Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать ответ

Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать ответ

К функциям биосферы, обусловленным процессами фотосинтеза, можно отнести:

1) газовую
2) окислительно-восстановительную
3) концентрационную
4) газовую и окислительно-восстановительную

Отличия биосферы

Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:

1) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идет только биологическая эволюция
2) в биосфере используются другие источники энергии
3) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно
4) в биосфере идет только геологическая эволюция

    • 3) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно

Следы жизни

Следы жизни можно обнаружить:

1) в любой точке биосферы
2) в любой точке Земли
3) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики
4) в биосфере и за ее пределами

Рекультивация

Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:

1) их заполнение водой
2) вспашка склонов
3) посадка на их склонах растений
4) заполнение песком

Влияние деятельности человека на экосистемы

Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?

1) перенаселение видами растений и животных
2) отлов рыбы
3) разведение в нем новых пород рыб
4) смыв солей фосфора и азота в воду

    • 4) смыв солей фосфора и азота в воду

Состав экосистемы

В одной экосистеме можно встретить дуб и:

1) суслика
2) кабана
3) жаворонка
4) синий василек

Круговорот веществ в экосистемах

Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

1) дубравы
2) тайги
3) пустыни
4) степи

Продуценты и консументы

Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

1) эвглена зеленая
2) инфузория туфелька
3) амеба обыкновенная
4) лямблия печеночная

Продукция экосистемы

Продукция экосистемы — это:

1) ее биомасса
2) количество переработанного вещества
3) прирост биомассы в год
4) прирост за несколько лет

Цепь разложения в биоценозе

Наименьшее количество вещества поступает в цепь разложения в биоценозе:

1) луга
2) степи
3) моря
4) леса

Источник

Задания для школьной олимпиады по экологии для 9 класса
олимпиадные задания по экологии (9 класс) на тему

Школьная олимпиада — один из этапов выявления одарённых детей. Представленные задания по экологии можно использовать как для учащихся 8, 9 класса, так и для более старших возрастных групп.

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_9_klass_1.docx 38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

2014-2015 учебный год

Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.

1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.

2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.

3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.

4. Вода является самой заселённой средой обитания.

5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.

7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.

8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.

9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.

10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.

Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.

11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.

12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.

13. В симбиотических взаимоотношениях находятся: А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.

14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору? А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.

15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;

В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.

16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование? А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.

17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;

Г) гомеопатическое действие.

19. Появление новых паразитов наряду со старыми: А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.

20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая: А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.

21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности: А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;

Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;

В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;

Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;

22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную .
23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.

24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В [a] ) посадка на склонах культурных растений;

Г) заполнение песком.

25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.

26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:

А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.

27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов .

28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.

29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.

30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.

Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).

31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?

32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?

33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?

Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла.

34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:

А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).

Источник

Всероссийская олимпиада школьников по экологии год

Всероссийская олимпиада школьников по экологии

Задание части 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) Из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального.

б) Оптимальное значение фактора наиболее важно для организма.

в) Из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

г) Один фактор может полность компенсировать действие другого фактора.

2. Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций:

а) Входящих в одну экосистему.

б) Способных скрещиваться между собой.

в) Занимающих в экосистемах одинаковые ниши.

г) Произошедших от одной предковой популяции.

3. Понятие «экологическая ниша связано с:

а) С функциональной ролью вида в сообществе

б) Его отношением с близкородственными видами.

в) С протяжённостью и распределением его ареала.

4. При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят её потери:

а) В пределах 10% в) В пределах 20%

б) В пределах 90% г) В пределах 78%

5. Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется:

а) Гибридизацией в) Возвратным водопотреблением

б) Водоносным балансом г) Гидропоникой.

6. Выражение «никто не погибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу:

а) Принципу биологического замещения

б) Консорционной целостности.

в) Принципу обратной связи.

г) Принципу удаленности событий

7. Основным образующим химическим элементом живого вещества является:

а) Натрий в) Углерод

б) Фосфор г) Водород

8. В какой среде органы опорно- двигательной системы животных и опорной системы растений имеют наивысшее развитие:

а) Почвенной в) Наземно — воздушной

б) Водной г) Организменной

9. Популяцию составляют:

а) Петухи деревни Простоквашино в) Мыши парка «Сокольники»

б) Врачи г. Москвы г) Окуни «Плещеева озера»

10. Деревья на болоте высыхают из-за недостатка:

а) Воды в) Освещённости

б) Кислорода в почве г) Минеральных солей

11. Пенициллин – это вещество используемое:

а) Бактериями в конкурентной борьбе с грибами

б) Грибами в конкурентной борьбе с бактериями

в) Грибами в защите от поедающих их животных

г) Растениями для привлечения насекомых -опылителей

12. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. На какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле в) на выпасном лугу

б) на спелом пшенично поле г) на невыпасном лугу

13. Конкурентами являются:

а) сова и лиса в) лиса и бобр

в) бурый медведь и белый медведь г) бурый медведь и волк

14. Ласточки и стрижи конкурируют за:

б) места для устройства жилища г) безопасность от хищников

15. Симбиоз существует между:

а) курицей и котом в) курицей и дождевым червем

б) курицей и ястребом г) курицей и человеком

16. Консументом является:

а) домовая муха в) тростник

б) корова г) кактус

17. Паразитом является:

а) белый гриб в) гриб-навозник

б) гриб-трутовик г) дрожжи

18. Термин «Биосфера» впервые употребил:

19. Скопление кальция в земной коре обусловлены следующие функции живого вещества:

а) окислительно-востановительной в) концентрационной

б) газовой г) не связаны с деятельностью живого вещества

20. Какой организм может являться в пищевой цепи и продуцентом и консументом:

а) инфузория-туфелька в) дождевой червь

б) эвглена зеленая г) ряска

21. Деревья не растут на заливном лугу из-за:

а) недостатка воды в) недостатка минеральных солей

б) повышенной освещенности г) выкашивания травы

22. Защелаченные почвы характерны для экосистем:

а) березника в) пойменного луга

б) ельника г) посевов ржи

23. Какие из перечисленных ниже заболеваний являются природно-очаговыми:

а) чума в) аскаридоз

24. Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он:

а) образуется в результате космических излучений

б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей

в) защищают атмосферу от загрязнений

г) способствует очищению морей от загрязнения тяжелыми металлами

25. Левомицетин — это вещество, выделяемое для:

а) привлечения насекомых-опылителей в) защиты от паразитов

б) отпугивания хищников г) подавления конкурентов

26. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов открытого океана вблизи экватора, потому что эта экосистема получает больше:

а) солнечного света в) воды

б) элементов питания г) тепла

27. Нередко использование химических препаратов (пестицидов) против сельскохозяйственных вредителей вызывают на следующий год еще большую вспышку их численности. Это связано с тем, что современные пестициды:

а) не очень ядовиты для вредителей

б) подавляют вредителей и одновременно их естественных регуляторов(хищников и паразитов)

в) усиливают репродуктивные способности вредителей

г) ослабляют репродуктивные способности вредителей

28. Урбанизация — это процесс:

а) роста численности населения

б) роста доли городского населения

в) загрязнения среды отходами

г) усиления давления человека на среду обитания

29. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой в феврале, потому что:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры.

б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы.

в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов-птиц из южных районов.

г) в это время нет хищников.

30.Наибольшее разнообразие видов характерно для биоценоза:

а) тундры в) тропические леса

б) тайги г) лесостепи

31.Наименьшее количество веществ поступает в цепь разложения в биоценозе:

32.В одной экосистеме может встретиться дуб и:

а) суслик в) жаворонок

б) кабан г) василек синий

33.Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:

а) их заполнение водой в) посадка на их склонах растений

б) вспашка склона г) заполнение песком

34.Пеночки-теньковки и пеночки-веснички, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида в) две популяции одного вида

б) две популяции двух видов г) одну популяцию разных видов

35.В заповедниках запрещено:

а) собирать грабы и ягоды.

б) исследовать животных

в) коллекционировать насекомых для научных целей.

г) отлавливать животных для их кольцевания.

Задание 2. Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (от 0-я до 5-ти).

1. Особенностями организма как среды обитания являются:1.полное отсутствие света, 2.неограниченность пищевых ресурсов, 3.возможность нападения хищных организмов, 4.колебания влажности среды, 5.стабильность факторов среды, 6.свободный доступ кислорода.

а) 1, 5 б) 2, 6 в) 3, 4 г) 1, 6

2. Позвоночные животные с расчленяющей покровительственной окраской:1.ведут в основном дневной образ жизни, 2.ведут исключительно скрытный образ жизни, 3.отличаются скромной одноцветной окраской, 4.почти всегда ядовиты или чем-то опасны, 5.во время опасности стараются быстро скрыться, 6.имеют полосчатую окраску.

а) 1, 5 б) 2, 3 в) 4, 6 г) 1, 6

3. Какие типы биотических внутривидовых взаимоотношений наиболее распространены между особями в популяциях:1.мутуализм, 2.нейтрализм, 3.конкуренция, 4.аменсализм, 5.комменсализм.

а) 1, 5 б) 2, 3 в) 4, 5 г) 1, 3

4. К теневыносливым древесным растениям относятся:1.лиственница русская, 2.сосна сибирская, 3.дуб черешчатый, 4.липа мелколиственная, 5.береза повислая, 6.сосна обыкновенная.

а) 1, 5 б) 2, 4 в) 4, 5 г) 1, 3

5. Сведение лесов на обширных территориях приводит к:1.таянию высокогорных ледников, 2.снижению уровня естественной радиации, 3.увеличению продуктивности лесов, 4.снижению уровня воды в реках, 5.образованию оксида азота, 6.дестабилизации состава атмосферы.

а) 1, 5 б) 2, 3 в) 4, 6 г) 3, 6

6. Продуценты отсутствуют в составе следующих групп живых организмов:1.бактерии, 2.цианобактерии, 3.грибы, 4.водоросли, 5.высшие растения, 6.многоклеточные животные.

а) 1, 5 б) 3, 6 в) 2, 4 г) 3, 5

7. Укажите те источники энергии для биосферы Земли, происхождение которых не связано с трансформацией Солнечной энергии:1.энергия ветра, 2.энергия приливов, 3.геотермальная энергия, 4.энергия биомассы, 5.энергия угля, 6.гидроэнергия.

а) 1, 5 б) 2, 3 в) 4, 6 г) 2, 4

8. Главными особенностями пищевых связей современного человечества являются:1.усложнение, 2.упрощение, 3.укорочение, 4.удлинение, 5.падение энергетической цены производства каждой калории пищевой продукции.

а) 1, 5 б) 2, 3 в) 4, 5 г) 1, 4

9. Организмы, участвовавшие в формировании карбонатных пород, — это:1.рыбы, 2.фораминиферы, 3.растения, 4.моллюски, 5.диатомовые водоросли, 6.птицы.

а) 1, 5 б) 2, 4 в) 3, 6 г) 4, 5

10. Большая или меньшая расчлененность вида на популяции будет зависеть от: 1.доступности корма, 2. расчлененность занимаемой территории на неоднородные участки,3. Обилие конкурентов, 4. степень подвижности отдельных осбей или расселения зачатков организмов(икры, семян, спор и пр.), 5. обилие хищников, 6. взаимовыгодные взаимоотношения.

а) 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 5 г) 2, 6

Задание части 3. Задание на определение правильности суждений. Укажите вариант ответа «да» или «нет».

1. Четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва.

2. Энергия, заключенная в нефти, угле, торфе — это связанная растениями энергия Солнца.

3. Процесс крайней деградации земель, ведущий к тому, что они становятся похожими на пустыню, называется мелиорацией.

4. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов.

5. Для оценки роли отдельного вида в видовой структуре биоценоза используется такой показатель как отношения между поколениями.

6. Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений называется биоаккумуляцией.

7. Высокой плодовитостью отличаются те виды, у которых велика гибель потомства в природе.

8. Чем разнообразнее и сложнее структура экосистемы, тем хуже ее регуляторные способности.

9. Распашка целинных земель в степных районах без учета ландшафтной мозаики приводит к ветровой эрозии, выражающейся в виде пыльных бурь и потери верхнего плодородного слоя земли.

10. Парниковый эффект, вызываемый увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к увеличению радиационного фона на Земле

11. Красная книга — список редких, сокращающихся в численности, исчезающих, исчезнувших и восстановленных видов.

12. Основной причиной саморазвития экосистем (сукцессии) является несбалансированность круговорота веществ.

13. Роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна.

14. К осадочному круговороту элементов относится круговорот серы и фосфора, а к газовому — азота, кислорода, углерода.

15. Катацетоз — финальная стадия дигрессии сообщества, после которой следует лишь полное его исчезновение.

16. Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба называются аменсализмом.

17. Плотность грунта влияет на расселение наземных животных, которые используют ее как убежище от сухости.

18. Вещество, сформировавшееся при участии живых организмов и сил неживой природы, назвал биогенным.

19. В природное сообщество, например в сосняк брусничный обычно входят тысячи видов организмов.

20. Численность особей в популяции остается относительно постоянной, если плотность популяции меньше емкости среды.

Задание части 4. Распределите перечисленные признаки в соответствии с их принадлежностью.

1. Найдите соответствия между природной и искусственной экосистемами и их признаками:

1. Преобладание монокультур, популяций немногих видов.

2. Действует естественный отбор.

3. Упрощенность взаимоотношений между видами.

4. Разнообразие видового состава.

5. Разомкнутый круговорот веществ.

6. Сложная сеть взаимосвязей между организмами.

7. Преобладание искусственного отбора.

8. Устойчивость, способность к длительному существованию.

2. Установите соответствия между типами цепей питания и их примерами.

1. диатомовые водоросли —личинки поденки —- личинки ручейника

2. бурая водоросль — береговая улитка — кулик — сорока

3. мертвое животное — личинка падальной мухи — травяная лягушка — уж обыкновенный

4. нектар — муха — паук — землеройка — сова

5.коровий помет — личинка мухи — скворец — ястреб-перепелятник

6.листовая подстилка — дождевой червь — землеройка — горностай

3. Распредеделите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические:

1. химический состав воды 6. засоленность почвы.

2. разнообразие планктона 7. разнообразие растений.

3. влажность, температура почвы 8. химический состав воздуха.

4. наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений. 9. миграции птиц.

5. скорость течения воды. 10.наличие в воздухе бактерий.

4. Распределите представителей живых организмов по группам

1. хемобактерии 2. сине-зеленые водоросли 3. бычий цепень

4. трутовик 5. бактерии гниения 6. мхи

7. береза 8. собака

4. Подберите соответствия между событиями и условиями.

1. Осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок.

2. Зимняя спячка бурых медведей.

3. Активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40С.

4. Переход бактерий в состояние спор при понижении температуры.

5. Нагревание тела верблюда днем с + 37С до +41С и остывание его к утру до +35С.

6. Нахождение человека в бане при температуре в 100С, при этом его внутренняя температура остается прежней-36, 6С

7. Переживание кактусами в пустыне жары в +80С.

8. Переживание рябчиками сильных морозов в толщине снега.

на задания теоретического тура школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2011-2012 уч. год

Источник

Читайте также:  Каким способом можно вылечить ангину
Оцените статью
Разные способы