Научно исследовательский способ образования

Содержание
  1. Разбор по составу слова «научно-исследовательский»
  2. Делаем Карту слов лучше вместе
  3. Синонимы к слову «научно-исследовательский&raquo
  4. Предложения со словом «научно-исследовательский&raquo
  5. Сочетаемость слова «научно-исследовательский&raquo
  6. Что (кто) бывает «научно-исследовательским»
  7. Значение слова «научно-исследовательский&raquo
  8. Отправить комментарий
  9. Дополнительно
  10. Значение слова «научно-исследовательский&raquo
  11. Предложения со словом «научно-исследовательский&raquo
  12. Основные способы словообразования с примерами
  13. Содержание:
  14. Морфологические способы словообразования
  15. Приставочный (префиксальный) способ
  16. Суффиксальный способ
  17. Приставочно-суффиксальный
  18. Бессуффиксный способ
  19. Сложение
  20. Сращение
  21. Переход одной части речи в другую
  22. Аббревиация
  23. Усечение
  24. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
  25. Лексико-синтаксический способ словообразования
  26. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  27. Лексико-семантический способ словообразования
  28. Таблица с примерами
  29. ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §12. Словообразование имен существительных. Упражнение №125
  30. Решение

Разбор по составу слова «научно-исследовательский»

на приставка
уч корень
н суффикс
о соединительная
гласная
исследова корень
тель суффикс
ск суффикс
ий окончание

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прибрать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «научно-исследовательский&raquo

Предложения со словом «научно-исследовательский&raquo

  • Она там какую-то микросхему схрумкала, и год работы целого научно-исследовательского института пошёл насмарку.

Сочетаемость слова «научно-исследовательский&raquo

Что (кто) бывает «научно-исследовательским»

Значение слова «научно-исследовательский&raquo

НАУ́ЧНО-ИССЛЕ́ДОВАТЕЛЬСКИЙ , —ая, —ое. Относящийся к научным исследованиям. Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательский институт. Научно-исследовательские учреждения. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «научно-исследовательский&raquo

НАУ́ЧНО-ИССЛЕ́ДОВАТЕЛЬСКИЙ , —ая, —ое. Относящийся к научным исследованиям. Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательский институт. Научно-исследовательские учреждения.

Предложения со словом «научно-исследовательский&raquo

Она там какую-то микросхему схрумкала, и год работы целого научно-исследовательского института пошёл насмарку.

Рассмотрим работы второго этапа, посвящённые деятельности научно-исследовательских центров и разработке новых образцов авиационной техники.

Ведь функции психолога в команде не ограничиваются только проведением научно-исследовательской деятельности, но и включают внедренческую функцию, воспитательную, пропагандистскую, консультативную и другие.

Источник

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Читайте также:  Способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств это

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Читайте также:  Какие вы видите способы гармонизации межнациональных отношений

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §12. Словообразование имен существительных. Упражнение №125

Прочитайте текст.
Имена существительные в русском языке имеют такие способы образования, которые присущи только этой части речи. Например, бессуффиксный способ, о котором говорится в тексте упр. 109 .
Другой способ словообразования, свойственный только именам существительным, связан с появлением сложносокращённых слов.
Многие сложные имена существительные образуются из сокращённых частей слов. Именно такие существительные называются сложносокращёнными: спецмашина (специальная машина), спортгородок (спортивный городок), вещмешок (вещевой мешок), стройплощадка (строительная площадка), спецкор (специальный корреспондент), оргстекло (органическое стекло) и т. п.
Некоторые сложносокращённые существительные образуются даже из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), вуз (высшее учебное заведение), ТЮЗ (театр юного зрителя), МГУ (Московский государственный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), ГИА (государственная итоговая аттестация), ООН (Организация Объединённых Наций), НИИ (научно−исследовательский институт) и т. п.

2 . Расскажите, о каком способе образования сложных имён существительных вы узнали. Приведите примеры, выбирая их из текста данного упражнения или подбирая свои слова. Правильность произношения слов из текста проверьте по орфоэпическому словарику.

Решение

Образование из сокращённых частей слов:
1 . Сокращенная основа + целое слово (стройплощадка, вещмешок);
2 . из начальных букв слов (МГУ, РФ);
3 . из начальных звуков (НИИ, ООН).

Источник

Читайте также:  Клопы простой способ избавится
Оцените статью
Разные способы