- Приемы и способы развития внимания
- Развитие внимания
- Как развивать внимание
- Метод 1: Уверенность
- Метод 2: Перезагрузка
- Метод 3: Скорочтение
- Другие технологии для развития внимания
- Метод Сасаки
- Игровая методика
- Техника самоорганизации
- Произвольное внимание. Развитие произвольного внимания, нарушения и коррекция
- Развитие произвольного внимания ребёнка
- Игры на произвольное внимание
- Нарушения произвольного внимания
- Коррекция произвольного внимания
Приемы и способы развития внимания
Развитие внимания
Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них. Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:
Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации.
Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.
Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля).
Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь).
Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач.
Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая. Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов.
Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно.
Как развивать внимание
Методов и технологий развития внимательности достаточно много. В основном они направлены на выработку навыков произвольного внимания. Для выбора оптимальных способов тренировки надо определить, какая именно из характеристик внимательности недостаточно развита:
- концентрация (максимальное сосредоточение на объекте);
- устойчивость внимания (продолжительность концентрации);
- объем воспринимаемой информации (сколько объектов могут находиться в поле внимания одновременно);
- переключаемость (способность быстро переносить фокусировку с одного объекта на другой);
- распределение внимания (способность работать в режиме многозадачности, выполняя сразу несколько дел без переключения).
Для тренировки каждой из этих характеристик выполняют специальные упражнения. Для развития концентрации и устойчивости внимания сосредотачиваются полностью на одном предмете (например, на секундной стрелке), каждый раз отводя на упражнение все больше времени, и добавляя постепенно в него отвлекающие факторы.
Для тренировки навыка обрабатывать сразу большой объем информации, делают упражнение на зрительное запоминание внешних признаков сразу нескольких предметов, постепенно увеличивая количество описываемых объектов. То же самое можно делать для тренировки слухового внимания — запоминать ряд слов или чисел, повторяя их в точной последовательности.
Для развития навыка переключаемости хорошо подходит тренировка с нахождением отличий между двумя картинками, а также тренировка на поочередное переключение внимания между разными объектами.
Чтобы научиться распределять внимание сразу на несколько объектов, можно разными руками одновременно выполнять разные действия (например, рисовать круг и квадрат).
Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации. Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка».
Метод 1: Уверенность
Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.
Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом.
Метод 2: Перезагрузка
Перезагрузка внимания — это один из приемов по подготовке сознания к формированию уверенности и полной включенности в процесс. Его называют медитацией.
Достаточно лечь на спину с закрытыми глазами найти позу максимального расслабления. Далее следует сосредоточиться на ощущении постепенного нарастания расслабленности и отключения тела. Руки и ноги кажутся невесомыми, органы чувств отключаются от внешнего мира. Появляется легкость и отрешенность сознания от происходящего вокруг. В таком состоянии желательно находиться около двух часов, включая возможный сон. После выхода из него надо представить себя пустым сосудом и заполнить его интересом к предстоящему рабочему процессу, желанием плодотворно потрудиться, выполнить задание.
Переключение сознания на расслабление и отключение от внешнего мира дает полноценную перезагрузку психике, позволяет максимально сосредоточиться и включиться в рабочий процесс.
Метод 3: Скорочтение
Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.
Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.
Другие технологии для развития внимания
Метод Сасаки
Этот метод учит сосредотачиваться на конкретном действии и не отвлекаться на посторонние мысли и раздражители. Хорошо подходит для тренировки внимания рассеянным людям. Его можно рекомендовать также студентам и школьникам, которые постоянно «считают ворон» за окном учебного класса. Суть его в том, чтобы человек вовремя поймал момент, когда начал отвлекаться, и сам себе дал команду «внимание», возвращаясь к рабочему или учебному процессу. Тренироваться можно в любое время в любом месте, стараясь удерживать внимание на каком-то объекте или процессе в течение десяти минут. Постоянная тренировка приучит не отвлекаться на посторонние объекты.
Игровая методика
Игра «верно/неверно» подходит для тренировки внимания и взрослым, и детям, умеющим читать. На листах бумаги или карточках пишутся цветными фломастерами названия цветов, которые могут совпадать с цветом фломастера или нет. Воспитатель показывает детям эти картинки, а они должны быстро сказать, верно или неверно написано название цвета.
«Игры индейцев» названы по той методике, которую использовали еще индейцы для тренировки наблюдательности у охотников. В педагогике ею также часто пользуются для развития навыков внимательности у детей. Несколько человек ограниченное количество времени смотрят на одну и ту же картину, пейзаж, стараясь запомнить как можно больше деталей. Затем они подробно описывают ее, отвечая на вопросы ведущего. Кто смог более подробно описать картину и запомнить мельчайшие детали, тот выигрывает.
«Игра в числа» тренирует фокусировку внимания на заданном объекте. Лист бумаги заполняется длинным цифровым рядом. Необходимо как можно быстрее найти определенные комбинации цифр: двух-, трехзначные числа.
Техника самоорганизации
Техника основана на общих правилах укрепления внимания:
- Создать мотивацию для скорейшего выполнения основного задания.
- Строго ограничить время на второстепенные задачи.
- Составить список отвлекающих факторов и постараться максимально исключить их.
- Научиться не обращать внимания на посторонние раздражители.
- Делать кратковременные перерывы (не менее одного-двух в течение часа) для переключения мозга, теряющего продуктивность работы при длительной однообразной нагрузке.
- Концентрироваться на одном виде деятельности (не «распыляться»), если работа не требует многозадачности.
Источник
Произвольное внимание. Развитие произвольного внимания, нарушения и коррекция
В статье представлена классификация нарушений произвольного внимания и рассмотрен вопрос- Как развить произвольное внимание?
Внимание проявляется не само по себе, а в процессе проявления таких познавательных функций, как мышление, восприятие, память. Оно является показателем динамики происходящих психических процессов, поэтому развитое произвольное внимание – непременное условие качественного выполнения любого дела.
Развитие произвольного внимания ребёнка
Важнейшую роль в развитии произвольного внимания ребёнка играет… игра. Именно она вызывает эмоциональный интерес, т.е. стимулирует непроизвольное внимание, на основе которого затем выстроится внимание произвольное. Во время игры у ребёнка формируются основные элементы волевых действий, таких как постановка цели, принятие самостоятельного решения, составление плана действий и его выполнение, приложение усилий для преодоления препятствий и, наконец, оценка конечного результата своих действий.
Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Уровень формирования речи напрямую связан с уровнем развития произвольного внимания, и поэтому игры на формирование речи благоприятствуют развитию произвольного внимания. Во время игры условия и требования, озвученные взрослым, помогают ребёнку овладеть произвольным вниманием.
Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным – от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.
Однако опираться только на интерес в работе с детьми старшего дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса. Неумение работать приведёт к плохому усвоению материала на последующих занятиях в школе. Ребёнок может понимать, что быть внимательным – это важно, но этого недостаточно, произвольному вниманию нужно учиться. Для дошкольника это означает научиться:
- принимать все усложняющиеся инструкции,
- удерживать их, сохраняя внимание, в течение всего занятия,
- развивать в себе навыки самоконтроля.
Игры на произвольное внимание
Развитие произвольного внимания происходит постепенно, по мере развития каждого из его свойств (устойчивости, распределения, объёма, концентрации, переключаемости). Эти свойства развиваются независимо друг от друга, и их освоение неравномерно.
Для развития произвольного внимания с успехом используются разные виды игр. Это могут быть подвижные игры на внимание, развивающие разные его свойства или игры на произвольное внимание, предполагающие внимательность, усидчивость, неподвижность.
Ниже мы приводим несколько игр, хотя не сомневаемся, что при желании Вы без труда найдёте сколько угодно игр, подходящих для именно Ваших обстоятельств.
Игра «Бывает – не бывает»
Эта игра развивает слуховое внимание и помогает научиться распределению внимания. Для игры понадобится мяч. В ходе игры взрослый произносит короткое высказывание и бросает мяч. Ребёнок должен поймать его, если то, о чем говорил взрослый, бывает. Если такого не бывает, мяч ловить не нужно. Например, можно использовать такие высказывания:
- Мышка бежала, кошку поймала.
- Зелёный крокодил по лесу бродил.
- В вазе у Наташки расцвели ромашки.
- Над рекой росла метла.
- Под кустом сидит лиса.
- На кувшинке лягушка позвонила подружке.
- Иван принёс проросший овёс
- и так далее.
Не обязательно использовать рифмы, можно придумывать на ходу: «муха сочиняет пьесу», «Витя рассыпал игрушки» и т.д.
Игра «Найди меня».
Для этой игры понадобится раздаточный материал – листы с буквами, напечатанными без пробелов. Кто скорее отыщет спрятанное слово, тот и молодец. Кто найдёт больше всех слов, тот и выиграл. Например:
Как вариант, для детей постарше можно использовать одно длинное слово, с тем чтобы из его букв составить новые слова – такой вариант хорошо подходит для игры двоём. В этом случае после окончания заданного времени (например, один из игроков скажет: «Стоп!») игра останавливается, игроками называются найденные слова, все совпавшие вычёркиваются, и побеждает тот, у кого в результате слов останется больше. Взрослый (или словарь) поможет удостовериться, что слова существуют и написаны грамотно.
Игра «Что исчезло?»
Для игры понадобится не менее семи-восьми разных мелких предметов. Взрослый называет каждый из них их и коротко характеризует. Затем просит ребёнка закрыть глаза, убирает один из предметов и предлагает открыть глаза, посмотреть и вспомнить, чего не хватает.
Нарушения произвольного внимания
Нарушения произвольного внимания затрудняют или даже делают невозможным восприятие и изучение объекта окружающего мира. Причины нарушения произвольного внимания могут быть разными. Среди них:
- стрессы;
- интоксикация;
- перенесённые инфекционные заболевания;
- сосудистые нарушения головного мозга;
- нейро-эндокринные процессы;
- атрофические и дегенеративные изменения структур головного мозга;
- органические поражения мозга.
При истощении нервной системы у любого человека может возникнуть астеническое состояние. Причиной, как правило, служат перенапряжения разного рода, истощающие нервную систему. Это могут быть и хронические недосыпания, и переживания, и умственные перегрузки, и ослабившие организм перенесённые инфекции, и интоксикация. В этом случае человеку трудно сконцентрировать внимание, сосредоточиться на выполнении задания, его раздражают и отвлекают любые посторонние звуки.
Слабая устойчивость внимания, рассеянность часто отмечаются у пожилых людей, это связано с началом проявления склероза сосудов головного мозга. Локальные поражения лобных долей головного мозга приводит к трудностям с переключением внимания.
Классификация нарушений произвольного внимания отражает нарушение его отдельных функций:
- Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте. Это нарушение концентрации внимания.
- Уменьшение объема воспринимаемой информации – ограничение её количества. Это нарушение объема внимания.
- Скачкообразность, лабильность внимания – постоянная смена занятий и интересов. Это нарушение устойчивости внимания.
- Инертность (малоподвижность) внимания – проявление нарушения его переключаемости или патологическая фиксация на чём-то.
- Истощаемость внимания – нарушение его интенсивности в процессе работы.
Коррекция произвольного внимания
Поскольку нарушения произвольного внимания в большинстве случаев имеют временных характер и связаны с физическими и эмоциональными перегрузками, при правильном подходе можно достичь хороших результатов в коррекции. С этой целью используются методы психолого-педагогической коррекции, иглорефлексотерапия, электростимуляция коры и подкорковых структур мозга токами малой интенсивности, ноотропы, стимуляторы мозговой активности. Помочь выявить проблему и назначить лечение должен врач (невролог, психиатр), основываясь на тщательном предварительном обследовании.
Особо хочется остановиться на проблеме коррекции нарушений произвольного внимания у старших дошкольников, ведь без хорошо развитого произвольного внимания они не смогут усвоить необходимую информацию на занятиях. Для успешной коррекции произвольного внимания необходимо прежде всего выявить причины и факторы невнимательности. Это могут быть:
- слабая мотивация;
- недостаточные волевые качества;
- недостаток базовых учебных знаний и умений;
- неумение планировать;
- неумение контролировать свою деятельность;
- недостаточность психических функций;
- нарушение динамики психических процессов.
Выявив причины, можно работать над коррекцией произвольного внимания. Прежде всего она будет направлена:
- на повышение психической активности ребёнка;
- на развитие способности регулировать психическую деятельность;
- формирование желательной модели поведения;
- на коррекцию эмоциональных отклонений.
Так, дети с психической истощаемостью нуждаются в контроле: нагрузки должны правильно распределяться и чередоваться. Такие дети нуждаются в достаточных паузах для отдыха и в «физкультминутках» для физической разрядки. Объем заданий должен повышаться постепенно, с учётом улучшения состояния. Если родители и педагоги всё делают правильно и нагрузка рассчитана адекватно, то наградой станет повышение работоспособности ребёнка и проявление активности и интереса на занятиях.
Для коррекции произвольного внимания у детей с повышенной тревожностью следует прежде всего устранить ситуации, которые их беспокоят, приводя к эмоциональному перенапряжению. Это могут быть устные ответы перед всем классом (с места или у доски). Такие дети нуждаются в ободрении, похвале, повышении самооценки, воспитании уверенности в себе и в своих силах. Проверять задание у таких детей желательно индивидуально, в устном или письменном виде.
Дети, имеющие дефицит знаний и умений и невнимательные по этой причине, нуждаются в заданиях, соответствующих их возможностям.
Гиперактивные дети для коррекции произвольного внимания нуждаются в организации рабочего места на глазах у родителя или педагога, при этом на рабочем столе не должно быть отвлекающих внимание предметов. Время от времени они нуждаются в движении, и их нельзя в этом ограничивать, но можно разумно использовать эту особенность: на занятиях такой ребёнок может собрать тетради, или вымыть доску, или принести мел.
При повышенной психической истощаемости, слабой воле и низкой мотивации учебный материал можно подавать, связывая его с той информацией, которая для ребёнка значима. Пусть ребёнок, самостоятельно или со взрослым, подумает, как в жизни ему могут пригодиться те или иные знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Элементы соревнования, игры, поощрения в виде флажков, баллов и т. д. помогают мотивировать таких детей и улучшают произвольное внимание.
Одной из причин нарушений произвольного внимания у детей может быть недостаточный психический тонус. В этом случае внимание быстро истощается, а умственная работоспособность снижается. В этом случае полезно использовать самомассаж, дыхательные упражнения, растяжки, релаксацию, упражнения на стабилизацию общего тонуса тела.
Роль родителей в коррекции произвольного внимания ребёнка крайне велика: от них требуется терпение и особый подход, спокойное поведение, умение избежать конфликта, доверительные и доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, позитивность.
Профилактика нарушений произвольного внимания предусматривает тренировку основных его параметров: интенсивности, объема, устойчивости, переключаемости, концентрации.
Развивать внимание никогда не поздно! В игровой форме, с удовольствием и пользой для себя, можно его тренировать с помощью специальных упражнений на внимание ,которые в виде развивающих игр предлагает для Вас Битрейника.
Желаем Вам успехов в саморазвитии и воспитании!
Источник