- Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
- Три способа понимания науки
- Основные особенности научного познания (критерии научности)
- 3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
- Читайте также
- II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- [6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
- Становление труда как специфически человеческого способа жизнедеятельности и ступени социогенеза
- Теоретическая философия
- Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ
- Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества
- § 46. Собственная сфера как сфера актуальностей и потенциальностей потока переживаний
- [6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
- Теоретическая философия
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
- 1. Наука о праве в жизни людей
- 1. Важнейшие функции жизнедеятельности Мы
- 2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична
- Глава 3 Взаимодействие живых и неживых форм жизни. Социальный принцип жизнедеятельности. Коэффициент социальной защиты
- Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Наука представляет собой особую форму духовного освоения действительности с целью получения объективных, системных, достоверных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, технике и о самом познании.
Три способа понимания науки
Наука обычно понимается в трех смыслах:
- Наука как особая форма познания.
- Наука как особая форма знания.
- Наука как социальный институт.
Основные особенности научного познания (критерии научности)
- Главная задача науки — нахождение законов, действующих в реальности, к которым относятся устойчивые повторяющиеся объективные связи между природными элементами (природные законы), элементами общества (общественные законы), между различными аспектами познания (когнитивные законы) и т.д. Из этого следует, что реальность в науке предстает в идеализированном обобщенном виде, с выделением наиболее существенных ее свойств.
- Нацеленность познания на получение объективной истины. Объективность науки проявляется в том, что ученый стремится очистить процесс исследования и оценку его результатов от субъективизма, догматики, претензий на абсолютную правоту. В реальности на деятельность ученого влияет множество факторов от его личных интересов и самочувствия до политической и социальной обстановки в стране.
- Прикладная ориентация науки. Научное познание направлено на получение таких результатов, которые могут использоваться в практике, иметь общественно полезное значение. Знание объективных законов и закономерностей позволяет человеку оказывать влияние на действительность, трансформировать ее с целью обеспечения комфортных условий собственного существования, повышения эффективности деятельности в различных отраслях производства и удовлетворения общественно значимых потребностей.
- Прогрессизм, который предполагает непрерывное самосовершенствование и обновление языка науки, ее методов, теорий и концепций. По мере развития науки происходит совершенствование ее методов, расширение ее понятийного аппарата, углубление теоретического арсенала. Наука сводится к теоретической интерпретации эмпирических (опытно-реальных) фактов. Поэтому процесс развития науки – это эволюция способов и путей теоретического объяснения фактов.
- Использование в научной деятельности специфических материальных средств, к которым относятся научное оборудование, инструменты, приборы. Среди них нередко встречается сложное и дорогостоящее оборудование, наиболее ярким примером которого служит адронный коллайдер. Также, в науке целенаправленно используются не только материальные, но и мыслительные инструменты познания, к которым относятся формальная логика, диалектика, синергетика, восхождение об абстрактного к конкретному, индукция, дедукция и др.
- Научное познание отличается строгой доказательностью, достоверностью выводов и обоснованностью результатов. Наука развивается через выдвижение гипотез, их эмпирическую проверку и логическую верификацию, и формулирование теоретических и концептуальных обобщений. Для соблюдения указанных условий ученый должен в совершенстве владеть методами научного познания, знать логику и ее законы, быть знакомым с философскими основаниями своей отрасли научного знания.
- Непрерывная методологическая рефлексия. Она предполагает, что изучение тех или иных материальных или нематериальных объектов, изучение их структуры и их взаимоотношений со средой должно сопровождаться отслеживанием самих процедур исследования, контролем над используемыми ученым методами и средствами.
Наука как особая форма знания представляет собой, систему. Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему основанную на фактах знаний о законах, действующих в реальности (как материальной, так и духовной).
Источник
3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
Коренное изменение положения науки в современном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Вместе с тем теоретическое и ценностное освоение действительности человеком является продуктом духовного производства, если понимать здесь под духом, духовностью способность человеческого сознания к трансцендированию, т. е. к формулированию суждений, выходящих за рамки эмпирического опыта. Но духовность может обнаруживать себя в суждениях различной модальности. В частности, светское понимание духовности коренным образом отличается от ее религиозного понимания.
Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и собственных устремлений.
Исторически сложилось так, что на протяжении многих веков наука как вид деятельности по производству достоверного знания не имела четких границ в духовной сфере общества и была растворена в философии, практическом знании, магии и т. д. Лишь в Новое время наука начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Так, в 1660 г. в Англии возникло первое научное сообщество – Лондонское королевское общество. Наука сознательно провозгласила опытный характер добываемого ею знания. Наука на Западе сделала благодаря этому огромный скачок вперед в своем развитии по сравнению с наукой на Востоке, которая по-прежнему оставалась встроенной в различные религиозно-философские системы, что серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение утверждало вечно существующую космическо-нравственную гармонию, осуждало активное практическое отношение к природе, воздвигая тем самым перед пытливой мыслью человека жесткие нравственные запреты.
Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе надежды на науку как спасительницу общества от всех природных и социальных зол, что послужило важным стимулом к ее развитию. С начала XIX в. начинает формироваться теоретическое естествознание в точном смысле слова. Но вплоть до 20—30-х гг. XX в. теоретическая наука в отличие от массового изобретательства и прикладных практических знаний оставалась занятием одиночек, небольших коллективов ученых-энтузиастов. И лишь в период между двумя мировыми войнами возникают огромные по численности научные учреждения, в основном военного назначения. Известно, что главным импульсом к появлению кибернетики как научной дисциплины послужили поиски решения задач эффективного поражения в воздухе высокоскоростных боевых самолетов.
Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-е гг. XX в., за короткое время полностью преобразила всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни общества. Прежде всего изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника).
Новейший этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного общества, делает ненужными многие отрасли, характерные для индустриальной фазы развития. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).
Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления – в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Постиндустриальное общество – это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества.
Естественно-научное знание по своей природе является ценностно-нейтральным. Но XX век наглядно показал, для достижения каких бесчеловечных, варварских целей можно использовать величественные достижения науки.
Общественные науки также прошли свой нелегкий путь. Классовая ангажированность принесла им немалый ущерб, хотя для такой ориентации также были свои исторические основания.
Тенденции развития современного общества ведут, с одной стороны, ко все большему взаимопроникновению науки и ценностей, а с другой – к признанию за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Но подлинная свобода предполагает ответственность. Поэтому и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов современная наука в значительной степени начинает все больше детерминировать себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремлениями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И здесь мы подходим ко второй проблеме, встающей в связи с изучением ранних работ Маркса: проблеме теоретической. Я бы хотел привлечь к ней внимание, поскольку в большинстве работ, посвященных этой теме, она, по — видимому, не только не разрешена,
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий
Становление труда как специфически человеческого способа жизнедеятельности и ступени социогенеза
Становление труда как специфически человеческого способа жизнедеятельности и ступени социогенеза Силой, направляющей процесс морфологических изменений предковых форм высших антропоидов, явился труд. В каком смысле труд создал человека, если собственно труд сложился,
Теоретическая философия
Теоретическая философия 1. Разделение философии. Философия, понимаемая в то время наиболее широко как «познание истины», получила в работах Аристотеля настолько широкое толкование, что стала актуальной конкретизация ее предмета. Аристотель вначале выделил логику как
Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ
Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ Выше мы показали, что в традиционных цивилизациях в основе всего лежит интеллектуальная интуиция. Иными словами, в таких цивилизациях самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает
Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества
Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества Как отмечалось в предшествующей главе, с системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе
§ 46. Собственная сфера как сфера актуальностей и потенциальностей потока переживаний
§ 46. Собственная сфера как сфера актуальностей и потенциальностей потока переживаний До сих нор мы лишь косвенным образом характеризовали фундаментальное понятие «моего собственного» как «не-другого» по отношению ко мне, которое, в свою очередь, было основано на
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий жизнедеятельности общества власти
[6. Конкуренция индивидов и формирование классов. Развитие противоположности между индивидами и условиями их жизнедеятельности. Мнимая коллективность индивидов в условиях буржуазного общества и действительное объединение индивидов при коммунизме. Подчинение условий
Теоретическая философия
Теоретическая философия 1. Разделение философии. Философия, понимаемая в то время наиболее широко как «познание истины», получила в работах Аристотеля настолько широкое толкование, что стала актуальной конкретизация ее предмета. Аристотель вначале выделил логику как
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В этой книге с самого начала речь пойдет о социальных явлениях. Но в первой части мы будем рассматривать правила и средства их познания. Причем не любые, а только такие, о которых полезно знать исследователю-одиночке (скажем — теоретику),
1. Наука о праве в жизни людей
1. Наука о праве в жизни людей Что же это такое — философия права? При ответе на поставленный вопрос можно было бы ограничиться ссылками на известные, к тому же внешне впечатляющие, философски-утонченные определения, согласно которым философия права представляет собой
1. Важнейшие функции жизнедеятельности Мы
1. Важнейшие функции жизнедеятельности Мы В 1851 году произошло два события, беспрецедентных для мировой истории. Об одном из них — первой Всемирной выставке в Лондоне — писали газеты всех цивилизованных государств. Другое прошло почти незамеченным и запечатлелось лишь
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в
Глава 3 Взаимодействие живых и неживых форм жизни. Социальный принцип жизнедеятельности. Коэффициент социальной защиты
Глава 3 Взаимодействие живых и неживых форм жизни. Социальный принцип жизнедеятельности. Коэффициент социальной защиты Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает окружающий его мир. Иоганн В. Гете «Мы приходим к Богу совсем не потому, что
Источник
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.
Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.
1) Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.
В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.
Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.
Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.
Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.
Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.
2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.
На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.
3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.
Источник