Порядок начисления и способы удержания налогов.
В зависимости от порядка начисления выделяют:
1) регулируемые налоги –это налоги, кот могут поступать в различные бюджеты, т.е. гос-во распред-т их м/у уровнями бюджетной сист (в основном это – общегос налоги)
2) закрепленные (директивные) налоги –это налоги, кот полностью поступают в опред бюджет (ими могут быть как общегос, так и местн налоги).
Способы удержания налогов:
1) у источника получения дох – исп-ся в процессе взимания нал и сборов с з/п и доходов граждан от осущ-ния трудовых обязанностей.
2) на основании декларации –предусм предоставление плательщиками данных о фактич размерах объекта НО. При этом сущ значит возможности для уклонения от уплаты налогов.
3) на основании платежного поручения –осущ-ся лишь в случаях, когда плательщик должен уплатить сумму начисленных ему соответствующими органами налогов (напр, расчет сумм земельного налога в сельской местности осущ-ся специалистами сельских Советов нар депутатов).
Понятие и виды налог ставок.
Ставка налога –зак-но установленная величина налога на ед НО. Сущ 2 вида устан-ния налог. ставок: универсал и диф-е ставки. Диф-ция ставок может осущ-ся в 2-х направлен: 1) в разрезе плательщиков, когда большинству плетельщиков выдел-ся осн ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдел плательщиков; 2) в разрезе различн хар-тик и оценок объекта НО.
По построению ставки:
1.Твердые –устан-ся в ден выражении на ед НО в натуральном исчислении. Виды: 1) фиксированные – устан-ся в конкретных суммах; 2) относительные – опр-ся относит-но опред величины.
2. Процентные –устан-ся относительно такого объекта НО, кот им денежное выражение. Виды:
1) пропорциональные – единые ставки, кот не зависят от размера объекта НО.
2) прогрессивные – такие ставки, размер кот возрастает при увеличении объемов объекта НО. Прогрессия шкалы НО может быть простой (когда повышенные ставки прим-ся ко всему объекту НО) и ступенчатой (когда повыш-е ставки прим-ся тоько к той величине объекта НО, кот превышает интервальные ограничения)
2) регрессивные – такие ставки, размер кот уменьшается при увеличении размера объекта НО.
В практике НО прогрес и регресставки могут прим-ся как отдельно, так и вместе – в виде прогрессивно-регрес-ой и регр-прогр шкалы ставок.
Налоговая сист и налог политика.
Нал политика –деят гос-ва в сфере учреждения, правового регулирования и организации поступлений налогов в централизов. фонды ден ср-в гос-ва. Она должна оптимально соединять интересы гос-ва и плательщиков налогов.
Принципы нал пол: 1) фискальной достаточности, 2) эк-кой эф-ти 3) соц справедливости 4) стабильности 5) гибкости.
Проявлением нал политики го-ва на практике явл налог система.
Нал сист – совокупн общегос и местн налогов, сборов и др обязат платежей в бюджеты всех уровней, форм и методов их устан-ия, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечения ответств-ти за правонар в сфере НО. Налог система – это продукт деятельности государства, ее важнейший атрибут. Каждое государство формирует свою систему налогообложения с учетом состояния экономики, развития рыночных отношений, национальных особенностей, необходимости выполнения конкретных экономических и социальных заданий, опыта других стран.
Взаимосвязь м/у нал политикой и нал сист может быть определен так: целью НО явл изъятие рес-в из сферы частного исп-ния; нал пол направлена на то, чтобы провести это изъятие с наименьшим вредом для эк-ки страны и соц сферы.
Прямые налоги в Укр.
1. Налог на прибыль предприятий.Плательщики: из числа резидентов – субъекты хоз деят, бюджетные, обществен и др П,У,О, кот осущ деят, направлен на получение прибыли, на террит Укр и за ее пределами; из числа нерез – физ и юр лица, кот получ доходы, источником происхожден кот явл Укр. Объект НО: НО-я прибыль = вал дох – вал расх – амортизац. Ставка: 23%, с 01.12 – 21%, с 01.13-19%, с 01.14 – 16%( 0, 4, 6, 12, 15 и 20 — неризеденты)
2. Нал с дох физ лиц.Плательщ: резиденты, получающие как дох с источн происхождения с террит Укр, так и иностран дох; нерез, получ дох с источн с территУкр. Объект НО: 1) общий месячный НО-ый доход 2) чистый годовой НО-ый дох (общ годов НО-ый дох – сумма налог кредита) 3) доходы с источником их происхождения из Укр, подлежащие окончат НО при их выплате, 4) иностранные дох. Ставка: 15% (17% — свыше 10-кратного размера мин. З.п. установленной на данный момент))
3. Налог с влад трансп ср-в и иных самоходн маш и механ. – не действует с 2011заменен повышенным акцизом на топливо. То есть вместо нынешних 132 евро за тонну он поднимется до 182. Акцизный сбор на бензин моторный увеличится на 37,9%, с 132 евро за тонну до 182 евро, то есть на 50 евро. Акциз на дизельное топливо увеличился на 38,5%, с 65 евро за тонну до 90 евро, т.е. на 25 евро. Кроме того, Верховная Рада ввела акциз на сжиженный газ в размере 40 евро/т.
4. Плата за землю. Плательщ: собственники земли, землепользователи. Объект НО: земел участок, кот нах в собственности или пользовании. Ставки: устан-ся с 1га земел участка в % от их ден оценки.
5. Нал на недвижимое имущество, отличное от земельного участкаПлательщ: собственники строений и сооружений. Объект НО: площадь строения * средн тек ст-ть или совокуп балансовая ст-ть сооружения. Ставка: опр-ся законом о бюджете на тек год в % от базы НО
6. Единый налог –налог, которые платят частные предприниматели и предприятия с единой системой налогообложения. С января 2011 г. субъекты платят 43% от предыдущей ставки единого налога, установленного местными органами самоуправления, это связано с тем, что теперь они так же уплачивают ЕСВ.
7. Экологический налог.Ставки налога устанавливаються:
за выбросы в атмосферый воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, устанавлевыемые фиксированной суммой за тонну (от 0,2 грн (двуокись углерода) до 32779 грн за хром и его соединения)
за сбросы зягрязняющих веществ в водные объекты грн за тонну ( 23 – 3939)
за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах грн за тонну (0,25 -700) или за ед.
за создание радиоактивных отходов
за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока
8. Фиксированный сельскохозяйственный налог – налог для товаропроизводителей, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%. Базой налогообложения являеться нормативная денежная оценка одного гектара сельскохох. Угодий. Размер ставок с одного гектара зависит от катигории (типа) земель в процентах базы налогообложения – от 0,15 до 1,0
Бюджетный механизм и бюджетная система.
Б-ный механизм –совокупность конкретных форм Б-х отношений, методов мобилизации и расходования Б-х ср-в. К Б-м методам регулирования относ:
1) налоги, кот влияют на развитие пр-ва тов, спрос на них и их предл-е
2) Б-е фин-ние общегос-ных программ
3) фин поддержка отдел отраслей и П-ий для выравнивания эк условий их ф-ния или ускоренного развития
4) создание за счет Б-х ср-в спец фондов, резервов для устранения диспропорций в развитии эк-ки.
Б-ный механизм – это активный инструмент реализации Б-ой политики.
Б-ная сист гос-ва –совокуп разных видов бюджетов, построенная с учетом эк-ких отношений, гос-го и админ-террит устройства и урегулированная нормами права.
В унитар гос-вах сущ 2-хуровневая бюджетн сист (гос и местн Б), в федерал – 3-х и более уровней. Б-ная сист Укр сост из гос Б и местн Б-в, к кот относ Б АРК, областные, районные Б-ты, Б-ты районов в городах, Б-ты местного самоуправления.
Для анализа и прогнозирования эк-го и соц-гор развития гос-ва сост-ся Сводный Б-т Укр, кот включ показатели Гос Б-та Укр, сводного Б-та АРК и сводных Б-в областей и городов Киева и Севаст.
Б-ная сист Укр строится на след принципах: 1) единство Б-ной сист, 2) сбалансированность, 3) самостоят-ть, 4) полнота, 5) обоснованность, 6) эф-ть, 7) субсидиарность, 8) целевого исп-ния Б-х ср-в, 9) справедливости и непредвзятости, 10) публичности и прозрачности, 11) ответственности участников Б-го процесса.
Налоговая сист Укр.
Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.
Источник
Классификация налогов по способам и методам взимания
Начисление и взимание налога осуществляется по определенной схеме, установленной в данном регионе. Выбор ее зависит от собственно налогооблагаемой базы, статуса плательщика и прочих условий.
Также имеет значение способ получения дохода и его источник. В зависимости от этого устанавливаются способы и методы взимания налогов: по декларации, налоговым агентом или по уведомлению.
Элементы налога
Налог можно считать определенным и подлежащим перечислению в бюджет только в том случае, когда определены все присущие ему элементы. Элементы налога и способы его взимания имеют прямую взаимосвязь. К элементам относят:
- объект (база) и субъект (плательщик) налога;
- ставка;
- период уплаты;
- •льготы и освобождения;
- порядок начисления;
- порядок уплаты.
Объектом может быть чистая прибыль, общий доход, стоимость продукции, имущество движимое или недвижимое. Субъектами являются физлица и предприятия, в том числе, нерезиденты и ИП. Базой является стоимостное выражение объекта – имущества, участка земли, ТС или дохода.
Ставки устанавливаются как на местном, так и на федеральном уровне. Делятся на регрессивные, прогрессивные и пропорциональные, а также на процентные и твердые. Методы и способы исчисления и взимания налогов применяются с учетом этих элементов.
Три основных метода взимания налога
Сегодня в налоговой практике действует следующая классификация налогов по способу взимания их с плательщика:
- По декларации. Эта отчетность перед государством позволяет показать все доходы и расходы плательщика за период – месяц, квартал, год. В ней же осуществляется и расчет суммы налога, который необходимо перечислить в бюджет. Отчитываться необходимо только после получения прибыли, но не позднее установленного в законодательных актах числа.
- Кадастровый. Используется в тех случаях, когда объект (налоговая база) дифференцирован по конкретному признаку. Составлены специальные справочники и таблицы, в которые вносятся эти признаки, тем самым разделяя объекты налогообложения по присущим им признакам. В зависимости от группы устанавливается величина ставки. При этом не учитывается величина прибыли, которую приносит тот или иной объект.
- По источнику. В этом случае налог перечисляется лицом, которое этот доход выплачивает. Оплата происходит до момента выдачи прибыли получателю, а последний увидит сумму, уменьшенную на налог.
Характерные примеры видов налогов по способу взимания:
- у источника – заработная плата, с которой происходит удержание НДФЛ;
- кадастровым способом чаще всего взимаются налоги на участки земли, имущество;
- по декларации происходит перечисление налогов с прибыли организаций и ИП, продажу имущества физлиц.
Кроме этих 3 способов взимания налогов, НК предусмотрены еще два вида: в момент трат и в процессе использования имущества. Однако они не столь распространены в практике.
К способам взимания налогов относится также административный способ. Он является наиболее автономным: налоговые службы на местах самостоятельно определяют методы и способы взимания, устанавливают ставки и сроки. Налогоплательщик в этом случае не декларирует доход самостоятельно. Яркий пример – имущественный налог. Оплата осуществляется на основании уведомления, в котором по ранее произведенному расчету указан размер, срок уплаты налога.
Также по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные:
- прямой налог перечисляется непосредственно плательщиком;
- косвенный налог взимается как надбавка к основному тарифу либо стоимости (например, таможенная пошлина или НДС).
Схемы исчисления
Сегодня действует 2 основных метода исчисления налога:
- Некумулятивный. База по налогу облагается частями. По нарастающему итогу она не подсчитывается. Система эта используется не так часто, поскольку не обеспечивает равномерного наполнения казны всех уровней ввиду неравномерного поступления денежных средств от налогоплательщиков.
- Кумулятивный. Этот способ еще именуют накопительным. Система такого исчисления налога выглядит следующим образом: с начала года (периода) начисляется налог нарастающим итогом. Льготы также учитываются по нарастающей. Когда приходит срок перечисления сумм в бюджет, сумма налога может быть уменьшена на ранее перечисленную (или ошибочно перечисленную), а также на льготы. Такой способ позволяет примерно рассчитать объем поступлений в казну и распланировать дальнейшее расходование средств.
Ранее использовались еще и другие способы исчисления налога. Использовалась шедулярная схема – прибыль разделялась на части: от основной деятельности юрлица или ИП, внереализационная прибыль и так далее. Также прибыль делилась по источнику дохода. Любая из частей прибыли облагалась отдельно (иногда по разным ставкам) для соблюдения принципов справедливого налогообложения.
Самой распространенной в мировой практике является глобальная система. Она предполагает исчисление налога с совокупного дохода. При этом не играет роли источник ее получения, вид деятельности, по которой был получен доход. Такой метод наиболее простой и востребованный.
Выбор метода и способа взимания налога зависит от множества факторов:
- территориальное устройство страны;
- экономическое состояние;
- особенности налоговой системы и так далее.
Выбор определяет и бюджетная политика государства, поставленные ей задачи. В отдельных случаях каждый из этих способов может иметь приоритет. Все зависит от конкретной ситуации. Однако налогоплательщик лишь подчиняется налоговому законодательству, способы взимания налогов выбираются и вводятся в действие налоговыми структурами государственного уровня.
Источник