- Введите ответ в поле ввода
- Прочитайте текст и выполните задания #.
- Наш народ — способ подчинительной связи?
- Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ВОСПРИНИМАТЬ НАПИСАННОЕ(предложение 8)ПОЖАЛУЙСТА?
- Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях?
- Какой способ подчинительной связи собираться за грибами?
- «умение рассказывать» нужно определить способ подчинительной связи и указать главное слово?
- Словосочетания выпишите плиз и определитель способ подчинительной связи?
- Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ?
- Способы подчинительной связи?
- Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ?
- Народ, помогите, пожалуйста?
- Укажите способ подчинительной связи в словосочетании КРОВНО ЛЮБИТЬ?
- ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте» методическая разработка по русскому языку (11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практикум «Виды связи в тексте»
- Просмотр содержимого документа «Практикум «Виды связи в тексте»»
Введите ответ в поле ввода
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НАШ НАРОД (предложение 28).
Прочитайте текст и выполните задания #.
(1)Мы всегда умели ненавидеть врага и, ненавидя, умели его бить. (2)Ещё не было в истории случая, когда враг, посягнувший на нашу честь или свободу, остался бы безнаказанным.
(3)Первая половина XIII века. (4)С широких азиатских степей грозой хлынули на русскую землю неисчислимые орды татарского хана Батыя. (5)Раздираемая внутренними усобицами, разъединённая княжескими уделами, тёмная, забитая Русь не могла выдержать этого удара. (6)Но в смертельном бою она проявляла чудеса храбрости: шесть недель стоял грозный завоеватель со своими полчищами у Козельска – одного маленького городка. (7)Много раз в жестоких приступах лезли десятки тысяч кочевников на земляные и деревянные стены городка, но каждый раз отважные защитники отбивали врага.
(8)Не поднялась ещё трава от следов азиатских орд, не отгорели ещё последние огни пожарищ, не зажили ещё раны от татарских стрел и сабель, как на севере Руси появился новый жестокий враг. (9)Это были немецкие «псы-рыцари». (10)Точно вороны на добычу, устремились они на нашу землю. (11)Но жива ещё была русская земля, на призыв юного князя Александра собралась могучая сила, и на льду Чудского озера князь показал непрошеным гостям, чем крепка и на чём стоит русская земля…
(12)1812 год. (13)Грозной силой движутся к Москве овеянные славой побед полки армии Наполеона. (14)Хмуро, с болью в сердце шаг за шагом отступают под их напором наши армии. (15)В городах и сёлах звучит
набат – в едином национальном порыве встаёт на защиту Родины весь русский народ. (16)Грозный и неумолимый в своей ненависти к завоевателю, он уйдёт из Москвы, чтобы потом возвратиться и поразить врага в самое сердце…
(17)Больше двадцати лет русская земля, превращённая волею революции в великий Советский Союз, строила новую жизнь. (18)Но
22 июня 1941 года злобный враг прервал нашу мирную работу. (19)И наш мирный человек взял оружие и превратился во льва.
(20)Старший лейтенант Михаил Пятикоп во главе группы танков ворвался в расположение противника. (21)Его машина раздавила два противотанковых орудия, пятнадцать пулемётных гнёзд, уничтожила до тридцати солдат. (22)Фашисты подбили и подожгли танк отважного воина. (23)Ему предложили сдаться. (24)В ответ танкист выскочил из горевшей машины и ринулся в рукопашный бой. (25)Танкист Пятикоп погиб в этой схватке смертью храбрых.
(26)Тысячи подвигов, многообразных, как жизнь, каждодневно заносит на страницы истории боевая летопись. (27)И каждый этот подвиг, каждый эпизод дышит ненавистью к тем, кто пришёл покорить и разорить нашу Родину. (28)Полное уничтожение несёт им наш народ! (29)В священной ненависти он истребит их, как истреблял всех, кто приходил на нашу землю с огнём и мечом, с цепями и смертью. (30)Враг, посягнувший на нашу свободу, никогда не уходил от нас безнаказанным.
(По А.С. Новикову-Прибою*)
* Алексей Силыч (Сила � тьевич) Новиков-Прибой ( 1877 – 1944 гг.) – русский советский писатель.
Источник
Наш народ — способ подчинительной связи?
Русский язык | 10 — 11 классы
Наш народ — способ подчинительной связи.
Наш народ — согласование.
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ВОСПРИНИМАТЬ НАПИСАННОЕ(предложение 8)ПОЖАЛУЙСТА?
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ВОСПРИНИМАТЬ НАПИСАННОЕ(предложение 8)
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях?
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях.
Какой способ подчинительной связи собираться за грибами?
Какой способ подчинительной связи собираться за грибами?
«умение рассказывать» нужно определить способ подчинительной связи и указать главное слово?
«умение рассказывать» нужно определить способ подчинительной связи и указать главное слово.
Словосочетания выпишите плиз и определитель способ подчинительной связи?
Словосочетания выпишите плиз и определитель способ подчинительной связи.
Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ?
Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ.
Способы подчинительной связи?
Способы подчинительной связи?
Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ?
Способ подчинительной связи НА ЧЕМ — ЛИБО ДРУГОМ.
Народ, помогите, пожалуйста?
Народ, помогите, пожалуйста.
Словосочетание МНОГО РАЗМЫШЛЕНИЙ — какой тип подчинительной связи?
(согласование, управление или примыкание?
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании КРОВНО ЛЮБИТЬ?
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании КРОВНО ЛЮБИТЬ.
Вы зашли на страницу вопроса Наш народ — способ подчинительной связи?, который относится к категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют, создайте свой вариант запроса в верхней строке.
1. Пахло — сказуемое ( выражено глаголом) 2. Запахи — подлежащее ( выражено существительным) Появились — сказуемое( выражено глаголом) 3. Они — подлежащее ( выражено местоимением) Идут, стекают, капают — сказуемое ( выражено глаголом).
Сгибал, — с — пишется, потому что звонкость г не имеет здесь значения.
Если бы я была учителем, я бы сделала занятия более интересными и яркими. Учитель не только учит детей, но и формирует в них человека. Работа учителя одна из наиболее важных профессий. Я бы разрешал детям высказывать на уроках своё мнение.
11)2 12)1 13)4 14)пргппппрммпили учи это легко.
1. Укажите слово, где звуков больше, чем букв : Г) язык[йазык] 2. Укажите слова, где букв больше, чем звуков : А) шаль, соль[шал`, сол`] 3. Глухие звуки в словах : А) этаж, шаг [эташ, шак] 4. Укажите всегда твердые согласные : Б) ж, ц, ш 5. Согла..
Словосочетания : 1 — отбъзд в кино 2 — съёмка под водой 3 — съёжился от боли 4 — съедобные фрукты 5 — подъёмный кран 6 — подъехал к дому 7 — подъём с утра.
Быстрый отъезд. Качественная съемка. Резко съежился. Съедобные пончики. Подъемный груз. Медленно подъехал. Крутой подъем.
Они (местоимение) готовилисьвить (глагол) гнёзда (сущ) где (наречие).
1)Дождевые капли падали на землю. 2)На землю падали дождевые капли. 3)Падали на землю дождевые капли.
Мы в ответе за тех кого приручили Если наша собака обидела чужую собаку отвечать будем мы. Мы должны любить их и всячески заботься о них. Мы должны спамить их и предотвращать плохих ситуаций.
Источник
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте». Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ «Средства связи предложений в тексте»
Упражнение. Определи способ связи предложений в тексте.
1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин)
3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
— Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.
5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
6. Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами .
15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине.
16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
Упражнение. Определи способ связи предложений в тексте.
- На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. Неполные предложения и эллипсис,
отсылающие к предшествующим элементам текста
2. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин) Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)
3. Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу. Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
4. Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: — Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги. Однотематическая лексика
5. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты.
6. Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег. Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
8. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи. Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
9. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться. Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
10. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лексический повтор, однокоренные слова
11. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский) Лексический повтор, однокоренные слова
12. Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево. Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
13. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Антонимы( в том числе и контекстуальные)
14. Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами . Антонимы( в том числе и контекстуальные)
15. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине. Союзы (преимущественно сочинительные)
16. В поле гулял ветер. В лесу же была тишина. Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
17. Занимайтесь спортом! Во-первых , он даст вам здоровья. Во-вторых , укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия. Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Источник
Практикум «Виды связи в тексте»
Конспект практикума направлени на закрепление практических умений и навыков по теме «Виды связи в текте».
Просмотр содержимого документа
«Практикум «Виды связи в тексте»»
ПРАКТИКУМ «ВИДЫ И СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»
Виды связи предложений в тексте:
Цепная связь: Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.(Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…). Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Параллельная связь предложений в тексте:Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. (Схема параллельной связи:1: 2 – 3 – 4 – 5 …). Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…
Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.
Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
Грамматические средства связи
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)– например,все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста
(Все предложения двусоставные неполные)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств
( Указательное местоимение, синоним и частица)
Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.
1. На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.
2.Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин)
3.Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
4.Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает:
— Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.
5.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
6.Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.
7.Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.
8.Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
9.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.
10.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
11.С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
12.Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
13.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
14.Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
15.Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине.
16.В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.
Упражнение 3. Лингвистическая задача
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…
…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
Упражнение 4. Восстанови порядок предложений
1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолонохлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.
Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.
1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
2. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
3. Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)
Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи.
Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда.
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев).
Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Направо пойдешь – богатым быть. Налево пойдешь – женатым быть. Прямо пойдешь – убитым быть.
Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле.
Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания.
«Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи.
Друг спорит. Недруг же поддакивает.
Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ТЕКСТ. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ»
Однажды читатель берёт в руки книгу … Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:
— Как этот человек мог выразить мои переживания?! Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.
Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие лицо и душу, — это одна сторона постижения поэтической книги.
Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …
Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:
— Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …
И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.
Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.
Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.
Определи тему текста.
Найди в тексте ключевые слова.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Какова роль в тексте повторяющегося слова «однажды»? (Глава, из которой взят отрывок, так и называется – «Однажды»).
Объясните значение слов ассоциация, эмоция, сопереживание.
Найди в тексте контекстуальные синонимы, антонимы, слова в переносном значении.
Запиши два последних абзаца, разбери предложения.
Напиши сочинение «Почему мне хочется перечитать книгу………….» или напиши небольшое эссе – выскажи свое мнение о предложенном отрывке текста.
Упражнение1. Определи виды связи предложений в тексте:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (Параллельная связь)
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…Цепная связь
Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым.Цепная связь
Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли. (Параллельная связь)
Упражнение 2. Определи способ связи предложений в тексте.
На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени.Неполные предложения и эллипсис,
отсылающие к предшествующим элементам текста
2.Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили
над нашими неудачами. (А.Пушкин)Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях)
3.Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.Числительные( количественные, порядковые, собирательные)
4.Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: — Как этот человек мог выразить мои переживания?!Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения книги.Однотематическая лексика
5.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)Описательные обороты.
6.Туристы вышли на поляну. Здесь решили они остановиться на ночлег.Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)
7. Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник.Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
8.Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)
9.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться.Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
10.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.Лексический повтор, однокоренные слова
11.С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)Лексический повтор, однокоренные слова
12.Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
13.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.Антонимы( в том числе и контекстуальные)
14.Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.Антонимы( в том числе и контекстуальные)
15.Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был
до конца предан своей Родине.Союзы(преимущественно сочинительные)
16.В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)
17. Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними
18. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
19. Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера.( Указательное местоимение, синоним и частица)
Упражнение 3. Лингвистическая задача
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…
…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
((Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы:
Упражнение 4. Восстанови порядок предложений (КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7)
1.5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
2.2. За столом солонка стояла около хозяина.
3.8. Он сам сыпал соль гостям.
4.6.Больше сыпал тому, кого уважал.
5.4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
6.9. И нередко пересаливал.
7.3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
8.1. А бедные люди часто совсем не получали соли.
9.7. От этого появилось выражениенесолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив
Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.
1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.1 текст – параллельная связь, — грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов), — лексические (слова одной тематической группы)
Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.(2 текст – цепная связь, — грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
Упражнение 6. Определи средства связи предложений в тексте.
Лексический повтор – повторение одного и того же слова.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Однокоренные слова.Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов)
Синонимы.В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Антонимы.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательные обороты.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Личные местоимения.1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
Указательные местоимения (такой, тот, этот)1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Союзы (преимущественно сочинительные)Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле. (Слова, принадлежащие к одной тематической группе.)
Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания». (Лексические повторы (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных.)
Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи. (Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения).
Друг спорит. Недруг же поддакивает. (Антонимы (включая и контекстуальные).
Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд. (Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие.)
Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло. (Частицы, союзные слова и союзы в начале предложений.)
Источник