- Исследование как способ получения новых знаний и образовательная технология
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Научное исследование как способ получения нового знания
- Рациональность и понятие научного исследования
- Основные этапы научно-исследовательской работы
- А – подготовительный:
- Б – проведение экспериментального исследования:
- В – обработка опытных данных:
- Формулировка основных элементов подготовительного этапа
Исследование как способ получения новых знаний и образовательная технология
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Исследование как способ
получения новых знаний
и образовательная технология
МОУ “Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов”
Юрко Т.Б., заместитель директора по УВР
Описание слайда:
Когда рождается дух исследования?
Описание слайда:
Может ли он угаснуть?
Описание слайда:
Во всём мне хочется дойти
до самой сути…
наука
искусство
Описание слайда:
В свое время семь древнегреческих мудрецов закончили трехдневную
встречу фразой, начертанной на стенах Дельфийского храма:
«Познай самого себя».
Описание слайда:
Формы познания окружающего мира
Наука — это итог познания мира. Система
проверенных на практике достоверных знаний
и в то же время особая область деятельности,
духовного производства, производства новых знаний
со своими методами, формами, инструментами
познания, с целой системой организаций и учреждений.
ощущение
наблюдение
Описание слайда:
САМЫЕ
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
ПОСЛЕДНИХ ДВУХ ЛЕТ
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Чем выше человек по умственному
и нравственному развитию,
чем он свободнее, тем большее
удовольствие доставляет ему жизнь.
А.П. Чехов
Описание слайда:
Проект национальной
образовательной инициативы
«Наша новая школа»
В школе дети должны получить возможность раскрыть
свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей.
Ключевая роль в школе принадлежит учителю.
Описание слайда:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
Описание слайда:
Исследовательская компетенция – это совокупность
знаний в определенной области, наличие исследовательских
умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения
и обоснования гипотез, ставить цель и планировать
деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой
информации, выбирать наиболее оптимальные
методы, выполнять эксперимент, представлять результаты
исследования), наличие способности применять эти знания
и умения в конкретной деятельности.
А. В. Хуторской
Описание слайда:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Мотивационно-личностный компонент
Интеллектуально-творческий компонент
Когнитивный компонент
Действенно-операционный компонент
мотивация и познавательная активность;
развитие самостоятельности, способности принятия решений и их оценки;
ценностные ориентации;
идентичность;
эмоциональное отношение к учебе;
рефлексивные способности.
развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень и динамика развития);
экспериментальное мышление;
общий уровень креативности;
проявление креативности в проблемной ситуации.
знание сущности и технологии основных методов исследования;
способность к преодолению когнитивных трудностей;
уровень интеллекта.
видение проблемы;
постановка вопросов;
выдвижение гипотезы;
способность классифицировать;
наблюдение и анализ;
овладение навыками проведения экспериментов;
умение структурировать материал;
формулирование выводов и умозаключений;
доказательство и защита собственных идей.
ценностно-смысловые компетенции
компетенции личностного самосовершенствования
общекультурные компетенции
социально-трудовые компетенции
учебно-познавательные компетенции
Описание слайда:
ИЗВЕСТЕН ЛИ УЧИТЕЛЮ ЗАРАНЕЕ РЕЗУЛЬТАТ УЧЕНИКА?
ДА
НЕТ
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Описание слайда:
Исследовательские задания
Отбор материала
Прогнозирование
Выделение закономерности
Сравнение и обобщение фактов
Эксперимент
Интерпретация
Описание слайда:
знакомство с темой
создание проблемной ситуации и формулирование
проблемного вопроса
анализ предложенных материалов, практический опыт,
эксперимент, поиск ответа на проблемный вопрос
решение проблемной ситуации (презентация мнений,
отчёт, схема, таблица)
Описание слайда:
Предмет, объект
Цель, актуальность
Методы, формы
Практическая
значимость
Научная новизна
ЧТО?
ЗАЧЕМ?
ЧТО
НОВОГО
ПОЛУЧУ?
Алгоритм работы над исследованием
Описание слайда:
Сбор библиографической информации,
изучение теории, посвященной данной проблематике
Выдвижение и проверка собственных гипотез
Сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий к нему, выводы
Письменное оформление проведённого исследования
в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации
Публичная защита работы
Описание слайда:
Работа состоит из следующих частей:
Введение — это постановка проблемы, обоснование темы, целеполагание,
рассказ о задачах и методах исследования, его актуальности и практической
значимости.
Первая часть — состояние исследуемой области, обзор литературы,
прочитанной по данной проблеме, выводы.
Вторая часть — собственное исследование.
Каждая часть может быть разбита на главы.
Заключение — выводы, к которым пришел ученик в результате
изучения состояния вопроса и собственного исследования.
Приложение — практическая часть работы: разного рода
составленные автором словари, примечания, биографии авторов, схемы,
таблицы, видеоматериалы, CD, фотоальбомы и др.
Список литературы (библиография; не менее пяти-шести названий).
Описание слайда:
Публичная защита
научно-исследовательской работы
на конференции
Во время публичной защиты своей работы выступающий представляет
наиболее важные элементы исследования, а именно:
— название работы
— цель и задачи
— актуальность
— гипотеза
— методы и способы решения проблемы
— краткая характеристика глав
— краткая характеристика использованной литературы
— результаты и выводы.
Описание слайда:
МОУ «Гатчинская СОШ №9
с углублённым изучением отдельных предметов
НОВАТОРСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО В ПОЭЗИИ
Выполнила ученица 11-а класса
Сидорова Анна Евгеньевна
Проверила учитель русского языка
и литературы Юрко Татьяна
Болеславовна
г. Гатчина
2010 год
Научно-исследовательская работа по литературе
Описание слайда:
«XXI ВЕК – НАЧАЛО БЕССМЕРТИЯ ЛЮДЕЙ»
Александр Болонкин, профессор Института технологии в Нью-Джерси,
старший научный сотрудник Nasa
Описание слайда:
Исследовательская деятельность
дарит и ученику, и учителю чувство
нового, позволяет выходить за рамки
школьной программы и доставлять
другу радость открытия.
Е.М. Муравьёв, профессор,
доктор педагогических наук
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Научное исследование как способ получения нового знания
Научное исследование (по В.П. Каширину, 2006) – это процесс решения обусловленных практикой научных проблем, получение и систематизация нового знания об объектах и способах их освоения.
Научное исследование (по И.Г. Герасимову, 1985) – это специфическая система элементов, при помощи которых в науке осуществляются целенаправленные познавательные действия.
Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и осударственной научно-технической политике» дано следующее поняие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или предприятиях.ности развития и т.д.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.
Зададимся вопросом: А зачем заниматься исследованиями вообще? Для новичков в исследованиях есть непосредственные и практические выгоды. Изучение техники выполнения исследований поможет понять изучаемый материал так, как это не сделает никакой другой вид работы. Вы оцените то, что вы читаете, максимально вдумчиво только тогда, когда вы испытали на себе изменчивый и часто хаотичный процесс выполнения собственного исследования. Выполнение самостоятельного исследования поможет понять работу, которая стоит за тем, что мы находим в учебниках и что эксперты рассказывают общественности. Выполнение исследований поможет узнать непосредственно, каким образом знание зависит от того, какие вопросы задаются, а какие нет; каким образом стандартные формы представления исследования влияют на виды тех вопросов, которые вы задаете, и ответы, которые вы предлагаете
В более отдаленной перспективе навыки, которые приобретаются во время первоначального обучения (прежде всего в ВУЗе), станут важны тогда, когда вы будете заниматься серьезной работой в любой области, которую вы изберете для изучения. В еще более отдаленной перспективе навыки исследования сослужат вам добрую службу через много лет после окончания вуза, особенно в эпоху, удачно названную «Веком Информации». Солидное исследование, ясно изложенное, имеет сегодня величайшую ценность, когда интернет и кабельное телевидение наводняют мир таким огромным объемом информации, который мы не можем переварить, еще меньше — оценить, особенно когда такой огромный ее объем базируется на исследованиях и мы опираемся на эти исследования на свой страх и риск.
Рациональность и понятие научного исследования
Каширин В.П. (2006) отмечает, что истоки рациональности (рационализма) относят к периоду становления античной философии, в которой мышление по своим целям и методам изначально отличалось от мифологического и религиозного. Античная философия решительно акцентировала свое внимание к истинно сущему, понятию, логике, факту. Она формирует культуру дефиниций, что иногда признается первой европейской интеллектуальной революцией. «Превосходство понятий над чувственными образами, умозрений над впечатлениями и мнениями, дедукции над индукцией, рефлексии над обыденным сознанием лучше и раньше других уловил и использовал Сократ – первый теоретический человек». Именно соблюдение правил логики, различение правильных умозаключений и неверных, предохраняет наши рассуждения от ошибочных выводов. Постепенно формируются системы правил мышления как основы научной рациональности. К ним надо отнести, например, «Новый органон, или истинные указания для истолкования природы» Фрэнсиса Бэкона, «Правила для руководства ума» Рене Декарта, «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона и др. Выделяют различные акценты рационального подхода к деятельности и в трудах Гоббса, Лейбница и Канта. «Однако сущность его оставалась одной и той же: рациональность рассматривалась как деятельность по правилам, абстрагированным из практики построением естественнонаучных теорий и математических доказательств. Эта традиция находит завершение в трансцедентальной феноменологии Гуссерля, представляющей собой синтез картезианских и кантианских традиций» Современные исследования рациональности опираются на два ее ключевых момента – разумность и целесообразность. Поэтому рациональность понимается, во-первых, как способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, и, во-вторых, как соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, приводящим к цели. В этом широком смысле рациональность можно определить в развернутой форме как «совокупность стандартов, эталонов, норм поведения, принципов деятельности, правил и ценностных установок, общезначимых для членов данного социума и транслируемых от поколения к поколению, зафиксированных в языке социума и осуществляющих функцию адаптации и выживания в социоприродной среде обитания».
В научной рациональности соотносят процесс познания с исторически устоявшимися образцами, стандартами и логико-методологическими нормами исследования, которые базируются на критериях доказательности и обоснованности знания. В научной рациональности также господствует идея ее формирования по законам разума. Ставится вопрос о разграничении рациональности научного знания, научного метода и деятельности ученых. Центральное место, естественно, занимает вопрос о рациональности научной деятельности. В этом плане четкий вариант обоснования ее понятия приводит А.Л. Никифоров, опираясь на общее определение деятельности как активности субъекта, направленной на достижение цели. Логика движения к определению понятия научно рациональной деятельности следует по цепочке:
- 1. Рациональной является та деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели (критерий рациональности – достижение цели).
- 2. Цель науки – получение истинного знания о мире.
- 3. Научно рациональна та деятельность, которая приводит к получению истинного знания о мире.
- 4. Научно рациональна та деятельность, которая приводит к получению относительно истинного знания о мире (поскольку относительная истина актуально достижимо в реальном научном исследовании).
- 5. Относительно истинное знание в некоторый период развития науки воплощено в совокупности понятий, законов, теорий и т.п., принимаемых наукой в этот период.
Поэтому «научно рациональной является та деятельность, которая направлена на получение, разработку, совершенствование, уточнение и т.п. теорий, признаваемых истинными в настоящее время». Однако следует заметить, что создаваемые теории как таковые малоинтересны обществу, если они не обусловлены практикой. Основой существования общества является материальное производство, которое развивается путем разрешения противоречий в производительных силах и главным образом – в технико-технологической сфере. Затем новый импульс качественного движения развития перемещается в надстрочные образования, в том числе в науку и социальную деятельность в целом. Решение практических проблем, к которым подключается наука, вызывает, в свою очередь необходимость разрешения собственных научных противоречий. Таким образом, ученый в своей исследовательской деятельности прямо или косвенно подчинен общественной практике и научному разрешению проблем и, следовательно, в центре структуры научного исследования лежит научная проблема. Наука заканчивается там, где возникает ситуация беспроблемности. Любая же нормально функционирующая наука, накапливая факты, выдвигая гипотезы и т.д., стремится получить целостное, в идеале – системное знание об объекте науки и предметах ее исследования. В результате относительно упорядоченное знание об объекте на определенном этапе развития представляет такую знаковую картину, которая всегда будет располагать «белыми пятнами» непознанного. Отсюда для исследователя возникает понимание научной проблемы как такого незавершенного субъективного образа объективно существующего объекта, который он должен заполнить недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями.
Возникшие задачи по преодолению познавательных трудностей могут быть решены только профессионально через общие механизмы научной рациональности и рациональные нормы научного исследования, обоснованные научной практикой. Некоторые задачи могут быть решены чисто технически, путем поиска существующей, но в данном случае недостающей информации, или изменением структуры имеющейся технологической базы исследования. Другие задачи приводят к проблемной ситуации как совокупности отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного или методологического знания. Особенность проблемной ситуации в том, что указанные отношения приобретают форму противоречия: с одной стороны, достигнутый объем и уровень научного и методологического знаний, с другой – необходимость и невозможность на их основе описать и объяснить заданные в задачах фрагменты реальности. Языковым выражением проблемной ситуации является понятие научной проблемы. Научная проблема – это вид научной задачи, обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования. Среди научных проблем, определяющих особенности научного исследования, в первую очередь выделяют предметные проблемы, связанные с изучением свойств, связей и отношений реальных объектов. Предметные проблемы разделяются на эмпирические и теоретические, исследование которых приводит, с одной стороны, к новым фактам и совокупности опытных обобщений, а с другой – к открытию законов, принципов и построений теорий, где раскрывается сущность объектов.
Однако по мере расширения исследований макроуровня различных форм материи и углубления в их микроуровни, открытия новых объектов и явлений появляется необходимость и в новых исследовательских технологиях, включающих в себя инструментальную (приборы, аппараты, установки и др.) и операционную (подходы, методы, приемы, методики и др.) составляющие, которые порождают сложные комплексы методологических проблем. История науки свидетельствует, что крупные прорывы в научных исследованиях, появление новых научных направлений, областей и наук в первую очередь обусловлены экспериментальной и методологической основой. Дальнейшее расширение научных фронтов связано с развитием теории и разработкой методов теоретического исследования. Несмотря на то, что метод характеризуется взаимодействием и взаимопроникновением экспериментальных и теоретических начал, это не только не исключает, но и подчеркивает качественное различие эмпирических методов и методов научного мышления. Поэтому методологические проблемы подразделяются — на эмпирико-методологические и теоретико-методологические.
Не без оснований считается, что правильная постановка проблемы – половина успеха в ее решении. Однако, как правило, ученый не получает проблему в готовом виде с корректной формулировкой. Более того, опытный исследователь проблему «как она дана» обязательно стремится перевести в форму «как я ее понимаю», поскольку ему предстоит разрешить не формально-логическое, а диалектическое противоречие. Иными словами, научное исследование начинается не с попыток прямого решения объективной проблемы, а с анализа проблемной ситуации, в которой следует преодолеть ряд субъективных противоречий. А это значит, что надо отыскать и упорядочить наличную информацию, выделить в ней недостающие звенья, определить цели исследования, проанализировать условия и инструментально-методологические возможности, выбрать общий для знания и метода понятийный аппарат, сформулировать основную проблему, проверить правильность ее постановки в соответствии с принятыми рациональными нормативами, условиями приемлемости решения и способами его проверки. Решение основной проблемы, как правило, сопровождается появлением вторичных проблем, связанных с необходимостью предварительного решения частных методологических, эмпирических или теоретических вопросов. Тем самым постепенно определяются предметы, задачи, формируется план и структура основного этапа исследования.
Связывая в конечном итоге рациональность и научное исследование, можно выделить следующие основные положения:
- — Начала рациональности возникают в античной философии, которая в отличие от мифологии и религии вместо чувственных образов, впечатлений, мнений, принятых на веру догматов ставит не ведущее место в осмыслении мира и деятельности истинность сущего, понятие, логику, факт.
- — Современная рациональность, продолжая традиции древних философов, также опирается на разумность и целесообразность, способность мыслить и действовать на основе выработанных в социуме общезначимых разумных принципов и норм.
- — Научная рациональность в познавательной деятельности, руководствуясь критериями доказательности и обоснованности, воплощается в научных знаниях (понятиях, законах, теориях и т.д.), признаваемых истинными в настоящее время.
- — Конкретной формой научного познания объектов реальности является научное исследование, нормы рациональности которого обоснованы успешно развивающейся научной практикой.
- — Научное исследование по основному содержанию представляет собой процесс получения и систематизации нового знания путем разрешения обусловленных практикой научных проблем.
- — Специфика научного исследования определяется качественным различием разрешаемых научных проблем, которые в основном подразделяются на предметные (эмпирические и теоретические) и методологические (экспериментальные и концептуальные).
Цель научного исследования – новые достоверные знания, которые должны не только описать и объяснить обнаруженные явления, но предсказать новые, дать выход в методологию науки и практики.
Таким образом, научное исследование – это конкретный процесс разрешения обусловленных практикой научных проблем, получение и систематизации нового эмпирико-теоретического и методологического знания об объектах и способах их освоения.
Основные этапы научно-исследовательской работы
В самом общем виде научное исследование (в т.ч. эксперимент) включает в себя следующие этапы:
А – подготовительный:
1. Выбор объекта, предмета, направления и, в конечном итоге, темы исследований, исходя из личных интересов, наклонностей;
2. Постановка вопросов по избранной теме;
3. Анализ литературных источников (в т.ч. критический) по выбранной теме;
4. По результатам литературного обзора уточняется проблемная ситуация, знаковой (языковой) формой обобщения которой является научная проблема. Итак, формулировка научной проблемы;
5. Выдвижение гипотез или исходных положений;
6. Формирование программы, инструкций, поиск оптимальных методик для экспериментального исследования, в т.ч. составление схемы опыта (эксперимента);
Б – проведение экспериментального исследования:
7. Осуществление наблюдений, установление их режимов, проведение химических анализов, предварительное сравнение предлагаемых гипотез с данными эксперимента, фиксация необходимых данных опыта (описание) в специальных лабораторных журналах, тетрадях;
В – обработка опытных данных:
8. Общий анализ данных опыта, их статистическая обработка, интерпретация, сравнение и обобщение, установление новых фактов, обоснование или опровержение исследуемых гипотез, формулирование нерешенных вопросов и обнаружение трудностей, ведущих к постановке новых задач;
9. Оформление результатов научной работы в виде статей, тезисов, проектов, отчетов, выступлений на конференциях
Формулировка основных элементов подготовительного этапа
— явление, предмет, на который направлена чья-либо деятельность или внимание; представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в конкретном понятии. Например, основные объекты сельскохозяйственных исследований: почва, растение, агротехнические приемы.
– это определенная сторона объекта, обусловленная целями и задачами исследования и выраженная в знаковых формах данной науки. В отличие от объекта, предмет изучения выделяется и формируется исследователем. Именно предмет определяет тему эксперимента.
Источник