Наилучшим способом сохранения биосферы является

Проблема сохранения биосферы

Биосфера, верхняя оболочка Земли, в которой существуют все живые организмы, составляет глобальную экосистему планеты. Она состоит из гидросферы, нижней части атмосферы, верхней части литосферы. Четких границ биосферы не существует, она находится в постоянном состоянии развития и динамики.

Со времен появления человека, следует говорить об антропогенном факторе влияния на биосферу. В наше время особо возрастает скорость этого влияния. Приведем лишь несколько примеров действий человека, которые ухудшают состояние биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, применение новейших небезопасных технологий, перенаселение планеты. Таким образом, человек способен значительно влиять на изменения глобальной экосистемы и делает ее более уязвимой.

Проблемы экологической безопасности биосферы

Теперь поговорим о проблемах экологической безопасности биосферы. Поскольку деятельность человека представляет угрозу для живой оболочки планеты, антропогенное влияние приводит к разрушению экосистем и уничтожению видов флоры и фауны, изменениям рельефа земной коры и климата. Вследствие этого образуются трещины в литосфере и пробелы в биосфере. Кроме того, природа способна сама себе навредить: после извержения вулканов увеличивается количество углекислого газа в атмосфере, землетрясения изменяют рельефы, пожары и наводнения приводят к уничтожению видов растений и животных.

Чтобы сохранить глобальную экосистему, человек должен осознать проблему разрушения биосферы и начать действовать на двух уровнях. Поскольку данная проблема глобального характера, она должна решаться на государственном уровне, а значит иметь законодательную основу. Современные государства разрабатывают и реализовывают политику, направленную на решение глобальных проблем биосферы. Кроме того, каждый человек может внести свою лепту в это общее дело: беречь ресурсы природы и рационально их использовать, утилизировать отходы и применять ресурсосберегающие технологии.

Создание заповедных зон как метод сохранения биосферы

Мы уже знаем, в какой беде находится наша планета, и по вине самих же людей. И в этом виноваты не предшественники, а нынешние поколения, так как наибольшие разрушения начали происходить только в ХХ веке с применением инновационных технологий. Проблему сохранения Земли стали поднимать в обществе сравнительно недавно, но, несмотря на ее молодость, экопроблемы привлекают все большее количество людей, среди которых есть действительно настоящие борцы за природу и экологию.

Чтобы хоть как-то улучшить состояние окружающей среды и сохранить некоторые экосистемы, можно создавать заповедники и национальные парки. В них сохраняется природа в первозданном виде, запрещается вырубка лесов и охотиться на зверей на территории заповедных зон. Охрану подобных объектов и защиту природы обеспечивают государства, на земле которых они размещаются.


Любой заказник или национальный парк представляет собой природный ландшафт, в котором свободно растут все виды местной флоры. Особенно это важно для сохранения редких видов растений. Животные перемещаются по местности свободно. Они живут так, как привыкли в дикой природе. При этом люди осуществляют минимальное вмешательство:

  • наблюдают за численностью популяций и отношениями особей;
  • лечат травмированных и больных животных;
  • в тяжелые времена подкидывают еду;
  • защищают зверей от браконьеров, которые незаконно проникают на территорию.

Кроме того, туристы и посетители парков имеют возможность понаблюдать за разными животными с безопасного расстояния. Это помогает сближать людей и мир природы. Хорошо приводить детей в такие места, чтобы воспитать в них любовь к природе и научить, что нельзя ее разрушать. В результате в парках и заповедниках сохраняется флора и фауна, а поскольку отсутствует антропогенная деятельность, отсутствует и загрязнение биосферы.

Роль человека в биосфере – видео

Источник

mozok.click

Биосфера и её сохранение

Основные понятия и ключевые термины: Экологические проблемы. Экологические катастрофы. Экологический кризис.

Вспомните! Что такое биосфера?

Из собственного опыта

Большинство экологических закономерностей удачно обобщил в 1974 г. американский эколог Б. Коммонер (1917 — 2012). «Если мы хотим выжить, то должны понять причины приближающейся катастрофы», — говорил учёный. Законы экологии он сформулировал в виде четырёх афоризмов: 1) всё связано со всем; 2) всё должно куда-то деваться;

Читайте также:  Детское мыло с нуля горячим способом рецепты

3) природа «знает» лучше; 4) ничто не даётся даром.

Приведите примеры из повседневной жизни, иллюстрирующие каждый из законов Б. Коммонера.

Как влияет человек на современную биосферу?

На протяжении всей своей истории человечество постепенно усиливало влияние на природу, всё больше нарушая экологическое равновесие и создавая экологические проблемы.

Экологические проблемы — это такие изменения состояния окружающей среды, которые могут ухудшить (прямо или косвенно) природные условия. Они могут иметь статус местных или региональных экологических проблем, но некоторые оказывают влияние на всю биосферу Земли и угрожают человечеству. В настоящее время учёные-экологи выделяют такие важнейшие глобальные проблемы, как: 1) загрязнение среды (отходами производства, нефтепродуктами, ядохимикатами, минеральными удобрениями, синтетическими материалами и т. п.); 2) потепление климата; 3) кислотные осадки; 4) разрушение озонового слоя; 5) опустынивание территорий;

6) уменьшение биоразнообразия.

Сигналами неблагополучия биосферы и неразумной хозяйственной деятельности человека сегодня всё чаще становятся экологические катастрофы. Экологические катастрофы — быстрые и опасные изменения природных условий, при которых состояние окружающей среды скачкообразно изменяется в неблагоприятную сторону. Печальными примерами таких событий были Бхопальськая авария на химическом заводе в Индии (1984), Чернобыльская авария в Украине (1986), авария на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии (2011). К сожалению, число и частота крупных экологических катастроф в мире растут: за десятилетие с 1960 до 1970 гг. их случилось 14, а за десятилетие с 1980 по 1990 гг. зарегистрировано уже 70.

В конце XX в. человечество стало чувствовать приближение глобального экологического кризиса, который, в отличие от предыдущих

кризисов, охватил всю планету и обусловлен техногенными причинами. Экологический кризис — глубокое нарушение естественного экологического равновесия и напряжённое состояние взаимоотношений между человеком и природой. К развитию глобального современного экологического кризиса привели два фактора — демографический и промышленно-энергетический. Численность населения Земли растёт (1830 г. — 1 млрд, 1994 г. — 5,5 млрд, а к 1 апреля 2017 г. достигла 7,5 млрд), резко увеличивается рост промышленного производства, производства энергии. Но есть и другие серьёзные причины углубления экологического кризиса: упадок духовности, низкий уровень экологической культуры и экологического образования.

Человек должен понять свои ошибки в отношениях с окружающей средой и направить силы на смену отношения к природе и устранение причинённого вреда. Иначе экологический кризис перерастёт в необратимую экологическую катастрофу на Земле.

Итак, антропогенное воздействие на биосферу настолько усилилось, что повлекло за собой глобальный экологический кризис.

Каковы основные направления охраны биосферы?

Человек и биосфера неотделимы друг от друга. Биосфера обеспечивает человека необходимыми для жизни веществами и энергией. Человек заботится о биосфере: проявляет заботу об её жителях, охраняет среду их обитания. Сегодня вопросы охраны биосферы волнуют всех людей на Земле, поскольку каждый из нас ощущает последствия антропогенной деградации природы.

Одним из направлений охраны биосферы является сохранение биоразнообразия. Учёные обнаруживают виды и группировки организмов, которым угрожает опасность, выясняют, сколько их осталось в природе и где, разрабатывают меры по охране окружающей среды. Перечень видов организмов, которые нуждаются в охране, приводят в Красных книгах. Первую Международную Красную книгу издали в 1966 г. В Украине в 2009 г. вышло уже третье издание Красной книги Украины, в которую занесены 542 вида животных, 826 видов растений и грибов. Для охраны группировок украинские ботаники первыми в мире предложили создать Зелёные книги. В 1987 г. появилась Зеленая книга Украины, в которую были занесены 127 редких и исчезающих группировок. Больше всего среди них лесных (например, еловые леса Полесья), водных (например, формация кувшинки белой) и степных (например, формации ковыля украинского) ценозов (ил. 166).

Важный шаг на пути защиты и сохранения биосферы — выделение и развитие природно-заповедных территорий. Это создание заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, дендропарков, зоопарков, ботанических садов и др. (ил. 167). Природно-заповедными территориями международного значения, в которых охраняются все слои биосферы, являются биосферные заповедники. В Украине действуют «Аска-ния-Нова» (ил. 168), Черноморский, Карпатский, Дунайский и Чернобыльский радиационно-экологический. В Украине в 2004 г. принят Закон «О создании экологической сети Украины», согласно которому была начата работа по созданию единой территории с участками заповедной и малоизменённой природы, называемой экологической сетью. Программой планируется создание 29 национальных природных парков и 7 биосферных заповедников, среди которых крупнейшими будут Си-вашский, Большое филлофорное поле Зернова, Нижнеднепровский, Полесский, Украинский лесостепной. Площадь 11 существующих заповедников и парков будет увеличена.

Читайте также:  Назовите не менее 5 примеров сочетания известных вам способов правового регулирования

Какова же роль заповедных территорий в сохранении биологического разнообразия? Это прежде всего: 1) сохранение генофонда растительного и животного мира; 2) обеспечение общего экологического равновесия и восстановление биологического круговорота веществ в природной среде; 3) проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, прогнозирование изменений окружающей среды и разработка научных рекомендаций по охране биосферы; 4) сохранение типичных и уникальных природных комплексов, биоразнообразия ландшафтов и «неживой природы».

Экологическое образование в области окружающей среды рассматривается ныне педагогической общественностью как непрерывный процесс, охватывающий все возрастные, социальные и профессиональные группы населения. Однако её центральным звеном является школа, так как именно в школьные годы формирование личности происходит наиболее интенсивно.

Учёные непрерывно ищут новые пути сохранения биосферы. В последние десятилетия развиваются такие направления, как длительное сохранение генетической информации в форме криобанков — глубоко замороженных клеток, формирование семенных банков, возвращение видов к местам их предыдущего проживания и др.

Итак, основными направлениями охраны биосферы являются сохранение биоразнообразия, выделение и развитие природно-заповедных территорий, экологическое образование и др.

Задание на применение знаний

Классифицируйте и запишите в таблицу приведённые загрязнители: 1) ВИЧ; 2) угарный газ от неполного сгорания; 3) электромагнит-

ные поля высоковольтных линий электропередачи; 4) искусственные изотопы цезия, стронция; 5) тёплые воды электростанций; 6) шум транспорта; 7) оксиды азота ТЭС, ТЭЦ, металлургических заводов; 8) кадмий в золе от сжигания мусора на свалках; 9) пестициды;

10) стекло, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки;

11) сточные воды сахарного завода, мясокомбината; 12) соединения хлора — выбросы цементного завода. Оцените антропическое влияние на природные экосистемы своей местности.

Помощь окружающей среде, или «зелёная жизнь», — это очень просто. Если каждый из нас уделит хоть немного внимания этому вопросу, то изменения будут значительными. Обоснуйте десять предложенных советов о помощи по спасению жизни на Земле.

1. Сортируй мусор

2. Старайся не использовать полиэтиленовые пакеты

3. Покупай экоодежду из хлопка, льна, шёлка и т. д.

4. Используй энергосберегающие лампы

5. Выращивай комнатные растения

6. Используй спички вместо зажигалок

7. Отдавай вещи на переработку

8. Сдавай макулатуру

«ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»

Влияние человека как экологического фактора чрезвычайно сильно и разносторонне. Ни одна экосистема на планете не избежала этого воздействия. Подготовьте проект, в котором определите позитивное и негативное влияние человека на экосистемы вашей местности.

Задания для самоконтроля

1. Что такое экологический кризис? 2. Что такое экологические проблемы? 3. Назовите четыре глобальные экологические проблемы биосферы. 4. Что такое Красная книга? 5. Что такое Зелёная книга? 6. Назовите категории заповедных территорий.

7. Каково влияние человека на современную биосферу? 8. Каковы основные направления охраны биосферы? 9. Какова роль заповедных территорий в сохранении биоразнообразия, равновесия в биосфере?

10. Примените знания для определения правил своего поведения в современных условиях окружающей среды.

Обобщение темы 8. СВЕРХОРГАНИЗМЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Надорганизменные биологические системы — это группировки живых организмов, взаимосвязанные между собой и с окружающей средой. Это популяции, виды, экосистемы и биосфера.

Таблица 17. СВЕРХОРГАНИЗМЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Экологическая характеристика системы

Популяция — совокупность особей вида, длительное время проживающих в определённой части ареала частично или полностью изолированно от других популяций

Основными показателями, характеризующими популяции, являются: численность, плотность, биомасса, рождаемость, смертность и прирост. Популяциям присущи половая, возрастная, пространственная, видовая, этоло-гическая структуры

Читайте также:  Нужно ли стерилизовать банки для засолки огурцов холодным способом

Вид — совокупность особей, характеризующихся наследственным сходством признаков; они свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определённым условиям жизни и занимают в природе определённый ареал

Каждый вид, распространённый в определённом ареале, занимает в биогеоценозе определённую экологическую нишу, заселяет определённую часть пространства, которая называется местообитанием вида, и может существовать только благодаря связям с другими видами

Экосистема — совокупность организмов разных видов и среды их обитания, связанных обменом веществ, энергии и информации

В любой экосистеме выделяют две части — абиотическую и биотическую. Необходимыми условиями существования являются круговорот веществ и превращение энергии.

Основными свойствами являются открытость, саморегуляция, целостность, замкнутость, устойчивость

Биосфера — особая оболочка Земли, населённая живыми организмами

Элементарной единицей являются экосистемы, основным условием существования биосферы — биологический круговорот веществ, существует с момента появления жизни на Земле, постепенно переходит в ноосферу.

Надорганизменные системы изучает наука ЭКОЛОГИЯ, в которой выделяют три основных направления: экологию особей, популяционную экологию и биогеоценологию

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Закон пирамиды энергии, правило экологической пирамиды, закон 10 % (закон Р. Линдемана, 1942). С одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой её уровень в среднем не более 10 % энергии.

Закон минимума (закон лимитирующего фактора, закон Ю. Либиха, 1840). Наибольшее лимитирующее действие на организм, популяцию или группировки оказывают те жизненно важные факторы внешней среды, количество (концентрация) которых близка к минимальному критическому уровню.

Закон биогенной миграции атомов (В. И. Вернадский). Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция), или происходит в среде, геохимические свойства которой обусловлены живым веществом.

Тест-оценивание 8. СВЕРХОРГАНИЗМЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. Под действием какого из факторов чаще всего уменьшается урожай культурных растений в южных областях Украины, где преобладают наиболее плодородные почвы?

А температура Б свет

В кислород Г элементы питания

2. Уменьшение размеров тела, тонкие покровы тела, вертикальные миграции, слабая пигментация тела, гетеротрофный тип питания характерны для жителей среды.

А наземно-воздушной Б водной

В почвенной Г гостальной

3. Группа свободно скрещивающихся особей одного вида, проживающих длительное время на территории ареала и относительно изолированных от других таких же групп.

А популяция Б экотип В подвид Г вид

4. Структура популяции, проявляющаяся особенностями поведения.

А половая Б возрастная В пространственная Г этологическая

5. Совокупность особей, которые имеют наследственное сходство признаков, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определённым условиям жизни и занимают в природе ареал.

А популяция Б экотип В подвид Г вид

6. Наибольшее количество ярусов растений имеется в такой экосистеме, как

А еловый лес Б сосновый лес В широколиственный лес Г городской парк

7. Консументами I порядка являются

А ёж, ласка Б муравей, бабка В заяц, пчела Г паук, комар

8. Грибы-сапротрофы являются

А консументами I порядка Б консументами II порядка

В редуцентами Г продуцентами

9. Цепи питания обычно состоят из 5-6 звеньев, поскольку А ресурсы среды ограничены

Б хищники не могут питаться хищниками В в цепях питания происходят потери энергии Г редуценты не управляются с функциями

10. Биомасса каждого из следующих уровней уменьшается примерно в 10 раз потому, что часть энергии .

А расходуется на образование новых растительных тканей Б расходуется на жизнь и рассеивается в виде теплоты В выделяется из организмов вместе с продуктами обмена Г расходуется на размножение

11. Появление и развитие растительных сообществ в местообитаниях, где растительности раньше не было, — это

А первичные сукцессии Б регрессирующие сукцессии

В вторичные сукцессии Г антропогенные сукцессии

12. Что характерно для искусственных экосистем?

А разный видовой состав Б саморегуляция

В однотипность видового состава Г высокая производительность многих

Источник

Оцените статью
Разные способы