- Налоги: их виды и функции
- Определимся с понятиями
- Налоги: сущность, функции, виды
- Классификация налоговых платежей
- Итоги и выводы
- Налоги как инструмент государственного регулиpования экономики
- Введение
- Инструменты государственного регулирования экономики
- Экономические инструменты: денежные и кредитные инструменты
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- Принципы налогообложения
- Функции налогообложения
- Классификация и структура налогов
- Налоговое регулирование экономики
- Заключение
- Список литературы
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
- Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
- Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
- Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
- Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
- Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
- Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
- Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Источник
Налоги как инструмент государственного регулиpования экономики
Содержание:
Введение
Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, в котором каждый компонент имеет конкретное действие, направленное на достижение поставленных государством целей, и в то же время функционирует как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в рыночной экономике — это система стандартных законодательных, исполнительных и надзорных действий, осуществляемых уполномоченными государственными органами и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Одной из самых острых проблем нашей экономики является недостаток финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения этой проблемы в настоящее время, вероятно, является фискальное регулирование. Это система специальных мер в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику. Одним из аспектов налогового регулирования является сбор налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного налогообложения и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и спрос на платежные средства населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) определенных доходов и категорий товаров от соответствующих налогов. Регулируя платежеспособный спрос населения, государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела только основные моменты взимания налогов с населения, так как эта тема неисчерпаема, а наши экономисты не до конца сформировали свое мнение о месте налогов с населения при переходе России к рынку.
Этот вопрос актуален, поскольку в современных условиях государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Она решает различные задачи, такие как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, содействие прогрессивным сдвигам в отраслевой и региональной структуре и поддержка экспорта. Конкретные направления, формы и масштабы ЛРР определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране за определенный период времени.
Объект работы — инструменты государственного регулирования.
Предмет работы — классификация инструментов государственного регулирования.
Цель данной работы — определение понятия инструментов государственного регулирования экономики и раскрытие их видов, которые оказывают непосредственное влияние на регулирование экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие инструментов государственного регулирования;
- Охарактеризуйте виды инструментов государственного регулирования: административные и экономические;
- Разработайте понятие и основные характеристики налогов как инструмента государственного регулирования;
- Определите налоговое регулирование экономики.
Инструменты государственного регулирования экономики
Административные инструменты.
Государственное регулирование в развитых экономиках не исключает механизмы саморегулирования, но призвано дополнять и адаптировать их для поддержания баланса интересов между государством, экономическими агентами и домохозяйствами в экономике. Как саморегулирование, так и государственное регулирование осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование осуществляется через нормативные акты (на разных уровнях), а экономическое — через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.
Административные средства не предполагают создания дополнительных материальных стимулов или риска финансовых потерь. Они основаны на полномочиях государственных органов и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строительство новых промышленных предприятий в районе Парижа, и для этого они не стали повышать налоги на новые фирмы или вводить драконовские штрафы (это были бы экономические меры), а просто перестали выдавать разрешения на строительство новых промышленных предприятий. Одно правительство разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав новую область для капиталовложений. В результате экономическая активность в районе порта возросла.
Принудительные меры могут также включать в себя обязательство государственных органов обязать промышленные предприятия организовать производственное обучение молодежи, обеспечить определенные удобства для работников и установить очистные сооружения.
В странах с развитой рыночной экономикой административные средства регулирования используются в ограниченной степени. Сфера их деятельности в основном ограничена охраной окружающей среды и созданием минимальных условий жизни для социально относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль значительно возрастает. Наиболее масштабными административными мерами, принятыми правительством для регулирования экономики в послевоенный период в Западной Германии и Японии, были валютная реформа и разукрупнение ведущих компаний.
Помимо административных средств, следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования — государственное убеждение. Формулировка долгосрочных целевых показателей ГЭП сама по себе является средством регулирования, поскольку влияет на экономические решения экономических агентов. В некоторых случаях правительство призывает население проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве и покупать государственные облигации. Как правило, такие призывы находят отклик у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране президент России Борис Ельцин призвал граждан покупать товары отечественного производства). Плышевский Б. Условия для восстановления государственного регулирования экономики.
Экономические инструменты: денежные и кредитные инструменты
Экономические инструменты государственного регулирования делятся на инструменты монетарной и фискальной политики.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
- Регулирование учетной ставки (дисконтная политика центрального банка);
- Определение и изменение размера минимальных резервов, которые финансово-кредитные учреждения страны должны хранить в центральном банке.
- Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как выпуск, торговля и погашение государственных облигаций.
С помощью этих инструментов правительство пытается изменить соотношение между спросом и предложением на финансовом рынке в желаемом направлении. С относительным снижением роли свободных рынков капитала в финансировании инвестиций, и особенно с уменьшением роли фондового рынка и ростом самодостаточности крупных фирм в финансировании, эффективность этих инструментов в большинстве развитых стран несколько снизилась.
Государственный сектор в экономике — это отдельный и сложный инструмент государственного регулирования экономики (а также ее объект).
Государственный сектор (ГС) — это группа экономических субъектов, полностью или частично принадлежащих центральным и местным органам власти. ГС существовало во многих странах задолго до развития капитализма. Она включала в себя почтовую службу, частично транспортные услуги, производство оружия и т.д. Когда была введена система СБУ, государство строило, покупало у частных владельцев экономические объекты, особенно в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
Значительную часть ГС составляли инфраструктурные объекты, большинство из которых были убыточными. Другая часть — это ГП в добывающем и энергетическом секторах, где требуются крупные инвестиции, а оборот капитала происходит медленно. Рентабельность государственных предприятий обычно ниже, чем у частных фирм. Часть ГП являются пакетами акций смешанных частно-государственных компаний.
Существование сектора в рыночных условиях, руководствующегося в своей деятельности несколько иными принципами, чем частные компании, позволяет использовать ГС для решения общих общественно-экономических задач, повышая доходность частного сектора.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является основной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, добывающих отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, охране окружающей среды, поскольку высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспорт, почта и телеграф), электроэнергии и сырья, снижая затраты в частном секторе.
ГС активно используется как средство ГРЭ. Таким образом, когда частные инвестиции снижаются во время ухудшения экономических условий, депрессий или кризисов, инвестиции в ГС имеют тенденцию к увеличению.
Так правительства пытаются противостоять падению производства и росту безработицы. ОО играет заметную роль в государственной структурной политике в области НИОКР, подготовки и переподготовки кадров. ГС участвуют во внешней торговле и вывозят капитал за границу.
В целом, государственный сектор дополняет частный сектор там и в той степени, где и насколько недостаточно мотивации для частного капитала. Таким образом, ГС служит для повышения эффективности всей экономики и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Размер ГС и его доля в национальной экономике изменяются не только за счет нового строительства и приобретения, но и за счет приватизации — продажи прибыльных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. Экономика государственное регулирование налог
Прямое государственное регулирование экономики осуществляется посредством бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных органов власти.
Налоги являются основным инструментом, используемым для сбора средств на покрытие государственных расходов. Они также часто используются для влияния на деятельность экономических агентов и для социальной стабилизации. Во-первых, роль налогов не фискальная, а регулирующая. Государственное регулирование с помощью налогов зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также характера и уровня налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ являются, с одной стороны, основным источником финансирования государственных расходов, материальной основой фискальной политики, а с другой стороны, инструментом регулирования. Задача государственных бюджетных органов — не просто обложить налогом тот или иной источник дохода, а создать тонко настроенный механизм воздействия на экономическое поведение юридических и физических лиц. С этой целью предоставляются временные или выборочные налоговые льготы и отсрочки по уплате налогов.
Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанное с ней формирование и реализация скрытых резервов.
Ускоренная амортизация основного капитала в современных условиях является основным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на экономическую активность, занятость и НИОКР. Его суть заключается в отделении физического процесса износа машин, оборудования, зданий и сооружений от переноса стоимости физических носителей основного капитала на производимые товары и услуги, которые рассчитываются в себестоимости продукции. Изменяя нормы амортизации и процесс амортизации, государственные регуляторы определяют часть чистого дохода, которая может быть освобождена от налогов путем включения ее в себестоимость продукции и последующего перевода в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений в будущем.
Нормы амортизации по видам основных средств (машины, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по видам регулярно публикуются министерствами финансов.
Ускоренное обесценивание основного капитала имеет ряд других последствий, помимо возможности временного стимулирования инвестиций независимо от состояния экономики:
- Дополнительное снижение налоговой доли прибыли, поскольку по мере уменьшения бухгалтерской прибыли ее налогообложение снижается в связи с прогрессией налоговых ставок. Например, если балансовая прибыль (но не фактическая, которая частично защищена в амортизационном фонде) уменьшается в три раза, налог уплачивается по сниженной ставке, а чистая балансовая прибыль уменьшается менее чем в два раза.
- Ускоренная амортизация приводит к тому, что балансовая стоимость основных средств не совпадает с их реальной ценой.
- Без дополнительного долгового финансирования, а только за счет акционерного финансирования, произошло значительное увеличение производственных мощностей.
Технически сложные фирмы имеют возможность продать частично амортизированные основные средства и избавиться от скрытых резервов, а вырученные средства использовать для новых инвестиций.
Изменение норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как инструмент государственной экономической и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект от различных норм амортизации заметен в годы благоприятной экономической активности, в то время как эффективность амортизационной политики снижается во времена кризиса.
Государственные инвестиции в основном осуществляются в государственный сектор экономики, который играет важную роль для ГЭР. Она является одновременно и объектом, и инструментом воздействия на частный сектор.
Помимо упомянутых выше инструментов государственного регулирования, имеющих внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги внутреннего воспроизводства оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: Изменение учетной ставки, налогообложение, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и т.д.
Но есть и специфические инструменты, которые непосредственно влияют на экономические отношения с зарубежными странами:
- Меры по стимулированию экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и административного опыта;
- Экспортные кредиты, гарантии по экспортным кредитам и инвестициям за рубежом, введение или отмена количественных ограничений и изменение внешнеторговых тарифов;
- Меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественный отбор (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) капитала, поступающего из-за рубежа, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграция межправительственных объединений.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут использоваться для разных целей, в разных комбинациях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей меняется место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в тот или иной период. Политика и стабилизационные меры должны соответствовать интересам страны и укреплять экономическую независимость. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработка и реализация.
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
Сущность налогов.
В широком смысле под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, который взимается на основе принуждения со стороны государства и не имеет характера штрафа или компенсации.
Налоги — это те платежи, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не создает никаких особых обязательств со стороны государства по отношению к лицу, осуществляющему такие платежи. Таким образом, в состав налогов не должны включаться платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением каких-либо договоров плательщиков с государством, государственными органами или иными представителями государства.
Налоги также не включают платежи обязательного характера, взимаемые в качестве возможных наказаний, например, штрафы, а также различные виды компенсационных платежей (например, платежи по возмещению ущерба).
В некоторых определениях налогов говорится, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном порядке. Это верно в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанность платить налоги должна быть установлена законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» значительно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться указами высших органов исполнительной власти. Другими словами, тот факт, что обязанность по осуществлению платежа не была установлена законодательным органом, не приводит к тому, что данный платеж теряет свой налоговый характер.
В других определениях мы находим упоминание о том, что налоги — это платежи, налагаемые на юридических и физических лиц. В этом случае вряд ли оправданно ограничивать понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может быть возложена не только на отдельных физических лиц, но и на различные виды их объединений, которые не являются юридическими лицами в смысле гражданского законодательства. Например, во Франции подоходный налог взимается с общего (объединенного для целей налогообложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX века налоги часто взимались не только с физических лиц, но и с таких объединений лиц, как муниципалитеты и гильдии. Также существовали налоги, взимаемые с отдельных административно-территориальных единиц.
Часто говорят, что налоги — это денежные платежи (взимаемые в денежной форме). Конечно, в современных условиях большинство налоговых платежей осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, в истории существует множество примеров уплаты налогов в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления товаров или услуг государству.
Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для добывающих отраслей. Россия начала использовать соглашения о разделе продукции в конце 1990-х годов, в которых ряд федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством и инвестором.
Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. Как правило, налоги взимаются для обеспечения платежеспособности различных уровней власти. Однако налоговые платежи могут не только поступать в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты местных органов власти, но и служить средством создания различных фондов. Налог не перестает быть налогом только потому, что законодательный орган считает необходимым зачислять суммы, уплаченные помимо бюджетных счетов, на счета каких-либо организаций.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (труд, капитал, природные ресурсы). Налоги выражают реальные денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу государственных нужд Экономическое содержание налогов выражается в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения — это основные идеи и правила, которые применяются в налогообложении. Систему налогообложения можно разделить на экономические, правовые и организационные принципы.
Экономические принципы были впервые сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогообложению как объективной экономической категории независимо от государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В наше время экономические принципы несколько изменились. Они называются по-разному и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Основы налогообложения:
Экономический:
- Принцип экономической независимости;
- Принцип справедливости;
- Принцип пропорциональности;
- Принцип баланса интересов;
- Принцип экономической эффективности.
Юридический:
- Принцип нейтральности (равное налоговое бремя);
- Принцип законодательного регулирования налогов;
- Принцип примата налогового права над неналоговым;
- Принцип отказа от ретроактивного налогового законодательства;
- Принцип наличия в законе существенных элементов налога;
- Принцип связи интересов государства и субъектов налоговых отношений.
Организационный:
- Принцип единообразия налоговой системы;
- Принцип мобильности налогообложения;
- Принцип стабильности налоговой системы;
- Принцип множественности налогов;
- Принцип исчерпывающего перечисления налогов.
Принцип справедливости (налоговой справедливости). Согласно этому принципу, каждый человек должен вносить свой вклад в финансирование государственных расходов пропорционально своему доходу и платежеспособности. Две центральные идеи:
- Размер взимаемых налогов должен основываться на доходе налогоплательщика;
- Те, кто получает больше благ от государства, должны платить больше налогов.
Принцип пропорциональности. В нем соблюдается баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип пропорциональности характеризуется кривой Лаффера, которая показывает зависимость налоговой базы от изменения налоговых ставок и зависимость доходов бюджета от налогового бремени. Эффектом кривой является рост доходов бюджета с ростом налогов при ставке до 50% и снижение доходов при ставке более 50%. Эта концепция стала популярной в 1970-х и 1980-х годах.
Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время уплаты должны быть известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика). Простота исчисления и уплаты налога также является проявлением этого принципа.
Принцип экономии. Он основан на другом принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть составлен таким образом, чтобы извлекать из кармана плательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну государства». По сути, принцип парсимонии (эффективности) означает, что сумма доходов, получаемых от одного налога, должна многократно превышать затраты на его обслуживание.
Правовые принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права, поскольку налогообложение — это изменение форм собственности.
Организационные принципы налогообложения — это положения, на основе которых строится налоговая система и взаимодействие ее структурных элементов.
Функции налогообложения
Социально-экономическая природа и роль налогов проявляется в их функциях, то есть в том, как налоги влияют на развитие общества и государства. Функции налогов — это способы выражения их различных характеристик. Функции показывают, каким образом реализуется социальное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого воздействия на условия жизни домохозяйств и косвенного (через систему льгот и штрафов) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. С помощью налогов достигается относительный баланс между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения; с помощью налогов обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, особенно путем наложения штрафов и других ограничений на распространение вредных производств. С помощью налогов правительство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.
С этой точки зрения, налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых реализует ту или иную практическую цель налогов:
- Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется в формировании доходов путем аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и экономические нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административные и управленческие расходы, а также выплаты по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции призвано, с одной стороны, обеспечить выполнение государственных программ, а с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. Часть ВВП перераспределяется между территориальными, промышленными и социальными секторами.
- Социальная функция реализуется через систему специальных мер, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности, через неравное налогообложение различных сумм доходов. Эта функция также позволяет перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных продуктов, снижение налогов, акцизы на предметы роскоши.
- Регулирующая функция налогов проявляется через систему специальных мер в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Данная функция предполагает влияние налогов на различные стороны общественного развития, в том числе: Инвестиционный процесс; запас или рост производства, а также его структура; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.
Суть регулирующей функции общественного воспроизводства заключается в том, что налоги взимаются с ресурсов, предназначенных для потребления, а ресурсы, предназначенные для накопления средств производства, освобождаются от налогообложения.
Поэтому выделяют три компонента регуляторной функции:
- У стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
- Дестимулирующая подфункция направлена на ограничение развития игорного бизнеса путем увеличения налоговых ставок, повышения тарифов, препятствования вывозу капитала из страны и т. д;
- Репродуктивная подфункция служит для накопления средств на восстановление потребленных ресурсов.
Фискальное регулирование также несет на себе бремя контроля над природой. Регулирующая функция налогов проявляется на практике не только в виде льгот, но и в виде штрафов. Налоговые санкции являются проявлением контрольной функции налогов, поскольку перераспределение финансовых ресурсов неразрывно связано с контролем над качественными и количественными параметрами налогообложения.
функция контроля позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджет, сопоставлять их размер с потребностью в финансовых ресурсах. Эта функция определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Классификация и структура налогов
Классификация налогов позволяет выявить сходства и различия между налогами в большом количестве и разнообразии различных видов налогов. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административных и финансовых мер.
Этим объясняется как теоретическое, так и практическое значение налоговой классификации, то есть разделения на группы и подгруппы по тем или иным признакам (основаниям) классификации.
Прежде всего, различают прямые и косвенные налоги, и это различие может основываться на различных подходах и принципах (налогооблагаемость, метод налогообложения и сбора, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано, прежде всего, с принципом «доход-расход», который был введен финансистами в начале XX века.
Различие проводится в зависимости от метода сбора:
- Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: Подлинные прямые налоги, уплачиваемые с учетом предполагаемого среднего дохода налогоплательщика, а не фактического дохода; Личные прямые налоги уплачиваются с фактически полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;
- Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, в зависимости от объектов взимания косвенные налоги делятся на: индивидуальные косвенные налоги, которые взимаются с точно определенных групп товаров; универсальные косвенные налоги, которые взимаются в основном со всех товаров и услуг, налоговые монополии, которые распространяются на все товары, производство и распределение которых сосредоточено в государственных учреждениях; таможенные пошлины, взимаемые с товаров и услуг при экспортно-импортных операциях.
В зависимости от субъекта, который устанавливает налоги и имеет право их изменять и уточнять, они делятся на:
- Федеральные (общенациональные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории страны. Они определяются и вводятся в действие высшим представительным органом. Однако эти налоги могут быть включены в бюджеты различных уровней;
- Региональные налоги, особенностью которых является то, что элементы налога определяются законодательными органами субъектов в соответствии с законодательством страны;
- Местные налоги, которые взимаются местными властями в соответствии с законодательством страны. Они вступают в силу только по решению на местном уровне. Эти налоги всегда идут в местные бюджеты.
Различают налоги, взимаемые для конкретных целей:
- Абстрактные (общие) налоги, которые предназначены для формирования доходной части общего бюджета;
- Специфические (специальные) налоги, которые взимаются для финансирования определенной области государственных расходов. Для целевых выплат часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта-налогоплательщика различают следующие типы:
- Налоги, взимаемые с физических лиц;
- Налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
- Налоги, взимаемые с физических и юридических лиц; ь налоги, взимаемые с предприятий и организаций; ь сопутствующие налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
- Фиксированные налоги, которые поступают непосредственно и полностью в определенный бюджет или «внебюджетный фонд»;
- Регулирование налогов — многоуровневое, т.е. налоговые платежи осуществляются одновременно в разные бюджеты в пропорции, принятой в соответствии с бюджетным законодательством.
В зависимости от сроков уплаты налоговые платежи подразделяются на:
- Срочные налоги, которые уплачиваются в срок, установленный нормативными тегами;
- Периодически-календарные налоги, которые в свою очередь делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые.
Налоги различаются по способу их учета в бухгалтерском учете:
- Включенные в себестоимость продукции (налог на имущество, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
- Налоги, уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на недвижимость, налог на рекламу)
- Выплачивается за счет налогооблагаемой прибыли (налога на прибыль);
- Выплачивается из чистой прибыли (торговый сбор)
- Выплачивается из чистой прибыли (торговый налог); í включается в цену товара (акцизный налог, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог с продаж)
- Удерживается из дохода работника (подоходный налог с физических лиц).
Для хозяйствующих субъектов последний признак классификации является, пожалуй, самым важным. Согласно правилам, стоимость одной группы налогов полностью или частично включается в себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость второй группы относится на финансовый результат, стоимость третьей группы может финансироваться только за счет чистой прибыли предприятия. Определение порядка отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов формирует финансовый результат предприятия.
Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными элементами налогового права. Налоговое законодательство на разных этапах своего развития предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался установленным законом.
Согласно российскому законодательству, налог считается установленным только при наличии следующих элементов налогообложения (статья 7 Кодекса):
- Налогоплательщик;
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Налогооблагаемый период; ь налогооблагаемая база; ь налогооблагаемый период;
- Налоговая ставка;
- Порядок исчисления налога;
- Порядок и условия уплаты налога.
Таким образом, первая группа состоит из обязательных элементов налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Вторая группа состоит из факультативных элементов, которые не являются обязательными, но могут быть указаны в законодательном акте о налогах. К ним относятся: порядок удержания и возврата ошибочно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и т.д.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), устанавливающие региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налогообложения.
Согласно статье 2 Кодекса, к таким элементам относятся:
- Налоговая ставка, которая устанавливается в пределах, предусмотренных Кодексом;
- Порядок и сроки уплаты налогов и сборов;
Форма отчетности по таким налогам:
Третья группа включает дополнительные элементы налогообложения, не предусмотренные обязательным порядком начисления налогов, но которые должны быть каким-либо образом учтены при определении налогового обязательства
- Объект налога;
- Шкала налога; í единица налога; í мера налога.
- Единица налога; í источник налога; í система налогообложения; í сфера действия налога
- Источник налога; í единица налога; í источник налога;
- Налогоплательщик; í налоговая единица; í источник налога; í налоговые поступления;
- Налогоплательщика.
Каждый из элементов, рассматриваемых в трех группах, связан с определенным правовым бременем и играет конкретную роль в возникновении налогового обязательства. Отсутствие даже одного элемента может значительно усложнить или затруднить налоговый процесс, сделав уплату налога просто невозможной. Поэтому в идеале Налоговый кодекс должен содержать все элементы, а не только те, которые перечислены в статье 17 Кодекса.
Налоговое регулирование экономики
В мировой практике известны следующие распространенные методы государственного налогового регулирования.
- Изменение состава и структуры налоговой системы,
- Замена одного метода или формы налогообложения другим,
- Изменение и дифференциация налоговых ставок,
- Изменение налоговых льгот и вычетов и их перенаправление по направлениям, объектам и налогоплательщикам,
- Полное или частичное освобождение от налогообложения,
- Отсрочка или списание долгов,
- Изменение сферы налогообложения.
В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры налоговой системы, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть этого процесса заключается в достижении налогового баланса между ценовой, налоговой и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от ее экономически обоснованной внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.
В зависимости от возможностей влияния государственное налоговое регулирование делится на две сферы:
- Налоговые льготы;
- Налоговые антистимулы.
Налоговое стимулирование основывается на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры налоговой системы, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налоговых льгот (налоговых послаблений и преференций). Налоговые стимулы призваны целенаправленно воздействовать на экономику в целом, ее отдельные сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Наиболее важной формой налоговых стимулов является освобождение от налогов. Налоговое ограничение — менее распространенная сфера государственного налогового регулирования, поскольку направлено на ограничение развития определенных секторов экономики и инвестиционной деятельности, в первую очередь для предотвращения кризиса перепроизводства, который редко возникает в современной экономике. Тем более это не угрожает России в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе. Сдерживание налогов основано на политике высоких налогов с общими и выборочно высокими налоговыми ставками, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т.д. Поэтому в данном параграфе основное внимание следует уделить налоговым стимулам в виде налоговых льгот.
По оценкам экспертов, бюджетная система России ежегодно теряет 100-160 млрд рублей из-за предоставления льгот, но никто не подсчитывал выгоду в связи с выполнением стимулирующей роли налогов. Важно, чтобы текущие фискальные интересы государства не превалировали над стратегией экономического роста. Налоговые льготы, применяемые в России, должны быть не отменены, а глубоко реформированы, систематизированы, упорядочены, просчитан их экономический эффект, отслежен выборочный характер и целевое использование льготных средств. Мировая практика показывает, что, как правило, государство применяет льготы в тех отраслях, ускоренное развитие которых ему необходимо на соответствующем этапе развития, в зависимости от экономической, научной, социальной политики и т.д. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот только около 10 направлены на стимулирование инвестиций, что вряд ли соответствует ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов и внешнеэкономической деятельности может положительно повлиять на всю структуру экономического комплекса страны. Нынешний налоговый режим при всей его подвижности может быть успешным только при соблюдении основных принципов всей налоговой системы, которые закреплены в законе на долгосрочную перспективу.
Основанием для предоставления льгот могут быть:
- Материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
- Особые заслуги налогоплательщика; необходимость развития определенных областей и единиц производства, регионов страны;
- Социальное и семейное положение граждан и т.д.
В зависимости от того, какой элемент налогообложения должен быть изменен с помощью налоговых льгот, они делятся на 3 типа: Налоговые льготы, налоговые скидки и налоговые кредиты.
Налоговые льготы (полные или частичные) включают льготы, освобождающие от налогообложения определенные объекты или определенные группы потенциальных налогоплательщиков и связанные с применением пониженных налоговых ставок. Например, в случае подоходного налога не облагаются пенсии и стипендии; в случае НДС не облагаются банковские операции, операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты со специальными налоговыми режимами и т.д. Применение пониженных налоговых ставок также является достаточно распространенным методом при введении НДС, налога на прибыль, единого социального налога и т.д. К этой группе льгот также относятся: налоговая амнистия — аннулирование (списание) безнадежной налоговой задолженности некоторых групп налогоплательщиков; налоговые каникулы — освобождение некоторых налогоплательщиков от уплаты определенного налога на определенный период времени.
Налоговые льготы (налоговые вычеты из налоговой базы) — это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы. Возвраты обычно относятся к расходам налогоплательщиков, уменьшающим налоговую базу, а также к вычетам из налоговой базы определенных доходов и активов.
К ним относятся, например:
- Налоговые вычеты по НДФЛ — стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов налогоплательщика;
- Перенесенные убытки (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) для налога на прибыль.
Вознаграждения подразделяются на:
- Ограниченный (размер скидок ограничен);
- Неограниченный (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов).
Большую группу скидок составляют различные целевые скидки, связанные с капитальными затратами, дополнительными расходами на разработку нерентабельных и низкорентабельных месторождений полезных ископаемых и другими расходами. Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой зарплаты (суммы налога).
Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций могут быть разделены на следующие виды:
- Вычет, зачет, возврат ранее уплаченных налогов (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога, подлежащего уплате в России на доходы физических лиц, зачет или возврат сумм излишне уплаченных авансов и т.д.);
- Отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение даты уплаты налога при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев либо с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы долга без процентов и с процентами);
- Налоговый кредит (изменение срока уплаты одного или нескольких налогов на период от трех месяцев до одного года с погашением суммы долга без процентов и с процентами);
- Инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты корпоративного, регионального и местного налогов с одного года до пяти лет, позволяющее компании при наличии оснований сократить налоговые платежи в определенных пределах с последующим постепенным погашением суммы кредита и начисленных процентов).
Существует общепринятое мнение, что чрезмерно высокий уровень налогообложения является негативным явлением, вызывающим спад производства, снижение деловой активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массированные усилия хозяйствующих субъектов по сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса до недавнего времени отражала текущую реальность России — высокий уровень налогообложения при относительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими последствиями. Однако в 2004-2005 гг. правительство РФ приняло ряд мер по снижению реального налогового бремени (отменен налог с продаж, ставка НДС снижена до 18%, ставка ЕСН снижена до 26% и т.д.). В то же время растет потребность в значительном увеличении государственных расходов и, соответственно, источников доходов за счет увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная сложность в определении оптимального уровня налоговых ставок.
Заключение
Нынешняя система СБУ сложилась не сразу. Она прошла несколько этапов развития.
Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; концентрация усилий государства на развитии трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении стабильности денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в добывающей и инфраструктурной отраслях.
Несогласованные действия антикризисной и структурной направленности, попытки повлиять на занятость и цены.
Эксперименты по использованию монетарных и бюджетных средств для регулирования экономики. Волна приватизации государственной собственности.
Попытки повысить эффективность GEM путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования и определения их эффективности.
Национальное среднесрочное программирование в сочетании с долгосрочными перспективами, осуществляемое во все большем числе развитых стран. Все более целенаправленное, взвешенное и комплексное использование инструментов регулирования.
Меры по гармонизации общенациональных среднесрочных программ на межправительственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.
Государственное регулирование экономики не должно останавливаться на методах единой базовой модели регулирования. Если один метод не достигает желаемых целей, необходимо применять другие рычаги воздействия на экономику. В настоящее время роль государства в российской экономике возрастает.
Сейчас существует огромная проблема — бессилие государства не только в сфере сбора налогов, т.е. выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством, но и с точки зрения урегулирования обязательств между хозяйствующими субъектами.
Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого государства, независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые пределы регулирования реального рынка определяются организацией обращения денег, производством общественных благ и устранением внешних эффектов. Предельно допустимые границы государственного вмешательства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением определенного уровня занятости, борьбой с монополизмом и инфляцией, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Список литературы
- Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 215с.
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебник, 2-е переработанное и дополненное издание-М: ИНФРА-М, 2002 г. -320с.
- Колпакова Г.М. Налоговая система Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2003.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004 г. — 670с.
- Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Государство и право — 2001 — №6 — с. 66-74.
- Грибкова Н.Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нем // Финансы — 2001 — № 5 — с. 36-38
- Налоги: Вопросы и ответы // Финансы -2004 — №8 — с.50-52.
- Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация потенциала стимулирования налога на прибыль // Финансы. № 3. 2002.
- Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушения и ответственность. — М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001.
- Черник Д.Г. Налоги. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:
Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник