Наказания как способ воспитания
|
Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.
Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.
Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.
Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).
Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.
Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.
Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.
Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.
Источник
Использование методов поощрения и наказания
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.
“Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “озорной” — нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” — есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.
Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.
К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.
Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.
В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.
Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.
Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.
Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:
- Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
- Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке — за каждый.
- Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
- При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.
- Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
- Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано.
- Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.
- Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
- Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения. Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: “Чем можно заменить наказание?” Алан Фромпредлагает заменить его:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
- Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
- Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.
Источник
Наказания как способ воспитания
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Иногда родители не решаются наказать ребенка из страха показаться ему несправедливыми, а порой — боясь, что малыш их разлюбит.
Статья:
Иногда родители не решаются наказать ребенка из страха показаться ему несправедливыми, а порой — боясь, что малыш их разлюбит. Когда размыта граница между эффективным наказанием и таким, которое причинит ребенку страдания, становится трудно наказывать, не ощущая собственной вины.
Эффективность наказания зависит отнюдь не от его суровости, а только от смысла, который это наказание для ребенка имеет.
• Ребенок, особенно маленький, не чувствует себя виноватым, совершив какой-то проступок: он боится, что его разлюбят, прежде всего — родители.
• Кара не должна быть отражением продолжительного гнева в адрес ребенка, наказание должно завершать конфликт, но не начинать его.
• Очень важно, чтобы ребенок понимал: наказывая, вы на него не сердитесь!
Что бы ни натворил ребенок и сколько бы ему при этом ни было лет, вы наказываете его за конкретный поступок, а не за то, что он сам плохой.
Подрастая, дети постепенно начинают понимать, за что их наказали. Они уже осознают, что совершили проступок, и чувствуют себя виноватыми.
Если ребенок причинил кому-то вред, он поймет, за что его наказывают, потому что способен на эмпатию и потому что ему самому захочется исправить сделанное.
Чем старше становится ребенок, тем легче ему усвоить запреты и тем надежнее он эти запреты усваивает. Он начинает ощущать дистанцию между своей личностью, своим эго («я), и тем, что психоаналитики называют супер-эго, или «сверх-я» — той частью психики, которая, складываясь с раннего детства под влиянием воспитания, представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям эго («я») субъекта. Той частью психики, которая судит о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Однако даже и в шесть-семь лет, то есть, казалось бы, во вполне «сознательном» возрасте, дети делают глупости, а иногда и гадости. Причем, как ни странно, и то и другое, в общем, вполне нормально!
Вот почему родителям полезно оставаться начеку и отслеживать границы, за которыми глупость превращается в серьезный проступок, не ожидая от ребенка абсолютного самоконтроля и не надеясь, что ребенок разберется во всем самостоятельно. Наказание в этом возрасте призвано напомнить, что есть границы, которые нельзя переступать, и что родители всегда настороже.
Наказать далеко не всегда означает решить проблему
И само наказание может превратиться в проблему, если ребенка наказывать слишком часто, а то и постоянно.
Впрочем, некоторые родители сознают это и вообще отказываются от наказаний, говоря: «Иначе пришлось бы его наказывать каждую минуту!»
• Главная цель наказания — избавить ребенка от чувства вины: когда его наказывают, он расплачивается за содеянное.
• Потому-то наказания, которые позволяют — реально или символически — возместить ущерб, исправить положение, можно считать самыми разумными.
• Если ребенок чувствует себя виноватым в том, что сломал чью-то игрушку или еще чем-то повредил другому, вместо того чтобы наказывать малыша, помогите ему исправить положение, возместить ущерб.
Что важно учитывать, если вы решили наказать ребенка?
• Важно различать те меры, которые вы применяете в качестве наказания, и те, совершенно необходимые, что составляют принципы воспитания: скажем, обычно вы разрешаете ребенку смотреть вечером телевизор или развлекаться компьютерными (видео) играми не больше часа (см. Как уберечь ребенка от негативного влияния телевизора и компьютерных игр), а наказывая, запрещаете это вообще.
Некоторые дети — скажем, еще не осознающие пределов допустимого или не ориентирующиеся в воспитательных мерах — могут счесть суровым наказанием и вполне нормальные ограничения.
• Любое наказание должно следовать за запретом, а не предшествовать ему.
• Наказанный ребенок должен был предвидеть, что его накажут. Наказание имеет смысл только в том случае, если ребенок понимает, что нарушил правила.
Соизмеряйте наказание с возрастом ребенка
Полуторагодовалый ребенок может показать, что он понял запрет на прикосновение к тому или иному предмету так: глядя на взрослого, он тычет в «запретный плод» пальчиком и говорит «нет». Однако понимание запрета у малыша еще на самом что ни на есть зачаточном уровне, и нельзя наказывать за нарушение правил кроху так же, как вы наказали бы пятилетнего.
• Решение наказать ребенка должно быть общим для родителей, нельзя допускать, чтобы один наказывал, а другой оспаривал наказание, кроме того, надо помнить, что приступ ярости — отнюдь не подходящий момент для выбора наказания малышу: вы можете зайти слишком далеко.
• С другой стороны, если между проступком и наказанием пройдет несколько часов, маленький ребенок может не понять, за что его сейчас-то наказывают.
• Строгий взгляд и суровый тон — достаточное наказание для двухлетнего ребенка. Иногда, если он чересчур разошелся, надо помочь ему войти в рамки и в случае необходимости изолировать его.
• Что бы ни сделал маленький ребенок, наказание должно быть чисто символическим и непродолжительным.
• Даже если вы сильно на сына или дочку рассердились, не поддавайтесь гневу, иначе ваши слова опередят мысль: нет, вы не оставите провинившегося ребенка в магазине, нет, полицейский не арестует его и не посадит его в тюрьму!
• Никогда не унижайте ребенка и не используйте для наказания свойственные ему страхи. Если вы знаете, что малыш боится темноты и оставить его в темноте — предел плохого с ним обращения, — не надо ему этим грозить.
• Не передавайте права на наказание другому родителю. Чаще всего можно услышать: «Вот папа придет вечером с работы и тебя накажет!» Подумайте, какой образ отца сложится в результате таких обещаний у вашего ребенка. А вот что, конечно, совсем не запрещается в тех случаях, когда проступок того заслуживает, так это чтобы мама и папа вместе объяснили ребенку, в чем его проступок.
• Наказание выбирается с общего согласия родителей, если проступок достаточно серьезен и ребенку следует осознать, что разговор предстоит особенно важный.
• Ни в коем случае нельзя два раза наказывать за одно прегрешение! Если ребенка уже наказали в детском саду, значит, дома этого уже не требуется.
Когда вы очень сердиты на ребенка, вам, вероятно, хочется наказать его так, «чтобы он это запомнил», — вспоминайте в этих случаях, что чересчур суровыми могут оказаться даже некоторые вполне символические наказания.
• Думайте о том, как, чем собираетесь наказать ребенка! Если вы запрещаете ему играть, назначая вместо этого дополнительные занятия, вам трудно будет добиться того, чтобы малыш учился с удовольствием.
• Если вы выбираете наказанием уборку или другие домашние дела, то для ребенка естественно думать: а за что же все время наказывают маму или домашнюю работницу?
• Наказание не должно причинять ребенку реального вреда или ущерба, хотя некоторой фрустрации, конечно, не избежать.
• Если вы лишите ребенка просмотра телепередач, компьютерных игр или какого-то ожидаемого им удовольствия, это не причинит ему настоящих страданий, да и у родителей не возникнет острого чувства вины.
Подводя итог, можно сказать, что нормальный ребенок всегда делает какие-то глупости и, когда он заходит в этом слишком далеко, можно его наказать. Важно не забывать при этом: наказывать — отнюдь не значит воспитывать, ведь даже те дети, которых наказывают регулярно, продолжают столь же регулярно выходить за рамки, и так до бесконечности.
Вряд ли существуют «хорошие» наказания, и понятно, что, когда вы наказываете своего ребенка, надо, чтобы наказание имело для него смысл. А смысл наказание имеет только в том случае, если позволяет малышу понять, что он натворил, в чем виноват, и — по мере сил — исправить свою ошибку.
Источник