Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Основные понятия
- Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Главные члены предложения.
- Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
- Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
- Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
- Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Типы подчинительной связи
Согласование
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:
- серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
- серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
- для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.
Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.
Управление
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:
- услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
- услышу (я) друга (Вин. п);
- услышите (вы) друга (Вин. п);
- услышат (они) друга (Вин. п);
- услышал бы (условное) друга (Вин. п);
- услышьте (повелительное) друга (Вин. п).
Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.
Примыкание
Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.
- прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
- стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
- ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
- любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
- распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
- её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
Трудные случаи
Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:
- Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
- Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
- Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
- Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
- Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
- Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.
Источник
Конспект урока окружающего мира на тему «Средства информации и связи»
Окружающий мир, 3 класс
Образовательная программа «ПЕРСПЕКТИВА»
Тема урока: «Средства информации и связи»
Учитель: Воробьева Оксана Викторовна
· познакомить детей со старинными способами обмена информацией между людьми;
· научить различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации;
· обеспечить усвоение правил вызова помощи по телефону в экстренных случаях;
· пробудить интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации; рассказывать о сюжетах теле-, радиопередач, публикаций в газетах и журналах, знакомящих с природой, культурой, с выдающимися людьми России и мира,.
Оборудование: волшебный клубочек, листы бумаги у каждого ребёнка и у учителя формата А4; вешалка из толстой металлической проволоки с привязанными к краям верёвками длиной около 50—60 см; фонарик, два стаканчика из-под йогурта, соединённые верёвочкой около 150 см.
Предварительная работа: на перемене провести игру «Глухой телефон». Приготовить вешалку и стаканчики для проведения опытов. Предварительно проверить действенность приготовленного наглядного материала.
I . Проверка домашнего задания в форме тестирования
1.Какая часть экономики, занимается перевозкой людей и грузов.
Б) Сельское хозяйство
2.К какому виду транспорта относятся автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, поезд?
3. Найди «лишний» вид транспорта:
А) Трамвай В) Катер
Б) Велосипед Г) Автомобиль
4. К какому виду транспорта относятся грузовые машины, скорая помощь, пожарная машина, экскаватор?
А) Наземный В) Воздушный;
Б) Водный Г) Подземный.
5.* Какую специальную машину можно вызвать по телефону 03?
Б) Скорая помощь
В) Пожарная машина
— Итак, друзья, внимание,
Мы продолжаем наш урок.
— Какой раздел мы изучаем вот уже на протяжении нескольких уроков? (Радость познания)
— Ребята, вы когда-нибудь играли в игру «Глухой телефон?»
— Скажите, а если бы в настоящей жизни телефоны работали так, как в нашей игре — всё бы перепутывали, изменяли сказанные нами слова, легко было бы нам жить? А если такая путаница была бы и при передаче телеграмм, в работе радио, телевидения, почты? Что бы тогда было? (Дети высказывают предположения.)
— А для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение? Что вы уже об этом знаете? (Они помогают нам узнавать новости.)
— Посмотрите на доску (газета, телевизор, радио, журнал, письмо, телеграмма, сотовый телефон, стационарный телефон) и скажите, для чего они нужны? (Общаться друг с другом, передавать информацию).
— Как вы думаете, какая будет тема урока? Полное название нашей темы звучит так: Средства информации и связи. А какова цель урока? (изучать способы и средства передачи информации).
III Самоопределение к деятельности
Чтение вопросов из раздела «Вспомним».
— Ребята, как можно одним словом назвать телефон, телеграф, радио и другие средства передачи новостей, известий, знаний? (Связь.)
А если чуть длиннее — средства связи. Почему так? Давайте проведём маленький эксперимент».
Учитель берёт волшебный клубочек.
Держит в руке один конец нити. Дети, стоя в ряд, передают клубочек друг другу за спинами. Когда несколько человек соединены нитью, учитель говорит: «Теперь мы друг с другом объединены. Можно сказать, что между нами есть связь.
Если я сейчас потяну за свой конец, то все, с кем мы связаны, об этом узнают. А остальные ребята могут и не догадаться». Учитель тянет свой конец нити. Просит детей сказать, когда они почувствуют натяжение. Остальные ученики пробуют догадаться, когда произойдёт движение.
— Те, кто держит нить в руках, чувствовали толчок. А те, кто смотрел за нами, могли заметить моё движение. Они тоже были связаны с нами вниманием к тому, что происходит. Вот также и средства связи объединяют, связывают людей, дают возможность многим жителям любой страны и всего мира быть участниками и наблюдателями какого-то события.
Давайте сейчас прочитаем, что нам рассказывает о средствах связи учебник с.42. Но перед этим рассмотрите, пожалуйснногота, фотографии на с. 43 учебника и скажите, какими средствами связи вы уже умеете пользоваться». Дети выполняют задание. Затем учитель читает текст учебника.
V Первичное восприятие прочитанного
— А что же заменяет гонцов в современных телефонных аппаратах или в радиоприёмниках, телевизорах? Точно вы узнаете об этом старших классах, как и обещал учебник. А пока давайте познакомимся со свойствами звука.
Учитель делает из листа бумаги рупор. Предлагает то же сделать детям. Ребята произносят любое слово без рупора и в рупор. Другой опыт заключается в том, что учитель берёт металлическую вешалку с привязанными к ней по краям верёвочками. Держит перед собой за верёвочки в подвешенном состоянии. Ударяет по металлу карандашом или ручкой. Спрашивает у детей об их впечатлениях от громкости звука.
Просит сравнить с каким-либо из знакомых им звуков: «Как колокольчик, как ксилофон». Затем приглашает кого-то из детей подойти к себе. Ребёнок равномерно накручивает на вытянутые указательные пальцы, обращённые друг к другу перед грудью, верёвочки. Длина верёвочек должна сократиться до 40—50 см. Затем наклоняется вперёд так, чтобы вешалка не касалась ни пола, ни одежды, ни любого другого предмета. Указательные пальцы ребёнок вставляет в уши. Учитель легко ударяет по вешалке. Звук должен получиться очень громким, часто говорят — «как колокол». Учитель просит поделиться ребёнка своими впечатлениями. Также можно попробовать переговариваться по переговорному устройству, сделанному из двух стаканчиков из-под йогурта, соединённых верёвочкой. Верёвочка должна быть натянута. Один ребёнок тихо говорит в свой стаканчик. Второй держит свой стаканчик у уха. Звук хорошо передаётся и усиливается.
— Как в старину люди обменивались сообщениями? С помощью каких средств связи люди общаются сейчас в личной и семейной жизни? Любите ли вы писать и получать письма?»
VIII Продолжение работы по теме урока
— Ребята, то, как заполнять почтовые конверты, вы вспомните, выполняя задание в рабочей тетради.
— А кому из вас приходилось отправлять или получать телеграммы?
В телеграммах текст сообщения шифруется с помощью азбуки Морзе. Код Морзе, или ещё её называют Морзянка, — способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых тире и точек. За единицу времени принимается длительность одной точки.
А антенна передаёт сигналы на спец. вышки приёма сигналов – 3) ретрансляторы, которые распределяют и передают сигналы к приёмникам- приемники: телевизор, компьютер, телефон, радио и.т.п.
4). Это- чудо-аппарат,
Донесет быстрее ветра
Голос друга, даже если
Друг- за сотни километров. (Телефон).
— Помимо обычных телефонов- домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник.
4). Что за чудо, что за ящик?
Сам- певец и сам- рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор).
— Телевизор — это средство массовой информации.
5. Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В нее входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно . Интернет.
(В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)
— Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)
— Посмотрите, как все части этой современной схемы связаны между собой.
— Сейчас вам предстоит работа в группах. Вы прочитаете про историю возникновения одного из приемников связи и расскажите нам. (Работа в группах).
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
— Перенесёмся на 100 лет назад. Электричество уже было, но средства связи были иные.
— Как вы думаете, что это? Это – сигнал СОС терпящего бедствие корабля. Он передавался радистом при помощи телеграфа. Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним — Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.
Бывают такие случаи, когда требуется срочная, экстренная помощь — при болезни, пожаре, несчастном случае на дороге. Такой короткий сигнал, крик о помощи, известен и принят во всём мире, он носит название «СОС!». В телеграфной азбуке, в азбуке Морзе его передают так: точка-точка-точка, тире-тире-тире, точка-точка-точка». Учитель подтверждает свои слова постукиванием.
Сколько людей спаслось благодаря посланному вовремя сигналу «СОС!»! Особенно при кораблекрушениях. Скажите, а в нашей жизни как мы можем сообщить о случившейся с нами беде? К какому средству связи можно прибегнуть, чтобы срочно вызвать помощь? Для нас самое главное средство — это телефон. По нему мы можем вызвать и пожарных, и «скорую помощь», и милицию.Только нужно твёрдо запомнить телефонные номера этих служб и то, что звонок к ним делается бесплатно с любого телефонного автомата. Итак, если где-то пожар, то мы набираем 01, если кто-то безобразничает, угрожает нашей жизни и здоровью, то телефон милиции 02, а если кто-то сильно заболел, плохо себя почувствовал, то телефон скорой медицинской помощи 03. Давайте запомним: если пожар, мы набираем номер телефона 01, если усмиряем хулигана — 02, если срочно вызываем врачей — 03». Учитель несколько раз повторяет игру, называя вразброс названия экстренных служб. Дети все вместе вслух произносят телефонные номера.
— Ребята, что вы любите смотреть по телевизору и слушать радио? Как местные газеты, журналы, радио и телевидение рассказывают о природе, культуре, людях нашего края? (Дети рассказывают.)
Газеты, радио, телевидение, журналы также относятся к средствам связи, потому что они тоже связывают нас друг с другом, передавая самые разные сообщения, информацию. Эти средства связи называются средствами массовой информации, так
как сообщения, которые передаются ими, адресованы, в отличие от наших личных писем, телеграмм, телефонных разговоров, сразу большой массе людей».
Учитель читает детям раздел из учебника с.44 — 45.
— Как вы поняли, что считается средством массовой информации? Почему необходимы средства массовой информации?
— Однако надо учиться выбирать среди теле- и радиопередач такие, которые обогащают наш внутренний мир. Необходимо оберегать наши мысли, зрение, слух от всего недоброго, пустого, бездушного. Кроме того, телевизор и радио могут нанести вред не только духовному, но и физическому здоровью. О том, как правильно смотреть телевизор и слушать радио, прочитайте сейчас на «Страничках Умного Совёнка». А потом ответьте, кто из вас соблюдает те правила, о которых там говорится.
Дети выполняют задание.
X II Выполнение заданий в «Рабочей тетради» стр. 32.
Задание 1 (в паре)
— Что такое индекс? Как его записывают? (Это последовательность цифр добавленная к почтовому адресу для облегчения сортировки, в том числе автоматической, корреспонденции)
— Оформите почтовый конверт
— Какие виды средств связи и информации вы узнали?
— Что нужно помнить при выборе информации?
Урок к концу подходит,
Что нового сегодня
Нам удалось узнать.
К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, к современным — телевидение, Интернет, сотовая и космическая связь.
— А для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение, Интернет? (Для того, чтобы узнавать новости). Это – СМИ (Средства массовой информации).
Каждый день мы пользуемся средствами информации и связи. Почта, телеграф. телефон, радио, ТВ, Интернет, помогают людям в их жизни. Благодаря газетам, журналам, ТВ, живущими в разных краях узнают о важнейших событиях и чувствуют связь друг с другом.
РТ с. 32, №3 (узнать информацию из СМИ), 4.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник