Наименование тканей по способу колористического оформления

Колористическое оформление ткани

На зрительное восприятие окраски тканей влияют многие факторы. Светлые тона зрительно воспринимаются как лёгкие, тёмные — как тяжёлые, рыхлые. При оформлении тканей большое значение имеет влияние одного цвета на другой. Явление цветового соседства изменяет как светлоту расположенных по соседству цветов, так и их тон. На чёрном фоне белый квадрат кажется светлее, чем на сером (светлотный контраст). Красный цвет на синем фоне приобретает жёлто-оранжевый оттенок (тоновой контраст). Восприятие цвета зависит от фактуры ткани. Цвета на гладких тканях (сатин, атлас) кажутся более яркими и светлыми, а на шероховатых матовых тканях — более тёмными. Восприятие цвета зависит и от источника освещения, так под лампами накаливания ткани «теплеют».

Как красят материал?

Окрашивание текстиля довольно непростой процесс, который зависит от многих факторов, среди которых:

  • Структура ткани;
  • Качество красителя;
  • Температура при окрашивании;
  • Вид волокна;
  • Состав электролита и др.

Как правило, окрашивание проводят с помощью синтетических красителей, благодаря которым цвета получаются насыщенными и стойкими.

При печатании краситель наносится не на все полотно, а на отдельные его участки. Существует несколько способов печатания, среди которых машинный, аэрографный, переводной и с сетчатыми шаблонами.

Машинная печать, в свою очередь, может быть прямой, резервной и вытравной. Есть три способа такой печати: прямой, вытравной и резервный. В первом случае краситель наносят непосредственно на ткань, во втором — некоторые участки покрывают специальным веществом, которое обесцвечивает необходимый рисунок. При резервном способе, рисунок покрывают веществом, которое сохраняет цвет основном ткани, при этом, все остальное пространство окрашивается в нужный цвет.

Обработка разных тканей

Отбелённые ткани могут быть получены как из природных, так и из химических волокон. Основной цветовой характеристикой их является степень белизны, которую определяют по эталонам или с помощью колориметра, где в качестве эталонной белой пластинки применяется свежеосаждённый серно-кислый барий. По назначению ткани белого цвета могут быть бельевыми (не менее 78% белизны), сорочечными, платьевыми, костюмными и реже пальтовыми. Высокую белизну имеют блузочные и платьевые ткани из синтетических волокон благодаря обработке оптическими отбеливателями.

Вся поверхность гладкокрашеных тканей окрашена в один цвет. Эти ткани могут быть выработаны из предварительно окрашенного в один цвет волокна, чесальной ленты, пряжи или нитей, а также могут быть окрашены полотном. Ткани, окрашенные в волокне, характеризуются равномерным прокрасом по всей толще, что важно для тяжёлых плотных тканей (драпов, сукон, одеял). При истирании поверхности такого материала цвет в протёртых местах мало изменяется. Гладкое однотонное крашение полотном — наиболее распространённый вид отделки хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых тканей. С точки зрения технологии этот вид окрашивания проще других видов отделки.

Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси волокон разного цвета. К этой группе относят также ткани из двух- или многоцветной пряжи, когда в одну нить скручены нити разной окраски. При меланжевом сочетании белые волокна должны быть идеальной белизны, так как при вложении кремовых волокон меланж имеет грязный вид. Меланжевый эффект на ткани получают за счёт кручёной пряжи типа мулине. Из пряжи мулине вырабатывают коверкоты, трико, костюмные, а также пальтовые, джинсовые ткани. Само производство меланжевых тканей достаточно сложно: кроме цветовых сочетаний необходимо учитывать соотношение толщины нитей. Если используются тёмные и светлые нити одинаковой толщины (например, в джинсах), ткань имеет грубый внешний вид, на её поверхности выступает множество белых точек.

Читайте также:  Как пользоваться китайскими палочками для суши самый легкий способ

Пёстротканый эффект получают в процессе ткачества при использовании пряжи разной окраски для основы и утка. Для пёстротканых тканей основным является геометрический рисунок: полоски продольные и поперечные, клетки и др. Такие рисунки характерны для костюмных тканей, пальтовых, платьевых, сорочечных, мебельно-декоративных. На такой ткани менее заметно загрязнение.

Набивные ткани наиболее разнообразны по оформлению. Рисунки на них получают способами ручной и механической печати, фотофильмпечатью, акварельной и растровой печатью, сублистатиком, батиком и др. Текстильный рисунок — важная отрасль прикладного искусства. По тематике рисунки на тканях делят на геометрические, с изображением растительного орнамента, пейзажа, бытовых предметов, животных и птиц, абстрактные, национальные, детские. Размеры, форма и цвет набивных рисунков зависят от назначения тканей. Особенно большим разнообразием отличаются платьевые хлопчатобумажные и шёлковые ткани.

Источник

Колористическая отделка тканей

Колористическая отделка включает в себя крашение и пе­чатание.

Крашение — процесс нанесения красителя на ткань с целью получения равномерной окраски определенного цвета. Выбор вида красителя и способа крашения зависит от волокнистого состава

ткани, ее назначения и требований, которые предъявляются к проч-‘ ности окраски. В процессе крашения получают гладкокрашеные ткани.

Крашение текстильных материалов является сложным процес­сом, зависящим от целого ряда факторов: структуры материала, вида волокна, диффузионной способности красителя, состава электролита, температуры красильной ванны и др. Текстильные материалы окрашиваются главным образом синтетическими кра­сителями, которые обеспечивают сочную, глубокую и прочную окраску, безвредны для человека, не ухудшают свойств волокон.

Печатание (узорчатое расцвечивание) — процесс нанесения и закрепления красителя на отдельных участках ткани. Такие ткани называют набивными.

Печатание может осуществляться различными способами:

— машинным (ткань проходит между гладким цилиндром и гра­
вированным печатным валом);

— сетчатыми шаблонами (краска проходит через капроновую
сетку с пленочным покрытием, имеющим сквозные отверстия
определенного рисунка);

— аэрографным (распыление красителя аэрографом через трафа­
рет, применяют для отделки штучных изделий);

— переводной печати (сублистатик) (красители в виде рисунка
наносятся на плотную бумагу, которую накладывают на ткань
и пропускают через горячий каландр).

Различают три вида машинной печати: прямую, вытравную и резервную.

При прямой, или накладной, печати краску наносят непосред­ственно на ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисун­ком, различают ткани белоземельные (цветной рисунок занимает до 40% площади ткани), полугрунтовые (цветной рисунок занимает 40-60% площади ткани) и грунтовые (цветной рисунок занимает более 60% площади ткани).

Вытравная печать позволяет получать рисунки путем нанесе­ния на гладкокрашеную ткань вытравки — вещества, разрушающего краситель и таким образом обесцвечивающего ткань на заданном участке.

Резервная печать состоит в том, что на ткань перед гладким крашением наносят особое вещество — резерв, предохраняющий ее на определенных участках от окраски при крашении.

Вытравную и резервную печать обычно применяют для полу­чения белого рисунка на темной ткани.

Для улучшения художествен но-колористического оформления тканей используется рельефная печать, позволяющая воспроизво­дить вышивку; печать под серебро, имитирующая металлическую нить; перламутровая печать, создающая мерцающие эффекты; пе­чать бронзовым или алюминиевым порошком. Эти виды печати используются для изготовления нарядных платьевых и блузочных тканей.

Читайте также:  Способы ручной дуговой сварки металлов

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

TRIKOTAZHA.NET

TRIKOTAZHA.NET

Расцветка тканей и виды рисунков

По способу колористического оформления различают ткани отбеленные, гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые, мулинированные, набивные или напечатанные. В небольшом количестве выпускаются, также ткани суровые и полубелые.

Суровые ткани, не прошедшие процесс отбеливания, имеют цвет исходного волокнистого материала. В основном суровыми выпускают льняные ткани (полотна, коломенок, бортовка и др.), чтобы максимально сохранить их прочность. В небольшом количестве выпускают суровые хлопчатобумажные ткани (миткаль, бязь, ткань карманную, полотно гуцульское и др.).

Отбеленные ткани получаются при обработке их белящими составами. Они могут быть различной степени белизны: сорочечные ткани со степенью белизны 90—100%, бельевые — 75—85%, костюмные — около 70%. Эффективная белизна сорочечных тканей придает им нарядный вид, хорошая белизна бельевых тканей подчеркивает их гигиенические функции, умеренная белизна с легким кремовым оттенком летней костюмной шерстяной, льняной или шелковой ткани производит приятное впечатление.

Полубелые ткани — это частично отбеленные льняные ткани с кремоватым оттенком (полотна, холсты, полотенца креповые и др.), приятные на вид и обладающие хорошей прочностью.

Гладкокрашеные ткани характеризуются однородно окрашенной поверхностью. Такие ткани делят на виды по тоновым оттенкам с нумерацией по тонам. Например, в синей гамме могут быть тона васильковый, перванш, ультрамарин, индиго, кубовый; в красной гамме—малиновый, розовый, полевой гвоздики, гранатовый, вишневый, бордо, клубничный, земляничный, брусничный, пунцовый, клюквенный, рубиновый, кумачовый, алый, томатный, рябиновый и т. д.

Пестротканые ткани оформляются в процессе ткачества, используются нити разных цветов в основе и утке или только в одной из этих систем. В результате на лицевой и изнаночной сторонах ткани выявляются цветовые полосы, диагонали, клетки, жаккардовые узоры. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке некоторых гладких тканей (саржа, атлас и др.), получают эффект переливающегося цвета, так называемый эффект «шанжан».

Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси разноокрашенных волокон. При смешивании разноокрашенных волокон получают разнообразные цветовые эффекты: на темном фоне белая искра, серые цвета различной светлоты, различные оттенки зеленого, оранжевого, фиолетового, бурого, коричневого и других цветов.

Ткани, вырабатываемые из двухцветной крученой пряжи, также относятся к группе меланжевых.

Мулинированные ткани вырабатывают из двухцветной или многоцветной крученой пряжи, состоящей из нитей разного волокнистого состава. При скручивании шерстяной пряжи с вискозным шелком или капроном разных цветов получают нити, из которых вырабатывают ткани с цветовыми эффектами подобно меланжевым тканям.

Напечатанные (набивные) ткани, получить которые помогают http://transatlantika.ru/ из Москвы, откуда доставка трикотажа очень популярна, да и в целом http://transatlantika.ru/moscow_per.php являются одними из быстроразвивающихся сфер бизнеса, получают путем нанесения на них узорчатой расцветки с помощью печатных машин или сетчатых шаблонов. Эти ткани характеризуются большим многообразием печатных рисунков, что привело к созданию специальной типовой серийной коллекции — альбомов, в которых помещены образцы тканей типовых рисунков, сгруппированных по сериям и литерам. Наибольшее количество серий охватывает плательная группа тканей (51 серия), из которых летние ткани имеют 24 серии рисунков, демисезонные ткани— 18 серий, зимние— 9. Например, 5-я серия охватывает рисунки в виде полосок, горошка, колечек одно- и двухцветных для детских платьев и сорочек, 12-я серия — одноцветная мелкая и средняя клетка для блузок, платьев и детских костюмов, 27-я серия — клетка многоцветная, вытравная для блузок и детских платьев и т. д.

Читайте также:  Способ правового регулирования гражданских отношений осложненных иностранным элементом

Печатные рисунки многообразны по своему виду в зависимости от вида печати, степени покрытия ими площади ткани, характера и формы рисунка, назначения и влияния на процессы раскроя тканей и изготовления из них швейных изделий.

По виду печати рисунки подразделяют на рисунки прямой, вытравной и трехцветной печати.

По степени покрытия площади ткани рисунки подразделяют на белоземельные, полугрунтовые, грунтовые и фоновые.

Белоземельные рисунки наносятся по белой ткани и занимают не более 40% площади, полугрунтовые — 40—60%, грунтовые — более 60%. Фоновые рисунки отличаются тем, что прямая печать произведена по предварительно окрашенной в светлые цвета ткани или с последующим ее крашением.

По характеру и форме все рисунки можно разделить на следующие основные виды: полоска, горошек, клетка, цветочные рисунки, мелкофигурные и крупнофигурные рисунки, купоны.

Полоска различной толщины, сложности и частоты располагается обычно в направлении основы по белому или цветному полю. Рисунок в полоску широко используют для тканей, идущих на мужские сорочки, женские блузки, детские платья, подкладку для рукавов и др.

Горошек в виде черных, белых или цветных кружочков различных размеров располагается на белом или цветном фоне. Этот рисунок используют для тканей, предназначенных для изготовления женских платьев, блузок и детских платьев.

Клетка отличается большим разнообразием построения и может быть простой, образованной пересечением однообразных полос, и сложной, образованной из полос разной толщины и окраски. Рисунок в клетку используется для тканей, идущих преимущественно на женские и детские платья и реже на мужские сорочки.

Цветочные рисунки могут быть представлены в виде цветов или букетов, разбросанных по белому или цветному фону. Эти рисунки предназначены для тканей, из которой шьют женскую и детскую одежду.

Мелкофигурные рисунки состоят из небольших (1 — 2 см 2 ) геометрических фигур (ромбиков, звездочек, кружков и др.), рисунков детской тематики (игрушки, фрукты), мелких цветов и других, разбросанных по поверхности ткани.

Крупнофигурные рисунки отличаются разнообразием форм и расцветок: крупные геометрические узоры, крупные цветочные узоры, крупные фигуры детской тематики.

Купоны — это крупные рисунки чаще всего растительного орнамента, расположенные в середине ткани с разнообразным цветным фоном. Ткани с такими рисунками требуют специального раскроя, так чтобы рисунок не был разрезан. Используются такие рисунки для тканей плательного назначения.

По назначению все рисунки делят »а сорочечные, плательные, подкладочные, матрацные, мебельные и др.

По влиянию на процессы раскроя тканей различают рисунки, затрудняющие раскрой тканей (полоска, крупная клетка, крупные яркие узоры и др.), так как такие ткани требуют подгонки рисунка в деталях готового изделия, и рисунки, не затрудняющие раскрой тканей (мелкофигурные рисунки, мелкая клетка, точки, горошек и др.).

По влиянию на швейные процессы различают рисунки, затрудняющие изготовление швейных изделий (мелкая яркая клетка, вызывающая усталость зрения работающих) и не затрудняющие его.

Источник: «Технология тканевязного производства»
Л.С. Смирнов, Ю.И. Масленников, В.Ю. Яворский

Источник

Оцените статью
Разные способы