Искусство. 3 способа познания: религия, наука, искусство
3 способа познания: религия, наука, искусство. Наука жизнь останавливает, ставит опыты препарирует жизнь. Религия интересуется не столько этой жизнью, сколько тем, что будет после, проблемой вечности. Религиозная теореология находится вне реальности.
Искусство — специфический вид духовного отражения и освоения действительности; один из элементов культуры; форма чувственного познания мира; проявляются творческие способности человека; процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие.
Искусство создает новую, вторичную, параллельную реальность (основанную на чувственном восприятии мира). В центре искусства – фигура личности, мастера. Язык художественной культуры: уникально восприятие автора и зрителей, нет точного значения, понимание в культуре уникально, в искусстве существует разность восприятия, моральность и нравственность необязательны. Аллегория (метафора) – язык искусства (иносказание, перенос качественного значения). Вымысел – непросто придуманный мир, а соотношение внешнего мира с внутренним. Красота функциональна, но есть и такая, которая не функциональна. Красота – явление относительное, не существует эталона красоты. Существует некий замысел красоты (говоря не об искусстве, о а природе). В окружающем мире существует некий теореологизм, т.е. красота заложена.
О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке. Прогресс искусства – эволюция творчества. В искусстве существуют традиции (школы, направления).
Религиозное искусство организует человека (каноны). Человек, занимающийся религиозным поиском уходит из искусства. Картину человек смотри вливаясь в нее, входя в ее мир (точки находятся за плоскостью). А икона не втягивает человека. Там нет точности факта, зато есть духовная реальность. Икона – мировоззрение в цвете. Она выталкивает изображение. Читая библию, мир читающего не исчезает, а библия выходит на читателя.
Все три способа познания не противостоят, а сочетаются, и точка их пересечения находится в человеке. Но религиозный – доминант в человеческой личности.
Источник
три способа познания
наука, искусство и религия — три самых распространённых способа познания человеком окружающего его мира. друг от друга они отличаются лишь методами и инструментами познания, но их объект один и тот же, и это — окружающий нас мир.
1. наука.
использует научные методы познания, базирующиеся на — объективности и логике
(ещё объективность иногда называют — «методом научной верификации»). основные
инструменты науки, это — сознание и разум, опирающиеся на чувства человеческого
тела (чувства «первого порядка»), которых как я предполагаю у человека — шесть:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и — память. 😉
наука, как способ познания — конкретна, рациональна и объективна, что и
следует из её определения. субъективными в ней могут быть только гипотезы.
2. искусство.
имеет обилие методов, основным из которых, пожалуй, является — творчество
(творит и Художник, и тот, в ком произведения его находят свой отклик),
но главное отличие искусства от других способов познания — это не методы,
но — инструменты познания, а именно — движения человеческой души,
или — чувства «второго порядка», чаще именуемые просто — чувства.
есть чувства — есть и искусство, нет чувств — и искусства нет,
причём не имеет, например, значения — композитор вы, исполнитель,
или слушатель — искусство происходит там, где творятся чувства.
естественно, чувства — это внутренний атрибут конкретного человека,
поэтому искусство полностью — иррационально и субъективно .
3. религия
религия есть ярчайшее проявление более общего способа познания мира —
познания верой. вера — самодостаточна, и как метод, и как инструмент познания.
вера — это тот внутренний фундамент, на котором держится всё, без оговорок, человеческое.
она абсолютно необходима человеку для того, чтобы его сознание
и чувства не перегружались и не. «ломались», не выходили из строя.
вера — это способность человека получать готовые решения без затраты каких бы то ни было усилий.
и именно эта способность чаще всего и предохраняет наши сознание и душу от разрушения.
вера субъективна, она внутри человека, и поверить её возможно лишь другой верой. своей.
религия — это способ познания мира, основанный исключительно на вере.
три замечания:
1. почему именно познание — общий знаменатель? детское «вот когда я вырасту. » —
не случайно, а есть бессознательное проявление человеческой сути — вставать на цыпочки,
и заглядывать в будущее. познание — и есть лестница для заглядывания за горизонт —
и — свойство каждого из нас, без исключения. причина «общего знаменателя» — в этом.
2. для каждого конкретного человека один способ познания никак не исключает другой —
и обычно люди познают мир всеми удобными и доступными им способами.
3. способов познания много больше, чем три, просто эти три — самые распространённые.
Источник
В.Р. Легойда: Наука и религия — два способа познания, которые дают возможность более объемного восприятия мира
Москва, 13 октября 2014 г..
По словам В.Р.Легойды, после презентации ученым книги Святейшего Патриарха «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», состоялся «заинтересованный, но непростой и временами весьма напряженный разговор».
«Прозвучавший в ходе дискуссии тезис об отсутствии конфликта между наукой и религией вызвал у части аудитории несогласие», — сообщил председатель СИНФО.
«Мой тезис очень прост: я предлагаю рассматривать науку и религию как два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Религия отвечает на вопрос «для чего» — в чем смысл жизни, что такое смерть. Наука на этот вопрос ответить не может, но отвечает на вопросы «как» и «почему» (устроен мир), и поэтому конфликта быть не может», — добавил он.
Председатель СИНФО напомнил, что наука и религия познают разное и используют во многом разные методы познания и именно поэтому не могут противоречить друг другу.
«Они совершенно разные, и потому не могут между собой конфликтовать, как не могут конфликтовать сенокосилка с вертолетом. Это вещи разного порядка. Нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то хуже. Мы не можем сказать, что вертолет не может косить, поэтому он плохая сенокосилка», — отметил В.Р. Легойда.
«Галилей, например, который жил в эпоху становления современной науки, когда демаркационная линия между разными способами познания мира только прочерчивалась, очень четко понимал эту разницу. Он говорил: “Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо”», — продолжил он.
По словам председателя СИНФО, наука и религия являются двумя разными путями познания, которые говорят о разном и потому могут друг друга лишь дополнять, давая возможность человеку более объемно воспринимать мир, формировать более полное мировоззрение.
«Представление о противоречии науки и религии — это отчасти следствие стереотипов советского времени, но по большей части результат некоей интеллектуальной гордыни, сциентизма. Рождение явления сциентизма связано с эпохой Просвещения, когда, собственно, и было сформулировано напряжение по линии наука — религия. Сциентизм — это уверенность во всесилии науки, в том, что наука может ответить на все вопросы. Это не так», — подчеркнул В. Р. Легойда.
«Наука не может ответить на все вопросы. Но не потому, что она плохая, и не потому, что никогда не сможет развиться до такого высокого уровня. А потому, что даже если когда-то ученые смогут, например, ответить на вопрос, как именно на земле появилась органическая жизнь, они все равно никогда не смогут ответить на вопрос, для чего эта жизнь появилась. Просто потому, что этот вопрос находится за пределами компетенции науки. Точно так же и религия не занимается научным познанием устройства мира», — заключил представитель Церкви.
Источник
О гуманитарном (искусствоведческом) способе познания.
Введение.
Три способа познания мира: искусство, религия, наука.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Чем проект отличается от других видов работ?
Рассмотрим понятие «Доклад».
Доклад — устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект — не одно и то же.
Далее рассмотрим понятие «Реферат».
Реферат — сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Понятие «Исследовательская работа».
Исследовательская работа — работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование — это лишь этап проектной работы.
Понятие «Проект».
Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект включает в себя 5 «П», то есть, это так называемые пять этапов, благодаря которым можно создать готовый проект:
Чуть позже мы подробно рассмотрим каждый из них.
Три способа познания: Наука, искусство, религия.
Наука, искусство и религия — три самых распространённых способа познания человеком окружающего его мира, друг от друга они отличаются лишь методами и инструментами познания, но их объект один и тот же, и это — окружающий нас мир.
У человечества есть три основных способа познания мира: естественнонаучный, эстетический и религиозный. В настоящее время ведущим является естественнонаучный. С последней четверти XX века всё большие позиции завоёвывает религия, а также поднимается роль мировой художественной культуры в воспитании человека и познании окружающего мира.
Естественнонаучный способ познания включает в себя несколько этапов:
· обобщение и классификация;
· предположения и гипотезы;
· разработка объяснений явлений с использованием теории;
· следствия: а) для развития теории; б) практического применения в технике и экономике; в) предсказания других явлений.
Познаваемость мира. Сведения о клетке.
Клетка — это элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. А можно ли увидеть клетку? В мякоти плодов арбуза или апельсина, если присмотреться, можно различить отдельные клетки.
У арбуза, в центральной части плода, налитые соком клетки достигают 1мм в диаметре.
Оказывается, что самая большая (в диаметре) клетка живого организма — яйцеклетка. Во многих случаях разглядеть её нетрудно.
У человека (по размеру) она приблизительно равна точке в конце этого предложения. В птичьем яйце, как и в любой яйцеклетке, всего одна клетка, окруженная множеством оболочек, и самой большой животной клеткой является яйцо страуса, в длину оно — 15-20 см, а в ширину- 10-15 см.
В состав клетки входит около 70 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. В зависимости от того, в каком количестве входят химические элементы в состав веществ, образующих живой организм, принято выделять несколько их групп.
Группы макроэлементов (около 98% массы клетки) образуют углерод, водород, кислород и азот — главные компоненты всех органических соединений.
В другую группу в количестве десятых и сотых долей процента входят сера, фосфор, калий, натрий, кальций, магний, марганец, железо и хлор.
К микроэлементам, содержащимся в клетке в очень малых количествах, относятся: цинк, медь, йод, фтор, кобальт, селен и др., которые не менее важны для жизнедеятельности клетки.
О гуманитарном (искусствоведческом) способе познания.
Этот способ познания мира основан на чувствах. У человека пять главных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В каждом чувстве различают основные элементы.
В зрении это семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В мире звуков (слух) — семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (у китайцев — пять).
В мире запахов (обоняние) — семь основных запахов: эфира, камфары, мускуса, цветочный, мяты, удушливый и гнилостный.
Восприятие всех вкусовых ощущений сводится к комбинации четырех основных: соленого, сладкого, горького и кислого
Осязания подразделяются на ощущения прикосновения и давления — это тактильная чувствительность; тепла и холода; боли и других смешанных ощущений
.
Живописец и скульптор создают зрительные образы; композиторы — мир музыки; парфюмеры — мир запахов; повара — мир запаха, цвета, формы и вкуса, отражающий замечательное содержание блюд.
Каждый представляет мир по-своему. В искусстве — главный художник. Каким он хочет видеть мир, таким и представляет его людям. Они могут верить ему или нет. Это другой вопрос. Разные художники могут не принимать творчество друг друга, вплоть до личной ненависти. Но они могут и объединяться, если их творчество созвучно, например художники-передвижники в России, импрессионисты во Франции, «Могучая кучка» музыкантов России в XIX веке и др.
В настоящее время в нашей стране накопилось огромное количество проблем: социальных, технологических, экологических, медицинских. Но самая тяжёлая проблема — это проблема сохранения нравственности и духа народа.
Все эти проблемы, если и дальше будут пущены на самотек, то приведут приблизительно к 2050 году к гибели цивилизаций, развивающихся нынешними темпами по западному образцу, в том числе и Российского общества (по многим направлениям). Каков же выход? Выход, безусловно, есть. Гуманный. Он состоит в использовании всего полезного, что есть в каждом способе познания Мира.
Искусствоведческий способ, который находится между наукой и религией, может стать связующим звеном. Путём воспитания нужно убедить людей стремиться в делах и общении с людьми, природой и техникой к изяществу, легкости, красоте, что мы наблюдаем, например, у Леонардо да Винчи (Знаменитая картина «Джоконда. Мона Лиза»).
К этому нужно добавить добросовестность, воздержание, милосердие и любовь, а также профессионализм, включающий научные знания, технологическую грамотность и. наконец, принцип разумной достаточности.
Дата добавления: 2020-11-29 ; просмотров: 101 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник