Научный стиль текстов:
особенности и правила
Преподавательская деятельность связана не только с непосредственным обучением студентов, но и с заполнением и оформлением отчетов, подготовкой публикаций. В прошлых материалах мы писали о том, как оформить автореферат диссертации и портфолио для аттестации , как составить отзыв на дипломный проект и отчет за учебный год . В этом материале вы узнаете об особенностях научного стиля, знание которых пригодится при подготовке работ.
Понятие научного стиля
Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.
Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
- Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
- Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
- Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
- Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15−20% от всего объема текста.
- Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
- Чаще всего присутствует монологический характер речи.
- Больше существительных и прилагательных, минимум глаголов.
- Сложное построение предложений.
- Предложения в основном длинные.
- Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
- Прямой порядок слов.
- Строгая последовательность изложения.
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-популярный. Употребляется для создания лекций , статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля — сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов , лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстративного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
- Описание.
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель — раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
- Рассуждение.
Основная цель — найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
- Повествование.
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача — выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Источник
СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В НАУЧНОМ СТИЛЕ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ)
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Анализируя художественные тексты в рамках школьной програм-мы, вы, конечно, знакомились с такими способами изложения текста, как описание, повествование и рассуждение.
С этими способами изложения мы встречаемся и в научном стиле.
Описание представлено в научном стиле довольно широко и ха-рактеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания – создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.
В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и уста-навливаются связи между ними, причем так, чтобы у читателя сложи-лось законченное представление о данном объекте.
Элементы описания обычно располагаются по степени значимости таким образом, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему. Общее представление о предмете может быть дано как в начале описания, так и в конце.
Такая форма изложения применяется чаще всего при описании но-вой техники, материалов, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов.
В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления и прочее; предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство и т. п.
Описанию принадлежит доминирующая роль в текстах о веществах (текстах по химии). В текстах точных наук, например в математике, оно почти не представлено.
Повествование – «это способ изложения, который представляет собой краткое или развернутое описание процессов, имеющее своей целью строгую, последовательную регистрацию отдельных стадий (этапов, ступеней) развертывания процесса во временных границах его протекания» [Мотина, 1988:28]. Приведем пример.
Середина июля 1971 года. Я, студент 4-го курса факультета вычислитель-ной техники, прохожу практику в лучшем вычислительном центре города Ижевска. ВЦ находится на последнем этаже здания, расположенного на высо-ком берегу водоема, и из окна поверхность воды видна как с вертолета. Вре-мени около 9 часов утра. Оказавшись у окна, я вижу, как небольшое прогу-лочное судно отходит от пристани, осуществляя необычный затяжной разворот и оставляя необычный V-образный след на воде. День ясный, сол-нечный, но ветреный и на поверхности воды крупные волны. Судно ушло и видно уже вдали белой точкой, а V-образный след все еще сохраняется на поверхности воды, несмотря на волны. Этот факт очень заинтересовал меня, но подошло мое время работы на ЭВМ и я, заработавшись, забыл об этом яв-лении.
Около 18 часов я собирался идти домой. Проходя мимо окна, случайно взглянул на поверхность воды и. замер. Необычный V-образный след на во-де, оставленный судном в 9 часов утра, сохранился! Я был потрясен увиден-ным. Ведь на поверхности водоема – небольшой шторм, так как ветер за день усилился, гонит волны с белыми гребешками и каждую секунду перемещает огромные массы воды по поверхности. Но, вопреки всем законам физики, я вижу четкий V-образный след на воде. За это время он не стал шире, не рас-плылся по поверхности, не сместился в сторону, а сохранился в своем перво-начальном виде. Зачарованный, я еще с полчаса стоял у окна в полном недо-умении (В.Д. Плыкин. «Вначале было Слово…», или След на воде, 1997).
Объектом повествования может являться процесс (т.е. закономер-ная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо) или событие (т. е. тот или иной значи-тельный факт общественной, реже – личной жизни) и т. п. Общая схе-ма повествования включает в себя начало, развитие и конец события.
В текстах—повествованиях (биографическая справка об известном учѐном, рассказ об исторических событиях, информация о последова-тельной смене операций в работе или в технологическом процессе) говорится о событиях, развивающихся в хронологической последова-тельности.
Объект повествования в рамках определенных временных границ претерпевает изменения, количественно и качественно меняется. По-вествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта от на-чальной ступени до конечного его состояния. Для указанных текстов характерна цепочечная (последовательная) связь предложений.
С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вы-вода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.
В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно форму-лируется один вывод, в более сложном – несколько мыслей. Выводов также может быть несколько или один обобщенный.
Рассуждение может быть представлено следующими речевыми произведениями: объяснением нового понятия, явления; введением в объяснение термина; выведением и объяснением формулы, закона; це-пью суждений, объясняющих авторскую точку зрения на что-либо; обоснованием авторской позиции и т.д.
Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассужде-ние и доказательство наиболее широко представлены в текстах по ма-тематике.
Сообщение передает информацию о материальных объектах, про-цессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объ-ектов. Цель сообщения – информировать читателя обо всех перечис-ленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.
Некоторые исследователи в качестве самостоятельного способа из-ложения выделяют вывод, однако в «чистом виде», в отличие, скажем, от определения, вывод, как правило, встречается только во вторичных текстах (например, в реферате-резюме, о котором речь пойдет ниже).
В основном же вывод, как естественный компонент композицион-но-смысловой структуры текста (итог), входит в состав текста-рассуждения или текста-повествования.
Для описания характерно перечисление одновременных явлений (отношения параллелизма); для повествования – изложение последо-вательности действий и состояний (временная протяженность); для рассуждения – изложение причинно-следственных (выводных) отно-шений.
Следует помнить, что в современном научном стиле собственно описательные, повествовательные и другие тексты встре-чаются довольно редко. Гораздо чаще можно увидеть совмещение спо-собов изложения в одном тексте. Однако в любом случае сохраняются доминирующие особенности текстов, так или иначе связанные с опи-санием, повествованием и рассуждением.
Наиболее часто в науке встречается определение (дефиниция) – одно из важнейших логических средств, обеспечивающих ясность и однозначность любого текста. Определения используются:
1) при выделении главного, сути предмета, процесса, свойства и т.д.;
2) при введении понятий, ещѐ не известных читателю или слушателю;
3) при употреблении старого понятия в новом значении или при многозначности термина.
Структура определения жѐстко зафиксирована: определяемое плюс логическая связка плюс определяющее. В качестве логиче-ской связки могут использоваться слова: есть, является, представля-ет собой, называется, считается и другие (в русском языке они могут отсутствовать).
Основной принцип построения большинства научных определе-ний – это принцип родовидовых отношений. Понятие подводится под более высокий уровень абстракции (род), а затем указываются частные отличия (вид), например: Обычай (вид) есть правило поведения (род), сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени (видовое отличие).
Определяемое в тексте можно поменять местами с определяющим без искажения смысла: Амперметр – прибор для измерения силы тока. Прибор для измерения силы тока называется амперметром.
Однако принцип родовидовых отношений не может быть положен в основу определений универсальных понятий – для них рода не суще-ствует. В этих случаях применяется определение через противополож-ность: Свобода есть осознанная необходимость.
Источник