Настольный теннис способы передвижения

Настольный теннис способы передвижения

При выполнении любого удара необходимо занять исходное положение, так называемую стойку, из которой удобно выполнять тот или иной технический прием.
Существуют три основные стойки теннисиста из которых, как правило, выполняются все технические приемы: правосторонняя, нейтральная (или основная), левосторонняя. Условно их следует разделить на стойки (позиции) для выполнения различных ударов и стойку для приема подач противника.
Стойка на приеме (нейтральная стойка) прежде всего, должна обеспечивать и физически, и по уровню внимания как можно более быстрый старт в любом направлении — влево, вправо, вперед, назад. Стойка является положением наивысшей готовности. Во всех случаях готовности ноги расставлены на ширине плеч или чуть шире плеч, чуть согнуты в коленях, пятки оторваны от пола. На практике этот угол сгиба можно определить так: попробуйте совершить несколько пружинистых раскачиваний, а потом остаться в нижнем положении такого раскачивания. Именно эта позиция и будет наиболее подходящей и для приема подач или ожидания ответных действий противника, когда известно направление мяча, и для выполнения отдельных ударов. Тяжесть тела при правильной стойке равномерно распределяется на обе ноги, а центр тяжести тела расположен на прямой, проходящей через передние части ступни обеих ног. Другие положения центра тяжести тела не обеспечивают молниеносного старта.
Правосторонняя стойка (или исходная позиция для выполнения всех видов ударов справа) характеризуется тем, что ступни ног (особенно правая) развернуты вправо. Это позволяет отвести для замаха назад правое плечо. Удары справа от туловища выполняются ладонной стороной ракетки. При принятии правосторонней стойки, левая нога чуть выдвигается вперед, а туловище немного наклонено вперед и повернуто вполоборота левым боком к столу. Ноги чуть согнуты и на носках. Рука с ракеткой согнута в локте, ракетка на уровне локтя обращена игровой поверхностью к столу. Левая рука занимает зеркальное положение, сходное с положением правой руки. Обратите внимание: для разворота отводится назад именно правое плечо и правая часть туловища, а левое выводится вперед, хотя попасть в левую позицию можно обоими описанными способами.
Левосторонняя стойка (или исходная позиция для выполнения всех видов ударов слева) в большинстве пособий описывается как стойка, противоположная правой, при этом правая нога и правое плечо находятся впереди левой ноги и левого плеча. Удары слева от туловища выполняются тыльной стороной ракетки из левосторонней стойки. Игрок принимает то же положение, что и при нейтральной стойке, только вполоборота влево, располагаясь правым боком к столу.
Увеличение игровых скоростей и совершенствование материала ракетки требуют и позволяют выполнять все удары слева в положении лицом к столу. Ведь именно это и дает выигрыш во времени и позволяет маскировать направление полета мяча, что придает особую притягательность игре слева.
Исходные положения теннисиста зависят от его роста, скорости реакции, координации движений, стиля игры и индивидуальных особенностей. Высокие теннисисты занимают исходное положение на большем расстоянии от стола, чем низкорослые. Игроки, предпочитающие играть больше справа, чем слева, почти постоянно находятся в правосторонней стойке.
Многие ведущие спортсмены на приеме подачи едва заметно переступают ногами, как бы раскачивают центр тяжести. Такое переступание обеспечивает старт сходу, а старт сходу всегда быстрее, чем старт с места (сравните с теми же спринтерами в эстафете — скорость тех, кто стартует сходу на 2-ом, 3-ем и т.д. этапах всегда больше, чем у того, кто стартует с места на первом этапе). Стойка свободна, а внимание напряжено.
Передвижения игрока

Быстрая смена игровых ситуаций требует от игрока частой смены исходных положений, наиболее рациональных как для приема мячей, так и для выполнения подач. Во время игры теннисист выполняет шаги, прыжки, рывки. Чаще всего при перемещении на небольшие отрезки спорт¬смены применяют шаги. Под шагом понимают любое перемещение ноги с одновременным переносом центра тяжести тела на ту ногу, которая в данном случае считается шаговой или переносной (другая — опорной или толчковой). При этом по ширине можно выделить три основных вида шагов:
• неполный или незначительный,
• средний или обычный,
• широкий.
Неполный шаг можно назвать полушагом, при этом общий центр массы игрока перемешается одновременно с шаговой ногой в направлении передвижения, а при выполнении удара переносится на опорную ногу с выносом ее вперед. Полушаг выполняется в любом направлении, но шаговая нога не должна пересекать линию опоры другой ноги.
Для поворота на месте или незначительного передвижения вперед-назад возможно сочетание двух, трех и более полушагов. Назовем эти передвижения переступанием. Для перемещений вправо-влево применяются приставные шаги. При этом первый основной шаг выполняется ближней к мячу ногой, а вторая нога подтягивается до уровня основной стойки.
При передвижении теннисиста в средней или дальней игровых зонах применяются скрестные шаги: здесь шаговая нога проносится впереди опорной — передний скрестный шаг или сзади опорной — задний скрестный шаг, затем опорная нога подтягивается и ставится на необходимое для выполнения удара расстояние. Важно, что движение в направлении полета мяча начинает не ближняя, а дальняя (разноименная) к мячу нога (например, при движении вправо первой выполнет шаг левая нога). Обычно скрестные шаги выполняют с поворотом туловища и последующим приставным шагом или переступанием.
Такой способ передвижения как выпад теннисисты атакующего стиля применяют значительно реже, чем теннисисты защитного стиля. При выполнении выпада происходит перемещение общего центра тяжести с одновременным выполнением широкого шага, при котором нога в коленном суставе сгибается больше обычного. Рывки по своей структуре движения близки к резким быстрым шагам, но центр тяжести при этом способе передвижения переносится раньше начала движения ногой. Переступания применяются для поворотов на месте или незначительного передвижения вперед назад. Игрок как бы топчется на месте. Прыжки также применяются в передвижениях теннисистов. Можно выделить такие разновидности прыжков, как с двух ног на две, с одной ноги на две и с одной ноги на другую.
Основным условием успешного передвижения к мячу, кроме своевременного применения перечисленных способов, является использование правильных исходных положений. Стойка на носках и согнутые в коленях ноги позволяет быстро перейти к последующему из перечисленных вариантов движения в любую сторону.

Читайте также:  Свечи от геморроя облепиховое масло способ применения

Источник

Передвижения

Вопрос о технике передвижений слабо освещён в литературе по настольному теннису, в большинстве учебников и книг этот вопрос излагается очень общо, бегло, терминология в вопросах передвижений применяется разная, нечёткая. Наиболее полно освещены передвижения в переведённой в 1961 году на русский язык работе китайских авторов (Фу Цифан, Лян Чжохуэй), но с тех пор прошло 25 лет и требования к технике передвижений возросли, особенно в свете борьбы за время.

С повышением скорости игры и необходимости обеспечить занятие ударной позиции за более короткое время, значение правильности передвижений, имея в виду их рациональность и тем самым быстроту, возросло.

Занятие ударной позиции должно обеспечить:

— возможности выполнения удара впереди туловища спортсмена, что позволяет осуществить перенос центра тяжести тела вперёд и сообщить мячу достаточную силу поступательного движения,
— правильную дистанцию по отношению к мячу, расстояние от мяча, создающее наилучшие возможности для правильного, наиболее рационального участия в ударе всех частей руки и туловища.

Из описания техники выполнения отдельных приёмов мы уже знаем, что к началу взаимодействия мяча и ракетки угол сгиба руки в локтевом суставе должен составлять при атакующем ударе 90-110 градусов, при защитном ударе 70-90 градусов; расстояние, создающее больший угол сгиба руки в локте, не позволяет использовать скоростные возможности предплечья; более острый угол сгиба руки в локте не позволяет использовать ударные возможности плеча, обеспечивающего широкое поступательное движение вперёд.

При всех видах передвижений необходимо: СНАЧАЛА ЗАНЯТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ, И ТОЛЬКО ЗАТЕМ ВЫПОЛНИТЬ УДАР. Отсюда очевидно другое требование:

ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К УДАРУ ДОЛЖНЫ НАЧИНАТЬСЯ С РАБОТЫ НОГ.

Визуальные наблюдения, изучение кинограмм и видеозаписей показывают, что опережающая работа ног характерна для ВСЕХ спортсменов высокого класса при выполнении ВСЕХ видов ударов, в том числе и при приёме подач.

Что происходит, если спортсмен начинает движение к мячу не с ног, а с движения рук, то есть, если он тянется к мячу.

Рассмотрим эту ситуацию на примере мяча, посланного косо вправо. Если игрок, пытаясь отразить мяч, вытягивает вправо, навстречу летящему мячу, руку, он, во-первых, не может обеспечить занятие ударной позиции (рука выпрямляется !), а, во-вторых, он неизбежно перемещает центр тяжести тела на правую ногу, загружает её своим весом, а ведь именно эта нога должна обеспечить передвижение вправо. Получается самообман -вроде бы спортсмен приближается к мячу, а на самом деле он остаётся на месте, занять ударную позицию невозможно.

Способность к опережающей работе ног (ноги двигаются быстрее и раньше, чем руки) — одно из специальных качеств, которое должно учитываться на всех этапах отбора. Вообще-то, опережающая работа ног — нехарактерный двигательный ответ для человека — сызмальства при желании достать какой-либо предмет, будь это игрушка, конфетка или одежда, человек вытягивает руку.

Поэтому люди, проявляющие такие специфические умения (от природы или под воздействием теоретически обоснованных требований), заслуживают в нашем виде спорта внимания.

Быстрота передвижений зависит от умения наблюдать за мячом на стороне противника во время его удара и подготовительных действий — чем раньше удаётся определить направление полёта мяча, тем больше остаётся времени на передвижения.

Возможность быстрых передвижений, быстрого старта зависит от правильной стойки и от умения проводить всю игру на передней части ступни и при чуть согнутых ногах.

© Автор: ШПРАХ Сергей Давидович. «У меня нет секретов»

Источник

Настольный теннис способы передвижения

Учитесь передвигаться в игре.

Раньше многие игроки обращали внимание только на ударное движение руки и не принимали в расчет значение работы ног. Да это и понятно.

Размеры стола невелики, ширина его всего 1 метр 52 сантиметра. И вначале может показаться, что передвигаться при игре в настольный теннис совсем необязательно: развернулся, протянул руку — вот и все.

Читайте также:  Мода это способ самовыражения

Но это не совсем так. В современном настольном теннисе с развитием техники игры возникла необходимость четкой координации и согласованности движений всех частей тела теннисиста — ног, туловища, мышц брюшного пресса, игровой и свободной руки, что позволяет повысить качество выполненного технического приема.

За время напряженной встречи теннисист выполняет 200—300 ударов и преодолевает расстояние 800— 1500 метров. Ведь мяч практически никогда не попадает в одно и то же место, поэтому в игре надо все время передвигаться. И чем дальше отходят от стола, тем большее расстояние преодолевают (рис. 31). И характер перемещений самый разнообразный.

Представьте, что вам нужно отразить косой мяч справа, а затем успеть к короткому мячу слева — приходится двигаться не только вдоль стола вправо-влево или вперед-назад, но и совершать разнообразные диагональные перемещения.

Главная цель перемещений игрока состоит в том, чтобы перед выполнением каждого удара принять такое положение, при котором можно было бы быстро передвигаться, занимать удобную стойку и осуществлять точный удар.

Так как исходное положение может серьезно повлиять не только на технику удара, но и на скорость передвижений, рассмотрим более подробно стойку игрока в настольный теннис.

Как вы уже знаете, стойка может быть нейтральной, когда теннисист стоит лицом к столу и ожидает ответных действий соперника; для ударов справа — в этом случае игрок располагается вполоборота вправо к столу и для ударов слева — когда он разворачивается вполоборота влево к столу для более удобного выполнения замаха и самого удара.

В нейтральном положении игрок обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько развернуты, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях (они направлены внутрь).

Туловище слегка наклонено вперед, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, согнута в локте под прямым углом и находится перед туловищем. Голова поднята, взгляд направлен вперед, чтобы следить за полетом мяча. Не забудьте, что стойка должна быть еще и устойчивой.

Такое исходное положение позволяет быстро и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении. Из стойки на слишком прямых ногах и с несколько отклоненным назад центром тяжести тела трудно быстро начать движение.

Так как согнутые ноги, словно заряженные пружины, готовы быстро сработать для любого способа передвижений. В то время, как при прямых ногах трудно сильно оттолкнуться, положение на носках с перенесенным вперед центром тяжести тела позволяет вам с меньшими усилиями начать движение в нужном направлении.

Каждый игрок выбирает удобную для себя стойку. Выбор этот зависит от вашего роста, физических данных, скорости реакции, координации движений, техники и стиля игры, а также индивидуальных особенностей.

Так, если вы высокого роста и имеете длинные конечности, то должны стоять несколько дальше от стола, чем игрок невысокого роста. Для определения правильного местоположения примите нейтральную стойку на таком расстоянии от стола, чтобы ракетка, находящаяся перед вами в чуть согнутой руке, «носом» слегка касалась задней белой линии стола, его края.

Если у вас хорошая реакция и скорость движений и вы успеваете прореагировать и отбить мяч вовремя, то можете стоять близко у стола. Если же не успеваете отбивать прилетающие мячи, то отойдите на удобную для вас дистанцию.

Если вы чаще применяете атакующие удары справа, чем слева, то встаньте не по центру стола — сместитесь немного в левый угол. Таким образом вы сможете ударами справа контролировать большую часть стола.

Игрокам, предпочитающим нападающий стиль игры, применяющим накаты, подставки и топ-спины, рекомендуем перемещаться на ближней и средней дистанции от стола. Тем, кто предпочитает подрезку, лучше располагаться на средней и дальней дистанциях от стола.

Важно не только занять соответствующую позицию для удара, но и, прежде всего, сконцентрировать внимание перед приемом мяча. При рассеянном внимании и недостаточной собранности даже правильная стойка не может обеспечить удару успех.

Наблюдая за игрой мастера, вы порой даже не успеваете заметить, когда же он очутился в том или ином месте. В этом и состоит мастерство. Выполнять передвижения к мячу нужно между ударами, чтобы к моменту удара находиться в нужном месте.

Основной способ передвижений в игре — шаги. Прыжки и рывки неэффективны, так как при этом вы легко можете потерять равновесие. И кроме того, для возвращения в исходное положение или перехода на новую позицию потребуется значительно больше времени, чем при перемещении шагами.

В игре теннисисты чаще пользуются следующими разновидностями перемещений: одношажный способ — шаги, переступания и выпады; двухшажный способ — скрестные и приставные шаги. Реже игроки используют прыжки.

Одношажный способ передвижений игроки применяют при перемещениях на незначительное расстояние или для того, чтобы занять правильную позицию.

При этом шаг в направлении мяча делают ближней к нему ногой, а другую ставят в нужную для выполнения удара позицию (рис. 32). Удар можно также выполнять одновременно с шагом, что значительно увеличивает его силу.

В зависимости от расстояния до мяча первый шаг делают широким, обычным или незначительным.

Читайте также:  Способы лечения игровой зависимости

К разновидностям одношажного способа передвижений относят переступания и выпады.

Переступания используют для поворотов на месте или незначительного передвижения вперед-назад — теннисист как бы переминается с ноги на ногу; выпады же в основном для приема коротких (рис. 33) или косых мячей (рис. 34), к которым игроку приходится как бы тянуться. При выпаде ближней к мячу ногой делают широкий шаг, сильно сгибая ее. Приставные шаги применяют в основном для перемещений вправо-влево.

При этом первый, основной шаг выполняют ближней к мячу ногой, а вторую подтягивают до основной стойки (рис. 35). Если вы оказались достаточно далеко от мяча, сделайте несколько приставных шагов. Скрестные шаги игроки часто используют при игре в средней или дальней игровой зоне.

При таком способе передвижений вначале делают шаг дальней от мяча ногой — ее проносят впереди (передний скрестный шаг) или сзади (задний скрестный шаг) опорной ноги. Затем опорную ногу подтягивают и ставят на необходимое для выполнения удара расстояние (рис. 36).

Обратите внимание на то, что движение в направлении полета мяча начинают не ближней, а дальней от мяча ногой.

Например, при передвижении вправо первое движение делают левой ногой. Обычно скрестные шаги выполняют с поворотом туловища и последующим приставным шагом или переступанием.

Однако скрестные шаги удобнее применять при диагональных передвижениях вперед-назад. Для передвижений вперед используют передний скрестный, а для диагонального передвижения назад — задний скрестный шаг.

Стремительная смена игровых ситуаций требует от игрока умения быстро перемещаться и принимать наиболее рациональное исходное положение для выполнения удара. Описанные способы передвижений в игре часто используют в самых разнообразных сочетаниях.

Играя, вы вряд ли обращаете внимание на свои шаги: все внимание на мяч! А ведь правильное и быстрое передвижение во время игры — это важное слагаемое вашего успеха. Недаром говорят, что теннисист играет и ногами.

Основное условие успешного передвижения к мячу — правильное исходное положение. Стойка на носках и согнутые в коленях ноги позволяют быстро осуществить любое передвижение в любую сторону.

Поэтому обратите внимание на следующие моменты и старайтесь их придерживаться:

— все удары начинайте выполнять из правильного исходного положения, ведь от него зависит быстрота старта в нужном направлении;

— при перемещениях сохраняйте основную стойку. Положение, необходимое для выполнения удара, принимайте в момент перед приземлением ног;

— после каждого удара кратчайшим путем возвращайтесь в исходное положение и готовьтесь к отражению следующего мяча;

— при любых способах передвижений в различных направлениях — вперед, назад или в сторону — следите, чтобы центр тяжести тела приходился на носки и переносился в направлении передвижения и в направлении удара;

— передвигаясь у стола, не суетитесь, двигайтесь легко, избегайте лишних движений — не нужно делать двух шагов, если можно сделать один. Лишние движения отнимают драгоценное время и мешают подготовке к удару;

— постоянно совершенствуйте специальные физические качества игрока: быстроту, гибкость, выносливость, координацию движений, особенно равновесие, так как большая часть движений в настольном теннисе выполняется стремительно, динамично и требует больших затрат сил;

— учитесь передвигаться разнообразно: вперед-назад, влево и вправо, делать повороты в сторону, переметаться по диагонали, а также разными способами — одношажным, двухшажным. Это повысит мастерство игры;

— не жалейте времени и внимания на освоение рациональных способов передвижений, так как умение правильно, рационально и быстро передвигаться — ключ к успеху в игре;

— для освоения и закрепления правильной техники передвижений используйте имитационные упражнения, а в тренировке на столе — простые упражнения с определенными заданиями, когда известно, куда и какой мяч прилетит. Такие упражнения позволят вам быстрее освоить технику передвижений и лучше подготовиться к игре на счет.

Остановимся еще на одном моменте техники игры — движениях неигровой, свободной, руки. Об этом нередко забывают, а иногда и не придают большого значения, хотя часто свободная рука доставляет игрокам много хлопот. Свободная рука выполняет две очень важные функции.

Во-первых, своими движениями, согласованными с движением игровой рукой, она увеличивает мощь удара, а во-вторых, выполняет роль тормоза, уравновешивающего большую энергию движения руки с ракеткой и туловища.

Возьмем, к примеру, завершающий удар или топ-спин. Кроме того, свободная рука, как у белки хвост, помогает координации движений и сохранению равновесия при быстрых сложных передвижениях и ударах.

Обычно при нападающих ударах свободная рука слегка согнута в локте и во время удара движется в том же направлении, что и рука с ракеткой. При подрезках же, чаще всего слева, свободная рука в качестве противовеса выполняет движение назад, помогая тем самым игроку сохранять устойчивое положение.

А какие вы выполняете движения свободной рукой? Не обращали внимания? Последите за собой во время игры. Попробуйте играть, убрав свободную руку за спину, и вы почувствуете некоторые неудобства. Найдите удобное для вас положение свободной руки и потренируйте ее движения для улучшения координации при ударе.

Источник

Оцените статью
Разные способы