Научный способ освоения мира человеком

Философия — лекция 1 — Наука как способ освоения мира — Матфак ВГУ (Магистратура)

Primary tabs

Forums:

Предмет: Философия и методология научного знания
Сверхзадача:

Понять — что такое наука.
Не всякий, кто занимается наукой её «понимает».
Все вещи мы будем обсуждать с точки зрения развития культуры и науки.

(Система: зачёта нет, но контрольные есть).

Наука как способ освоения мира

В Греции к науке относились многие вещи, которые сегодня к науке не относят.
Вспомним об удаче. Викинги первыми констатировали факт существования удачливых людей – так как с кем-то из похода можно было вернуться, а с кем-то это обещало быть крайне маловероятным событием.
Гегель отказался от теории героев и толпы, но и Божественное провидение тоже не признавал, он впервые задумался о том, что история имеет некую логику (кем заложенную?), которая, правда далеко не всегда понятна человеку.

Умная мысль (преп.):
“Многие часто боятся фиксировать (т.е. обратить своё или чьё-то внимание) на тривиальные факты, почему-то думая, что это приведёт к тому, что и дальше всё будет тривиально”

У науки есть три лица:

  • 1) Мышление
  • 2) Деятельность – так как наука создаётся людьми, то в неё неизбежно вторгается культура
  • 3) Социально-общественный институт.

Поясним последнее. Например , когда вы становитесь математиками вы:

  • 1) Читаете книги
  • 2) Мыслите как математик

А что ещё? Вы также общаетесь с другими математиками (это не обязательно официальное общение в рамках официальных организаций – изначально это больше «кружки по интересам»).
Так вот у подобного сообщества неизбежно возникают и сохраняются определённые ценности.

Давайте с этой точки зрения сравним науку и астрологию:

  • 1) В астрологии также есть довольно сложные вычисления.
  • 2) Деятельность астролога практически ориентирована (тоже служит человечеству «весьма конкретно» – а не как, например, художник-импрессионист).
  • 3) Сообщество астрологов (как и, например, сообщество физиков) периодически проводит конференции.

Можно сказать, что люди занимающейся всякой наукой должны так или иначе уметь ответить на три вопроса:

  • 1) Зачем мы это делаем?
  • 2) Во имя чего вы это делаем? (т.е. здесь в отличии от предыдущего ответом служит более глобальная и часто, как следствие, менее конкретная цель)
  • 3) Как допустимо действовать, а как нет? (о допустимых способах/методах действий)

В астрологии есть рационализм, но она мистична – основана на корреляции (то есть какого-то соотнесения – в данном случае с попыткой уловить закономерность) звёзд и человеческих судеб.
В астрологии это основание («звёзды и судьбы связаны») критике не подвергается.
Наука есть только там, где определяется сущность с помощью понятий.
Наука – это некий процесс, потому стоит посмотреть как наука приобретала свой современный облик – при посредстве научного мнения и философии и, уже потом выделившейся, методологии науки.

Греческая форма науки.

Рассмотрим греческую форму науки и узнаем – что мы унаследовали, а что осталось в прошлом.
Во имя чего? – в ответе на этот вопрос мы даже у строгих учёных древней Греции заметим мифологический шлейф

— Ради чего лучше родится, чем не родится?
— Ради созерцания неба и космического порядка.

Для греков космос – это основной смысл, носитель божественного порядка. Почитание космоса — это (по мнению преп.) почитание мифологических богов. Греки верили, что космос имеет рациональную структуру.
Таким образом, греческая наука действовала во имя приобщения к божественному.

Почему для древних греком так ценна была рациональность? Дело в том, что греки очень любили аргументированные суждения. Для древних греков был священен порядок.
Но одно дело быть частью порядка – другое дело полностью затянуть его в свою голову.
Да — человек по-прежнему остаётся подчинённым космосу, но теперь космос также заключён в сознании человека.

А также:
Филолай (один из пифагорийцев) сказал, что число не терпит лжи. (то есть наука вообще склонна к правде).
Эдип — пример, в котором чем больше человек совершает разумного тем сильнее попадает в несчастье (хотя вроде действует разумно) – таким образом показывается бессилие человеческой рациональности перед космической судьбой.
Но ведь Эдип был первым, кто решил, что своим разумом он сможет перебороть космическую судьбу.

Есть два объяснение почему Эдип винит себя (он ослепит себя):
Первое состоит в том, что в античности людей более судили по делам (теперь же мы часто внимательно смотрим на внутренние, внешние обстоятельства, мотивы, убеждения и т.д.) – поэтому Эдип не оправдывается — «если человек разумен, то он сам отвечает за себя».
То есть это один из метафизических бунтов (в смысле попытки разумом побороть судьбу).
Второе – специфика античной рациональности — с точки зрения пифагорийцев мир состоит из предела (порядка) и «беспредела» (хаоса). Всё что определено – это и есть бытие, а что не определено – это хаос.

Читайте также:  Способы страхования или хеджирования валютных рисков

Сегодня мы как бы смирились с тем, что в человеке есть иррациональные силы (руку к данному нас убеждению в том числе приложил Зигмунд Фрейд))
Понятие абсолютного вносит христианство.
Но древний грек как абсолютное зло (в каком-то смысле) воспринимал хаос. Поэтому грекам не очень-то нравилось абсолютное. ))

предел вторгается в беспредел и получается «нечто конкретное».

Но у греков беспредельное как ножницы делит порядок космоса на части. Для древнего грека «нечто» — это хаос, а бытие — это что-то определённое. В то время как сегодня, например, физик-теоретик знает, что «нечто» — это «что-то новое», а вовсе не хаос.

Таким образом, древние греки не оперировали бесконечностью (вроде как! ) – а как же Демокрит, который предполагал наличие бесконечности?

Дело вот в чём – бесконечность «вширь» Демокрита не тревожила, но зато тревожила «бесконечность вглубь» — то есть, например, континуум числовой прямой. (уточнение — т.е. в каком смысле здесь употреблены эти слова – «бесконечность вширь» и «бесконечность вглубь» — смотри в конце данной лекции).

Бытие – это нечто «определённое», связанное с наличием частей, с тем, что мир – это космос (во первых) – а во вторых – с тем, что мышлению чтобы функционировать нужно опираться на что-то определённое.

Но мир, который зациклен на определённости не имеет метафизического движения – сравните мир постоянных видов и мир эволюции. Из определённости можно получить только эквивалентную определённость.

У греков было очень специфическое соотношение знаний и умений (эпистема -> практис -> фюзис)

Эпистема – это любая доказуемая теорема (суждение). В греции схема работает так:
фюзис -> практис -> эпистема
То есть от некоторого суждения переходят к доказательства без каких-то особенных попыток проведения экспериментов (проверки на практике).

Интересно, что механика в Древней Греции присутствовала но эта практическая наука рассматривалась не как наука о законах природы, а как способ как раз таки эти самые законы обойти – то есть фактически изучались способы «обмана» природы. А вот философия (с точки зрения древних греков) – это наука о природе.
Дело в том, что греки считали что изучать вещь в отрыве от космоса нельзя,а потому эксперимент не рассматривался как допустимый способ познания.

Семинар 15.10.2013

(здесь мы немного опоздали, так как ели в русапе и потому прослушали про роль научного сообщества и роль студенческого сообщества – но успели услышать что ранее – в былые времена студенты вроде как осуждали двоечников)

«Бесконечность вширь» — это бесконечность, которая нахожится – «где-то там и нас не касается» (так, например, космос может оказаться бесконечным – но от этого наша жизнь как-то не изменится) – другое дело – «бесконечность вглубь» — то есть в том числе — парадоксы Зенона, проблема существования иррациональных чисел (несоизмеримые отрезки) – вот это уже неприятно – так как эта бесконечность вторгается в нашу практику — в нашу жизнь. Ведь именно из-за такой вот бесконечность вглубь нам приходится считать с заданной точностью! (то есть всегд «не совсем точно»)))

Немного о Ницше

Постулаты Ницше (мнение преп.) противоречивы –
Ведь чтобы превзойти человека (достигнуть состояния сверхчеловека) надо опереться на что-то кроме человека — при этом Ницше отрицает существование Бога (или же точнее не считает этот вопрос для человека важным)

Ницше позаимствовал у христианства тоску по трансцендентному – воплотив её в своем учении о сверхчеловеке.

Надо ли читать астрологию и средневековых мистиков?

«Бог надмирный творец мира» — отстаивается роль Бога как творца мира.
С приходом христианства – человек не просто часть природы — теперь он занимает новую позицию.

«Легче всего манипулировать не рабами, а теми, кто считает себя свободными»

Джон Локк – теория государства и права (современному)
[почему именно «современному» — не знаю — так было написано в тетрадке]

Источник

Формы освоения мира человеком

Человек осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Освоение означает превращение той или иной реальности в содержание субъективности человека (мышления, воли, чувств), в органы сознательности воли субъекта согласно его целям. Под миром понимается природа, а также реальность, созданная людьми в совместной деятельности и общения, включая и идеальную реальность в виде культуры. Схематично формы освоения можно изобразить так (рис.1):

Читайте также:  Словосочетание способы грамматической связи окончания

Рис. 1. Формы освоения мира человеком

Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем:

▪ понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимодействии);

▪ выявление закономерностей (устойчивых связей);

▪ конструирование из таких связей моделей будущих вещей, технологий (поизводственных, экономических, психологических, педагогических, социальных, политических, управленческих и др.) (прикладная наука).

▪ научное сопровождение производства вещей, реализации технологий согласно их моделям.

на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события.

Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности.

Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.

Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с потребностями и ценностями. Мышление же может обосновывать избранные ценности.

Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту закономерностей той или иной реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно. Когда же наука понимается как единственно верная форма ориентации человека в мире, тогда начинается ее абсолютизация (сциентизм), редукция целостного духовного акта до одномерного логического акта. Возникает редукционизм субъективности и ценностная слепота, т.е. упрощение, сведение высшего уровня развития к низшему, «смердяковщина».

Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность при этом осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.

Напрактикечеловек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Человек тем самым вступает в действительность. Жизнь людей является по существу практической.

Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.

Общее понятие науки

Наука – специализированная познавательная деятельность, порождающая идеальный продукт – объективное по содержанию и обоснованное по форме систематическое знание, часть культуры наряду с искусством, религией, нравственностью правосознанием. Наука выходит за рамки существующих практик, открывает новые закономерности для использования на практике.

Наука есть результат общественного разделения труда, специализированное понятийное мышление и познание, разновидность духовного производства идеального продукта в форме объективно верного и обоснованного знания, наука функционирует и как социальный институт.

Науке присущи особая форма практики, особые методы познания (абстракции, идеализация, математизация, формализация, моделирование и др.), особые организации (научные школы, НИИ, научные сообщества специалистов), особая профессиональная этика, ориентирующая на познание объективной истины, на обновление знания, на запрет искажений данных экспериментов, плагиата.

Читайте также:  Задачами бухгалтерского учета являются ведение учета способом

Тип современной науки зарождается в 17 веке: создаются мир идеальных предметов, не связанных с непосредственно с повседневной практикой (мысленные эксперименты Галилея). Идеальные предметы – абстракции с особой идеализацией – абсолютно твердое тело, идеальный газ, математические плоскости и т.п.

Первой формой науки была математика, затем – естествознание, затем – технические науки, и, наконец, социально-гуманитарные науки. Такая последовательность связана со сложностью предмета науки. Чем сложнее предмет познания, тем более поздняя стадия науки о таком предмете.

В 17–18 веках наука обрела важный мировоззренческийстатус.

В 19 веке она стала производительной силой общественного труда,

В 20 веке наука превратилась в вид духовного производства с мощной материально-экспериментальной и организационной основой благодаря поддержке государства и частных инвестиций. В 20 веке наука стала мощной социальнойсилой, благодаря применению своих методов к процессам управления. По мере применения науки к социальным процессом возникает и усиливается взаимозависимость естествознания и наук об обществе и человеке.

Исследователи отмечают три этапа в развитии науки: 1. классический (17– нач. 20 вв), 2. неклассический (первая пол. 20 в.), 3. постнеклассический (конец 20 в.).

В классической науке субъект дистанциируется от объекта и полагает, что из науки убрано все субъективное.

В неклассической науке доминирует идея относительности объекта по отношению к субъекту, к познавательным средствам и операциям субъекта.

В постнеклассической науке знание соотносится не только с познавательными процедурами, но и с ценностями познания и с социальными целями. На этом последнем этапе сами человеческие действия входят в состав познаваемой системы (экосистемы, системы искусственного интеллекта, человеко-машинные системы, генная инженерия).

Качественная определенность науки представлена особенностями научного мышления, научного знания и функциями науки.

Особенности научного мышления: предметность и объективность, выявление и моделирование закономерностей, понятийность, логическая и практическая доказательность и обоснованность, операциональность и конструктивность, систематичность, открытость и диалогичность.

Предметность означает погружения сознания в предмет, наполнение сознания предметным содержанием, сосредоточение на таком содержании и переработку этого содержания в понятия. Ученый проникает своей мыслью в предмет, говорит о предмете предметным же языком. Из предметности следуют объективность и конкретность мышления. Решающим является объективные закономерности (устойчивые связи и отношения), выражаемые в понятиях, логическая последовательность, ясная операциональностьмысли, порождающая ту или иную конструкцию.

Особенности научного знанияпредметная определенность и объективность, доказательность, системность, интерсубъективность, специализированный язык, открытость для критики и проверки.

Особенности научного метода: он содержит в своем составе сжатое обобщение истории познания той или иной предметной области, ориентирует только на опытное знание, полученное или из данных внешнего опыта или внутреннего опыта, не содержит в себе гипотез о сверхестественном, о чуде. Ибо чудо не предсказуемо и не переводимо на язык операций.

Функции науки:выявление и моделирование закономерностей, конструирование моделей будущих продуктов из закономерных связей, научное сопровождение реализации научных проектов, объяснение, предвидение и прогнозирование.

Наука выявляет из массы случайностей именно закономерности потому, что на закономерностях (устойчивых связей и отношений) люди базируют свою жизнь; такие связи и отношения обеспечивают надежность и безопасность, позволяют предвидеть и прогнозировать события.

в процессе развития выделились 4 класса наук: (1) логико-математические, (2) естественно-научные, (3) инженерно-технические и технологические, (4) социально-гуманитарные.

Общим у этих видов является то, что все они – рациональные формы сознания, цель одна – построение мысленного, идеального предмета, мысленной модели предмета на основе внешнего и внутреннего опыта.

Исследователи различают 4 типа рациональности:

логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, проверяемость;

естественно-научная рациональность – эмпирическая (опытная) предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная подтверждаемость и фальсифицируемость;

инженерно-технологическая рациональность – вещная предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность;

Социально-гуманитарная рациональность – социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность.

Науке присущи уровни: фундаментальный,раскрывающий или глубинные основы, или системные связи предмета как целого; средний, в рамках которого раскрываются закономерности той или иной части предмета; прикладной, на котором применяются выявленные закономерности в решении конкретных практических задач.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью
Разные способы