Народная мудрость как способ ненаучного познания
Виды ненаучного познания:
2. Жизненный опыт,
3. Народная мудрость,
Миф с греческого «слово».
Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях.
Миф – общественное соткание древнего человека. Наиболее ранее духовная форма культуры человека.
В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д.
В мифе отражалось понимание природных явлений.
Как правило, мифологические события отделены значительным временным промежутком. Миф не только рассказывает о прошлом, но и будущем.
Миф – это мировоззрение и способ мышления.
1. Неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, пространственных и временных отношений.
2. Замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом, рассказом о происхождении и сотворении.
3. Очеловечивание природы, т.е. перенесение на мир человеческих черт.
4. Эмоциональная образная форма восприятия мира.
Мифы можно разделить на несколько категорий:
I. Героические – скрывают реальные события.
II. Этиологические – объясняют происхождение названия, обрядов, обычаев.
III. Космогенические – о происхождении мира, о происхождении хаоса в космосе, о борьбе героев и богов с демоническими силами.
IV. Календарные – о смене времён года, об умерших и воскресших богах.
V. Эсхатологические – описывают гибель космоса, конце мира и космоса, о воскрешении мира.
VI. Биографический – рождение, происхождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
Черты опытного познания.
1) В отличие от науки, где знание самоцель, знание это побочное явление.
2) Обязательный способ формирования, ученичество у опытного наставника.
3) Опытному познанию способствует свой язык.
4) Большинство опытных знаний не требует теоретического обоснования.
5) Человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу.
Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей.
На ранних этапах истории мудрость присваивалась богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей.
Мудрость – умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов повеления для разных случаев является то, что она не однородна, противоречива.
Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют старые, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.
Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
Паранаука используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научными знаниям.
Паранаука отличается претензией на универсальность. Паранаука не стремиться к ответам на вопросы, она безапелляционно испоьзует подобную формулу, объясняя с её помощью причины болезни и другие проявления человека.
Для паранауки характерны также завышение претензии на внимание к себе. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие.
Для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые противоречат или не соответствуют используемым ею методам.
Искусство не ограничивается познанием мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.
Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа.
Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он даёт возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя.
С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его частей.
Познавательная деятельность весьма разнообразна.
Ваши работы, мнения, пожелания и все что хотите присылайте мне по адресу: polychi5@narod.ru
Или напишите ваш отзыв в гостевой.
Источник
Народная мудрость как форма познания
Содержание статьи
- Народная мудрость как форма познания
- Религия как способ познания
- В чем сходства и различия научного и ненаучного познания
Народная мудрость относится к категории ненаучного познания. Необходимость познать мир существовала перед человечеством с самых первых шагов Homo sapiens. Веками накапливался практический опыт отношений человека с природой, который нашел отражение в фольклоре. Через устное народное творчество каждый народ формирует понятия различных категорий, начиная от мироздания, заканчивая семейными отношениями.
Модель мироздания в сказке
Прежде всего, ментальность и мировоззрение присутствуют в народных сказках в виде аллегорий. В иносказательном виде здесь просматриваются попытки объяснить происхождение Земли, народов, взаимоотношений человека с природой.
Многие сказки дошли до современников в сильно усеченном виде, что искажает их изначальный смысл. Рассматривая сказки как обобщение народного представления о мире, следует отличать и современные адаптации сказок под детское восприятие от первоисточников, которые частью утеряны, частью зафиксированы в сборниках сказок Афанасьева и Даля .
Метафоричность русских народных сказок настолько далеко увела слушателя от их истинной сути, что сейчас они воспринимаются только как развлечение для детей.
Хотя исследователи даже в сказке о колобке прослеживают аллегорию созидания человека Высшими силами.
Пословицы как картина познания мира
Большинством современных слушателей пословицы расцениваются как мудрые изречения, придающие речи своеобразный колорит. Однако если попытаться рассмотреть смысловой объем жанра, можно заметить, что пословицы и поговорки представляют собой обобщенную и проверенную временем систему ценностей, пропущенную через практический опыт народа.
Пословицы заключают в себе кодекс правил поведения, обобщение жизненного опыта, элементы психологии, объяснение природных процессов и явлений. Особенность пословиц в том, что они, типизируя явление, формируют понятие от частного к общему.
Пословицы представляют целостность мира, перенося физические явления на законы человеческого общения. Закон акустики — «как аукнется, так и откликнется», кинетическое движение – «яблоко от яблони недалеко падает». Вековой опыт формулирует законы межличностного общения – «старый друг лучше новых двух», и даже принципы маркетинга – «не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Истинность народной мудрости как вида познания подтверждает существование идентичных пословиц в у различных народов. «Score twice before you cut once» — дважды сосчитай, прежде чем один раз отрезать (англ). «Schmiede das Eisen, solange es glüht» – ковать железо пока оно пылает (нем). «Al pájaro se le conoce por su vuelo» – птица видна по полету (исп).
Источник
Многообразие способов познания мира
Презентация к уроку
Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;
Задачи:
- познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
- развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
- анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.
Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.
1. Повышение качества знаний;
2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;
3. Активная жизненная позиция;
4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;
5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.
Ученики научатся:
- определять проблемы познаваемости мира;
- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
- осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;
Основные понятия урока:
- Ненаучное познание;
- Народная мудрость;
- Миф;
- Паранаука;
- Практический опыт;
- Искусство;
- Гносеология;
- Эсхатология.
Тип урока: деловая игра.
Основное содержание урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.
— Нужна ли человеку вера в чудесное?
— Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?
— Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.
Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания
1. Миф и познание мира
2. “И опыт, сын ошибок трудных”
3. Народная мудрость и здравый смысл
4. Познание средствами искусства
5. Там, где кончается наука.
Тема урока “Многообразие путей познания мира”
1. Миф и познание мира
2. “И опыт, сын ошибок трудных”
3. Народная мудрость и здравый смысл
4. Познание средствами искусства
5. Там, где кончается наука.
2. Новый материал:
Работа команды “Мифология”
Презентация “Мифы как познание мира”
Класс работает в тетрадях.
Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.
Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.
Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:
1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;
2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;
3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;
4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.
Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” — “Миф о всемирном потопе”
Гносеологизм — философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.
Основные тематические циклы мифов:
— космогонические мифы — о происхождении мира и Вселенной;
— антропогонистические мифы — о происхождении человека;
— о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
— эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;
— биографические – рождение, брак, смерть героев.
Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”
Презентация и выступление.
Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.
Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?
— Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
— Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.
Запись в тетрадь:
1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;
3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;
5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.
Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”
Презентация и выступление.
Запись в тетрадь:
— Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
— Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
Приветите примеры народной мудрости:
— В чужом доме не указывать;
— Из чёрного не сделать белого;
— В лес дров не носят;
— Что имеем не храним, потерявши плачем;
— Ласковое слово и кошке приятно;
— Всё идёт как по маслу;
— Плох тот солдат, кто не метит в генералы;
— Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;
— С миру по нитке – голому рубаха;
— По таланту и успех.
Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”
Работа группы 4 “Познание средствами искусства”
Презентация и выступление.
Запись в тетрадь:
Особенность познания — художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
Признаки художественного познания:
1. Отражение мира в художественных образах.
2. Субъективность образа.
3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.
4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.
Работа группы 5 “Там, где кончается наука”
Презентация и выступление
Запись в тетрадь:
Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого — туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.
Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
— Претензия на универсальность;
— Завышенные претензии на внимание к себе;
— Нередко нетерпимость к традиционной науке.
1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.
2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.
3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?
4. Какой из всех вам показался самым убедительным?
Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”
(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)
В 2- абстрагирование; эксперимент;
С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.
1. образное отражение мира;
2. опора на единичное, неповторимое;
3. условный характер создаваемых произведений.
С8. составить план ответа
1. Познание как процесс познаваемости мира.
2. Основные пути ненаучного познания:
Б) жизненная практика
В) народная мудрость
Г) искусство как специфическая форма познания
3. Научное познание и его особенности
А) теоретический характер знаний
Б) стремление к объективности
Поблагодарить всех за работу на уроке.
- Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
- Деловое настроение?
- С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?
Домашнее задание: параграф 23.
Использованная литература.
1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.
2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.
3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.
Источник