Наука как отрасль культуры
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе.
► Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм.
Наука. Функции науки
► Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Науку рассматривают как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.
Возникнув в Европе после философии и религии, в современном виде наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Причина возникновения науки – соединение в своеобразном типе европейской культуры восточной чувственности с греческой рациональностью. Активно развиваясь, к началу XVIII в. наука заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. С тех пор значение науки неуклонно возрастает. Если в начале XIX в. развитие науки зависело от развития производства, то к концу столетия ситуация изменилась: развитие науки стало предшествовать развитию производства.
В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет. В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Изменился и статус ученого. До конца XIX в. научные исследования велись в университетах, где ученый добывал средства к жизни преподавательской работой. В настоящее время ученый – это особая профессия. С разделением науки на фундаментальную и прикладную, произошедшим в ХХ столетии, теоретические исследования стали непосредственно влиять на производство. Наука превратилась в важную производительную силу общества.
Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.
Наука как отрасль культуры
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.
► Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.
Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый рядпризнаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.
Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенностъ – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичностъ – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарностъ – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.
Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.
Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:
♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.
Источник
Наука как отрасль культуры
ЛЕКЦИЯ 1.НАУКА. ФУНКЦИИ НАУКИ
МОДУЛЬ I ЕСТЕСТВОЗННИЕ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Наука как отрасль культуры
2. Наука как способ познания мира
3. Наука как социальный институт
► Наука – это особый рациональный способ познания мира, основана на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Науку рассматривают как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.
В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Наука превратилась в важную производительную силу общества.
Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.
► Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты – орудия труда, жилище, одежду и т.д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство.
Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый ряд признаков. От искусства паука отличается рациональностью. От философии пауку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а па чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности паука имеет специфические черты.
Универсальность — сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенностъ — конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичность — паука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарность — наука делится па отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимость — научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенность — процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственность — новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичность — всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены.
Достоверность — любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рациональность — разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, па основе законов логики.
Чувственность — научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:
♦ наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
♦ результаты науки требуют эмпирической проверки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Наука в системе культуры
Содержание:
Введение
Наука является важнейшим элементом духовной культуры человека. Традиционно принято делить всю доступную научную информацию на две большие области — естественные науки, обобщающие знания об окружающей природе, и гуманитарные науки (от лат. humanitas — человеческая природа), включающие знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук объектом исследования являются предметы, вещи природы; в области гуманитарных наук объектом исследования являются события, субъекты.
Разница между научным и гуманитарным знанием заключается в том, что научное знание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человеческий субъект), а гуманитарное знание касается прежде всего самого субъекта. В природе существуют объективные, спонтанные процессы, не зависящие от человека, а в обществе ничто не достигается без осознанных целей, интересов и мотиваций.
Методы исследования исторически возникли раньше в естественных науках, чем в гуманитарных. На протяжении всей истории развития научного знания предпринимались попытки перенести методы естественных наук в гуманитарные науки во всей их полноте и без учета соответствующей специфики. Такие попытки могли встретить лишь сопротивление и критику со стороны гуманистов, изучавших социальную жизнь и интеллектуальную культуру. Часто это сопротивление сопровождалось полным отказом от научных методов познания для изучения социокультурных и гуманитарных процессов.
Появление новых общенаучных и междисциплинарных областей исследований и значительное влияние научно-технической революции способствовали упразднению в современной науке былого противостояния между естествоиспытателями и гуманистами, применению гуманистами естественнонаучных методов и наоборот. В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие ученые гуманитарных наук часто используют в своих исследованиях такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы.
Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических дисциплин представляется необходимым как для применения студентами-гуманитариями научных методов в своей деятельности, так и для четкого представления о научной картине мира, разработанной современным естествознанием.
Место науки в системе культуры
Наукой занимаются не ради богатства. Напротив, богатство должно быть на службе у науки. Абай Кунанбаев.
В историческом процессе определенный уровень развития общества и отдельных людей, их познавательные и творческие способности, а также их влияние и взаимоотношения с природной средой определяются состоянием их культуры. Культура в переводе с латинского означает заботу, воспитание, образование и развитие. В более широком смысле культура — это все, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Наука — это отрасль или отдел культуры. Если в древности мистика, в античности мифология, в средневековье религия занимали важное место в системе культуры, то можно сказать, что в современном обществе влияние науки является доминирующим.
Наука — это рациональный способ восприятия мира, получение и систематизация знаний о реальности на основе эмпирической проверки и математического доказательства.
Как многофункциональное явление, наука представляет собой:
- Отрасль культуры;
- Способ познания мира;
- Определенная система организации (академии, университеты, колледжи, институты, лаборатории, научные общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.
Естественные, гуманитарные и математические науки считаются фундаментальными, а прикладные — это технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое специфическое значение, можно объединить одним словом «понятия». Концепция (особый способ трактовки какого-либо объекта, явления, процесса) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция — это, во-первых, система взглядов, понимание определенного явления или процесса. Во-вторых, это одна определяющая идея, центральная идея произведения или научного труда и т.д.
Роль науки в формировании мировоззрения
К концу двадцатого века стало очевидно, что человечество находится в кризисе. «Человек стоит перед необходимостью определить для себя характер своих отношений с природой и друг с другом. Ранее разработанные эталоны больше не пригодятся. Постепенно возникла и усилилась чрезвычайно важная тенденция: массовый поиск смысла жизни в творческой свободной деятельности личности». (Г. Г. Дилигинский).
Если воспользоваться метким выражением Ю.А. Гайдара, то можно сказать, что в этом случае мы имеем дело с тем, что, по словам Ю.А. Гайдара М. Лотман и Б. А. Успенский определяет культуру как «ненаследуемую память коллектива». Тогда, конечно, науку можно рассматривать как ее часть, а точнее — подсистему, обладающую определенной автономией. Но если рассматривать науку в контексте культуры, то не стоит забывать, что, несмотря на свой солидный возраст во временной шкале цивилизации, она появилась не так давно, а ее значительное влияние на общество является достижением последних полутора веков. Кроме того, не склонны ли мы преувеличивать значение науки в восприятии мира?
Наука — это многоуровневый социальный феномен; это система знаний о мире. Любое знание, в том числе и научное, следует рассматривать как представление о природе и общественном бытии. Объектом научного познания может быть развитие природы и общественной жизни без исключения. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, моральная, правовая идеология, где представлены только социальные условия.
Независимое эмпирическое знание, возникающее из практики, может существовать без науки и вне ее. Наука дает не только знания об отдельных сторонах объектов и внешних отношениях между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Особенность науки состоит в том, что она является высшим общением практики, способным охватить все явления действительности, дает истинные знания о сущности явлений и процессов, законах природы и общества, в абстрактно — логической форме.
Наука, как составляющая духовной жизни, воплощается и в материальной сфере. Это сфера, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую деятельность.
Познавательную роль по отношению к явлениям общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последняя показывает общее через индивидуальное, конкретное, а наука передает его в абстрактно-логической форме, через понятия, категории.
Невозможно заставить природу говорить то, что мы хотели бы услышать. Научное исследование — это не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру такой увлекательной. Наука — это игра с риском. Но все же науке удалось найти вопросы, на которые природа дает последовательные ответы. И как бы бессвязно ни говорила природа в ходе своих экспериментов, сказав, она не возьмет свои слова обратно: природа никогда не лжет.
Наука возникает только на определенном этапе зрелости человечества, и ее состояние может служить одним из важнейших показателей развития общества.
История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа находится на грани завершения: перед глазами ученых открылась фундаментальная плоскость, из которой можно вывести все остальные свойства материи.
Условия для возникновения науки появились на землях Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Достижения восточной цивилизации были зафиксированы и обработаны в гармонической теоретической системе Древней Греции.
Наука и искусство
Искусство — это самая многогранная характеристика общества: его биография, его анамнез и эпикриз, его обвинительный акт и свидетельство социальной зрелости. Но искусство — это не только портрет, это еще и автопортрет конкретного общества. Искусство сегодня — это барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, моральной и духовной атмосфере общества.
Поскольку характер развития науки и искусства в любую эпоху в конечном счете определяется социальными факторами, отражающими специфику этой эпохи, наукообразный характер нынешнего столетия, несомненно, оказывает влияние на современное искусство и эстетическую культуру в целом.
На самом деле наука влияет как на факторы, определяющие состояние и развитие искусства, так и на самые разные его параметры. Наука влияет на само искусство, особенно на его различные компоненты, стороны и аспекты, на сам процесс художественного творчества, на его субъект, художника, на продукты этого творчества, тем самым воздействуя на его содержание и формы, направления, масштабы и даже темпы развития, в какой-то мере определяя его эффективность и социальную значимость.
Наука изменяет окружающий мир, оказывает многообразное влияние на самого человека, а также влияет на предмет искусства. Наука, кроме того, вооружает художника новейшими и наиболее достоверными знаниями о мире, об обществе, о себе, влияет на его духовный мир и определяет всю философию его жизни и творчества. Наука влияет не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и на направление его развития, количественные и качественные характеристики, формы и средства воспроизведения, распространения и восприятия, эффективность воздействия художественных произведений, способы их сохранения и воспроизведения.
Наука и религия
В центре внимания 20-го века были взаимоотношения между наукой и философией, наукой и социальными структурами, наукой и экономикой, наукой и культурой, и, в гораздо меньшей степени, наукой и религией. Это, по-видимому, связано с особым характером взаимодействия науки и религии в современную эпоху. Этот особый вид отношений хорошо выражен Гейзенбергом, когда он пишет об отрыве религии от науки в связи с некоторыми особенностями самого христианства. Христианский Бог поднялся над миром, он непостижим, недоступен. Он удалился на небо, так что казалось разумным считать землю независимой от Бога. Природные объекты изучаются как существующие сами по себе, независимо от наблюдателя-исследователя и, в конечном счете, от самого Бога. В нормальные (по мнению Куна) периоды развития науки ученый может заниматься своими экспериментами, не связывая свою деятельность с верой (или неверием) в Бога.
Проблема взаимоотношения науки и религии становится актуальной, когда речь идет об основаниях науки, когда возникает вопрос о ее происхождении, например, о возникновении науки нового времени.
Ученый нуждается в религии и в другом случае: ему важно быть уверенным в том, что мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядочен. Говоря о важности религии для ученого, Эйнштейн писал, что он «не смог найти лучшего термина, чем «религия», для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той ее части, которая доступна человеческому сознанию». Там, где этого чувства нет, наука вырождается в бесплодный эмпиризм». Эйнштейн отказывается обосновать и доказать свою веру в рациональное устройство мира. В беседе с Рабиндранатом Тагором он говорит, что если существует реальность, независимая от человека, то должна существовать и истина, соответствующая этой реальности, и что отрицание первого влечет за собой отрицание второго. «Наш естественный взгляд на существование независимой от человека истины нельзя ни объяснить, ни доказать, но в него верят все, даже первобытные люди.
Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, независимая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы не можем сказать, что она означает».
Наука и технологии
Наука в ХХ веке характеризуется сильной и тесной связью с технологией, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями как главная культурная доминанта нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в двадцатом веке привел не только к появлению новых технологий как побочного продукта фундаментальных исследований, но и к формированию разнообразных технических теорий.
Культурная цель технологии — освободить человека от объятий природы, дать ему свободу и независимость от нее. Но освободившись от суровости природы, человек заменил эту необходимость технической необходимостью, которая подвергает его непреднамеренным побочным эффектам технической среды, таким как деградация окружающей среды, нехватка ресурсов. Мы вынуждены приспосабливаться к законам технических аппаратов, таким как разделение труда, нормирование, пунктуальность, посменная работа, и мириться с их экологическими последствиями. За достижения технологий, особенно современных, неизбежно приходится платить.
Технология, заменяющая человеческий труд и приводящая к росту производительности труда, порождает проблему досуга и безработицы. За комфорт жизни мы платим цену человеческого уединения. Достижение мобильности с помощью индивидуального транспорта покупается шумовым загрязнением, некомфортными городами и изуродованной природой. Медицинские технологии, значительно увеличивающие продолжительность жизни, означают демографический взрыв для развивающихся стран.
Технология, позволяющая вмешиваться в генетический состав, угрожает человеческой индивидуальности, человеческому достоинству и индивидуальной неповторимости.
Заключение
В заключение хочу сказать, что созданная в настоящее время наука — это магический кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы увидеть проблеск будущего. Часто технические изменения, которые претерпевают биология и физика, социология и история первобытного общества, и особенно философия, являются открывающими жестами нового времени. Тонкая материя науки чувствительна к мельчайшим колебаниям жизни и может по тончайшим предвестиям зарегистрировать то, что спустя годы примет гигантские очертания на сцене будущего. Завтрашняя жизнь на площадях зависит от сегодняшней жизни».
Нельзя утверждать, что существует тесная параллель между экономической и политической структурой общества и преобладающим научным мировоззрением, нельзя также рассматривать науку как надстройку над социально-историческим базисом. Однако было бы неправильно рассматривать науку как некую независимую переменную. Наука — это открытая система, встроенная в общество и связанная с ним сетью обратных связей. Наука находится под сильным влиянием внешней среды, и ее развитие определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям.
» . Недавнее развитие науки предоставляет нам уникальную возможность пересмотреть место науки в общественной культуре. Современное естествознание возникло в специфических условиях, сложившихся в Европе в XVII веке. Для нас, живущих в конце ХХ века, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, влияя не только на взаимодействие человека и природы, но и человека и человека» (И. Пригожин).
Список литературы
- Грачев Г.Д. «Наука и национальные культуры».
- В.М. Григорьев «Наука и техника в контексте культуры» 3.
- Косарева Л.М. «Социокультурный генезис науки нового времени» 4.
- Кун Т. «Структура научных революций».
- Мамрух А. «Проблема социокультурной детерминации научного знания».
- Мостапенко А.М., Зобов Р.А. «Научно-художественный образ мира. Художественное творчество».
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник