Наше счастье способ образования

О происхождении слова «счастье»

В большинстве словарей русского языка указана лишь одна версия этимологии слова счастье. Его первоначальное значение реконструируется как ‘хорошая часть (доля, удел)’.

Предполагается, что это слово ведет свою историю из праславянского языка, где оно имело форму *sъčęstьje. «Потомками» общеславянской формы в нынешних славянских языках, кроме русского счастье, являются также украинское щастя, древнечешское ščěstie и чешское štěstí, словацкое šťastie, польское szczęście. Русское слово фиксируется в памятниках письменности с XVI века, но, по всей видимости, существовало оно и раньше, в древнерусскую эпоху, в форме съчастиѥ.

Облик современного русского слова сформировался благодаря фонетическим изменениям его праславянского и древнерусского «предков»: древняя форма со временем утратила редуцированный гласный [ъ], а носовой гласный [ę] в корне еще в древнерусском языке превратился в [а] после мягкого согласного [ч]. В древнерусском слове перед звуком [j] в суффиксе был ослабленный гласный [и], впоследствии утраченный (счастие > совр. счастье, ср. умение — уменье).

По мнению большинства лингвистов, праславянское слово *sъčęstьje образовалось от čęstь ‘часть’ с помощью приставки съ-. Более древняя форма этой приставки реконструируется как *su ‘хороший’, и она родственна древнеиндийскому su- с тем же значением. Таким образом, *sъčęstьje — это ‘хорошая часть, хорошая доля’.

Эта гипотеза является самой распространенной на сегодняшний день, но не единственной. Этимологическое родство слов счастье и часть у исследователей сомнений не вызывает; однако есть данные, позволяющие усомниться в том, что первоначальным значением слова *čęstьje было ‘хорошая доля’. Дело в том, что в старинных памятниках письменности слово съчастиѥ многозначно. Значения его таковы:

  • ‘счастье, удача’;
  • ‘участь, судьба’;
  • ‘благоденствие’;
  • ‘участие, помощь’.

«Царьградъ отъ злаго щастия ко злѣйшему прииде», — можно прочитать в одном из памятников XVII столетия. «Злое щастие» здесь — это, конечно, «злая участь».

Есть предположение, что первоначальным значением слова *sъčęstьje было ‘доля, совместное участие’. Если это так, то приставка *sъ- (*su-) в данном случае никогда не состояла в родстве с древнеиндийским su ‘хороший’. Скорее она была близка нынешней приставке со- в значении соединения, совместности (как в слове соучастие). Такая этимология бесспорна по отношению к церковнославянскому слову съчѧстьнъ ‘причастный’; что же касается счастья, то тут однозначного ответа дать всё же нельзя, см. первую версию о ‘хорошей доле’. В истории языка известны случаи, когда лексическое значение слова менялось от более широкого к более узкому и наоборот, причем иногда такое происходило неоднократно с одним и тем же словом.

Интересно, что еще в XIX веке существительное счастье в русском языке сохраняло почти все значения, зафиксированные в источниках XVI – XVII вв. В. И. Даль трактует его как «со-частье», соотнося по смыслу с такими словами, как доля, пай, часть и участь, судьба. Значение слова счастье определяется Далем в первую очередь как ‘случайность, желанная неожиданность, удача, успех… не по расчету’. То есть счастье — это благоприятное стечение обстоятельств, произошедшее не в результате расчета и усилий человека, а по случайности. И лишь после этого словарь приводит толкование ‘благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги’. Это близко тому значению, которое в наше время стало для слова счастье основным: ‘состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости’. Также в современном русском литературном языке это слово по-прежнему означает ‘удача, успех‘ (например, счастье в игре, талисман на счастье). А вот значение ‘участь, доля, судьба’ в наши дни отошло на периферию и постепенно забывается, сохраняясь отчасти в разговорном языке в выражениях типа каждому свое счастье; найти свое счастье; человек — кузнец своего счастья (хотя в двух последних примерах многие говорящие по-русски придают слову счастье его основное значение).

Читайте также:  Способы раскоксовки дизельного двигателя

Словарь русского языка XI – XVII вв. — Вып. 29. — М., 2011.

Мурьянов М. Ф. Что такое счастье? // Русская речь. — 1999. — № 1.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 3. — М., 1987.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. — К., 1989.

Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 2000.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — М., 1866.

Источник

Чем образованнее, тем счастливее? Как образование влияет на наше счастье

Секрет счастья люди пытались давно понять, определить и в итоге перенести в русло практического применения. Но даже в наши дни нет четкого объяснения, за какую ниточку нужно потянуть, чтобы стать счастливым. Впрочем, есть набор факторов, которые могут менять условный индекс счастья. Это семья, карьера, отношения с друзьями, творческая самореализация и т.д. Но для эффективного управления этими факторами и в целом для осознания механизмов управления счастьем требуется еще одно важное условие – достаточный уровень образования. Может ли в принципе образование повлиять на счастье?

Контроль счастья

Исследования ученых показывают, что люди, которые задумываются над счастьем и верят в свои возможности управления этим состоянием, таким образом повышают и вероятность его обретения.

Как контроль связан со счастьем? Сам фактор веры в возможность приближения гармонии и благополучия повышает фактическое наступление этого состояния.

Образованные люди более прагматичны и критичны, однако они вполне вписываются в группу тех, кто верит в контроль счастья. И это при том, что такое отношение предполагает элементы корыстного предубеждения, когда «ответственность» за позитивные события присваивается своим собственным усилиям, а за отрицательные – внешним факторам. Все же образованные люди склонны более четко определять причинно-следственные связи.

Связь с социально-демографическими факторами

Итак, чем больше человек верит в контроль счастья или считает, что может управлять этим чувством, тем выше и его реально испытываемое счастье. А теперь стоит определить, есть ли связь между верой в этот контроль и принадлежностью к тем или иным социальным группам.

Исследования показывают, что по гендерному признаку никаких различий нет. И мужчины, и женщины одинаково демонстрируют взаимосвязь между ощущением контроля счастья и вероятностью испытания данного состояния.

Однако наличие хорошего образования действительно повышает шансы на то, что человек будет контролировать счастье, а значит, и испытывать его. Но уже применительно к конкретным сферам занятости ситуация немного меняется. Так, если студенты скептически относятся к возможностям управления счастьем, то люди, которые уже занимаются трудовой деятельностью неполный или полный рабочий день, с большей вероятностью ощущают возможность такого контроля.

Вообще, переходный период человека из статуса учащегося в положение полноценного работника ученые считают главным временным периодом в обретении ощущения контроля счастья.

Влияние возраста на контроль счастья

Высокий уровень образования помогает людям чувствовать себя счастливыми, но по мере приближения к среднему возрасту (30-40 лет) нужно готовиться к кризису. Многие исследования показывают, что фактически люди в этом возрасте менее счастливы, чем, к примеру, до 20 и после 50 лет.

Исследователи выстраивают U-образную кривую, демонстрируя, как меняется уровень счастья по мере взросления и старения. Причем это редкий случай, когда динамика с высокой точностью подтверждается во всем мире.

Поэтому, даже несмотря на уровень образования, ближе к среднему возрасту будет наблюдаться спад уровня счастья. И поскольку фактическое состояние счастья связано с его контролем, то это может говорить и о потере ощущения управления этим чувством.

Читайте также:  Два способа распространения семян назови

Заключение

Вопрос о том, как быть счастливым, немного проясняется с помощью фактора контроля этого чувства. Но не стоит возлагать лишние надежды на имеющееся образование. Все же хороший багаж знаний имеет разное влияние на личный коэффициент счастья. Он создает предпосылки для возможности его контроля, но вовсе не гарантирует счастливую жизнь. Более того, есть также и отрицательные факторы, обуславливающие негативное влияние образования на благополучие и гармонию. Например, учеными также зафиксировано, что возрастает риск психологических проблем у людей, которые занимают ответственные должности, имея соответствующий уровень знаний. Они чаще испытывают депрессию и стресс.

Источник

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Читайте также:  Самый лучший способ продлить половой акт

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Оцените статью
Разные способы