- Количественная фальсификация товаров
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов. — Консультационный центр
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
- Лекция 5. Качественная и количественная фальсификация
Количественная фальсификация товаров
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (рис.).
Рис. Средства и способы количественной фальсификации
Количественная фальсификация — один из наиболее древних способов обмана покупателей. Одна из заповедей пророка Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книга Ветхого Завета. Каноны. Гл. 25).
В другой заповеди Моисей говорит: «Да будут у вас весы верные, гири верные. » (там же. Гл. 19).
Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.).
Неточные или фальшивые средства измерений — наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т. п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.
Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.
Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.
Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу и недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы на измерительных приборах.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения работы торговых организаций с измерительными приборами:
• неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или с подкладыванием под ножки посторонних предметов под углом зрения к покупателю);
• отсутствие проверки и настройки весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний;
• применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);
• недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора;
• неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере (например, точность взвешивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей — от их расположения на жестком стандартном метре — накладыванием или набрасыванием);
• установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку, или сверху, или снизу.
Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности, тканей приведены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Правительством РФ 19 января 1998 г. № 55.
Количественная фальсификация при отпуске товаров получателю или продавцу может быть и при неправильных способах измерения товара:
• отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;
• отпуск по массе нетто с вычитанием из массы стандартной тары, указанной на маркировке;
• применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании.
Отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзинах, пластмассовых чашках и т. п.). По правилам продавец обязан либо положить на противоположную площадку циферблатных весов упаковку из того же материала и того же размера (например, лист оберточной бумаги), либо вычесть из массы брутто предварительно завешенную упаковку или дополнительную тару.
Отпуск товара по массе нетто с вычитанием из массы брутто массы стандартной тары, указанной на маркировке, позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара (с более толстыми стенками, дополнительными приспособлениями). Например, при отпуске товаров в бочках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) путем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаковку или транспортные средства могут быть вложены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т. п.).
Этот вид фальсификации касается в основном торговых работников, но не исключена возможность обмана и потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних до 0,5 кг).
С применением дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании, можно столкнуться иногда на розничных торговых предприятиях. Известен особый прием, называемый «сухой лист», при котором в упаковку, которую складывают пополам, кладется плоский посторонний предмет определенной массы. Покупатель не видит этот предмет, так как тот находится между двумя листами упаковки. После окончания взвешивания продавец берет верхнюю половину упаковки с товаром, при этом посторонний утяжеляющий предмет падает около весов со стороны продавца.
Количественная фальсификация осуществляется на производстве — при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания — при отпуске потребителю. В последнем случае государственные инспекторы классифицируют это как нарушение правил торговли путем обвеса или обмера и налагают штрафы по ст. 156 и 150 Уголовного кодекса РФ.
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов. — Консультационный центр
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
В последние годы выросло широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи. Самым распространенным на сегодняшний день является фальсификация пищевых продуктов путем обмана потребителей относительно состава пищевых продуктов. С наибольшей частотой фальсифицируются оливковое масло, вино и другие алкогольные напитки, специи, чай, рыба, мед, молоко и молочные продукты, мясные и зерновые продукты, напитки на основе фруктовых соков, специи, кофе. При этом достаточно полные данные о частоте встречаемости фальсифицированной пищевой продукции отсутствуют не только в Российской Федерации, но и во всех развитых странах мира. Это обусловливается тем, что целью производителей и продавцов такой продукции является, прежде всего, получение экономической выгоды.
И если раньше на нашем рынке встречались фальсификаторы только отечественные или из стран СНГ, то теперь многие зарубежные фирмы выпускают фальсифицированную пищевую продукцию и продают ее на наших рынках.
В условиях государственного монополизма, у товара были такие свойства, как качество, потребительская ценность, стоимость, то в условиях свободных рыночных отношений у него появились новые свойства — конкурентоспособность и идентичность. А в последние годы, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свойство — глобальность.
Существуют различные способы фальсификации продукции, самый распространенный способ — количественная фальсификация- это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
Одним из важнейших факторов, способствующих здоровому питанию, правильному выбору пищевых продуктов потребителями, является маркировка пищевых продуктов. Требования к маркировке пищевой продукции регламентированы Техническим Регламентом ТС 005 «О безопасности упаковки». В соответствии с требованиями этого документа изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: Информация должна быть предоставлена непосредственно с пищевым продуктом текстом или маркировкой на упаковке (потребительском листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов). Текст и надписи в маркировке наносят на государственном, русском языках и могут быть продублированы на иностранных языках.
Информация, приводимая в тексте на упаковке, этикетке должна быть понимаемой, полной и достоверной. Маркировка потребительской упаковки должна включать следующие данные: — наименование предприятия — изготовителя, его подчиненность и товарный знак; — наименование продукции, сорт (при его наличии); — перечень основных компонентов; — масса нетто; — обозначение нормативной документации на продукт; — дата выработки, срок хранения, условия хранения (для скоропортящихся товаров); — информация о пищевой и энергетической ценности.
Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке страны — изготовителя. В случае направления продукции на экспорт- на языке той страны, куда предназначен продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора. Помимо текста маркировка потребительской упаковки имеет художественное оформление и условные обозначения. Условные обозначения касаются главным образом консервной продукции.
Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений, покупателя и производителя, последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.
Знание средств и способов фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в супермаркетах.
Немаловажно знать потребителю, что ранние арбузы и дыни могут нанести вред здоровью, июль – еще не сезон, для арбузов и дынь, лучше повременить хотя бы до середины августа. Для того, чтобы побыстрее довести незрелые плоды до товарного вида, их нередко обрабатывают нитратами.
Обработанные арбузы при разрезе имеют цвет мякоти интенсивно красный с фиолетовым оттенком, волокна, что идут от сердцевины к корочке от яркого до темного оттенков, поверхность среза гладкая, глянцевая. Чтобы убедиться, что арбуз не пригоден к употреблению, нужно кусочек мякоти арбуза растворить в стакане с водой. Если вода станет красной или розовой — такой арбуз не стоит есть. Если же арбуз хороший, вода просто помутнеет.
Спелая дыня имеет сильный дынный запах, исходящий от кожуры.
Звук при постукивании глухой. При нажиме на корку дыни с противоположной стороны от стебля, то у спелой поверхность поддается нажиму. Если же корка твердая, то дыня не успела дозреть.
Все полезные свойства бахчевых быстро могут исчезнуть при неправильном хранении и нарушении правил торговли. Так, например, по всем санитарным правилам в любых торговых точках, где торгуют бахчевыми культурами, арбузы должны лежать на товарных лотках. А место торговли обязательно должно быть огорожено и находиться под навесом. У продавцов же обязательно должна быть медицинская книжка. О происхождении арбуза можно узнать в сертификате соответствия реализуемого товара.
Приобретать бахчевые культуры у дорог не рекомендуется. Поскольку арбузы и дыни буквально за пару часов впитывают в себя тяжелые металлы автомобильных выхлопов.
В бахчевых культурах, приобретенных в июле вредных веществ, в том числе нитратов, содержится больше, чем в более поздних плодах. Лучшее время для покупки арбуза или дыни – конец лета, осень.
Источник
Лекция 5. Качественная и количественная фальсификация
1. Качественная фальсификация 2 Количественная фальсификация
1 Качественная фальсификация
Качественная фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непише-вых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей
Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации.
Способы качественной фальсификации: использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.
Эти способы и средства качественной фальсификации показаны на схеме 4
При мойке пшена кирпичный порошок легко смывался и оседал на дне. Фальсификация легко обнаруживалась путем растирания крупинок между ладонями, на которых оставался налет кирпичного порошка.
Приведенный способ фальсификации наносил потребителю моральный и материальный ущерб, но был достаточно безобиден с точки зрения безопасности для здоровья. Вместе с тем существуют и более опасные способы фальсификации. Например, в дореволюционной России для придания низкосортным кофейным зернам сероватого оттенка, свойственного высокоценным сортам, зерна промывали в воде с аммиаком или обрабатывали во вращающемся свинцовом барабане. Современный способ фальсификации кофе: для придания жареным кофейным зернам блестящей поверхности добавляют при жарке небольшое количество сливочного масла или маргарина.
Первые два способа фальсификации кофе опасны для здоровья, но в современных условиях благодаря сертификации соответствия по показателям безопасности они неприменимы и выявляются при сертификационных испытаниях. Обработка поверхности кофейных зерен маслом относительно безопасна, хотя обман с целью реализации низкокачественного товара по высоким ценам налицо. Однако если такой кофе хранится долго, то возможно прогоркание жира, находящегося на поверхности. Образующиеся перекиси, альдегиды и ке-тоны опасны для здоровья потребителя. Обнаружить фальсифицированный кофе можно по запаху прогорклого жира.
Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта, кофе натурального без кофеина. В последнем случае продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).
В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицированным продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации: безопасная для жизни и здоровья потребителя; и опасная.
При безопасной фальсификации потребителю наносится материальный и моральный ущерб, а при опасной — кроме того, вред жизни и здоровью. Поэтому для этих двух разновидностей фальсификации должны применяться разные меры административной и уголовной ответственности.
К качественной фальсификации следует отнести и пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных разновидностей качественной фальсификации.
Пересортица — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.
Так. вареная колбаса Отдельная 1-го сорта может быть реализована как Любительская, относящаяся к высшему сорту, кофе Робуста 1-го сорта — как Арабика высшего сорта
Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится лишь пересортица обусловленная субъективными причинами, что характерно для сырьевых и технологических принципов деления товаров на сорта Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.
Вместе с тем есть значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется. При этом снижаются и показатели качества, определяющие товарный сорт В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, но не являющаяся фальсификацией. Примером могут служить чай, сыр, сливочное масло, маргарин
2. Количественная фальсификация
Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допус-
тимые нормы отклонений.
В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта (схема 5).
Количественная фальсификация — один из наиболее древних способов обмана покупателя. Одна из заповедей пророка Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книга Ветхого завета. Каноны гл. 25). В другой заповеди Моисей говорит: «Да будут у вас весы верные, гири верные. » (там же, гл. 19).
Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду), или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.).
\ Неточные или фальшивые средства изм е р е н и й — наиболее распространенный способ количественной фальсификации. При этом используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб. Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.
Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.
^Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что при-
водит к недовесу, недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы на измерительных приборах.
В практике работы торговых организаций наиболее часто встречаются следующие нарушения работы с измерительными приборами:
неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или с подкладыванием под ножки посторонних предметов под углом зрения к покупателю);
проверка и настройка весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний;
применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);
недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора;
неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере (например, точность взвешивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей — от их расположения на жестком стандартном метре— накладыванием или набрасыванием);
установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку, или сверху, или снизу.
Количественная фальсификация при отпуске товаров получателю или продавцу достигается с помощью следующих разновидностей способов неправильных измерений товара:
отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;
отпуск по массе нетто с вычитанием из массы стандартной тары, указанной на маркировке;
применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании. Т) Отпуск товаров по массе брутто без учета массы упаковки чаще всего производится при взвешивании товара в торговой упаковке или развесного товара в дополнительной таре (корзинах, пластмассовых чашках и т.п.). Во избежание количественной фальсификации продавец обязан либо положить на противоположную площадку циферблатных весов упаковку из того же материала и того же размера (например, лист оберточной бумаги), либо вычесть из массы брутто предварительно завешенную упаковку или дополнительную тару.
У Отпуск товара по массе нетто свычитанием из массы брутто массы стандартной тары, указанной на маркировке, позволяет обмануть получателя или потребителя, если применяется утяжеленная тара (с более толстыми стенками, дополнительными приспособлениями). Например, при отпуске товаров в бочках и другой большегрузной таре, при количественной приемке товаров в транспортных средствах (вагонах, машинах и др.) путем взвешивания на железнодорожных или автомобильных весах без последующего перевешивания на складе. При этом в упаковку или транспортные средства могут быть вложены тяжелые предметы (камни, кирпичи и т.п.).
Этот вид фальсификации касается в основном торговых работников, но не исключена возможность обмана и потребителя, покупающего товар мелким оптом в производственной упаковке (например, при отпуске товара в мешках не учитывается масса последних до 0,5 кг). ^
I С применением дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвеш и в а н и и , можно столкнуться иногда на розничных торговых предприятиях. Известен особый прием, называемый «сухой лист», при котором в упаковку, которую складывают пополам, кладется плоский посторонний предмет определенной массы Покупатель не видит этот предмет, так как он находится между двумя листами упаковки. После окончания взвешивания продавец берет верхнюю половину упаковки с товаром, при этом
(сторонний утяжеляющий предмет падает около весов со стороны продавца.
Количественная фальсификация осуществляется на производстве — — при фасовке торов, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске по-•ебителю. В последнем случае государственные инспекторы классифицируют это как нару-ение правил торговли путем обвеса или обмера и налагают штрафы.
Источник