Наскальная живопись как источник информации о жизнеобеспечении
Наскальная живопись является важнейшим источником информации о видах экономической деятельности. На стенах пещер эпохи верхнего палеолита на юго-западе Франции изображены десятки млекопитающих, возможно представляющие больших мясных животных, которые были экономически и символически ценны (Бан и Фертут — Bahn and Vertut, 1988).
Более подробная информация исходит из Южной Африки. Почти полвека назад африканский археолог Дж. Десмонд Кларк (J. Desmond Clark, 1959) опубликовал отчет об охоте и собирательстве на юге Африки в каменном веке, в котором он особо выделил наскальную живопись Зимбабве и Южной Африки, где изображаются преследование животных, оружие, собирательство, жизнь на стоянках.
Наскальные изображения из Наталя, Южная Африка, дают удивительную информацию о рыбной ловле и лодках, связанных с ней. Патриция Виннекомб (1960) зарегистрировала знаменитую сцену рыбной ловли из скального укрытия Цолайк Ривер, Лесото, Южная Африка (рис. 13.13). Судя по всему, рыбаки, находящиеся в лодках и вооруженные длинными копьями, обходят движущийся в замешательстве косяк рыбы. У некоторых лодок снизу изображены веревки, возможно, это якоря. Рыбу с уверенностью идентифицировать нельзя, но можно предположить, что это пресноводная зубатка или горбыль. Такие сцены доисторической охоты добавляют данные к информации, полученной при изучении остатков пищи в пещерах и укрытиях, но настоящая интерпретация предметов искусства сопряжена со многими сложными переменными, среди них символическое значений изображений (см. Льюис-Уильямс — Lewis-Williams, 1981, 1995).
Рис. 13.13. Образец наскальной живописи, где изображена сцена рыбной ловли. Лесото, Южная Африка
Не только наскальная живопись, но и керамика может пролить свет на доисторическое жизнеобеспечение. Культура мимбрэс, развившаяся на юго-западе штата Нью-Мексико в конце 1-го тысячелетия, известна своей черно-белой разрисованной керамикой, производимой в период между 950 и 1150 годами н. э. приблизительно в двадцати селениях вдоль реки Мимбрэс. На керамике изображены люди, животные, птицы, рептилии, рыбы, насекомые и мифические создания. Около 11 % изображений составляют рыбы, многие из них можно идентифицировать как обитающие в Калифорнийском заливе, находящемся в 724 километрах от этой местности. Распределение как современных видов рыб, так и морских моллюсков, найденных в селениях мимбрэс, заставляет предположить, что эти люди бывали на океане, возможно, для сбора морских раковин для изготовления бус (рис. 13.14) (Джетт и Мойль — Jett and Moyle, 1986).
Рис. 13.14. Раскрашенная керамическая тарелка культуры мимбрэс, на ней изображен человек, поражающий копьем большую рыбу, иногда ее рассматривают как кита
Источник
Наскальные рисунки как способ передачи информации
с 40 тысячелетия до нашей эры по 2 тысячелетие до нашей эры
Глиняная табличка является древнейшим письменным инструментом, просуществовавшим почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность — в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой и выравнивая глиняную поверхность. Если же письмена надо было сохранить надолго, табличку обжигали в печи. Надписи на обожженных табличках не разрушались со временем. Поэтому в наши дни археологи часто находят черепки с древними письменами, расшифровав которые, можно узнать, как жили древнейшие народы.
Во второй половине третьего тысячелетия появляе тся папирус, как материальный носитель информации
Папирус (греч. πάπυρος), или Би́блиос это писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству Осоковые. В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся. При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон (греч. προτόκολλον). Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках (а в более позднее время — соединялись в книги (лат. codex )). Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой (лат. recto ).
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания
Эволюция материальных носи телей с начала нашей эры до нача ла ХХ века нашей эры .
Китайски е летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. Открытое в середине 15в. книгопечатание стало одним из самых востребованных в истории человечества изобретений. Собственно книгопечатание было открыто задолго до того, к этому времени по Европе ходило великое множество книг, отпечатанных ксилографическим способом, и количество их непрерывно возрастало.
С 18 века начинается звукозапись. Революцией в деле хранения и передачи информации стало появление в 18 веке музыкальных шкатулок .
До сих пор все носители информации были рассчитаны на единственное считывающее устройство — человеческий глаз. В шкатулке же мелодия записывалась не нотными знаками, а выступами вращающегося валика. Считывал ее специальный механизм. Для предварительной записи мелодии использовался металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издает звук.
Фонограф и патефон
В конце 19 века появляются фонограф и патефон . Механические музыкальные инструменты со сменяемыми валиками пользовались большим спросом до 30-х годов 20 века. Но уже в 1877 году Томас Эдисон изобрел фонограф — прибор , записывающий звук на валики из олова или воска. А в 1887 году Эмиль Берлинер открыл способ массового тиражирования граммофонных пластинок. Первое время длительность записи на каждой из них составляла только 3 минуты.
С начала нашей эры по начало двадцатого века произошел большой рывок в эволюции материальных носителей информации – до 18 века носители были в основном рассчитаны на зрительную передачу информации. С 18 века теперь записанную информацию стало возможно воспринимать и на слух, не говоря уже о создании бумаги, которой мы пользуемся и по сей день.
В начале 20 века продолжает совершенствоваться техника звукозаписи – появляется первый магнитофон . Его пластинки действовали подобно валикам шкатулок. Борозды направляли движение иглы и механически воздействовали на мембрану патефона. Но уже в 1900 году публике был впервые представлен магнитофон, в котором звук записывался путем намагничивания участков проволоки. Час записи в начале 20 века требовал 7 километров проволоки весом около 2 центнеров.
Источник
Рисунок — древнейшая форма передачи информации. Средства изображения в первобытном искусстве
Разделы: МХК и ИЗО
1 год обучения; возраст детей – 8-9 лет
Тип занятия: изучение, усвоение и первичное закрепление новых знаний.
Цель занятия: дать представление об исторической роли и значении рисунка, как способа передачи информации; познакомить с основными изобразительными средствами графики; формирование навыков работы с графическими изобразительными материалами.
Оборудование и материалы:
- компьютер, мультимедиа-проектор (при условии демонстрации презентации), магнитола или переносные динамики для ПК;
- два листа бумаги или обоев (200х65см), оформленных “под бересту”, уголь или соус, сангина, пастель;
- накрытый к небольшому чаепитию стол (закрытый полотном).
Наглядные пособия:
- таблица с временной шкалой;
- презентация “Рисунок – древнейшая форма передачи информации” Приложение1; или слайды наскальных изображений (пещера Альтамира) и петроглифов (Онежское озеро, Бесов Нос); репродукции или слайды элементов различных видов знаковой письменности (египетской, шумерской, ацтекской).
Музыкальный ряд: музыкальные темы Центральной Африки в инструментальной обработке (аудиокассета или CD).
— организационная часть – 5 мин.
— сообщение нового материала – 15 мин.
— дидактическая игра – 40 мин.
— чаепитие и уборка класса – 30 мин.
Подготовка: включение аппаратуры, включение музыкального фона; приготовление к занятию необходимых материалов.
Сообщение нового материала:
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очень далекое путешествие, но не в пространстве, а во времени. Попробуем вернуться на 12 тысяч лет назад, в ту эпоху, когда человек еще не знал, что такое металл и пользовался лишь самыми простыми каменными орудиями.
Двадцать тысяч лет, насколько это далеко от нас с вами? Давайте посмотрим на шкалу времени. Зеленым цветом на ней отмечены последние 2 тысячи лет – наша с вами эра. Синим – 35 тысяч лет истории человечества, которые предшествовали рождению Христа, от которого мы ведем счет времени. А узкая красная черта – это продолжительность человеческой жизни. Благодаря этому рисунку мы с вами можем представить, как давно происходили события, о которых мы будем говорить сегодня. Отправимся мы в такую невероятную даль времен, чтобы выяснить: как давно люди научились рисовать, и зачем им это было нужно.
Посмотрите, как далеко от наших дней находится первая пометка на этой длинной шкале времен – почти 37 тысяч лет назад человек делал первые попытки создать изображения и украшения. Затем почти 5 тысяч лет понадобилось, чтобы научиться использовать минеральные (земляные) и растительные краски. Далее – огромный отрезок времени длиной в 17 тысяч лет, в течение которых человек наблюдал за окружающим миром, осваивал его и учился. Учился говорить, думать, трудиться, рисовать. И вот – 12-е тысячелетие до нашей эры. Человек создает рисунки на стенах пещеры Альтамира, на территории современной Испании.
Взгляните на эти рисунки и попытайтесь догадаться, кто их создал, когда и почему. (Приложение1, слайды 2-3).
— высказывают свои версии.
— Это – наскальные изображения из пещеры Альтамира в Испании. Им более 14 тысяч лет. Сделаны они с помощью натуральных минеральных красок: угля, охры и красной глины, однако сохранились до наших дней. Посмотрите, как живо и правдоподобно передан облик этих прекрасных животных, их движение (Приложение1, слайды 4-5). Так умел ли древний человек рисовать? Да, и очень неплохо. Как вы думаете, почему древнему человеку удавалось с таким мастерством создавать изображения животных?
— высказывают свои версии.
— Верно, ребята. Потому что он рисовал то, что было ему ближе и знакомее всего; то, что он часами мог наблюдать день за днем. Потому что, не зная еще, как разводить и содержать домашних животных, человек больше всего времени проводил на охоте. Значит, точно передавать формы животных и их движение человеку позволило наблюдение.
Давайте посмотрим теперь на несколько других наскальных рисунков. (Приложение1, слайды 6-7). Это — петроглифы Онежского озера и водопада Шойрукши в Карелии. Они гораздо моложе изображений Альтамиры: им всего около 6 тысяч лет. Что же произошло? Неужели человек разучился наблюдать и рисовать? Конечно же, нет. Дело тут совсем в другом. Петроглиф — означает “изображение на камне”. Эти изображения не нарисованы, они выбиты в камне с помощью каменного же орудия. Это длительный и довольно тяжелый труд. Зачем человек потратил столько времени и сил? Ведь время ему было дорого: выследить и взять зверя для охотника, вооруженного копьем или стрелами с каменным наконечником, не быстро и не просто.
— высказывают свои версии.
— Молодцы. Я слышу мнения настоящих охотников. Но охотников современных. Давайте вспомним, что мы отправились в самую глубину веков. Человек тогда не знал того, что знаем мы. Мир для него был суров и враждебен, наполнен загадочными силами и злыми духами, готовыми в любой момент испортить охоту, вспугнуть зверя или подвергнуть опасности жизнь охотника. Что было делать человеку? Как бороться со злыми силами? И тогда человек обращался к магии — обрядам и заклинаниям. Он верил: если с помощью пения и танца призвать добрых духов, а потом поразить оружием изображение зверя – охота обязательно будет удачной. Но ведь зверя сначала следовало изобразить – выбить или нарисовать на камне. Не зря петроглифы Онежского озера изображают в основном лосей, оленей и промысловых птиц – гусей, лебедей и уток. Животных, на которых охотились в древние времена на севере нашей страны. В Скандинавии на камнях найдены изображения белого медведя. На что охотились, то и изображали. Так поступали и те, кто создал рисунки в пещере Альтамира.
Однако перед древним охотником порой возникала еще одна трудная задача. Проходя большие расстояния в поисках дичи, часто можно было столкнуться с охотниками другого, иногда – враждебного племени. Как же быть? Как объясниться с теми, кто говорит совсем не так, как ты? Кто не знает слов твоего языка, но угрожает тебе оружием? Как справедливо разделить и обозначить охотничьи угодья, чтобы это не кончилось войной племен? Казалось бы – неразрешимая задача. Но не для того, кто способен создавать изображения. Похоже, однажды так и произошло: люди догадались, что можно объясниться с помощью изображений – рисунков, которые в отличие от звуков, для всех племен означали одно и то же. Ведь изображение оленя не спутаешь с изображением рыбы, а изображение копья или стрелы – символ войны, — с изображением раскрытой ладони, обозначающей мир. Таким образом, однажды рисунок превратился в символ, знак. Несколько знаков составили фразу, предложение, способное говорить без звука. Так возникла знаковая письменность – способ передачи информации. Самыми древними являются шумерская и древнеегипетская знаковая письменность (Приложение1, слайды 8-9).
Взгляните на эти изображения (Приложение1, слайды 10-11). Они очень разные у разных народов – египтян и ацтеков, — но основа у них одна – это рисунок. Он помогает нам и сейчас: ведь прежде чем прочесть любую букву, слово или фразу, ее сначала нужно изобразить. Просто подробное, очень похожее на предмет изображение со временем упростилось настолько, что превратилось в знак, обозначающий звук, а не целое понятие (Приложение1, слайд 12). Это наша современная азбука, алфавит, с помощью которой мы можем записать любое понятие, любую мысль и точно передать ее другим людям (Приложение1, слайд 13). Вот какое огромное значение имеет рисунок. Не будь его – не было бы и письменности.
— А теперь, раз уж мы с вами оказались далеко в прошлом, нам просто придется отправиться на охоту. Давайте разделимся на два племени: одни будут племенем рыболовов, живущих на берегу реки, а другие – племенем охотников. Я же сегодня побуду мудрым шаманом – главным колдуном “Племени Реки”, заклинателем духов.
“Племя Реки” сейчас отправится в свое стойбище (на площадку у доски) и займется повседневными делами: “женщины” будут разделывать рыбу и готовить пищу; “мужчины” — изготовлять рыболовные снасти и оружие и заниматься ловлей рыбы.
“Племя Леса” в другой части класса соберется на охоту и отправится в путь; найдет следы оленя (лося) и, преследуя его, окажется на “берегу реки”. Начнется ли дальше вооруженное столкновение – зависит от вас, люди “Племени Леса”. Вы, с помощью шамана, должны будете объяснить людям “Племени Реки”, что пришли с мирными намерениями и рассказать в рисунке свою историю преследования оленя, кто вы и откуда пришли. “Племя Реки” в свою очередь должно будет с помощью рисунка рассказать о себе и указать пришельцам дорогу к ближайшему броду через полноводную реку.
Обучающиеся выполняют под руководством педагога театрализованные действия, разыгрывая описанные сценки. В “стойбище” “Племени Реки” “шаман” предлагает участникам игры бумагу, оформленную “под бересту” и материалы для рисования – уголь, сангину, пастель, — а также дает дополнительные пояснения.
— Охотники и рыболовы, вспомните, пожалуйста, как выглядели рисунки, которые вы видели сегодня. Они выполнены с помощью простейших средств графики: линии разной толщины, пятен самой разной формы и силуэта – изображения, передающего только общую форму, без деталей (демонстрация приемов рисования с помощью метода геометрических построений мягкими графическими материалами). Попробуйте воспользоваться этими приемами. Посоветуйтесь между собой: что именно вы хотите сказать людям Реки, а также кто и какой символ будет изображать. То же самое должны сделать и вы, “Племя Реки”.
Ребята советуются, под наблюдением педагога распределяют работу и выполняют ее.
— Что ж, я вижу, что рисунки закончены. Племена, обменяйтесь, пожалуйста, вашими посланиями и попытайтесь “прочесть” и истолковать их. Когда расшифровка будет закончена, “вожди” племен “прочтут” послания так, как вы их поняли.
Ребята читают знаковое письмо и рассказывают об их содержании.
— “Племя Леса”, верно ли люди Реки истолковали ваш рисунок?
Обучающиеся высказывают свое мнение.
— “Племя Реки”, верно ли люди Леса истолковали ваш рисунок?
Обучающиеся высказывают свое мнение.
— А теперь давайте еще раз посмотрим слайды и вспомним, какие из этих изображений где находятся и как давно они созданы. (Ответы детей по наводящим вопросам). Может быть, кто-то помнит, какие материалы использовали древние люди для создания изображений на камне? Подскажите мне, пожалуйста. (Ответы детей). А какими средствами изображения пользовались вы сами, когда пытались объясниться с помощью рисунка? Изображая контур, вы проводили … (линию). Закрашивая изображение полностью, вы получали… (пятно). Это и есть средства изображения в рисунке. А какими материалами вы пользовались для рисования? (Ответы детей). Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательны и наблюдательны, как настоящие древние охотники!
Что ж, люди Леса и люди Реки, сегодня вы сумели понять друг друга и избежать битвы с помощью вашего умения создавать изображения-символы. Докажите теперь ваши добрые намерения на деле: за общим столом разделите угощение. Так поступали люди с древних времен, ибо верили, что разделившие хлеб становятся родичами и больше не могут оставаться врагами. Люди Реки, приглашайте гостей к столу.
Небольшое чаепитие с обсуждением результатов игры.
Источник