Научный способ познания объективной реальности

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон.

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания .

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Читайте также:  Хна для тату способ применения

Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей. Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Методы познания объективной реальности

Отправной точкой всех рассуждений Леви-Строса является технофилософская модель человека. Человек в этом случае уподобляется компьютеру: он всего лишь объект, марионетка, пленник в знаково-символической клетке культуры.

Информация, вводимая в компьютер, закодирована в двоичные единицы – это код. Чтобы ввести в компьютер, например, содержание четырех газетных страниц, требуется около полумиллиона двоичных единиц. Так выглядит содержание и код с точки зрения человека. Но с точки зрения компьютера дело выглядит совсем наоборот – двоичные единицы для него это содержание информации, а слова – код. Точно так же обстоит дело с точки зрения Леви-Строса: брачные нормы, системы родства, мифы – это код, и задача ученого состоит в том, чтобы выявить то, что в них закодировано, т.е. выявить бинарные оппозиции [3, с.439].

Так, например, пытаясь прочитать греческий миф об Эдипе «по-индейски», ориентируясь на особенности более архаических мифов американских индейцев-пуэбло, исследователь выводит такую бинарную оппозицию – человек рождается от одного человека или от двух. Она решается путем медиации, т.е. замены менее резкой противоположностью – человек появляется из земли (так говорит миф) или рождается от людей (так говорит опыт). И хотя опыт (люди рождаются от людей) противоречит «космологии» (люди появляются из земли), социальная жизнь подтверждает космологию своим сходством структуры. Таким образом, космология правильна, а миф выполнил свою задачу – примирил противоречие, казавшееся непримиримым [3, с.443].

Анализ Леви-Строса демонстрирует, что мифическая мысль оперирует обширным набором бинарных оппозиций, исходным материалом которых служат чувственные свойства, познаваемые пятью органами чувств (типа ясный – темный, тихий – громкий, мягкий – твердый, сухой – влажный, а также сырой – вареный, свежий — гнилой). Следующую ступень (в чисто логическим, а не историческим плане) составляют оппозиции, выражающие логику форм: пустой – полный, внутренний – внешний, содержащий – содержимый, включенный – исключенный.

Леви-Строс также приводит цепь медиаторов (если можно так выразиться) которая представляет ряд логических членов, дающих ключ к расшифровке «многих проблем мифологии». Вот небольшой перечень звеньев этой цепи: койот (пожиратель падали) – это переходная степень между травоядными и плотоядными, подобно тому, как туман – переходная ступень между небом и землей, скальп между войной и земледелием (скальп – «жатва» войны), одежда представляет переход от природы к культуре и т.д. [13, с.202]

Так эмпирические категории, определяемые этнографическим наблюдением, оказываются концептуальными операторами выделения абстрактных понятий и связывания их в предложения. Движение к абстракции осуществляется через сходства и «несовместимости» чувственных свойств.

На этом пути Леви-Строс постепенно поднимается от «логики суждений» к «логике предложений». За логикой чувственных качеств открываются более глубокие слои, поскольку речь идет уже не об отношении членов, а об отношении отношений [14, с.504-506].

Бинарные оппозиции мифической мысли отражают бинарные оппозиции существующие в природных изменениях, «начиная с триасовых отложений до третичного периода». Эти изменения, как пишет Леви-Строс, «можно было бы назвать диалектическими, если бы они происходили на «мыслимом» уровне». Таким образом, раскрыв структуру мифов и через нее – структуру человеческого разума, он тем самым, по его мнению, раскрыл и структуру мира, который «за тысячи миллионы, миллиарды лет не дали ничего другого, кроме того, что соответствует обширной мифологической системе» [3, с.426].

Важнейшей особенностью мифологического мышления Леви-Строс считает своеобразный интеллектуальный бриколаж.

Бриколаж в бильярде – удар отскоком от борта. Предположим надо ударить шаром по шару, но прямой ничего не дает; тогда бьют шаром по шару так, чтобы второй шар стукнулся о борт и, отскочив от него, изменил направление и попал в лузу.

Этнолог имеет в своей культуре конкретный обычай, который что-то обозначает, какую-то бинарную оппозицию. Какую именно на современном человеке это познать не возможно, этнолог идет к первобытному человеку и находит у него сходный обычай (бьет своим шаром по его шару). В первобытном человеке этот обычай связан с бинарной оппозицией (шар ударяется о борт и отскоком возвращается обратно). Теперь этнолог знает обозначаемое (бинарную оппозицию). Это и есть то, что Леви-Строс называет «обобщением». Проделав такую же операцию с другим обычаем и обнаружив опять ту же самую оппозицию, этнолог может теперь эти обычаи сравнить и с помощью рассуждений сделать определенные выводы [3, с.453].

Читайте также:  Способ выполнения двигательного действия с помощью которого двигательная задача

Схема доказательств в ее упрощенном виде примерно такова: 1) все думают, что два не может быть равно трем; 2) преобразим это неравенство: два банана не могут быть равны трем бананам; 3) превратим количество в вес: два банана могут быть равны по весу трем бананам; 4) таким образом, два может быть равно трем. Первобытный человек, пишет Э. Арденер, легко докажет, что бананы плюс груши равны яблокам. Первобытный человек с его конкретным мышлением никогда, конечно, не спутает яблоки и груши с бананами. А вот Леви-Строс с его методом бриколажа проделывает это на каждом шагу – у него груша после «отскока» превращается в банан, количество в вес, два в три. При этом Леви-Строс уверен, что мыслит как первобытный человек. Он считает себя послом первобытности в современном мире: он жил среди дикарей, они научили его видеть факты в истинном свете, и он остается в Париже таким, каким был среди бродячих охотников и собирателей Бразилии, т.е. таким как они: он сам — первобытный человек, у него неолитический разум [9, с.4].

Когда Леви-Стросу сказали, что не ясно, где существуют бинарные оппозиции – в его разуме, или в разуме индейцев, он на этот убийственный для ученого упрек в тенденциозности, спокойно ответил: «В конце концов, не все ли равно, моя мысль придала определенную форму мысли южноамериканских индейцев или их мысль повлияла на мою». Взгляните на схему и учтите, что этнолог – это тоже первобытный человек. Действительно, не все ли равно, кто пошлет ударяющий шар – и в том и в другом случае ударяемый шар стукнется о борт (о бинарные оппозиции) и совершит «отскок» [9, с.21].

Метод бриколажа возможен постольку, поскольку в расположении логического мышления, по-своему замкнутого, ограниченный, конечный набор средств «под рукой». Эти элементы могут играть роль то материала, то инструмента, то обозначаемого, то обозначающего. Они конкретны и обычно связаны с естественными чувственными образами (логика ощущений), но вместе с тем являются посредниками между образом и понятием, могут играть роль знака и в знаке сосуществовать с идеей. В знаке преодолевается противоположность между чувственным и умозрительным. Внешние свойства легко выступают как знак внутреннего: даже отделение яблок от груш может означать различие тяжелого и легкого. Эти элементы имеют знаковую природу и известное символическое значение еще до их нового применения мифической мыслью.

Их символическое значение, однако, не исконное и органическое, система живет в синхроническом плане, а изменения, происходящие в процессе эволюции, приспосабливаются к структуре. Знак не создает нечто совсем новое, он может быть извлечен из обломков одной системы для создания другой и действует как оператор реорганизации [14, с.479].

Категория времени

Леви-Строс заявляет, что структура никогда не осознавалась и не изменялась в ходе истории – она дана самой природой. Следовательно, рассматривая проблему мышления первобытного человека, он отмечает, что тот мыслит также как и современный. Наиболее опасным заблуждением исследователь считает формулу ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих обществ трактуются как разные стадии или шаги единого процесса развития, движущегося к одной и той же цели. Типичный пример такой ложной посылки в науке – когда бесписьменные туземные племена XX в. напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, хотя т.н. «примитивные общества» прошли длительный путь развития, в силу чего не являются ни первобытным, ни «детским» состоянием человечества. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связей с природой [13, с.92].

Для Леви-Строса характерно не противопоставление исторической диахронии – синхронии, абстрагирующейся от процесса становления, и не отрицание роли эволюции как таковой, а попытка усмотреть кристаллизацию происходящих изменений в многослойности, в логике внутренней организации [7, с.8; 13, с.82].

Польский ученый Т. М. Ярошевский обвиняет такой подход в неисторизме. Он отмечает, что любой синхронический анализ может выступать лишь в качестве одного из предварительных условий научного исследования, и он находится в таком же отношении к многоплоскостному диалектическому подходу как арифметика к высшей математике. На что другой философ – И.В. Блауберг, отвечает, что если мы хотим выявить структуру объекта в чистом виде (а именно эту цель ставит перед собой Леви-Строс), то синхронический подход будет определяющим, а диахроническое исследование либо окажется лишним, либо будет играть подчиненную роль. И это действительно так, ведь именно при синхроническом пути схематизации эмпирического материала центральной проблемой оказывается не отыскание некоей цепи причинных взаимосвязей, обуславливающих изменение объекта, а выявление внутренних взаимозависимостей, его структурных и функциональных характеристик. Грубо говоря, при таком способе целое объясняется через части; и для объяснения того или иного элемента достаточно выявить его функцию в рамках целого [1, с.130-133, 137].

К тому же в исследованиях структуралистов различие синхронии и диахронии структуры и истории принимается лишь как методологический принцип, а не как онтологический постулат; поэтому упрек в принципиальном неисторизме не может быть обращен к этим исследованиям.

В таком случае возникает другой вопрос – можно ли вообще говорить о времени, если мы исследуем лишь структуру объекта? Ведь в этом случае исследователь имеет дело как бы с моментальным снимком системы и, следовательно, время вроде бы не интересует его. Однако сама сущность структуры как инвариантного аспекта системы предполагает, что для ее выделения исследователь должен рассмотреть достаточно большое число вариантов, то есть различных состояний и связей системы, ибо только таким путем можно определить в ней относительно устойчивое, неизменное. Следовательно, реальное структурное исследование имеет смысл постольку, поскольку в нем устойчивое раскрывается через изменяемое, таким образом в основу анализа кладется определенный тип изменений, а вместе с ним в том или ином виде время как их масштаб.

Читайте также:  Способы бросать букет невесты

Эта основополагающая роль вариативности объекта структурного исследования очень прозрачно выступает в разработанной К. Леви-Стросом методологии изучения структуры мифа. Чтобы обнаружить подлинные ментальные структуры, скрываемые за тканью мифа, нельзя ограничиваться каким-то одним вариантом данного мифа, а надо непременно сопоставить некоторый (причем достаточно большой) ряд близких по смыслу мифов; только тогда начинает раскрываться логика мифологического мышления.

В качестве вывода к вышеизложенному можно выделить два момента:

1) Анатомия и морфология объекта не дают знания о его структуре. Структура не мертвый слепок с застывшего объекта, а характеристика тех инвариантных его аспектов, которые выявляются лишь в процессе анализа его реальной динамики;

2) Исследование структуры предполагает, что элементы, «части» объекта определяются не со стороны их субстратных свойств, а с точки зрения их места в рамках исследуемого целого, то есть по выполняемым ими функциям. Таким образом, здесь уже применяется не просто структуральное исследование, а структурально-функциональное.

Оба эти обстоятельства – направленность на динамику и на функционирование – делают необходимость привлечения временных характеристик, благодаря чему время оказывается обязательным компонентом структурально-функционального описания. Но совершенно очевидно, что это не то историческое время, с которым имеет дело исследователь при анализе развития объекта, а особый тип времени, который можно было бы назвать временем функционирования [1, с.137-139].

Рассматривая категорию времени Леви-Строс приводит интересные аналогии между мифом и музыкой которые похожи между собой «преодолением антиномии истекающего исторического времени и пребывающей структуры». Они очень доступно отражают отношение исследователя к данной проблеме, — «с помощью звуков и ритмов музыка живет в пространстве физического времени слушателя. Это время диахронично, ибо необратимо. И, тем не менее, музыка преображает сегменты, обращенные к слушателю, в синхронную и замкнутую в себе целостность. Слушание музыкального произведения в силу его внутренней организации останавливает утекающее время. Как простыня, подхваченная ветром, она его нагоняет и накрывает. До такой степени, что, слушая музыку, мы получаем доступ к своего рода бессмертию» [9, с.24].

III. Заключение

В данной работе были рассмотрены философские представления французского ученого Клода Леви-Строса, одного из представителей структурализма – популярного во 2 ½ XX в. философского и конкретно-научного течения.

В формировании философских воззрений Леви-Строса отразились идеи ученых из разных областей знаний – гуманитарных и точных наук, деятелей искусства и др. Бесспорно, решающую роль на формирование его структурального подхода оказали социологическая школа Дюркгейма, взгляды де Соссюра, американская школа культурной антропологии, теория бессознательного, идеи Руссо, и философия К. Маркса.

Основополагающим моментом философских воззрений Леви-Строса является понятие структуры – формулы, описывающей связь его основных семиотических признаков, выявляемых с учетом сосуществования вариантов этого факта культуры, их виртуальных мыслительных переходов, или, как их называет сам исследователь, «трансформаций» одних в другие. При этом Леви-Строс говорит о существовании двух структур: структуры физической реальности и структуры человеческого разума. Выявить же структуру физической реальности можно только через выявление бессознательной структуры человеческого разума (ибо от природы они идентичны). В ходе исторического процесса эти две структуры несколько отдаляются друг от друга, и современный человек, с его грузом культурных напластований просто не в состоянии воспринять мир, таким, как он есть, ему кажется, что эти две структуры противоположны друг другу. Леви-Строс же рассматривает их как бинарные оппозиции (т.е. единство противоположностей), примирить которые призван медиатор, коим в данном случае является «мифологика». Таким образом, исследователь подходит к решению основного вопроса философии.

Отличительными особенностями структурального метода являются:

1. принцип синхронии;

2. явления культуры анализируются как многоуровневое целостное образование, а связи между его уровнями истолковываются в семиотическом ключе;

3. исследование явления производится с учетом его вариативности – в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования – моделирование «структуры» [8, с.10].

Делая вывод, можно сказать, что Клод Леви-Строс не только как этнограф изучает особенности жизни бесписьменных племен, но и, рассматривая представления человека о мире, поднимает многие философские вопросы, а так же дает свои пути их решения. Таким образом, структурализм К. Леви-Строса это не только метод изучения эмпирической реальности, но и особое мировоззрение, особая философская система.

Список литературы.

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 с.

2. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 448 с.

3. Бутинов Н.А. Леви-Строс – этнограф и философ // Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – С. 422-466

4. Грецкий М.Н. Человек и природа в концепциях структурализма// Природа. – М.: Наука. – 1974. — № 7. – С.78-85

5. Иванов В.В. Клод Леви-Строс и структурная теория этнографии // Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – С. 397-421

6. Курсанов Г.А. современный структурализм – философия и методология // Природа. – М.: Наука. – 1974. — № 7. – С.74-77

7. Островский А.Б. Обоснование антропологии мышления // Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – С. 3-18

8. Островский А.Б. Этнологический структурализм К. Леви-Строса // Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – С.3-14

9. Леви-Строс К. Мифологики. Т. 1: Сырое и приготовленное. – М.; СПб: Культурная инициатива, 2000. – 398 с.

10. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – 382 с.

11. Леви-Строс К. Печальные тропики. – Пушкино: Культура, 1994. – 319 с.

12. Леви-Строс К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – 397 с.

13. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – 535 с.

14. Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса // Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – С. 467-422

15. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов Энциклопедия, 1983. – С.303, 657-658

Источник

Оцените статью
Разные способы