- Сестра
- Модель К. Рой
- Способы адаптации, которые предлагает модель Калисты Рой в сестринской деятельности:
- Применение модели Калисты Рой в сестринском процессе
- Модели сестринского дела, их авторы и характеристика
- Термин «модель» и модель сестринского дела
- Структура модели сестринского дела
- Модель Вирджинии Хендерсон
- Модель Вирджинии Хендерсон: применение в сестринском процессе
- Модель Доротеи Орем
- Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе
- Модель Калисты Рой
- Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность
- Способы адаптации в модели К.Рой
- Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе
- Модель Мойры Аллен
- Модель Мойры Аллен: применение в сестринском процессе
- Модель Натали Роупер
- Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе
- Модель Дороти Джонсон
- Модель Дороти Джонсон: применение в сестринском процессе
Сестра
Модель К. Рой
Адаптационная модель К. Рой основана на наличии определенного диапазона возможностей, в котором человек адаптируется к непривычным состояниям самостоятельно и с посторонней помощью. Возможности организма в данной модели:
У каждого человека диапазон комфортной адаптации (как физиологической, так и психологической) уникален. Сестринская адаптационная модель К. Рой определяет факторы, влияющие на размер диапазона адаптации, раздражителями.
- очаговые — окружают человека;
- ситуационные — возникают при обстоятельствах оказания сестринской помощи, влияют на очаговые;
- остаточные — накопленный жизненный опыт, шаблоны поведения.
Сочетание всех типов раздражителей влияет на уровень возможной адаптации.
Способы адаптации, которые предлагает модель Калисты Рой в сестринской деятельности:
- Физиологический— зависит от возможностей человека реагировать на физические раздражители (действие температуры, влажности, режима питания, и т.д.).
- Я-концепция — через желание пациента понять и принять свой психологический и телесный образ. Способ помогает принять изменения телесных и психологических «Я». Эффективность высока при изменяющих операциях — ампутациях, эктомиях, наложениях стом.
- Роль-функция — роль пациента в социуме — в семье, коллективе. При возникновении заболевания активный человек вынужден смириться с ролью пассивного пациента. при этом адаптационные возможности могут быть невысокими.
- Взаимозависимость — стремление человека к построению взаимоотношений, которое может быть временно нарушено из-за болезни. При общении медицинской сестры с пациентом недопустимы фамильярность, пренебрежение, давление. Ведь пациент находится в полной или частичной зависимости от медицинских работников. Следует помнить о пороге адаптации и не снижать его своими неправильными действиями.
Применение модели Калисты Рой в сестринском процессе
1. Пациент оценивается по своему поведению в свете изменений каждого из 4-х способов адаптации. Медсестра выясняет, нарушен ли баланс адаптации и выясняет причины.
2. Источник проблем пациента — недостаток или избыток средств и возможностей для использования определенного способа адаптации.
3. Цель ухода — выявить раздражители, вызывающие нарушения поведения. Медицинская сестра совместно с пациентом определяет планы и способы их достижения.
4. Направленность помощи — установление эффективных способов адаптации в случаях, когда поведение пациента настораживает. Медицинская сестра определяет уровень влияния определенного раздражителя на пациента.
5. Роль медсестры — содействие адаптации человека как в период заболевания, так и в здоровом состоянии.
6. Способы вмешательства — ненавязчивые беседы с пациентом во время ухода и манипуляций. Медицинская сестра должна направить усилия пациента на расширение границ адаптации. В этом залог быстрейшего выздоровления.
7. Результат своей солидарной деятельности медицинская сестра оценивает совместно с пациентом. Следует обратить внимание на расширение диапазона адаптации пациента и подкрепить результат положительными высказываниями и похвалой без панибратства.
Источник
Модели сестринского дела, их авторы и характеристика
В период активного формирования сестринского дела как отдельной профессиональной дисциплины возникли модели сестринского дела. С их помощью труд медицинской сестры приводится в систему и в конечном итоге облегчается. Таким образом, шло развитие не только теории, но и практической деятельности медицинских сестер.
Оглавление
Термин «модель» и модель сестринского дела
Само слово «модель» буквально означает «образец, прообраз, аналог» (французское modèle от латинского modulus). Модель — это система, изучение и подражание которой позволяет делать что-либо по определенному образцу. Модель сестринского дела (СД) — это система практической деятельности медицинской сестры, конкретное руководство для сестринской практики. Суть заключается в построении взаимодействия медицинской сестры с пациентом.
Существует несколько концептуальных моделей СД. «Концептуальные» они потому, что их содержание зависит от различных концепций и понятий: от экономических и политических условий страны, уровня здравоохранения, религиозной направленности, моральных ценностей, а также от мировоззрения и принципов людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Развитию моделей сестринского дела способствовали достижения в области физиологии, психологии, философии, социологии. Всего существует более 30 моделей СД. Их авторы со своей точки зрения рассматривают определяющие понятия любой модели СД.
Структура модели сестринского дела
- Пациент как объект практической деятельности медицинской сестры.
- Источник (источники) проблем пациента
- Направленность сестринской помощи (фокус вмешательства медсестры)
- Цель сестринского ухода, ожидаемый результат
- Способы сестринского вмешательства (сестринской помощи)
- Роль медицинской сестры
- Оценка результатов ухода и качества сестринской помощи
Каждая из концептуальных моделей рассматривает следующие аспекты сестринской деятельности:
- Пациент
- Сестринское дело
- Окружающая среда
- Здоровье
На сегодняшний день не существует ни единой модели СД, ни единого мнения по поводу использования той или иной модели. Мы рассмотрим наиболее известные и популярные.
Модель Вирджинии Хендерсон
Добавочно-дополняющая модель сестринского дела была предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году, а затем дополнена в 1968 году. В. Хендерсон призывает направить фокус внимания медицинской сестры на удовлетворение пациентом прежде всего — физиологических потребностей, и далее — психологических и социальных.
Согласно данной модели основное в сестринском уходе — активное участие пациента как в самом уходе, так и в его планировании. По модели Вирждинии Хендерсон у человека имеются 14 основных потребностей повседневной жизни (на основании «пирамиды потребностей» А.Маслоу):
- Нормальное дыхание
- Употребление достаточного количества жидкости и пищи
- Выделение продуктов жизнедеятельности из организма
- Поддержание необходимого положения тела и движение
- Сон и отдых
- Способность самостоятельно выбирать, надевать и снимать одежду
- Поддержание температуры тела в пределах нормы, способность выбирать соответствующую сезону одежду, возможность изменить окружающую среду
- Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде
- Безопасность (собственная и окружающих)
- Активное общение, способность к выражению своих эмоций и собственного мнения
- Возможность совершать религиозные обряды в соответствии со своей верой
- Занятие любимой работой
- Развлечения и активный отдых
- Саморазвитие, удовлетворение любознательности
У здорового человека не возникает трудностей при удовлетворении данных потребностей. Во время беременности, болезни, травмы, выздоровления, длительного умирания, в период детства или старости проблемы могут появиться с большой вероятностью. Весь сестринский процесс (уход) в модели В.Хендерсон направлен на скорейшее восстановление независимости пациента.
Модель Вирджинии Хендерсон: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | У пациента имеются основные потребности, свойственные любому человеку вне зависимости от того, здоров он или болен |
Источник проблем пациента | У пациента отсутствует возможность осуществления ухода за собой по причине младенческого либо старческого возраста, болезни, длительного умирания, выздоровления, бессознательного состояния |
Направленность помощи | Во время и после сестринского обследования медицинская сестра и пациент обсуждают оказание помощи и спектр сестринских вмешательств |
Цель ухода | Постановка и достижение долгосрочных целей сестринского ухода — самостоятельности и независимости пациента в процессе удовлетворения 14 основных потребностей |
Способы помощи | Выполнение медицинской сестрой врачебных назначений: выдача лекарственных препаратов, контроль их приема, исполнение и контроль всех назначенных пациенту процедур и исследований. Медицинская сестра привлекает близких пациента к помощи в исполнении сестринских вмешательств |
Роль медсестры | Независимый специалист сестринского дела (медицинская сестра, фельдшер), помогающий пациенту в выполнении функций, которые пациент не может выполнить самостоятельно. |
Помощник врача, выполняющий его лечебные назначения
Модель Доротеи Орем
Модель сестринского дела, основанная на теории дефицита самоухода пациента была предложена Доротеей Орем в 1971 году. Автор модели рассматривает пациента как личность, ответственную за состояние своего здоровья. Сестринские вмешательства по данной модели направлены на профилактику заболеваний и травматизации пациента. Большое внимание уделяется обучению пациента и его близких приемам ухода.
Д.Орем выделяет 3 группы потребностей пациента в самоуходе:.
1. Универсальные:
- потребление воздуха, жидкости, пищи в достаточном количестве
- возможность выделения и потребностей, связанных с этим процессом — в полном объеме
- достаточный баланс активных процессов и отдыха, а также общения и пребывания в одиночестве
- предотвращение опасных ситуаций для жизни, состояния здоровья, нормальной жизнедеятельности, самочувствия
- желание гармоничного существования в социальной группе в соответствии с собственными возможностями
2. Связанные с этапами развития:
- в соответствии с возрастом у пациентов, поддающихся обучению
3. Связанные с нарушенным здоровьем (изменения):
- в анатомии (травмы, отечность, ампутации и т.п.)
- физиологии и функции органов и систем (контрактуры, гипергидроз, одышка и т.п.)
- в поведении и привычном образе жизни (апатия, перемены настроения, нарушения сна и т.п.)
Основная цель медицинской сестры — прийти к развитию у пациента возможных для него навыков самоухода. Если на начальном этапе медицинская сестра выполняет компенсирующую роль в уходе, то в процессе сестринских вмешательств следует достичь, по крайней мере, частично компенсирующей роли медсестры. Такой результат считается положительным.
Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как гармонично развитая личность с нарушенным здоровьем и стремлением к самостоятельному уходу |
Источник проблем пациента | Потребность пациента в посторонней помощи в связи с невозможностью к самостоятельному уходу |
Направленность помощи | Выявление причин дефицита самоухода (отсутствие знаний, навыков, понимания важности самоухода). |
Медсестра определяет уровень требований пациента к самоуходу, оценивает возможности пациента к удовлетворению этих требований и возможность безопасного осуществления самоухода пациентом, а также оценивает вероятность восстановления способностей пациента к самоуходу в будущем
- Выполнение действий за пациента
- Руководство и направление действий пациента
- Оказание пациенту физической поддержки
- Оказание пациенту психологической поддержки
- Создание благоприятной среды для самостоятельного ухода пациента за собой
- Обучение приемам ухода близких пациента
Со стороны пациента крайне желательно стремление к самоуходу и готовность получения сестринской помощи
Обучающий наставник пациента в обретении навыков самоухода
Помощник пациента в сохранении здоровья, поддеррживающий в стремлении справиться с последствиями болезни или травмы
Модель Калисты Рой
Адаптационная модель сестринского дела Калисты Рой, предложенная в 1976 году, основывается на результатах исследования в области физиологии и психологии. К.Рой предложила теорию стресса и адаптации.
Согласно автору модели, для человека существует некоторый диапазон физиологических и психологических состояний, в котором есть возможность справляться с переживаниями. И у каждого человека — свой диапазон. Однако на его «размер», по мнению К.Рой, влияют некоторые из факторов (раздражителей).
Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность
- очаговые — те, что окружают человека
- ситуационные — возникающие при оказании сестринской помощи и влияющие на очаговые
- остаточные — возникающие в результате переживания жизненного опыта, верований, ситуации при взаимоотношениях людей
Комбинация нескольких факторов-раздражителей влияет на величину диапазона и уровень адаптации.
Способы адаптации в модели К.Рой
- Физиологический. Индивидуальная способность справляться с изменениями факторов внешней среды (температура воздуха, атмосферные явления) и возможностью потребления пищи, жидкости, воздуха. Зависит от возможностей конкретного человека.
- Я-концепция. Желание человека понимать и принимать собственный физический и психологический образ. Данный способ эффективен при необходимости в изменяющих человека операциях — стомировании, эктомиях, ампутациях, т.к. помогает пациенту принять новое телесное и психологическое «Я».
- Роль-функция. Смена роли активного в социуме человека на пассивного пациента с заболеванием или травмой.
- Взаимозависимость. Стремление человека к достижению баланса в любых отношениях. Из-за зависимого положения пациента от сестринского персонала в связи с болезнью или травмой способности адаптации ограничиваются. У пациента возникает чувство одиночества, давления, фамильярного и презрительного отношения к его личности.
Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается в плане изменения поведения в четырех способах адаптации. Медицинской сестре необходимо выяснить, какими раздражителями вызваны нарушения адаптации |
Источник проблем пациента | Недостаток или избыток возможностей и средств для использования какого-то из способов адаптации |
Направленность помощи | Установление способов адаптации, эффективных для пациента. |
Определение степени влияния раздражителей на поведение пациента
Совместная с пациентом постановка целей, позволяющих адаптироваться в изменяющихся условиях внешней среды
Медицинская сестра может в мягкой и ненавязчивой форме беседовать с пациентом во время проведения уходовых и манипуляционных процедур, стараясь направить его внимание на контроль адаптации.
Модель Мойры Аллен
Модель Мойры Аллен, или эволюционная модель здоровья, была предложена автором в начале 70-х годов XX века. Данная модель сестринского дела основывается на поддержании здоровья пациента. Акцент делается именно на здоровье, а не на болезни. Цели достигаются с помощью активного участия как самого пациента, так и его близких.
Модель Мойры Аллен: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как индивидуум, на которого огромное влияние оказывает семья. В свою очередь, отдельная личность также влияет на свою семью. В процессе социальных взаимодействий и происходит рост и развитие личности. |
Источник проблем пациента | Проблемы в семье пациента, в межличностных взаимодействиях. Пациент должен активно участвовать в заботе о собственном здоровье и здоровье членов семьи. |
Направленность помощи | Активная пропаганда и агитация здорового образа жизни. Обучение пациента и членов его семьи принципам здорового образа жизни, действий, направленных на улучшение состояния здоровья. |
Члены семьи активно вовлекаются в процесс выздоровления пациента. Сотрудничество основывается на взаимной договоренности и координации медицинской сестрой образа жизни пациента и его семьи.
Модель Натали Роупер
Натали Роупер предложила свою сестринскую модель в 1976 году. Чуть позднее, в 80-х годах XX столетия модель была дополнена В. Логан и А. Тайэрни. Согласно авторам, медицинская сестра должна сосредоточить внимание на 12-ти видах проявления жизнедеятельности — биологических, а также социальных и культурных.
Первоначально Н.Роупер предлагала 16, но ее коллеги сократили список до 12 видов повседневной деятельности, основанных на потребностях человека:
- Дыхание
- Питье и питание
- Выделение продуктов жизнедеятельности
- Сон
- Регуляция температуры тела
- Содержание в чистоте тела и одежды
- Двигательная активность
- Общение
- Сексуальность
- Безопасная окружающая среда
- Работа и досуг, развлечения
- Умирание
Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент — объект сестринской деятельности. В зависимости от того, в каком из 12-ти видов деятельности у человека возникают проблемы, медсестра помогает ему с их решением. |
Источник проблем пациента | 5 факторов, которые могут определить потребность в сестринском уходе: |
- инвалидность и связанные с ней нарушения функционирования организма
- патологические, дегенеративные изменения в тканях организма пациента
- несчастный случай и связанные с ним ограничения
- инфекционные болезни
- влияние факторов окружающей среды (физических, социально-психологических)
Данные факторы могут стать причиной зависимости пациента от сестринского ухода.
- выявление медсестрой нарушений удовлетворения потребностей
- установление действительных проблем пациента
- поиск способов решения проблем
- планирование действий
- реализация планов
- Зависимая — выполнение врачебных назначений
- Взаимозависимая — работа совместно с коллегами
- Независимая — сестринская оценка состояния пациента
Если желаемого результата достичь не удалось — медсестра и пациент пересматривают неэффективно составленный план и разрабатывают другой подход к решению проблем.
Модель Дороти Джонсон
Модель сестринского ухода Дороти Джонсон опирается не на потребностях человека, а на коррекции его поведения. Д.Джонсон определяет два типа поведения человека:
- 1-й основан на действиях окружающих людей и происходящих вокруг событий
- 2-й основан на привычных реакциях прошлого опыта
Пациент, согласно модели Д. Джонсон, — это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя». Человек имеет 7 главных подсистем, которыеопределенным образом влияют на его поведение.
Подсистема поведения | Суть поведения человека в рамках подсистемы |
Достигающая (выполняющая) | Контроль над самим собой и своим окружением |
Присоединяющая (устанавливающая) | Близкие взаимоотношения с другими людьми |
Агрессивная | Самозащита от угрозы, самоутверждение |
Зависимая | Зависимость от других |
Выделительная | Выделение продуктов жизнедеятельности |
Пищеварительная | Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия |
Сексуальная | Сексуальное удовольствие |
Модель Дороти Джонсон: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как индивид с определенным набором подсистем поведения |
Источник проблем пациента | Заболевание, травма, смена образа жизни могут способствовать изменению поведения человека |
Направленность помощи | Оценка состояния пациента относительно каждой из подсистем в 2 этапа: |
- определить, насколько состояние пациента позволяет распознать нарушение баланса в одной из подсистем
- определить причину этого нарушения
- контроль или ограничесние поведения пациента
- защита от факторов, приводящих к стрессу
- подавление или торможение неэффективных реакций пациента
- стимулирование пациента к положительному изменению в поведении, помощь в форме опеки
Итак, мы рассмотрели основные модели сестринского дела или ухода, которые пользуются наибольшей популярностью на данный момент. Существуют и другие модели и теории СД таких авторов, как Марта Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела. Они известны уже и в России, их изучают в медицинских колледжах, техникумах, пытаются внедрять в практическую работу. Насколько эффективно получается практическое применение теории, зависит от нескольких факторов. Задача медицинской сестры — всячески способствовать оптимально организованному сестринскому труду.
Источник