- Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
- Содержание:
- ↑ Научное познание. Особенности научного познания
- ↑ Уровни и формы научного познания
- ↑ Методы научного познания
- Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания
- Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества
- Формационный и цивилизационный пожходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания .
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Источник
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания
Научное познание, по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами познания, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового объективного знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики. Научное познание, не ограничиваясь познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившейся на данном этапе практики, обращается и к таким, практическое освоение которых может произойти только в будущем.
Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-познавательной деятельности. Научное исследование требует использования научной аппаратуры для проведения экспериментов при изучении новых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов. В науке используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средствам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный, обладающий специальными научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.
В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, средствам и методам исследования.
Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур.
Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключается в том, что если эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использовании так называемых теоретических идеальных объектов (идеализированных объектов, абстрактных объектов, или теоретических конструктов).
Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпирического уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Выделяют:
1) общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Анализ (от греч. – расчленение, разложение) – процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств и отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Последние обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа).
Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов, переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» – «живой организм»).
Индукция – метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение,
Аналогия (от греч. – соразмерность, пропорция) – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Методы эмпирического исследования:
— наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. В отличие от обыденного созерцания научное наблюдение опосредуется теоретическим знанием и имеет целенаправленный характер;
— измерение – познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин;
— эксперимент – целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
Методы теоретического исследования:
— мысленный эксперимент – задачей является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности;
— идеализация – разновидность операции абстрагирования, сущность которой состоит в выделении одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму;
— формализация – построение абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);
— аксиоматический метод. Аксиомы – утверждения, истинность которых не требует доказательств. При логическом выводе истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории;
— гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание развивается не «снизу» – за счет индуктивных обобщений научных фактов, а «сверху» по отношению к эмпирическим данным;
— метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области. Только опыт устанавливает соответствие математической гипотезы объективной реальности;
— метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и результате проникает в сущность изучаемого объекта;
— исторический и логический методы исследования. Исторический метод основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе обшей исторической закономерности. Основу же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества
Общество(в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
В узком смысле:
· определённый этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество);
· отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например, французское общество, белорусское общество и т.д.
Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил.
Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом.
Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.
Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.
Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.
Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие , объективная реальность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание . Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.
Формационный и цивилизационный пожходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода.
Первый из них – линейный: взгляд на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, выделяются определенные стадии в истории человечества.
Второй подход – цивилизационный: исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную, историю.
Линейный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление и в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Человеческая история подразделялась на: охотничье-собирательский (пастушеский), землевладельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). В истории человечества пять всемирно-исторических эпох: древневосточная (IV-II тыс. до н.э.), античная (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), средневековая (VI –ХV вв.), новая (конец XVII в. – 1917 г.) и новейшая истории (1917 г. – до наших дней). Более общепринятым в рамках новоевропейской традиции постренессансного времени стало деление истории на три поступательные стадии исторического процесса – древность, средние века, Новое время.
В марксистской концепции периодизация исторического процесса дастся через смену общественно-экономических формаций. Культурно-историческая реальность, для которой характерны определенный уровень развития производительных сил и установившиеся формы производственных отношений, называется общественно-экономической формацией . Исторический процесс рассматривается как последовательная смена формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) в рамках формационного подхода (Маркс) . Способ смены формаций – революция. Современную стадию социальной периодизации истории принято называть этапом постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.).
В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии:
1) традиционного (аграрного) общества;
2) индустриального (промышленного) общества;
3) постиндустриального (сверхиндустриального, информационного, технотронного и т.п.) общества.
Термин «цивилизация»(от лат. – гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах: как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер); как синоним культуры (А. Тойнби и др.); как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, например); как определенная стадия в развитии локальных куль
тур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер, «Закат Европы»).
При всех различиях в подходах к цивилизации все же ее наиболее общепризнанными чертами является то, что сам переход к цивилизации является узловым моментом становления и развития человеческой истории. Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства. Цивилизация не сводится лишь только к одному, хотя и очень важному, экономическому параметру развития общества, а включает в себя и такие важнейшие моменты, как культурологический, географический, духовный, обусловливая уникальность и неповторимость каждой цивилизации.
Опираясь на различные подходы к пониманию цивилизации, имеющие место в предшествующей традиции, а также учитывая современное состояние этой проблемы, можно дать следующее определение этого сложного понятия:
Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
Сущность цивилизационного подхода: история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций,каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории. Он учитывает поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве. Только в рамках такого подхода исторический процесс может быть рассмотрен во всем многообразии его характеристик, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив цивилизационного развития.
Специфика законов общественного развития. От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и действия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей.
С этим связаны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:
1) действие социальных законов непрямое, ничто не заставляет человека поступать «как следует», законы влияют на то, какими будут результаты действий;
2) действие социальных законов – статистическое, то есть не в ста процентах случаев, а лишь в подавляющем большинстве;
3) социальные законы трудно обнаружить, поскольку в истории невозможны повторения;
4) социальные законы не поддаются экспериментальной проверке и их прогностическая функция очень ограничена.
Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются разумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное количество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не являются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим .
Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особенности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие случайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность . Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).
Глубокие, важные для многих людей проблемы вызывают сближение интересов, огромные массы людей даже без специального намерения оказываются объединенными – это стихийные начала, связанные с проявлениями общего в человеческих интересах. Осознанные интересы порождают цель, и стихийное движение может быть систематизировано и преобразовано в организованное.
Источник