Наша речь организована двумя способами стихами

Конспект урока «Ритм. Рифма» 5 класс

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Постановка целей и задач урока. Определение темы урока

Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.

— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической.

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

Источник

Самостоятельная работа по теме «Ритм», «Рифма», 5 класс

Самостоятельная работа по теме «Ритм», «Рифма», 5 класс

1.Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает ______________________ и _________________.

2. Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким _________ и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть ____________ .

3. Стихотворный ритм- это ____________________________________________.

4.Рифма- это ___________________________________________________________ .

абаб — ______________ аабб -_____________ абба — _________________

6. Определи вид рифмы:

7. Игра «Допиши словечко».

4)Бывает дом для человека,

Первый день недели __________________

А дом для книг – ____________________.

5)Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит _____________________

8. Восстанови потерянные рифмы в строках стихотворения И. З. Сурикова «Зима».

Улицей гуляет
Дедушка __________
Иней ______________
По ветвям _________

Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает _________
Только треск _______
С. Дрожжин.

Самостоятельная работа по теме «Ритм», «Рифма»

1.Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

2. Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма .

3. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

4.Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

абаб — перекрёстная аабб — парная абба — опоясывающая

6. Определи вид рифмы:

И иней на снегу сверкает.

7. Игра «Допиши словечко».

Бывает дом для человека,

Первый день недели понедельник.

А дом для книг – библиотека.

Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит телефон.

8. Восстанови потерянные рифмы в строках стихотворения И. З. Сурикова «Зима».

Улицей гуляет
Дедушка _(Мороз)

Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает ногою,
Только треск идёт.
С. Дрожжин

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-882086

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Все способы спортивного плавания

Источник

Самостоятельная работа по определению особенностей стихотворной и прозаической речи 5 класс

1. Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает ______________________ и _________________.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким _________ и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть ____________ .

2. Определите в каком тексте речь прозаическая, а в каком стихотворная, приведи не менее 3 аргументов.

А) О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

(И. Бунин)

Б) « Я чуть было не постучал в окно. Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору. «До завтра, — подумал я, — завтра я буду счастлив. » Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет ж вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье. Я не помню, как дошел я до З. Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье.» (И.С. Тургенев)

3. Стихотворный ритм — это ____________________________________________.

4.Рифма — это ___________________________________________________________ .

5. Укажите вид рифмы:

абаб — ______________ аабб -_____________ абба — _________________

6. Определите вид рифмы:

А) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.____________________

Б) Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой._______________________

В) Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.______________________

7. Определите границы строф в стихотворении К.Д.Бальмонта « Наряды Феи»:

У Феи – глазки изумрудные,

Всё на траву она глядит.

У ней наряды дивно-чудные,

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей.

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

Ещё ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грёзой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком.

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе Светлячком.

8. Восстановите потерянные рифмы в строках стихотворения И. З. Сурикова «Зима».

Улицей гуляет
Дедушка __________
Иней ______________
По ветвям _________

Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает _________
Только треск _______

Источник

чем стихотворная речь отличается от прозаической

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.

По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная — делится на отрезки — строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.

При громком чтении стихотворного произведения интонирууется разделение текста не только на смысловые и синтаксические отрезки, а на стихотворные строки. Ритмические паузы в конце строк интонационно выделяют, подчеркивают те слова, которые стоят в конце стихотворных строк. Часто звучание этих строк усиливается еще и рифмами. Рифма (созвучные окончания слов в стихах) усиливает эмоциональную выразительность стихотворного текста, хотя она и не обязательна, — бывают стихи без рифм.
http://evartist.narod.ru/text14/24.htm
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

аргументировать свой ответ конкретными примерами из

изученных произведений, объяснять ритмическую и

смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А. С.

Пушкина, показать разницу между прозаической и

Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Читайте также:  Какие способы есть подключение батарей

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Cтихотворная речь . Ритмичность ее основана на соблюдении тех или
других требований. Стихотворный ритм заключается в закономерном повторении определенных соизмеримых речевых единиц, при чтении выделяются паузами.

По зрительному восприятию стихотворная речь отличается от прозаической
строением строк: прозаическая речь представляет собой сплошной непрерывный текст, а стихотворная — делится на отрезки — строки. Каждая строка кончается паузой, независимо от того, требуется ли она на основе строения предложения, или нет. Эти паузы называют ритмичными. Они иногда совпадают с грамматическими и логическими, а иногда не совпадают.

Источник

Урок литературы в 5 классе «В поэтической мастерской»

Открытый урок литературы в 5 классе

«В поэтической мастерской»

Цели урока: 1 Обучающая:

Знакомство с теорией литературы;

знать понятия « речь прозаическая» и «речь стихотворная»,

учить школьников применять знания на практике;

формировать навык анализа поэтического текста;

учиться распознавать рифмы разного вида.

Развивать поэтический слух учащихся;

Умение слышать ударные и безударные звуки;

Развивать навык создания собственных поэтических текстов.

Воспитывать любовь к поэзии»

Интерес к поэтическому слову;

Гордость за великое русское слово.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок исследовательского типа, использование современных образовательных технологий : технология модульного обучения, технология презентаций, технология игрового обучения.

Оборудование: интернет-доска, презентация учителя « В поэтической мастерской», карточки с заданиями, инструктивные карточки слабоуспевающим учащимся,

«Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Эпиграф к уроку: Зачем нужны стихи?

Кому какая польза

От ритма, рифм и прочих пустяков?

А вы попробуйте запомнить столько прозы,

Сколько на память знаете стихов!

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех!

Ждёт сегодня нас успех!

А ещё, скажу я вам,

Улыбнитесь всем гостям.

И тихонечко садитесь!

Что необычного заметили вы в сегодняшнем приветствии?

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, так как урок сегодня тоже необычный и называется он необычно:

Слайд 1 «В поэтической мастерской»

III Открытие темы

Посмотрим небольшую инсценировку и попробуем сформулировать цели урока.

Итак, отрывок из пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». Мещанин , человек недворянского сословия, господин Журден, захотел стать дворянином. Для этого ему надо выучиться многим наукам. Он приглашает в дом учителей , и вот приходит учитель философии.

Показ сценки .( Журден с удивлением узнаёт, что всю жизнь говорит прозой).

— Ребята, а вы знали это раньше или не подозревали, подобно господину Журдену, что говорите прозой?

-Кто не знал, тот узнает это гораздо раньше господина Журдена, сегодня на уроке.

-Итак, какие же цели урока мы можем назвать?

( Познакомиться с понятиями стихи и проза, учиться подбирать рифму к словам, узнать законы стихосложения)

IY Объяснение нового материала

-Вы уже догадались, ребята, что наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, то есть бывает стихотворная и прозаическая речь.

-Что же их отличает друг от друга?

Сравним 2 примера – Слайд 3

Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

— Прозаическая речь свободно движется от слова к слову, от предложения к предложению.

Стихотворная речь подчинена ритму, отличается краткостью, в ней есть рифма.

Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Один из секретов поэзии называется ритмом. О его значении сказано : «Ритм есть первый шаг искусства» ( Л.Зорин)

-Что же такое ритм? Рассмотрим примеры: Пуль, дыхание, прилив и отлив, день и ночь- всё это примеры ритма. Ритм может быть и звуковой. Отстучите ритм, который я вам задам.( Отстукиваю ритм стихотворений Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро»)

Ребята повторяют за мной.

Особую роль играет ритм в музыкальном произведении.

Слайд 4 Слушаем «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»

-А теперь давайте воспроизведём ритм марша хлопками.

-А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он появляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

Наблюдаем за рисунком стихотворного ритма:

На до-МАХ и дво-РАХ ББУ ББУ

Снег ле-ЖИТ полот-НОМ ББУ ББУ

И от СОЛН-ца блес-ТИТ ББУ ББУ

Рано-ЦВЕТ-ным ог-НЁМ ББУ ББУ

-Мы убедились, что стихотворная мысль подобна музыке. У каждого стихотворения своя неповторимая мелодия, её можно слушать.

-Давайте простучим ритм этих строк! Молодцы!

-А теперь отстучите ритм другого стихотворения:

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

-Узнали, откуда эти строки?

Мы немножечко устали,

Из-за парт тихонько встали,

А теперь медведь идёт,

Головой коза трясёт,

Кружится в воде тюлень, А учиться нам не лень!

VI Понятие о рифме

-Кто знает, что такое рифма?

Читайте также:  Способы повышения квалификации рабочих

-Возможно, вам поможет разобраться в этом Незнайка, герой произведения Н.Носова

«Незнайка и его друзья»

Слайд 7 ( Незнайка просит Цветика научить его сочинять стихи)

— Кто готов ответить на вопрос: что же такое рифма?

Рифма- одинаковое звучание стихотворных строк.

— А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко!» ( Стихи для игры я сочинила для вас сама.

Великан в лесу живёт

И у пчёл ворует мёд,

Хоть и любит пореветь,

Он не плакса, а ……(медведь)

У него четыре лапы,

И чуткий слух,
За тебя на смерть и в драку,

Потому что он….(собака),

Потому что он- твой…(друг)

И суровою зимой

Остаётся он с тобой.

Накорми его скорей, Это шустрый …(воробей)

Вместе с солнцем он встаёт,

Песню звонкую поёт.

Вверх закинет гребешок

-Молодцы! Вы умеете подбирать рифму к словам!

VII Проверка творческого домашнего задания

-слайд 10. Зимний пейзаж

-А сейчас мы с вами будем наслаждаться красотой зимнего пейзажа и слушать стихи на тему «Зима», которые вам удалось сочинить самостоятельно.

Дети читают стихи (Смотреть в приложении к уроку)

VIII Виды рифмы

-А сейчас мы познакомимся с видами рифмовки.

Слайд 11 Виды рифмы

Заколдован невидимкой А

Дремлет лес под сказку сна Б

Словно белою косынкой А

Подвязалася сосна Б

Снега покрыли гладкие равнины А

Едва заметен санок первый след Б

Румянец нежный льёт закатный свет Б

Окрася розою садов вершины А

Опрятней модного паркета А

Блистает речка, льдом одета, А

Мальчишек радостный народ Б

Коньками звучно режет лёд. Б

ААББ- ПАРНАЯ РИФМА

-Одинаково ли рифмуются строки в разных стихах?

— А теперь вам предстоит работа с карточками. Постарайтесь самостоятельно определить виды рифмы в стихах.

Слайд 12 Проверка самостоятельной работы6

-Как вы думаете: почему рифмы так называются?

-Что же такое рифма?

IX Игра “ Ищем таланты!»

-А сейчас мы попробуем сочинять стихи по заданным.

Слайд 13 рифмам

Лучшие варианты стихов:

От злющей стужи.

Будто от мороза

Мучительно рождаются стихи,

А могут озарить, как солнца свет,

Ты в памяти их бережно храни,

В душе от них неизгладимый след

X Итог урока. Рефлексия.

-Вы ответьте, на уроке

Не было ли скуки?

Кому было интересно,

-Очень рада! Значит можно

Нам в поэтов поиграть.

И домашнее заданье

Вам в стихах хочу задать!

XI Домашнее задание . Слайд 14

-А ещё учебник есть,

Очень важно в нём прочесть стр. 103- 105

-Мы учились и играли,

Много нового узнали

И стихи писали сами.

В них мы встретили друзей,

Стали мы чуть- чуть взрослей

Й , конечно же, умней!

XIII Стихи, посвящённые моим ученикам

Закончить урок я хочу стихами, которые я написала по всем правилам стихотворной речи.

Эти стихи я посвящаю всем моим ученикам

В школе 40 лет немало…,

Но я вновь и вновь

Щедро детям отдавала

Сердце и любовь.

Для работы педагогом,

Чтоб детей учить,

Надо знать сегодня много

И свой труд любит,

Чтоб глаза у вас лучились,

Чтобы с книгой подружились

Вы на много лет,

Чтобы каждый стал собою,

Чтоб добрее стал,

Чтоб своею добротою

И тогда, гордясь отчасти,

К вам приду, друзья,

И скажу: «Какое счастье,

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: 57766040331

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы