что другие говорят или пишут, и не задают последующие вопросы, чтобы проверить их понимание. В результате люди действуют по своим собственным неточным предположениям и создают неэффективность и разочарование на работе.
Если вы действительно можете слушать, ваша работа будет вырезать выше многих ваших конкурентов.
Настройка и планирование цели
Любой может пожелать, чтобы что-то произошло, но для достижения чего-либо (кроме случайности) вам нужно составить план, который удивительно мало кто знает, как это сделать. Планирование требует постановки конкретных целей, определения действительных шагов действий и принятия обязательств по ознакомлению с планом.
Даже установка начальной цели может быть затруднена, когда несколько вопросов конкурируют за внимание. Эффективное планирование требует организации проблем по важности и, зачастую, делегирования. Невозможно сделать все сразу, но если вы сосредоточитесь на наиболее важных задачах и попросите о помощи, вы можете многое сделать.
Численность
Численность — это математика, какова грамотность для письменного языка. Удивительно, но многие взрослые функционально бесчисленны, несмотря на то, что знают, как решать сложные математические проблемы. Численность означает способность мыслить четко и грамотно о цифрах в реальной жизни, а не только на тестах.
Классический пример бесчисленности реагирует по-разному на новостные сюжеты или рекламу в зависимости от того, выражается ли такое же количество в процентах, десятичном или дробном, и большинство людей делают именно это, поэтому знаки продажи всегда используют проценты ,Становление нумерации — важная часть критического мышления.
Эмпатия
Быть чутким человеком естественно приходит к кому-то, но менее естественно для других. Поведение с сочувствием означает больше, чем плохое чувство для кого-то, кто грустен или разделяет чужую радость. Это означает возможность войти в чужой мир, чтобы понять не только то, что их точка зрения, но и почему у них есть эта точка зрения.
Босс может рассердиться, потому что она чувствует давление отмены, о котором вы не знаете. У коллеги может быть большое эго о проекте, потому что они боятся потерять работу. Вы никогда не знаете, что происходит у других людей. Эмпатия — это поведенческое умение, которое может помочь вам не только сохранить ваше собственное спокойствие, но и помочь вам расти в вашей карьере, потому что люди с симпатией склонны успокаивать других.
Список поведенческих навыков
Вот список поведенческих навыков. Необходимые навыки будут варьироваться в зависимости от работы, на которую вы подаете заявку, а также ознакомиться с нашим списком навыков, перечисленных по заданию и типу навыков.
A — Z
- Ответственность
- Точное прослушивание
- Аналитическое мышление
- Ответ на жалобу
- Извинения
- Организация проблем по важности
- Ассертивность
- Запрос на помощь
- Просьба о разрешении
- Вопросы-ответы
- Внимание к деталям
- Устранение проблем с другими людьми
- Будучи хорошим спортом
- Обязательство
- Общение
- Концентрация
- Концептуальное мышление
- Обсуждение > Убедительные
- Творчество> Творчество
- Фокус клиента
- Работа с эмоциями
- Делегация
- Дипломатия
- Принятие решений
- Направление
- Сочувствие
- Выражение привязанности > Выражение чувства
- Контакт с глазами
- Гибкость
- Следующие указания
- Следующее руководство
- Сбор информации
- Жесты
- Предоставление комплиментов
- Инструкция по сдаче
- Настройка цели
- H — M
- Помощь другим
- Честность
Импровизация
- Инициатива
- Целостность
- Взаимодействие с людьми
- Межличностное
- Знакомство с другими
- Представляем себя
- В terviewing
- Присоединение к событиям
- Сохранение боев
- Лидерство
- Прослушивание
- Логическое мышление
- Менеджмент
- Выполнение решений
- Мониторинг
- Мотивация
- N — S
- Переговоры
- Невербальная коммуникация
Численность
- Организационная
- Признание чувств
- Терпение
- Навыки людей
- Настойчивость
- Убеждение
- Планирование
- Политика > Управление проблемами
- Решение проблем
- Относительно других
- Respect
- Продажи
- Самооценка
- Самосовершенствование
- Самоуправление
- Чувствительность
- Разговор
- Стратегическое управление
- Стратегическая перспектива
- Стратегическое планирование
- Усиление стресса
- Управление стрессом
- T — Z
- Tact
- Обучение
- Командная работа
Управление временем
- Сокращение натяжения > Обучение
- Доверие
- Вербальная коммуникация
- Письменное сообщение
- Как использовать списки навыков
- Когда вы подаете заявку на новую должность, обязательно внимательно прочитайте описание задания.Определите навыки, которые у вас есть, что хочет ваш потенциальный работодатель, и не забудьте выделить их в своем резюме, сопроводительном письме и собеседовании. Будьте готовы к примерам, которые демонстрируют ваше использование каждого навыка.
- Некоторые требуемые поведенческие навыки, такие как инициатива, скорее всего, будут указаны в описании работы. Другие, такие как контроль ваших собственных эмоций, не могут быть перечислены, потому что руководитель по найму может просто предположить, что у заявителей будет навык. В таких случаях на самом деле может быть контрпродуктивным подчеркнуть навык, когда вы подаете заявление; это эквивалентно хвастовству, что вы можете одеться. Это может заставить вас выглядеть плохо, чтобы преувеличить основы.
- Тем не менее, некоторые наемные руководители могут спросить о навыках, которые другие просто считают само собой разумеющимися. Будьте готовы привести примеры всех соответствующих навыков, которые у вас есть, даже если вы сомневаетесь, что собеседник спросит.
- Вы можете использовать следующий список не только для того, чтобы получить представление о том, что работодатели могут искать, но и определить области, где вам нужно учиться.
Списки навыков:
Навыки трудоустройства, внесенные в список Job | Списки навыков для резюме
Софт против жестких навыков | Как включить ключевые слова в ваше резюме | Список ключевых слов для резюме и сопроводительных писем | Навыки и способности
Поведенческие методы и стратегии интервью
Обзор лучших методов и стратегий обработки поведенческих интервью, что делать заранее , и что включать в ваши ответы на вопросы.
Как заняться трудоустройством Работа
Интересуется карьерой и работой в сфере людских ресурсов? Это те шаги, которые вам нужно выполнить, чтобы выполнить свой выбор в карьере: Приземлитесь на работу в HR.
Бесплатно и развлечения Чем заняться на выходных
Посещение музея, уличной ярмарки или бильярдной это всего лишь три из 30 бесплатных вещей, которые помогут вам избежать скуки в выходные дни.
Источник
Знания Умения Навыки и Способности
Чему мы (в смысле учителя, преподаватели, тренеры и пр.) учим? Как чему, Знаниям, Умениям, Навыкам (ЗУН). Это мантра звучит на всех уровнях обучения, включая и корпоративное обучение. Подразумевается, что процесс обучения – это процесс, направленный на усвоение обучаемым определенных ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ученик, студент, слушатель должен Знать, Уметь, Владеть (навыком).
Если конкретней, то
- знание – это усвоенные учащимся определенные факты, информация, которые учащийся понимает, помнит и может воспроизвести. Однако сами по себе знания не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, знания должны переродиться в умение.
- умение – это уровень владения знаниями в той степени, в которой их можно применять в практической деятельности. Однако это не все. Есть еще навыки.
- навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Как говорят в педагогической среде, навыки – это «выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности».
Пример, человек в начальной школе или даже раньше учит буковки, алфавит. На данном этапе он приобретает знания. Затем учит складывать буквы в слоги и слова, он приобретает новые знания. Когда он пытается читать, он уже применяет ранее полученные знания в практическом чтении. Т.е. приобретает умение. Когда же умение развито до такой степени, что чтение идет с листа без запинок и помарок, то это навык.
Кстати, сколько на это уходит времени? Около года. Иногда больше. Другой пример, изучение иностранного языка. Есть индивидуумы, которые схватывают достаточно быстро, а есть индивидуумы противоположного типа. В школе учит, потом в институте, потом раз в два года посещает курсы иностранного языка пред поездкой за границу, но до уровня освоения, который можно назвать устойчивым навыком и к сорока годам не дотягивает. Разве что «Сенька бери мяч» или «фэйсом по тэйблу».
Пример ближе к производственной деятельности. Курсы переподготовки по специальности, например, управление проектами. По-хорошему – 360 часов обучения, чаще всего – 72 часа. Однако управление проектами это только часть из того, что требуется современному управленцу. Программа МВА, по-хорошему. более 1000 часов (два года), некоторые поставщики такой услуги отводят на это дело год. Есть программы и короче, но это вообще суррогат, а не программы. Приносят они пользу? Какую-то приносят. Что они дают? Если хорошо поставлен процесс обучения, то ЗУН-ы в области управления. Диплом по программе МВА дает право занимать руководящие должности, в том числе первого руководителя компании.
Однако год или, тем долее два, для нынешнего времени слишком большое расточительство. Говорят, что период полураспада знаний сейчас составляет от полугода до двух лет, в зависимости от отрасли знаний. Это значит если Вы получили диплом два года тому назад, то 50% от полученного уже устарели.
ИТОГО 1: Когда мы учим ЗУН-ам, то мы учим не тому, что надо. Нет ЗУН-ы «никакой другой пользы, кроме вреда» не приносят. Во-первых, долго. Когда мы дошли от Знаний до Навыков они уже никому не нужны. Во-вторых, процесс трудоемкий. Сколько видов деятельности осуществляет человек? Тьма, не сосчитать. Причем каждый вид требует своих знаний, умений, навыков.
Посмотрите на рисунок
Это широко распространенный путь обучения. Обучение в данном случае процесс вытягивающий учащегося на новый уровень. Бывает, что вытягивают.
Учить надо способностям
В основе обучения ЗУН-ам лежат именно способности. Способности это характеристики индивидуума, которые возникают от рождения (их часто называют задатками) или развиваются в течении жизни на основе опыта и практики. Способность проявляется в том, насколько индивидуум быстро и основательно, легко и прочно осваивает виды деятельности.
Знания усваиваются, поскольку у человека есть (а есть далеко не у всех) способность воспринимать, запоминать, увязывать новые знания с имеющимся багажом знаний. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Наконец, навык появляется при наличии способности к воспроизводству умения реализовывать знания в различных ситуациях. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Нельзя сказать, что эти способности не развиваются у человека в нынешней системе образования. Однако они развиваются скорее не благодаря, а вопреки ей. Естественным путем. Как будет выглядеть процесс обучения, в случае если акцент переместить с ЗУН-ов на способности схематически показано на рисунке.
Человек обладающий способностями, всему научится сам. Он освоит любые навыки, если у него есть соответствующие способности. Вот почему надо учить не навыкам, а способностям к освоению этих навыком.
О каких способностях идет речь?
На этот счет нет единого мнения ни в академической среде, ни в бизнес среде. Наиболее вразумительную классификацию я нашел в публикации Deloitte почти годовой давности «Навыки меняются, но способности остаются»[1].
Врожденные способности – это те способности, с которыми мы все рождены – они являются частью нашей человечности. Эти врожденные способности могут включать любопытство, воображение, творчество, сочувствие и устойчивость и пр. Однако то, что мы рождены с ними, не означает, что эти возможности статичны. Они могут быть усилены в среде с правильными условиями. В среде, где работа не требует или не поощряет проявление этих способностей, а руководство даже наказывает за их проявление, они могут стать неактивными.
Развитые способности – это те, которые формируются и совершенствуются с течением времени. К ним относятся адаптивное и критическое мышление, командная работа, социальный интеллект и эмоциональный интеллект. У части человечества эти способности не получили должного развития, однако, большинство людей имеют потенциал для их развития. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список возможных важных человеческих способностей, но он обеспечивает основу и направление к типам способностей, которые представляются наиболее значимыми.
Статья вообще-то о воспроизводстве рабочей силы. В ней говориться о том, что нацеленность на навыки рабочих была характерна для неспешного 20-го века, а сейчас потеряла свою ценность. Не выгодно обучать рабочих навыкам важным для текущего момента. Но мне представляется, что данный подход применим ко всем видам деятельности человека. Хотя набор способностей, естественно, может меняться.
Что бы успеть за изменениями в технологии предприятия вынуждены будут в разы увеличить инвестиции в обучение работников необходимым навыкам. Однако количество и разнообразие навыков, необходимых для обслуживания рынка, растет быстрее, чем существующие мощности по научению этим навыкам. В «нашей буче, боевой, кипучей» постоянно требуются все новые и новые навыки, которые обновляются все чаще и чаще. В результате важным становятся не сами навыки, а устойчивые человеческие способности, которые лежат в основе способности изучать, применять и эффективно адаптировать навыки к меняющейся ситуации.
ИТОГО 2: Обучать надо не навыкам, а способностям, а человек со способностями освоит необходимые навыки сам. Вывод не нов, но внедряется он медленнее чем того хотелось бы.
Если способности так важны, как их развивать?
Ответ прост. Постоянные человеческие способности, о которых мы говорим, присутствуют во всех нас, и они могут использоваться всеми. Кстати, способности не только обладают ключом к долгосрочной и постоянной актуальности, но и могут культивироваться без огромных капиталовложений. Думайте о способностях как о мускулах. Они есть у всех, хотя они могут атрофироваться из-за недостатка использования – и, как и в случае с мышцами, возможности быстро усиливаются, как только они начинают их использовать.
Начало работы не должно означать создание большой программы обучения. Следует культивировать среду, в которой ценятся способности мыслить, генерировать идеи, не паниковать перед неопределенностью, проявлять эмпатию. Этот подход требует мужества, поскольку он требует от лидеров уверенности в том, что устойчивые человеческие способности действительно способствуют развитию навыков и ценности бизнеса.
В завершение пример из личной жизни. За душой я имею некий алгоритм развития мышления менеджеров. К примеру, см тут [2]. Не секрет, что определенная часть этой категории людей в бизнесе умеет исполнять, но не умеет думать. Несколько раз я предлагал уважаемым мною руководителям провести занятия с их работниками по развитию способности мыслить. К сожалению, получил вежливый отказ. Возможно я не те доводы приводил в порядке обоснования. Но, как мне представляется, это обусловлено ментальностью руководителя. Им импонируют работники, способности которых можно описать словами из песни В. Высоцкого: «Не надо думать с нами тот, кто все за нас решит».
Не стесняйтесь, делитесь своими соображениями в комментариях и кликайте на пиктограммы
6 комментариев. Оставить новый
Автор как-то вольно трактует работы Савельева, Юнга и определения способностей. Качественная реализация какой-либо способности зависит не только от объема но и от специфически сформированных нейронных ансамблей. И эти нейронные ансамбли специфичны для разных видов деятельности, что и отличает профи от любителя. И они МОГУТ увеличиваться. Если вы хреновый предприниматель – это не значит, что у вас какой-то там участок мозга слишком маленький. Это значит что у вас нет соответствующих ЗУН и не сформированы специфичные нейронные ансамбли ПО СРАВНЕНИЮ с успешным предпринимателем в какой-то определенной сфере деятельности. Тоже и со способностями: “врожденные” и “приобретенные” – это как сравнивать теплое и мягкое – принципиально разный базис.
Я не спорю, что в процессе обучения по жизни у человека возникают в голове разные нейронные связи, но тема публикации не об этом и я об этом не говорил. Но слова красивые.
Тоже и со способностями: «врожденные» и «приобретенные» — это как сравнивать теплое и мягкое — принципиально разный базис.
Коллега, пож. расшифруйте. Я не понял Ваше сопоставление. Врожденные способности и приобретенные способности, это действительно не одно и тоже. Это разные категории, но и то и другое есть способности.
Триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.
Умение – владение практикой применения знания.
Вроде бы можно добавить ступеньку – “практика” – между знаниями и умениями.
А способности мне представляются как лестница в целом. Имея лестницу – способности (или попросту – задатки), – можно используя способности, обрести знания, перейти к практике, обрести умения, опять перейти к “много-много практики” и довести умения до автоматизма, что вроде бы и составит навык. Причем если лестница способностей не очень, то от умения до навыка будем много больше ступенек дрессировки умений, пока не получится навык.
Но умения без практики можно и забыть (равно как и знания), то с лестницы способностей можно и свалиться. Или спрыгнуть, если по ходу выясниться, что навык не нужен.
А нужен ли навык – это вроде как мотивация. Мотивацию можно приделать как силу – толкающую вверх по лестнице.
Вот – накреативил, однако… Звиняйте, если что не так
Алексей Васильевич, Вы правы абсолютно, говоря в этой статье, что учить надо способностям… Внесу лишь свою небольшую поправку в Ваше изложение, что надо не учить, а развивать заложенные в человеке природой способности, которые называют природным потенциалом человека. Именно природный потенциал определяет, чего человек сможет достичь в жизни и как высоко подняться в социальной иерархии…
.
Как узнать в чем заключается этот природный потенциал? Как увидеть этот потенциал, чтобы понять, что нужно развивать? Почему, человек часто достигая успеха в определенной области, затем получает профессиональное выгорание и полную потерю интереса к тому, чем так страстно ранее занимался? Как бороться с этим профессиональным выгоранием? Менять род деятельности или производить подстройку своей деятельности под потенциал своих способностей?
.
Чтобы ответить на все эти вопросы, есть пару «теориек», выражаясь слогом Достоевского… Вернее сказать исследования от двух ученых. Один – исследователь человеческого мозга профессор Савельев, другой – психолог Карл Юнг…
.
Профессор Савельев, который всю жизнь занимался изучение особенностей мозга, утверждает, что определенные способности человека определяются величиной определенных участков нашего мозга. Мозг растет до определенного возраста, пока растет голова человека. Именно, в этот период формируются и способности человека, тот самый природный потенциал. Когда мозг заканчивает свое формирование и рост его прекращается, он начинает деградировать. Чтобы эту деградацию предотвратить человеку нужно непрерывно нагружать свой мозг, снабжая его кровью а вместе с ней питательными веществами, которые помогают клеткам мозга непрерывно регенерироваться и строить новые нейронные связи и цепочки, взамен ослабленных или умерших… Клетки мозга обладают каннибализмом, поэтому в отсутствии достаточного кровоснабжения и питания, обусловленных нагрузкой на мозг, клетки начинают поедать друг друга… Чем сильнее мы нагружаем свой мозг, тем больше он получает питания от организма, тем быстрее регенерируется, выстраивая новые нейронные цепочки и связи между ними, которые помогают человеку запоминать и понять новую информацию, а вместе с отмиранием старых нейронных цепочек, из мозга стирается старая ненужная информация, которой человек долго не пользовался. Чем важней и нужней для человека информация, чем чаще он ее использует, пополняет думает о ней, тем больше новых нейронных цепочек регенерируется взамен старых для накопления нужной информации, уничтожая старую ненужную информацию. Именно, этим и обуславливается способность человека быстро забывать все ненужное, а иногда даже напрочь…
.
Все познается в сравнении… Если определенная часть мозга значительно больше у одного человека, чем у другого, то человек более способен к тем вещам, где определенные области мозга больше… Например, за способность сочинять стихи отвечает одна часть мозга, за способность красиво писать другая, а за способность управлять людьми третья, за способность к логике или математике четвертая и т.д. У одних эти области развиты равномерно, у других одна больше другая меньше, за счет чего одному удается хорошо руководить, но плохо разбираться в логике (математике), другому отлично писать стихи, но не быть способным создать собственный бизнес или стать предпринимателем…
.
Савельев утверждает, что изменить размеры областей мозга, после того как он сформировался невозможно, и можно лишь используя свои потенциальные способности, определяемые величиной всего мозга или его участками, поддерживать те области мозга, которые создают человеку конкурентное преимущество перед другими, являясь более крупными, активно заставляя работать именно их, то есть развивая (регенерируя нейронные цепочки) только этих более крупных областей мозга…
***
Другое открытие в области человеческих способностей сделал психолог Карла Юнг. Открытие Юнга полностью коррелирует с исследованиями особенностей мозга профессора Савельева. Исследуя своих пациентов, Юнг заметил, что все люди мыслят по разному, и по разному трактуют одни и те же события… На основе этих наблюдений, он ввел понятие базовых функций мышления. Каждая функция отвечает за определенные способности, с помощью которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми. Он также определил одну интересную закономерность проявления этих функций мышления, когда исследовал причины проявления психических расстройств человеческой также прямо или косвенно влияющих на здоровье человека…
.
Юнг определил, что каждый человек имеет как доминирующие функции мышления (восприятия), так и подавленные. Если человек будет развивать подавленные функции, то это неминуемо приедет его к психическому расстройству, болезни или даже смерти… Если человек будет развивать доминирующие функции, то обязательно добьется бОльшего успеха в обществе и займет высокое положение, то есть сделает более удачную карьеру…
.
Если сопоставить это с выводами Савельева, то если человек имеет более крупный участок мозга, отвечающий, например, за предпринимательство, то будет способен создать свой бизнес, если за руководство людьми, то из него получится хороший топ-менеджер, если за логику, то преуспеет в естественных науках, как физике или математике или аналитических прогнозах или преподавании… Однако, если логическая (аналитическая способность) функция у человека является доминирующей, а функция отвечающая за управление людьми подавленной, то ему лучше не создавать бизнес и не идти в руководители, ибо там его ждет полный провал, да вдобавок расстройство психики, болезни и даже смерть…
.
На основе этих данных легко понять почему наступает профессиональное или точнее эмоциональное выгорание. Если у человека хорошо развита часть мозга отвечающая за предпринимательство, творчество и изобретения, но плохо развита часть мозга отвечающая за администрирование, то с развитием своего бизнеса он будет получать огромное удовлетворение от использования творческих способностей. Однако, когда бизнес станет достаточно крупным, то вместо доминирующих творческих способностей, он будет вынужден использовать подваленную функцию администрирования, которая в итоге приедет неминуемо его сначала к эмоциональному выгоранию, а затем и к полной потере к тому, чем он занимался…
Вывод. Ицхак Адизес был абсолютно прав утверждая, что наиболее устойчивым типом менеджмента является команда лидеров с различным набором функций PAEI…
Источник