Предмет и задачи педиатрии и гигиена детей дошкольного возраста
Педиатрия (от греч. pais, paidos — ребенок, iatreia — лечение) — учение о детских заболеваниях. Современная педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения.
Особенно большое внимание современная педиатрия уделяет вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей и подростков.
Дошкольная гигиена (гр.hygienos -целебный, приносящий здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. При этом понимается не только материальная среда, окружающая ребенка, но и коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении.
. На разных возрастных этапах состояние организма ребенка различно, поэтому нормы и рекомендации, разработанные дошкольной гигиеной, учитывают особенности каждого возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.
С момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды. В первые дни и месяцы его жизни эту задачу гигиена разделяет с педиатрией, которая также занимается созданием необходимых для ребенка условий (уход, вскармливание, профилактика заболеваний, закаливание и т.д.).
В практике медицинского обеспечения детских учреждений, как педиатр, так и санитарный врач проводят в жизнь мероприятия, соответствующие современным научным достижениям педиатрии и гигиены. Они снабжают работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию, укреплению здоровья детей.
Педиатрия и гигиена детей школьного возраста в методическом отношении тесно взаимосвязаны, так как объектом их изучения являются дети от рождения до 14 лет. В связи с этим педиатрию и гигиену детей дошкольного возраста необходимо рассматривать в общем контексте, не выделяя какую-то одну дисциплину, так как в данном случае имеет место объединение хотя и самостоятельных, но тесно взаимосвязанных наук.
Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.
Педиатрия и гигиена детей дошкольного возраста изучают следующие основные темы:
• особенности детей раннего и дошкольного возраста;
• здоровье и физическое развитие детей;
• причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм, признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка;
• гигиена физического воспитания — (требования к местам проведения занятий, оборудованию, организации закаливания)
• гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей;
• гигиена окружающей среды;
• профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах;
• гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.
Источник
«Введение в науку «Педиатрия».
Лекция на тему: «Введение в науку «Педиатрия».
Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста.
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid – ребенок и iatria – врачевание.
Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.
Целью педиатрии является обеспечение всем детям благоприятных условий для достижения заложенного в них природного потенциала развития, а в случае возникновения заболевания – сохранение и возвращение состояния здоровья.
Основные задачи педиатрии:
1. антенатальная охрана плода;
2. динамическое наблюдение за ребёнком;
3. организация рационального вскармливания;
4. профилактика и лечения болезней и последующая реабилитация;
5. организация осмотров детей врачами — специалистами;
6. организация лабораторно — диагностических исследований, проведение профилактических прививок;
7. подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения и школу.
Условно педиатрию можно подразделить:
Клиническая педиатрия предполагает диагностику, лечение и этапную реабилитацию больного ребенка.
Социальная педиатрия нацелена на предупреждение патологии роста и развития ребенка.
Экологическая педиатрия – относительно новая развивающаяся наука, изучающая влияние на детский организм антропогенных экологических воздействий.
Профилактическая педиатрия – это система мероприятий для предупреждения заболеваний и инвалидизации.
Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго и претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась и со временем систематизировалась.
Особенности при работе с детьми.
Применительно к педиатрии — это продуманный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем здорового и больного ребенка.
Только правильный уход, вскармливание, закаливание, воспитание в раннем возрасте обеспечит здоровье индивидууму на всю дальнейшую жизнь.
Организационная структура включает этапы:
I этап. Обследование ребенка
II этап. Диагностирование состояния пациента: определение его потребностей и выявление проблем со здоровьем
III этап. Планирование помощи
IV этап. Выполнение плана вмешательств при оказании помощи
V этап. Оценка эффективности помощи.
I этап. Сестринское обследование пациента.
Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.
Для этого необходимо:
а) собрать субъективные данные о состоянии ребенка — данные анамнеза жизни (социального, биологического, генеалогического), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание необходимо обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии ребенка, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения);
б) исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, измерения пульса, частоты дыхания)
Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса), необходима срочная операция для его удаления.
Задача ваша – обеспечить ребенку максимальный комфорт, в пределах своей
компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для вас важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, аллергия и т.д.), сколько внешние проявления заболевания как основная причина дискомфорта. Например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания.
У детей важными являются также: страх перед медицинским вмешательством, тоска по родителям, неумение обслужить себя и т. д.
И как итог – гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.
Основные принципы взаимоотношения с больным ребенком и его родителями :
1. Действовать профессионально, в пределах своей компетенции.
2. Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.
3. Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их переживания.
4. Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуациях, своевременно снимать психоэмоциональное напряжение.
5. Одинаково ровно относится ко всем детям.
6. Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Для детей дошкольного возраста характерно:
— отсутствие осознания болезни в целом;
— неумение формулировать жалобы;
— сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;
— восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;
— усиление дефектов характера, воспитания в период болезни;
— чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Лекция на тему: «Введение в науку «Педиатрия».
Лекция на тему: «Введение в науку «Педиатрия».
Педиатрия – это наука, занимающаяся изучением организма человека от рождения до подросткового возраста.
Слово «педиатрия» происходит от двух греческих слов: paid – ребенок и iatria – врачевание.
Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.
Целью педиатрии является обеспечение всем детям благоприятных условий для достижения заложенного в них природного потенциала развития, а в случае возникновения заболевания – сохранение и возвращение состояния здоровья.
Основные задачи педиатрии:
антенатальная охрана плода;
динамическое наблюдение за ребёнком;
организация рационального вскармливания;
профилактика и лечения болезней и последующая реабилитация;
организация осмотров детей врачами — специалистами;
организация лабораторно — диагностических исследований, проведение профилактических прививок;
подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения и школу.
Условно педиатрию можно подразделить:
Клиническая педиатрия предполагает диагностику, лечение и этапную реабилитацию больного ребенка.
Социальная педиатрия нацелена на предупреждение патологии роста и развития ребенка.
Экологическая педиатрия – относительно новая развивающаяся наука, изучающая влияние на детский организм антропогенных экологических воздействий.
Профилактическая педиатрия – это система мероприятий для предупреждения заболеваний и инвалидизации.
Путь развития и утверждения педиатрии, как самостоятельной дисциплины, был сложным и длительным. Первый в истории труд «О природе ребенка» был написан родоначальником медицины Гиппократом в IV веке до нашей эры. В последующем о детях, об уходе за ними и их воспитании напишут Цельс, Соран, Гален (I, II век).
Ребенок долгое время рассматривался, как уменьшенная копия взрослого человека, отсутствовали обоснованные правила ухода за детьми. Лечение детей проводилось по тем же принципам, что и взрослых. Уход за детьми, главным образом, осуществлялся женщинами, которые передавали из поколения в поколение накопленный опыт. Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, на протяжении многих веков были очень высокими.
Наука педиатрия начала свое развитие с 16 века. Формировалась она долго и претерпела ряд изменений. Она не сразу стала самостоятельной наукой, а находилась во взаимосвязи с другими. Постепенно по мере развития, стала отделяться и обособилась и со временем систематизировалась.
В истории развития педиатрии выделяется 3 основных этапа.
1 период. Охватывает время с 16 века. Наука еще не систематизирована. Здесь большой вклад в развитие педиатрии вносят такие знаменитые учёные как Ломоносов, Максимович-Амбодик, Зыбелин, Хотовицкий и другие.
2 период. Охватывает 19-20 век. Педиатрия развивается как самостоятельная наука, начинает систематизироваться. Первые больницы были открыты в Петербурге в 1834 году и в Москве – в 1842 году. Основоположником педиатрии является Нил Фёдорович Филатов, создавший школу педиатров в Москве. Именно он описал симптомы кори, краснухи, мононуклеоза. Его труды посвящены инфекционным заболеваниям и желудочно-кишечным заболеваниям.
3 период. Начинается с 1917 года. В этот период выдающимися личностями в области педиатрии были Кисель, Сперанский, Молчанов, Домбровский и другие.
В становление педиатрии в России существенный вклад внес профессор-акушер Нестор Максимович Максимович-Амбодик. В своей работе «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» он описал отдельные болезни новорожденных и дал рекомендации по уходу за ребенком после рождения.
Первый русский профессор-терапевт Семён Герасимович Зыбелин в своих трудах описал правила вскармливания ребенка грудью и показал значение грудного вскармливания для развития здорового ребенка.
Основателем отечественной педиатрической школы считается Степан Фомич Хотовицкий, который выделил педиатрию в отдельную отрасль медицины. Он первым начал читать курс детских болезней студентам Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1847 году С.Ф. Хотовицкий впервые в России написал руководство по детским болезням «Педиятрика». Ему принадлежат известные слова: «Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам».
Николай Петрович Гундобин (1860-1908гг) – профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, один из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России. Он был первым педиатром, который стал изучать анатомо-физиологические особенности детского организма. Большое признание получили его труды «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», выдержавшие несколько изданий.
Следующий этап развития педиатрии связан с годами Советской власти, когда были изданы ряд декретов, изменивших положение женщины и ребенка.
В 1922 году в Москве был создан Государственный научный институт охраны материнства и младенчества (ныне Научно-исследовательский институт педиатрии РАМН), который возглавил профессор Георгий Несторович Сперанский. Его работы были посвящены физиологии и патологии детского возраста, расстройствам питания у детей, заболеваниям бронхолегочной системы, сепсису у детей первых недель и месяцев жизни.
Впервые в мире на базе II Московского государственного медицинского института (ныне Российский государственный медицинский университет) был организован педиатрический факультет (1932 г), позже в Ленинграде — Ленинградский педиатрический медицинский институт (1935г), основной задачей, которых стала подготовка высококвалифицированных специалистов в области педиатрии.
За последние десятилетия существенный вклад в развитие различных направлений педиатрии привнесли профессора учебных и научно-исследовательских учреждений города Москвы: Н. И. Нисевич, А. В. Мазурин, М. Я. Студеникин, В. А. Таболин, Н. С. Кисляк, Ю. Е. Вельтищев, А. А. Баранов, Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии — И. М. Воронцов, Н. П. Шабалов и др. Каждый этап в истории педиатрии знаменовался новыми приобретениями, как в области теоретических представлений, так и в практической деятельности, лечении и предупреждении болезней.
Особенности сестринского процесса при работе с детьми.
Применительно к педиатрии сестринский процесс — это продуманный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем здорового и больного ребенка.
Только правильный уход, вскармливание, закаливание, воспитание в раннем возрасте обеспечит здоровье индивидууму на всю дальнейшую жизнь.
Организационная структура сестринского процесса включает этапы:
I этап. Сестринское обследование пациента
II этап. Диагностирование состояния пациента: определение его потребностей и выявление проблем, постановка сестринского диагноза
III этап. Планирование сестринской помощи
IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств
V этап. Оценка эффективности сестринской помощи.
I этап. Сестринское обследование пациента.
Цель: получение информации для оценки состояния ребенка.
Для этого необходимо:
а) собрать субъективные данные о состоянии ребенка — данные анамнеза жизни (социального, биологического, генеалогического), жалобы (признаки заболевания), эпидемический анамнез и анамнез заболевания. Особое внимание необходимо обратить на историю возникновения проблемы в здоровье ребенка, социологические данные (взаимоотношения, окружающая среда), сведения о развитии ребенка, психологические особенности (индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решения);
б) исследовать объективные данные о состоянии ребенка: результаты его осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторно-инструментальных исследований;
в) внести в сестринскую историю пациента полученные в ходе обследования данные.
Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача: опрос пациента и его
родителей, физикальное исследование по органам и системам, беседа с врачом, чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу. Однако, медсестра не может воспользоваться в своей деятельности данными врачебного осмотра, т.е. почерпнуть все необходимые сведения из врачебной истории болезни. Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели.
Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки (аппендикса), необходима срочная операция для его удаления.
Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей
сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, аллергия и т.д.), сколько внешние проявления заболевания как основная причина дискомфорта. Например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон, беспокойство по поводу заболевания.
У детей важными являются также: страх перед медицинским вмешательством, тоска по родителям, неумение обслужить себя и т. д.
Так как медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.
Собранные данные сестра должна фиксировать в формализованной документации, однако в клинической практике официально утвержденными и пригодными для таких записей пока являются только амбулаторная карта, карты стационарного и диспансерного больного – традиционно врачебные документы. Специальная стандартизированная сестринская документация (листы сестринского осмотра, патронажные формы и т.п.) находится в стадии разработки и может различаться в каждом ЛПУ. Однако и она облегчает работу сестер.
Сестринская история болезни— юридический протокол-документ самостоятельной,
профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции, принятый в развитых странах. Цель сестринской истории болезни — контроль деятельности медсестры, выполнения ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог – гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.
Как только медсестра приступила к анализу информации, полученной в ходе обследования пациента, начинается второй этап сестринского процесса.
Цель данного этапа: установить существующие и потенциальные проблемы пациента, их причины, сильные стороны пациента, которые помогли бы предупредить или разрешить эти проблемы. Для этого следует:
а) выявить потребности (физические, психологические, социальные, духовные, эмоциональные) и проблемы ребенка (существующие, потенциальные) .
Все проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы (они есть у ребенка в настоящее время) — проблемы нарушения развития и процессов жизнедеятельности; проблемы, связанные с уходом; психологические проблемы; проблемы, связанные с родителями. Например, боль, нарушение целостности кожных покровов, стресс, дефицит знаний родителей. Потенциальные или вероятные проблемы могут появиться с течением времени — риск возникновения осложнений, риск развития неотложных состояний. Например, риск развития пролежней из-за нарушенной подвижности ребенка.
б) установить приоритетность выявленных проблем для определения последовательности их разрешения. Различают первичные проблемы (связанные с повышенным риском для жизни и здоровья и требующие экстренной помощи), промежуточные (не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства), вторичные (не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу).
в) поставить сестринский диагноз на основании выявленных проблем.
В 1973 году в США состоялась первая научная конференция по проблеме классификации
сестринских диагнозов. В этом же году сестринский диагноз был включен в Стандарты сестринской практики, изданные Американской ассоциацией медицинских сестер. В 1982 году была основана Северо-Американская Ассоциация Сестринского Диагноза (NANDA). Впервые классификация сестринских диагнозов была предложена в 1986 году (Маклейн), в 1991 году она дополнена. Всего перечень сестринских диагнозов NANDA включает 114 основных наименований, в числе которых: гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность, сниженная индивидуальная способность адаптации и преодоления стрессовых реакций, излишнее питание, превышающее потребности организма, высокая степень риска инфицирования и т. д.
В настоящее время можно встретить множество определений сестринского диагноза.
Сестринский диагноз – это описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой, во многих случаях это жалобы пациента.
Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание
реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
Следует обратить внимание на то, что:
в отличие от врачебного диагноза, сестринский диагноз нацелен на выявление ответных
реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т. п.).
врачебный диагноз не меняется, если не была допущена врачебная ошибка, а сестринский
диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются
реакции организма на болезнь.
кроме этого, сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных
Сильная (до высокого уровня) боль
Сильная, периодически возникающая боль
Сильная, периодически возникающая боль в ноге
Сильная, периодически возникающая боль в правой ноге.
Классификация также включает еще два основных компонента: сестринское действие (вмешательство) и результат действия медсестры .
III этап. Планирование сестринской помощи. Цель: определение ожидаемых результатов
(целей) сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств. Для этого необходимо: а) сформулировать цели оказания помощи — определить вид целей
— краткосрочные (рассчитанные на 2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода.) или долговременные (более 2 недель, они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента.); отразить структуру целей – конкретное действие, критерий (дата, время и т. д.), условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).
Следует помнить о требованиях к постановке целей:
1) цели должны быть реальными и достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг;
2) необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
3) цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».
4) цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина». Правильно: «Пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю».
5) возможность проверки достижения цели
После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то
есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление
специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента. Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы – что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?
Например, проблема – нарушение сна; краткосрочная цель – в пределах семи дней ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 4-6 ч, при необходимости — с помощью седативных средств; долговременная цель — к моменту выписки из стационара ребенок сможет спать от 6 до 7 ч непрерывно без приема седативных средств.
б) Составить план сестринских вмешательств, направленных на достижение поставленных
2.Подготовить ребенка ко сну (правильная организация режима дня, питания, гигиенических мероприятий, пхологический контакт)
3.Организовать благоприятную обстановку для сна режим отдыха и бодрствования и
(аэрация помещения, комфортная температура, воздействия внешних раздражителей, чистая и теплая постель
4.Оказать ребёнку (матери)психологическую поддержку
При планировании помощи для
решения этой проблемы важны исходные
данные о характере сна ребенка.
Ребёнок реагирует на привычный режим отдыха и бодрствования и приспосабливается к нему
Эти мероприятия усиливают расслабление и способствую сну
Присутствие человека, вызывающего доверие, снижает у пациента уровень тревоги
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. Существуют специальные стандарты сестринского вмешательства при различных сестринских проблемах. Например, сестринская проблема: у ребенка
12 лет стул со склонностью к запорам.
Краткосрочная – у пациента будет стул не реже 1 раза в 2 дня.
Долгосрочная – ребенок продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара.
План сестринского виешательства:
1) Обеспечить кисло-молочную и растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) – диета №3.
2) Обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные продукты, соки, сульфатные
минеральные воды) до 2 литров в день.
3) Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).
4) Обеспечить пациенту достаточную двигательную активность.
5) Обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.
6) Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
7) Обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности.
Пользуясь стандартами, необходимо помнить, что в них невозможно предусмотреть разнообразие клинических ситуаций, поэтому применять их нужно с учетом индивидуальных особенностей пациента. Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника; много жидкости – при выраженных отеках, и т.д.
IV этап. Выполнение плана сестринских вмешательств.
Цель: все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь – самостоятельно или с посторонней помощью.
Существуют три категории сестринского вмешательства:
Зависимые вмешательства – это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. Например, инъекции антибиотиков, смена повязок, промывание желудка, дача седативных препаратов.
Независимые вмешательства выполняются медсестрой без указаний и назначений со стороны врача, по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность
медицинской сестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи).
Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения педиатрических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т. п.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.
Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит
самоухода. Например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д. Реабилитирующая помощь — процесс более длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.
Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни — при ампутации
конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т. д.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и
поставленные цели не реализуются.
V этап. Оценка эффективности сестринской помощи. Цель: оценка реакции пациента на
сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые 2 часа, меняя положение пациента.
Для оценки эффективности сестринской помощи следует:
а) оценить качество помощи на основании изучения своих действий, мнения ребенка и
его семьи, руководителя (старшей и главной медсестер). Критериями эффективности сестринской помощи являются прогресс в достижении целей, ответная реакция ребенка на вмешательство, соответствие полученного результата ожидаемому.
Пример: отсутствие жалоб у ребенка (матери) на нарушение сна, отсутствие нарушений
сна, выявляемых медсестрой; ребенок может засыпать в течение 30 мин после укладывания и спать без пробуждения 6-7 ч без седативных средств.
Еще пример. Цель: ребенок продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина
технически верно к 4 сентября.
Оценка: ребенок сделал себе инъекцию инсулина технически верно 4 сентября.
б) Определить дальнейшую тактику. Если поставленные цели достигнуты и проблема
решена, поставить подпись и дату в строке соответствующей цели. Если цель не достигнута, выявить причины, определить сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медсестры, пересмотреть цель и сроки реализации цели, внести коррективы в план сестринского ухода.
Основные принципы взаимоотношения медицинских сестер с больным ребенком и его родителями:
Действовать профессионально, в пределах своей компетенции.
Соблюдать доброжелательное отношение с детьми и их близкими.
Уметь выслушать ребенка и его родителей, понять их переживания.
Поддерживать ребенка и его родителей в трудных ситуациях, своевременно снимать психоэмоциональное напряжение.
Одинаково ровно относится ко всем детям.
Сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Основными условиями компетентности профессионального общения медсестры являются демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса и профессиональной компетентности. Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.
Для детей дошкольного возраста характерно:
— отсутсвие осознания болезни в целом;
— неумение формулировать жалобы;
— сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;
— восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;
— усиление дефектов характера, воспитания в период болезни;
— чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдли о родителей.
Деонтологическая тактика – эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами, професиональное обращение с родственниками больного ребенка.
Для подростков характерно:
— преобладание психолигической доминанты возраста – «притязание на взрослость»;
— бравада как форма самозащиы при внутренней психологической ранимости;
— пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.
Деонтологическая тактика – общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.
Источник