Настольный каким способом образовано

Содержание
  1. Разбор по составу слова «настольный»
  2. Сходные по морфемному строению слова
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Ассоциации к слову «настольный&raquo
  5. Синонимы к слову «настольный&raquo
  6. Предложения со словом «настольный&raquo
  7. Цитаты из русской классики со словом «настольный»
  8. Сочетаемость слова «настольный&raquo
  9. Что (кто) бывает «настольным»
  10. Значение слова «настольный&raquo
  11. Отправить комментарий
  12. Дополнительно
  13. Значение слова «настольный&raquo
  14. Предложения со словом «настольный&raquo
  15. Основные способы словообразования с примерами
  16. Содержание:
  17. Морфологические способы словообразования
  18. Приставочный (префиксальный) способ
  19. Суффиксальный способ
  20. Приставочно-суффиксальный
  21. Бессуффиксный способ
  22. Сложение
  23. Сращение
  24. Переход одной части речи в другую
  25. Аббревиация
  26. Усечение
  27. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
  28. Лексико-синтаксический способ словообразования
  29. Морфолого-синтаксический способ словообразования
  30. Лексико-семантический способ словообразования
  31. Таблица с примерами
  32. Помогите с домашним заданием?

Разбор по составу слова «настольный»

на приставка
столь корень
н суффикс
ый окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сталактит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «настольный&raquo

Синонимы к слову «настольный&raquo

Предложения со словом «настольный&raquo

  • Включил компьютер и под жёлтым светом настольной лампы стал набирать очередное письмо, торопясь, чтобы рассказать как можно больше подробностей, излить свою боль, напомнить о себе.

Цитаты из русской классики со словом «настольный»

  • А настольная книга «Стансов о половой гигиене»?

Сочетаемость слова «настольный&raquo

Что (кто) бывает «настольным»

Значение слова «настольный&raquo

НАСТО́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое. 1. Устанавливаемый на столе, приспособленный для стола. Настольная лампа. Настольные часы. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «настольный&raquo

НАСТО́ЛЬНЫЙ , —ая, —ое. 1. Устанавливаемый на столе, приспособленный для стола. Настольная лампа. Настольные часы.

Предложения со словом «настольный&raquo

Включил компьютер и под жёлтым светом настольной лампы стал набирать очередное письмо, торопясь, чтобы рассказать как можно больше подробностей, излить свою боль, напомнить о себе.

Конечно, кроме этого, они читали и обсуждали вместе книги и комиксы, играли в приставку или в небольшие настольные игры.

Сегодня по праву можно утверждать, что настольный теннис является одним из самых популярных увлечений на планете.

Источник

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Читайте также:  Способы обеспечения исполнения обязательств условия исполнения обязательств

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Читайте также:  Способ варки варенья без сахара

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Помогите с домашним заданием?

6. Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) настольный; б) входить; в) белизна; г) переходить; д) бескорыстный

7. Подчеркните слово, в котором два корня:

а) водянистый; б) снегопад; в) подземный; г) преопасный; д) безысходный

8. Подчеркните слово с приставкой:

а) вьюга; б) пьедестал; в) декорация; г) объявить; д) слушатель

9. Подчеркните слово, в котором есть суффикс – ТЕЛЬ-:

а) оборонительный; б) строительный; в) содержательный; г) уравнительный; д) подсознательный

10.Подчеркните слово, которое образовано путем сложения начальных звуков:

а) МГУ; б) МВД; в) ЦСКА; г). ТАСС; д) ВТО

11. Определите словообразовательную цепочку:

1) переподготовка; 2) подготовка; 3) готовить; 4) подготовить

а) 1,2,3,4; б) 3,4,2,1 в) 4,3,2,1 г) 4, 3,1,2 д) 2,1, 4,3

12. Подчеркните слово, образованное суффиксальным способом:

а) пригорок; б) заварить; в) побелка; г) соавтор; д) ледокол

13.Подчеркните слово, образованное приставочным способом:

а) самокат; б) прадед, в) переносица; г) глазастый; д) вдуматься

14) Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

а) преподавательница; б) лесостепь; в) антивоенный; г) безбилетный; д) рассказать

15. Подчеркните слово, состоящее из приставки, корня, окончания:

а) отъезд; б) обрывок; в) обсудить; г) обидный; д) полегче

16. Подчеркните слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания:

а) ответ; б) отвар; в) увидел; г) отросток; д) вьюжный

17. Составьте словообразовательную цепочку:

1. теплеть; 2. потеплеть; 3. теплый; 4. потеплевший

а) 1,2,3,4 ; б) 4,3,2,1 ; в) 2,1,4,3; г) 3, 2, 1,4 д) 3, 1, 2,4

18. Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?

а) белизна; б) белка; в) побелить; г) беленький д) белый

Источник

Читайте также:  Общение как способ развития лидерских качеств
Оцените статью
Разные способы