Наиболее продуктивный способ разрешения межличностного конфликта это

Доклад «Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов»
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов

Скачать:

Вложение Размер
doklad.odt 26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Основные инструменты разрешения межличностных конфликтов

Разрешение межличностных конфликтов

Основные модели переговоров и стили разрешения межличностных конфликтов

Предполагается следующий алгоритм разрешения межличностных конфликтов:

— определите причину и суть проблемы;

поговорить с каждым, кого затронул конфликт, обсудить мнения, плавно переходя к следующему пункту;

— выясните все желания и интересы участников;

— найдите все возможные решения, пытаясь не отказываться от других предложений и выделите самые лучшие варианты.

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором преодоления данной конфликтной ситуации.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

силовые стратегии: к ним относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.

другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.

третья форма ухода от конфликта — уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека, Эта группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

При разрешении межличностных конфликтов различаются две модели переговоров:

· модель «взаимных выгод»: возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.

· модель “уступок – сближения”: используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон.

В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе.

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены. Согласие же сторон относительно того или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именно поэтому переговорные стратегии — действительно конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов.

Выделяют пять других основных межличностных стилей разрешения конфликтов:

· уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему общения в другое русло. Уход как вариант исхода конфликта более всего свойствен психологическому типу «мыслителя», который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и «практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения.

· сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

· компромисс как открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытии) претензий.

· принуждение — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.

· решение проблемы: чтобы определить существо конфликта, его участники должны скоординировать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

Разрешение межличностных конфликтов невозможно без адекватности восприятия людьми происходящего, открытости их отношений и наличия атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Методы предупреждения межличностных конфликтов

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс предотвращения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципиальных, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении факторов конфликта и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

— знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;

— уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;

— глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

— степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся опасной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины теоретических знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает методы социально-психологического, организационно — управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.

3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности.

4. Метод взаимного дополнения, который предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами.

5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного партнера над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. Конечно, можно критиковать уравнительный метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального вознаграждения.

6. Последний из психологических способов предупреждения конфликтов заимствуется у специалистов по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют своих воспитанников за хорошо выполненные команды. Этот метод условно может быть назван методом психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Источник

Способы разрешения межличностных конфликтов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика наиболее распространенных способов разрешения межличностных конфликтов

Способы разрешения межличностных конфликтов – это совокупность вырабатываемых в конфликтологии приемов и действий, подлежащих применению на практике с целью наиболее оперативного и эффективного снятия социальной напряженности и разрешения межличностных конфликтов.

Среди наиболее распространенных способов разрешения социальных конфликтов, описываемых в литературе и активно применяемых индивидами в процессе участия в межличностных конфликтах (в том числе на интуитивном уровне), могут быть названы:

  • Тактика «сглаживания острых углов» – не отличающаяся достаточной эффективностью модель поведения в конфликте, при которой фактически не происходит устранения или разрешения причины межличностного конфликта, а используются механизмы устранения лишь ключевых проявлений конфликтного взаимодействия. В результате имеет место лишь мнимый выход из сложившейся ситуации, а эмоциональная напряженность между ее участниками, способа в будущем перерасти в новый, гораздо более интенсивный межличностный конфликт;
  • Способ поиска компромиссного решения путем частичного принятия условий, выдвигаемых оппонентом в межличностном конфликте. Данный способ разрешения конфликта отличается достаточно высокой эффективностью, однако может сопровождаться сохранением определенной напряженности, обусловленной тем, что каждая из сторон конфликта вынуждена идти на определенные уступки, и, соответственно, не получает в полной мере того, на что претендовала вступая в конфликт;
  • Принятие всех замечаний оппонента и взаимных претензий сторонами межличностного конфликта – наиболее оптимальный способ разрешения межличностных конфликтов, однако нечасто встречающийся на практике, поскольку в силу индивидуальных особенностей люди редко способны полностью понять интересы и мотивацию другой стороны;
  • Тактика подавления, в больше степени характерная для вертикальных межличтностных конфликтов, в рамках которых существуют отношения власти и подчинения между его участниками. Например, в рабочих коллективах, когда подчиненный работник, несмотря на существующие разногласия, вынужден полностью принять точку зрения оппонента

Стратегические и тактические способы разрешения межличностных конфликтов

В специальной литературе наряду с перечисленными выше способами разрешения межличностных конфликтов предлагается дифференцировать их в зависимости от содержания и направленности на стратегические и тактические.

Так, стратегические методы в большей степени подлежат применению в процессе разрешения межличностных конфликтов, складывающихся в крупных организациях внутри трудового коллектива, а также при разрешении явно деструктивных форм конфликтного взаимодействия. Примерами способов в рамках названной группы выступают: составления плана (прогноза) развития общественных отношений, внутри которых наблюдается социальная напряженность, информирование его участников о целях и текущем состоянии дел, например, внутри предприятия, применение методов снятия напряженности путем стимулирования и поощрения индивидов, формирования четких инструкций и указаний, выполнение которых позволит эффективно взаимодействовать без столкновения интересов разных сторон и т. д.

Готовые работы на аналогичную тему

В свою очередь тактические методы противодействия социальным конфликтам включают в себя тактики соперничества и приспособления, каждая из которых способна по-своему снимать социальную напряженность, а также методы уклонения, компромисса и сотрудничества, содержательно схожие с теми способами разрешения межличностных конфликтов, о которых было сказано выше.

Альтернативные подходы к классификации видов разрешения межличностных конфликтов

Помимо подходов обозначенных выше, в литературе, посвященной исследованию проблем конфликтологии и специфике межличностных конфликтов, описываются следующие способы их разрешения, дифференцированные в зависимости от содержания и направленности поведения сторон:

  • Уклонение от конфликта одной из сторон – стратегия, которая не может в полной мере признаваться способом разрешения межличностного конфликта, поскольку в таком случае наблюдается не попытка ее устранить, а лишь откладывание конфликта. Тем не менее, данная методика активно описывается в литературе и применяется на практике, поскольку имеет ряд положительных черт – уход позволяет получить дополнительное время для анализа ситуации, выработки аргументов в пользу своей позиции и прогнозирования поведения оппонента, что, в конечном итоге может поспособствовать более эффективному разрешению конфликта в будущем;
  • Конфронтация – способ поведения в условиях непримиримых противоречий сторон, при котором каждая из них безоговорочно настаивает на своем, не желая допустить любого рода уступок. В результате, чаще всего, конфликт заходит в тупик и его разрешение становится возможным исключительно с привлечением третьей независимой стороны – посредника;
  • Сотрудничество – наиболее сложный способ разрешения межличностных конфликтов, поскольку для его применения каждая из сторон должна быть готова и способна к взвешенному обсуждению позиций оппонента, выбору альтернативных вариантов будущего развития сложившейся ситуации при которых каждая из сторон в наибольшей степени получала бы выгоду;
  • Разрешения конфликта путем принуждения более слабой стороны конфликта к принятию точки зрения своего оппонента посредством подавления или игнорирования мнения слабой стороны. Несмотря на несовершенство обозначенного способа с точки зрения теории социального конфликта и необходимости снятия межличностной напряженности, в ряде случаев он может быть оправдан. Например, в ситуации недостатка времени для выработки альтернативного решения, в т. ч. в экстренных ситуациях, либо в условии отношений власти и подчинения.

Источник

Читайте также:  Способы применения диклофенака уколы
Оцените статью
Разные способы