- Права потребителей
- Методические указания к практическим работам ПМ 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров МДК 03.01Теоретические основы товароведения специальность 100701 «Коммерция» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
Права потребителей
ВИДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности. Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
- Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
- Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
- Потребительская товарная информация— сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
- Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.
- Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
- Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
- Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
- Штриховая информация — информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама. Для потребителя первостепенное значение имеет маркировка, представляющая собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Маркировка выполняет ряд функций, а именно
§ Информационная функция. Это основная функция маркировки. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
§ Идентифицирующая функция. Данная функция маркировки чрезвычайно важна, так как она обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
§ Эмоциональная и мотивационная функции. Указанные функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Маркировка может включать в себя три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
§ Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.
§ Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
§ Условные обозначения, или информационные знаки. Их особенностями являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда такая информация бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Поэтому ниже информационные знаки будут рассмотрены более подробно.
Источник
Методические указания к практическим работам ПМ 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров МДК 03.01Теоретические основы товароведения специальность 100701 «Коммерция»
методическая разработка на тему
Практические работы по теме средства информации о товарах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya.docx | 15.04 КБ |
markirovka.docx | 14.48 КБ |
simvoly.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение видов товарной информации и требований по упаковке товаров
Цель работы : сформировать умения выявлять виды товарной информации, представленной на упаковке товаров
Средства обучения : раздаточный материал, образцы упаковки продовольственных товаров, стандарты
Метод обучения : сравнительного анализа
Входной контроль: фронтальный опрос
Теоретическое обоснование : Основным назначением средств информации о товарах является доведение до получателя и потребителей, необходимых и достаточных сведений о товаре.
Средства информации о товаре выполняют следующие важнейшие функции:
— идентификация видов товаров;
— определение предприятий изготовителей, сроков изготовления;
— указание условий и сроков хранения;
— рекомендации по использованию;
В зависимости от назначения средства информации подразделяются на виды:
Основополагающие средства информации предназначены для всех субъектов коммерческой деятельности. К ним относятся наиболее важные для идентификации товара средства: наименование товара, сорт, срок хранения и т.д.
Потребительские средства предназначены для потребителей. К ним относятся информация о пищевой ценности, способах использования, составе и т.д.
Коммерческая информация дополняет основную и предназначена для изготовителей, поставщиков и продавцов, но мало доступна потребителю. Например, ассортиментный номер продукции по ОКП, ТН, данные о предприятиях-посредниках, штриховое кодирование.
В коммерческой деятельности специалисты должны использовать все указанные виды информации. Это позволяет наиболее полно информировать потребителя о товаре, удовлетворять и формировать потребности в нем.
Задание 1. Проанализируйте информацию на упаковке предложенных товаров, выявите основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию.
Результаты оформите в таблице 1.
Задание 2. Проанализируйте соответствие информации, приведенной на упаковке товаров, требованиям стандартов. Результаты оформите в таблице 2.
Сведения, содержащиеся в маркировке по ГОСТ……
Фактические сведения, содержащиеся на упаковке
Отметка о соответствии «+» или несоответствии «-»
Проверка выполненных заданий
Тестовый опрос по материалу практического занятия
Предварительный просмотр:
Изучение и расшифровка маркировки товаров
Цель работы : сформировать умения расшифровывать маркировку товаров
Средства обучения : раздаточный материал, образцы упаковки продовольственных товаров, стандарты
Метод обучения : сравнительного анализа
Входной контроль: фронтальный опрос
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
Изучите маркировку мясных консервов по ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» или ГОСТ 13534-89 «Консервы мясные и мясорастительные. Упаковка, маркировка и транспортирование» и проверьте на достаточность следующую маркировку, если на этикетке консервов указаны следующие данные:
а) Тушенка смоленская (консервы мясные)
Московская обл.пос.Быково,ул.Праволинейная, д.1, тел.: 558-40-69
Масса нетто 325 г
Перед употреблением разогреть или охладить
Состав: свинина, субпродукты, соль, лавровый лист, лук, чеснок, пряности;
Энергетическая ценность в 100 г. продукта: 366 ккал;
белка 8,0 г.; жира 37,0 г;
Срок годности 2 года.
Хранить при Т от 0 до 20°С и влажности не более 75%
Соответствует ли маркировка требованиям ГОСТ Р 51074-97 или ГОСТ 13534-89? Если не соответствуют, то, какие данные отсутствуют? Возможно ли их отсутствие и почему? Ответ обоснуйте
б) Каша рисовая с курицей
Черкизовский мясоперерабатывающий завод;
Состав: мясо птицы, крупа рисовая, лук, соль, перец,вкусо-ароматическая добавка, лавровый лист;
Срок годности не более 2-х лет со дня выработки.
Дата выработки указана на крышке банки;
Хранить при температуре от 0 до 20°С и относительной влажности воздуха не выше 75%.
В 100 г продукта содержится: жиров — 12,0 г; белка — 4,0 г.
Калорийность 222 ккал.
Перед употреблением рекомендуется разогреть.
Соответствует ли маркировка требованиям ГОСТ Р 51074-97 или ГОСТ 13534-89? Если не соответствуют, то, какие данные отсутствуют? Возможно ли их отсутствие и почему? Ответ обоснуйте.
Расшифруйте маркировку и определите вид банок, на которые она нанесена:
а) 130101 б) 051200 1 в) 051200
2А 12 1 23 А 71
Объясните различия в маркировке разных банок.
Составьте маркировку консервов «Гусь в собственном соку», если они выработаны Курганским мясокомбинатом 3 сентября 2000 года в 1 смену:
а) для нелитографированных банок; б) литографированных банок;
Изучите маркировку сыров по ГОСТ Р , раздел 3 и составьте маркировку Швейцарского сыра, 50 % жирности, выработанного 20.02.14 на Рижском заводе № 34 в первую смену, % варки 1.
Проверка выполненных заданий.
Предварительный просмотр:
Расшифровка символов, изображенных на этикетках и упаковках товаров
Цель работы : сформировать умения расшифровывать символы, изображенные на этикетках и упаковках товаров
Средства обучения : раздаточный материал, образцы упаковки продовольственных и непродовольственных товаров
Метод обучения : сравнительного анализа
Входной контроль: фронтальный опрос
Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.
Отличительными особенностями ИЗ являются: краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
Их наносят на упаковку, ярлыки, бирки, эксплуатационные документы.
Они обладают всеми функциями, присущими маркировке и, как правило, являются краткими, выразительными, наглядными и быстроузнаваемыми за счет отдельных слов, букв, цифр, рисунков, символов.
Информационные знаки – обширный блок информационных данных о товаре.
Задание 1: расшифровать знаки, изображенные на упаковках товаров.
Задание 2: зарисуйте манипуляционные знаки, которые наносят:
— на хрупкий товар;
-товар, который хранят вертикально;
-груз следует защищать от тепла.
Задание 3: расшифруйте эксплуатационные знаки, изображенные на маркировке текстильных товаров.
Источник