- Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
- Особенности
- Научная картина мира
- Связь научного и обыденного мышлений
- Научное мышление в современном обществе
- Просто о научном мышлении
- 👨🔬 3 аспекта проблемы научного знания:
- 🎬 Конкретно и по делу
- 🎁 4BRAIN 8 ЛЕТ! РАЗДАЕМ ПОДАРКИ!
- 📚 Полезные материалы
- 🙃 Для любознательных
- 📌 Это полезно
- Научное мышление: значение, особенности и методы
- Преимущества и особенности научного мышления
- Основной принцип
- Что такое научное мышление?
- Базовые идеи научного мышления:
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Научное мышление — это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
- Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
- Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
- Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
- Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
- Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
- Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
- Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
- Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
- Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
- Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
- Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
- Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
Источник
Просто о научном мышлении
Понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей. При этом способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.
Если вам кажется, что все это больше для ученых, то вы ошибаетесь: определенные элементы эмпирического мышления каждый из нас знает и применяет в своей жизни. Что же до научного – конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных» людей, однако это не мешает нам узнавать о данном типе и замечать его присутствие в жизни.
Сегодня наша статья о научном знании: что это, какие способы, особенности и разновидности этого знания существуют и о других интересных аспектах научного мышления.
👨🔬 3 аспекта проблемы научного знания:
Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями, или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин?
Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?
Научное знание — это вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению.
🎬 Конкретно и по делу
Наука – сегодня это, пожалуй, то, чему мы можем доверять. У нее хорошая репутация. Однако у научного знания есть много проблем, начиная с тех, что под наукой часто маскируются какие-то ненаучные вещи, заканчивая теми, что научный подход имеет свои фундаментальные ограничения и даже противоречия, о которых важно знать, чтобы не совершать ошибок и не дать никому ввести себя в заблуждение. Об этом Евгений Буянов кратко и по сути рассказывает в данном видео.
🎁 4BRAIN 8 ЛЕТ! РАЗДАЕМ ПОДАРКИ!
31 августа проекту 4BRAIN исполняется 8 лет. В течение трех воскресных статей мы будем прятать в этом блоке части секретного промокода. На картинке — его вторая часть.
Если вы будете внимательны, то соберете промокод, который сможете обменять на самую большую скидку – до 80%! О курсах, на которые распространяется эта скидка, вы узнаете из статьи с последней частью промокода 30 августа.
❗ Воспользоваться промокодом можно будет только 30 и 31 августа.
📚 Полезные материалы
При эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, а при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.
В этом разделе читайте о разных способах и методах научного познания, а также о том, как отделить научное знание от ненаучного:
🙃 Для любознательных

Каким принципам следует философия позитивизма и неопозитивизма (нет, это не умение находить хорошее в каждом дне) и что представляют из себя лженауки – читайте в этом блоке:
📌 Это полезно
На онлайн-программе «Лучшие техники самообразования» за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. Эта программа для вас, если:
- 🤓 Вы учитесь в старших классах школы или вузе и хотите учиться эффективнее.
- 👨🏫 Вы работаете в сфере, связанной с образованием, например, педагогом, тренером, специалистом в области обучения кадров и т.д. и вам самим необходимо уметь много учиться.
- 💻 Вы давно хотите сменить род деятельности, но не знаете с чего начать обучение чему-то новому, получится ли у вас, как организовать процесс и т.п.
- 📘 Вам для работы нужно постоянно быть в курсе трендов, обучаться, и вы хотите превратить это в привычку.
- 🍎 Вы просто ощущаете потребность в приобретении знаний, всегда стремитесь узнавать новое и развиваться.
Воскресный промокод NAUKA даст дополнительную скидку 50% .
Источник
Научное мышление: значение, особенности и методы
Эмпирический вид мышления можно отнести к повседневному, когда человек воспринимает мир на субъективном уровне. Научный вид мышления представляет другую форму восприятия. В представленной статье вы сможете более подробно узнать о научном мышлении и его особенностях.
Преимущества и особенности научного мышления
Эмпирическое мышление имеет исключительно субъективный характер. Научное же использует объективные суждения и доказательную базу.
Следуя данным особенностям, можно разделить людей на 2 группы. Люди с научным мышлением отличаются активностью, независимостью. Они всегда открыты чему-то новому и неизведанному. Вторая группа на первый план выносит свои чувства.
Преимущества научного мышления:
- способствует приобретению определенных знаний, которые оказывают неоценимую пользу в жизни.
- делает личность готовой к различным ситуациям.
- помогает развивать не только математическое мышление, но и творческое.
Люди с научным мышлением:
- имеют объективный взгляд на определенные вещи и умение разграничивать объективность и субъективность;
- способны к формированию системных данных;
- могут обосновать ту или иную теорию;
- имеют стремление к будущему.
Основной принцип
В научном мышлении основной принцип — эксперимент. Это объединяет научное мышление с эмпирическим, но в первом случае результаты предназначены для более широкого круга явлений. Эксперимент проводится посредством составления различных теоретических работ.
Научное мышление помогает в восприятии реальности и способствует самосовершенствованию личности. А человек, обладающий таким типом мышления, ориентирован на улучшение жизни и достижение поставленных целей. Натренировать мышление можно, занимаясь всего 15 минут ежедневно на специальных когнитивных тренажерах. Для вас готова персональная тренировка — пройдите ее прямо сейчас!
Источник
Что такое научное мышление?
Не все люди, которые утверждают, что интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые верят в науку, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые утверждают, что занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Не все люди, которые занимаются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)
Базовые идеи научного мышления:
Во-первых: Реальность и наши представления о ней это ВСЕГДА разные вещи.
Наши представления о том, как устроен мир это всегда упрощение самого мира. Это можно сравнить с территорией и картой этой территории. Гора на местности и зелёный треугольник на бумаге НИКОГДА не одно и то же! Окружающая нас реальность не знает законов физики, и ей всё равно, что мы о них думаем. Реальность будет работать так же как вчера, даже если мы изменим свои убеждения о ней.
Подробнее я опишу это в одном из следующих постов (здесь будет ссылка).
«По сравнению с реальностью вся наша наука примитивна и ребячлива, но она — самое драгоценное, чем мы обладаем»
Во-вторых: Ценны убеждения ТОЛЬКО о реальности.
Убеждения о том, что нереально, просто потребляют силы, время и внимание. Такие убеждения необходимо регулярно выселять из своей картины мира (ведь собственно к миру отношения они никакого не имеют). Вы не можете взаимодействовать с вымышленным драконом.
«Колесо, которое можно свободно вращать, не задевая других частей, не является частью механизма»
В-третьих: Убеждения о реальности ОБЯЗАНЫ давать конкретные прогнозы будущего.
Убеждения, которые не дают прогнозов о реальности не являются убеждениями о реальности (как с ними поступить, смотри пункт 2).
Убеждения (в том числе научные модели) обязаны не только предполагать, как устроен мир, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить, как мир точно не устроен!
Причем делать это они ОБЯЗАНЫ как можно более конкретно и однозначно (так, чтобы разные люди, использующие одну и ту же модель давали одни и те же прогнозы).
«Наука строится на наблюдениях, а Вера — это отрицание наблюдений для сохранения собственных убеждений»
В-четвёртых: Убеждения, которые дают более точные прогнозы лучше убеждений которые дают менее точные прогнозы.
Все наши убеждения о реальности неточны (подробнее в пункте 5). Но это не значит, что все они одинаково неточны. Одни дают лучшие прогнозы, чем другие, и только поэтому они заслуживают большего внимания.
Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Но об этом в другой статье (тут будет ссылка).
«Когда люди думали, что Земля плоская, они ошибались. Когда люди думали, что Земля была сферической, они ошибались. Но если вы считаете, что первые и вторые одинаково ошибались, то Вы ошибаетесь больше, чем они все вместе взятые»
В-пятых: Нельзя быть уверенным в чём-то на 100%.
Люди с научным мышлением стремятся построить, как можно более точные убеждения об окружающей реальности. Однако они понимают, что НИКОГДА не смогут построить на 100% точную карту.
Убеждение стоит того, чтобы в него верить, ТОЛЬКО в том случае, когда тебя в принципе можно убедить в него не верить.
«Если Вы почему-то думали, что наука однозначна. Что ж, все ошибаются и Вы ошиблись»
P.S. Возможно, Вы уже спешите сделать вывод: «Автор этого текста не может быть уверен в этой модели на 100% (согласно пункту 5 его же статьи). А уже понатыкал тут и там категоричных: НИКОГДА, ТОЛЬКО, ОБЯЗАНЫ»
Я в свою очередь спешу Вас обрадовать. Всё так и есть. В этой модели я не могу быть уверен на 100% (как и ни в чем другом). А категоричные утверждения стоят в ней не для того, чтобы показать мою 100% уверенность (ведь её и нет), а для того, чтобы Вы смогли опровергнуть мои утверждения. Иными словами я стремился сделать их не «категоричными», а конкретными и однозначными. Надеюсь, Вы сможете найти неточности и слабые места в озвученном мною убеждении, и выстроите ещё более точное убеждение об окружающей реальности благодаря этому. Так же рассчитываю, что я и сам смогу изменить этот текст ещё не раз.
UPD (09/02/2021): В комментариях крайне часто звучала вполне обоснованная критика, что я не указал границы применимости модели. Поправляюсь.
Второй блок — жизнь. Активная дискуссия развернулась на тему применимости данных принципов в жизни. На эту тему есть вот такая идея.
Так же прозвучало важное замечание о том, что более высокая точность не всегда лучше. Добавил фразу: «Здесь есть важная оговорка, насчёт «размера» модели и практической применимости. Подробнее об этом в другой статье. Но этот момент действительно был упущен в изначальном тексте. Упс.
Источник