Урок технологии по теме «Текстильные материалы из волокон животного происхождения»
Учитель технологии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Андреева Ольга Михайловна
Урок технологии 7 класс
Тема урока: «Текстильные материалы из волокон животного происхождения »
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Познакомиться с материалами из волокон животного происхождения
Методы построения урока: здоровьесберегающие, проблемное обучение, развивающее обучение.
— образовательные: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения и технологией производства тканей из них
— развивающие : уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.
— воспитательные : воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;
Предметные знания: Распознавать волокна животного происхождения.
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— анализ построения цепи рассуждения.
регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные: — обсуждать информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственную работу.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Информационно-технологические ресурсы: учебник «Технология» 7 кл., В.Д. Симоненко , коллекция «шерсть», коллекция «шёлк».
1. Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и обучающихся, организация внимания и внутренней готовности.
2. Актуализация знаний
— На прошлом уроке вы изучили тему «Сервировка праздничного сладкого стола» Проверим, как вы усвоили тему предыдущего материала . Я предлагаю вам выполнить задание « Умел в гости звать- умей и гостей встречать»
Каждому учащемуся раздается учебное задание № 1 (на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии)
«УМЕЛ В ГОСТИ ЗВАТЬ — УМЕЙ И ВСТРЕЧАТЬ». Вы пригласили друзей на торжественное мероприятие. Каждому воспитанному человеку знакомы правила поведения за столом и правила приёма гостей. А вы знаете эти правила? Прочитайте вопросы, выберите верный вариант ответа.
1.За столом такого типа каждый обслуживает себя сам.
а) чайный стол; г) коктейль; б) кофейный стол; д) бокал шампанского.
в) холостяцкий ужин; е) фуршет.
2. У вас дома собрались гости, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать?
а) 5мин; б) 15 мин; в) 30 мин; г) 1 час; д) пока не придет.
3. Как поступить с полученными в подарок сладостями?
а) съесть, когда гости разойдутся; б) выставить на общий стол;
в) передарить кому-нибудь.
4. Вы находитесь в гостях и вдруг вспоминаете, что по телевизору началась очередная серия вашего любимого сериала. Можно ли попросить хозяев включить для вас телевизор?
а) можно; б) нельзя.
5. Должны ли хозяева представлять друг другу гостей, если они не знакомы?
а) Должны; б) не должны; в) гости сами представятся друг другу.
6. Когда можно сесть за праздничный стол?
а) Как только вошли в комнату; б) только после того, как сядут хозяева;
в) после приглашения хозяйки.
7. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и …
а) Заправляете за воротник; б) кладете на колени; в) кладете рядом с тарелкой.
8. Как вести себя, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
а) Гневно откажетесь; б) окажетесь, назвав причину отказа;
в) взять немного, поблагодарив.
Источник
Презентация по технологии на тему «Натуральные волокна животного происхождения» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
НАТУРАЛЬНЫЕ ШВЕЙНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Раздел : Тема урока: ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Разработала: Ишназарова Татьяна Николаевна Учитель технологии МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ
лён хлопок химические животного происхождения натуральные растительного происхождения Текстильные волокна Классификация текстильных волокон Шерсть шелк
ШЕРСТЬ — ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ ЖИВОТНЫХ.
Шерсть, снятая с овец, почти цельной, неразрывной массой называется руном. Наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно называется — пух. Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется- волос или шерсть.
МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ (MERINOS) — это шерсть, взятая с холки овцы мериноса. Мериносы, порода тонкорунных овец. Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких и мягких пуховых волокон. Она длинная (длина шерсти годового роста 6-8 см), белая, теплая, обладает прекрасными термостатическими свойствами. За счет естественных завитков она отличается упругостью.
ЛАМА (LAMA. Шерсть ламы состоит из двух слоёв: верхнего защитного волоса и подшерстка (пуха). Подшерсток используется для изготовления элитной одежды. При полной стрижке снимают оба слоя, и очищают шерсть от защитного волоса. При вычесывании получают только подшерсток. Шерсть ламы отличается легкостью и мягкостью, способностью прекрасно сохранять тепло (теплоёмкостью) и обеспечить комфорт в широком диапазоне температур (термостатичностью). Она не вызывает аллергических реакций, способна отталкивать воду и в отличие от других видов шерсти, регулировать свою влажность в удобном для человека диапазоне.
АЛЬПАКА (ALPACA) – это разновидность ламы. Альпака редкое животное шерсть ее дорогая стригут альпак в отличие от овец, один раз в год. Шерсть альпака обладает исключительными свойствами: она легкая, мягкая, однородная и шелковистая очень тёплая (в 7 раз теплее овечьей), с высокими терморегулирующими свойствами; прочная (в 3 раза прочнее овечьей), не подвержена скатыванию, сваливанию и заминанию; в отличие от чешуйчатых и потому колючих волокон овечьей шерсти, волокна альпаки гладкие и комфортные на ощупь.
ВЕРБЛЮЖЬЯ ШЕРСТЬ (CAMEL) – это пуховой подшерсток нерабочего двугорбого верблюда (Бактриана), обитающего в Центральной и Восточной Азии. Наиболее ценной считается шерсть монгольского Бактриана. Один раз в год его собирают (или вычёсывают) Верблюжья шерсть лёгкая (в два раза легче овечьей), но в то же время, самая прочная, эластичная и тёплая. Она хорошо защищает от влаги, а также способна Поглощать и быстро испарять её, оставляя тело сухим.
КАШЕМИР (CASHMERE) – это тончайший пух (подшерсток) высокогорной козы кашемировой породы, обитающей в районе Тибета и в провинции Кашмир между Индией и Пакистаном. Для получения пуха козу не стригут, а в ручную вычесывают один раз в год, весной, во время линьки. Кашемир ценится за его исключительную мягкость, легкость, способность сохранять тепло и отсутствие на него аллергических реакций.
МОХЕР (MOHAIR) – шерсть ангорских коз, обитающих в Турции (провинция Ангора), Южной Африке и США. Мохер – роскошное естественное волокно. Ни одна шерсть не обладает таким великолепным длинным ворсом с устойчивым и долговечным природным блеском. Изделия из мохера требуют деликатного хранения и тщательного ухода. Их надо вешать на вешалки, чтобы избежать появления складок не подвергать воздействию высоких температур и сушить при комнатной температуре; чистить только сухим способом не забывая, что химическая обработка может сократить срок их службы.
АНГОРА (ANGORA) – Это пух ангорских кроликов. Некогда Китай в ответ на завышение Турцией цены На востребованную шерсть ангорских коз, выпустил более мягкую и дешёвую пряжу, под названием «Ангора». Как оказалось, это был пух диких кроликов, названных ангорскими. В этих условиях шерсть ангорских коз турки назвали «мохер», что по-арабски означает «избранный». В последствии ангорских кроликов начали разводить в Европе и США. Ангорская шерсть исключительно мягкая, очень тёплая и пушистая, с характерным нежным ворсом. Изделия из ангорской шерсти создают неповторимый комфорт и поэтому очень популярны и востребованы. Однако, ангорская шерсть имеет и свои недостатки: непрочное закрепление кроличьего пуха в пряже может стать причиной истирания ткани; необходимость беречь ангору от чрезмерного намокания и чистить её только химическим способом.
СОРТИРОВКА ТРЕПАНИЕ ПРОМЫВАНИЕ СУШКА ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ШЕРСТИ РУНО
Волокна шерсти имеют длину от 20 до 450 мм и различную толщину. Прочность волокон шерсти зависит от их толщины и строения. Цвет шерсти может быть белый, серый, рыжий и черный. Блеск шерсти зависит от размера и формы чешуек. Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью и теплозащитностью. Благодаря хорошей упругости изделия из шерсти не сминаются. Стойкость шерсти к воздействию солнечных лучей значительно выше, чем растительных волокон. Реакция на горение Волокна шерсти во время горения спекаются, при вынесении волокон из пламени, их горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. CВОЙСТВА ШЕРСТЯНОГО ВОЛОКНА
Шерстяное волокно применяют для изготовления платьевых, костюмных и пальтовых тканей. Благодаря свойлачиваемости, из шерсти можно изготовить сукно, драп, фетр, войлок, а также другие текстильные изделия. В продажу шерстяные ткани поступают под названиями: габардин, кашемир, драп, сукно, трико и другие.
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
ЗАМАРИВАНИЕ ЗАПАРИВАНИЕ РАЗМАТЫВАНИЕ Цель первичной обработки шелка — размотать коконную нить. ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ШЕЛКА
Толщина коконной нити неравномерна на всем ее протяжении. Длина размотанной коконной нити 600-900 м. Прочность шелка немного выше, чем прочность шерсти. Цвет отваренных коконных нитей — белый, слегка кремовый. Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью, быстро впитывает влагу и быстро высыхает. На ощупь вызывает ощущение прохлады. Под действием прямых солнечных лучей шелк разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Реакция на горение. Волокна шелка во время горения спекаются, при вынесении волокон из пламени, их горение прекращается. На конце образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. СВОЙСТВА ШЕЛКОВОГО ВОЛОКНА
Натуральный шелк используется для производства различных платьевых тканей, а также головных платков, косынок и так далее. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и другие.
Практическая работа Сравнительная характеристика тканей из волокон шерсти и шёлка Материалы и инструменты: образцы тканей, учебник, рабочая тетрадь, спички, ёмкость с водой Правила безопасности: надень спецодежду, аккуратно обращайся с огнем, спичку туши в ёмкости с водой. Ход работы Рассмотри кусочки шерстяной и шелковой тканей. Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь Выдели из ткани нить, аккуратно подожги её, определи, как она горит, какой выделяет запах Результаты запиши в таблицу Поверхность шероховатая, матовая Поверхность гладкая, блестящая Мягкая, ощущение тепла Мягкая, ощущение прохлады При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается между пальцами Вид волокна Отличительные признаки ткани По внешнему виду На ощупь Реакция на горение Шерсть Шелк
Источник
Конспект урока по технологии «Натуральные волокна животного происхождения» 7 класс
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, клей, образцы натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк»,
Вид планируемых учебных действий
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Понимание и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка»
Распознание шерстяной и шёлковой ткани
Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
1 уровень — узнавание
Планирование собственной деятельности.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Возможные методы и приемы обучения
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
« Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»
Целеполагание, мотивация учебной деятельности
Учитель показывает девочкам лоскуты ткани.
-Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях?
Что изучает материаловедение?(свойства текстильных волокон)
-На какие два большие группы делятся текстильные волокна?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Сформулируем тему нашего сегодняшнего урока… «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей».
Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.
Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока,
записывают тему урока
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.
-Л. Самоопределение, самоорганизация
Изучение нового материала.
Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям
найти шерстяную ткань.
Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу.
У кого возникли трудности?
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решения
-П.извлечение необходимой информации из текстов
-Р.выполнение пробного учебного действия
-К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Работа в группах
Выявление места и причины затруднения.
В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?
Я не смог определить шерстяную ткань.
Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме.
— уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему
формулировка проблемы. Структурирование знаний.
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
— способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
-значок означает — запись в тетрадь
Объяснение нового материала.
-Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.
-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.
Историческая справка о шерсти.
О животных шерсть которых используют.
-Шерсть – волосяной покров животных.
Этот покров состоит из разных видов волокон Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно
-Чем же на самом деле является золотое руно?
— Золотое руно – это качественная шерсть овец.
-Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных — Назовите их (информация на слайде)
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.
Технология производства шерстяных тканей (дети устанавливают последовательность)
Ее сортируют – перебирают по качеству,
треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,
промывают – горячей водой с мылом содой,
сушат – в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.
Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.
Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице
ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА и ТКАНИ
-Ознакомиться с информацией. Определить внешний вид волокон, свойства волокон и тканей, особенности ухода за тканями из шерсти
Теперь поговорим о шелке .
Его история полна тайн и опасностей.
Что же такое шелк и чем он так уникален?
Что нам надо узнать о шелке?
Шелк — нить гусеницы тутового шелкопряда.
Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название.
Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии
Показ наглядного пособия о происхождении шелковых волокон.
Расскажите как образуются волокна шелка?
Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду — и наматывает от 600-900 м нити.
В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.
Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.
-Какая она, ткань натурального шелка
ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА и ТКАНИ
-Ознакомиться с информацией. Определить внешний вид волокон, свойства волокон и тканей, особенности ухода за тканями из шерсти
ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА и ТКАНИ
-Ознакомиться с информацией. Определить внешний вид волокон, свойства волокон и тканей, особенности ухода за тканями из шелка
Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру.
Источник