- Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
- Содержание:
- ↑ Научное познание. Особенности научного познания
- ↑ Уровни и формы научного познания
- ↑ Методы научного познания
- Методы научного познания: классификация, виды, описание
- Разновидности методов научного познания
- Универсальные методы
- Эмпирические методы
- Теоретические методы
- Критерии научного познания
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория — это научно доказанное знание о фактах окружающей действительности или явлений прошлого, систематизированное и зафиксированное научным языком.
Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент — это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц — этот метод получил название научного описания .
С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы — это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Источник
Методы научного познания: классификация, виды, описание
Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.
Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.
Разновидности методов научного познания
В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:
- Универсальные методы, общие как для научного, так и для практического накопления знаний;
- Научные методы, подразделяющиеся на две основные разновидности: эмпирические и теоретические.
Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.
Универсальные методы
В число универсальных научно-познавательных методов входит:
- Аналогия — метод, основанный на переносе знаний, полученных при рассмотрении конкретного предмета на другой, схожий с ним, но менее изученный предмет. Аналогия отталкивается от сходства определенных объектов между собой, при этом сам факт сходства устанавливается уже при сравнении двух объектов, т.е. фундаментом аналогии выступает сравнительный метод. Однако применять указанный способ познания в научной сфере следует осторожно и деликатно, поскольку два схожих по каким-нибудь важным признакам предмета либо явления могут вызвать ложные аналогии. Так, и лошадь, и автомобиль, можно использовать как средство передвижения, но переносить знания об анатомии лошадей в сферу устройства автомобиля — не только ошибочно, но и глупо.
- Моделирование — построено на изучении предмета с помощью модели данного предмета и последующем переносе на оригинальный объект полученной в ходе исследовательской работы модели информации. Как и в случае с аналогией, основой методики является сходство двух объектов, следовательно, моделирование, как и аналогия, также требует к себе осторожного и взвешенного подхода.
- Анализ, основой которого является процедура по мыслительному либо реальному расчленению объекта на ряд составляющих его частей, с дальнейшим изучением этих частей. Анализ строится на переходе от познания цельного объекта к познанию его части, а потому применение этого метода потребует от исследователя полного абстрагирования от связи, которая объединяет несколько составных частей одного объекта. Обычно анализ берет на себя функции лишь первой стадии исследования, он необходим при изучении строения, состава и функций любого предмета. Но полноценное знание не может строиться исключительно на изучении состава и признаков определенного предмета, ученым нужно прослеживать связи составных частей объекта между собой, только так можно понять принципы функционирования того или иного объекта (или явления). Разрешить этот вопрос призван синтез.
- Синтез — соединение разнообразных составных частей объекта воедино с последующим научным изучением их связей и причин их взаимодействия между собой. При этом синтез не является методом по конструированию предметов, он призван лишь дать картину целого, соединив все составные части, ранее выделенные посредством анализа. К тому же синтез не просто соединяет разрозненные элементы в строгую систему, он обобщает их, так как его главной задачей является определение места и роли каждого из представленных в системе элементов, а также прослеживание их связи между собой. Этот аспект тесно связывает синтез с анализом, оба описанных метода существуют в тесной взаимосвязи.
- Классификация — метод, призванный объединять предметы и объекты в единые классы, обобщая и систематизируя их на основе схожести основных признаков. Именно классификация позволяет ученым свести в одно целое массив накопленных ранее различными исследователями материалов и сведений, параллельно выявив их общие черты и зафиксировав устойчивые связи. Обычно материал классифицируется в виде схем, текстов и таблиц.
Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.
Эмпирические методы
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.
К данной разновидности методов относят:
- Наблюдение, т.е. целенаправленную деятельность по воспроизводству предметов и явлений нашей реальности. Суть метода заключается в чувственном отражении окружающих исследователя предметов и явлений, что позволяет ученому получить первичные сведения о них. По этой причине наблюдение является первейшей стадией изучения любого объекта. Итоги наблюдений фиксируются в описаниях, там учеными подробно и объективно описываются отмеченные ими свойства и признаки исследуемого объекта.
- Измерение — называют деятельность по определению исследователем качественных характеристик объекта с помощью предназначенных для этого специализированных технических средств, работающих как механически, так и автоматически (к примеру, в наши дни техника позволяет ученым сразу же приступать к обработке только что полученных данных). Немалая роль в процессе измерений отводиться эталонам, т.е. тем единицам измерения, с которыми в дальнейшем сравнивают уже полученные результаты. Эталоны делятся на базисные (также они известны как основные) и производные (их выводят при помощи определенных математических операций).
- Эксперимент — это целенаправленный и четко контролируемый вид научно-познавательной деятельности, главной задачей которого является воздействие ученого на предмет с целью изучения всего спектра присущих ему связей, признаков и отношений. Ставя эксперимент, ученый производит вмешательство в процессы, протекающие естественно, вместе с тем он преобразовывает объект исследования, и, если это необходимо, помещает данный объект в искусственные, не свойственные ему ранее условия. Одной из специфических черт эксперимента является возможность изучения конкретного явления или предмета в «чистом виде», благодаря возможности искусственно исключить воздействие на данное явление или предмет посторонних факторов, что никогда не будет возможно в естественных условиях. Такой тип исследования позволяет ученым понять суть функционирования разнообразных явлений и объектов, к тому же именно эксперимент помогает подтверждать и закреплять уже имеющиеся у исследователей знания.
К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:
- Симуляцию, при которой наблюдения производятся в искусственно созданных для этого условиях (что роднит данную разновидность наблюдения с экспериментом);
- Проведение опросов, интервью и бесед;
- Психологическое тестирование;
- Работа по изучению документов и иных материальных свидетельств;
- Анализ печатных материалов и публичных выступлений;
- Применение социометрических методов, призванных визуализировать отношения внутри определенной группы;
- Вмешательство в происходящие процессы;
- Применение клинической методики с детальным рассмотрением каждого интересного исследователю случая.
Теоретические методы
Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).
В состав этой группы входят:
- Абстрагирование, чья суть заключена в мысленном отвлечении исследователя от признаков исследуемого предмета, прямо не относящимся к его гипотезе. Результатом абстрагирования является абстракция, к примеру, множество.
- Идеализация — это мысленное выделение исследователем одного реального свойства исследуемого им предмета, имеющего ключевое значение в его теории, а затем — дальнейшая работа по конструированию этого объекта с обязательным наделением его выбранным свойством. Естественно, полученный благодаря такой творческой работе идеальный объект (к примеру, некий идеальный газ) не может существовать в реальности, поскольку в мире нет объектов, имеющих лишь одно свойство.
- К формализации относят процесс по замене существующего в реальности объекта специальным символом (примером формализации является широкое использование учеными математической символики). Указанный метод позволяет научному работнику исследовать предмет, но не обращаться к нему прямо, а лишь кратко и лаконично фиксировать полученные итоговые результаты.
- Индукция и дедукция. Индукция помогает формулировать логические умозаключения с помощью обобщения информации, полученной посредством наблюдения за объектом или в процессе экспериментальной деятельности, при этом выводы делаются на основе предпосылок частного характера, т.е. исследователь движется от частного к общему. Индукция немыслима без дедукции, еще одного метода научного познания, основанного на выводах, идущих уже наоборот, от общего к частному. Однако дедукция не позволяет ученому получать новые по своему содержанию знания, она является только методом по выявлению конкретики в уже имеющихся общепринятых предпосылках. Но, несмотря на это, указанная методика показывает существенную эффективность при прояснении отдельных деталей, касающихся общепринятых знаний.
Критерии научного познания
В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:
- Объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта. Данный принцип позволяет исследователю отделить личное субъективное представление от исследуемого объекта, оставив лишь объективные знания о нем.
- Системность — упорядоченность познавательного процесса, его четкую последовательность и системность.
- Принцип воспроизводимости позволяет исследователю повторять (т.е. воспроизводить) каждую стадию процесса познания совместно с другими исследователями, получая при этом аналогичные (либо максимально схожие и не входящие в противоречия с полученными им ранее) результаты. Указанный принцип является своеобразной проверкой знаний на достоверность.
Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.
Источник