Наиболее общее понятие обозначающее процесс приобретения человеком знаний любым доступным способом

Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность»

На сегодняшний день существует несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это — научение, учение, обучение.

Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то, чего не знал и (или) не умел раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Итак, выживание в основном зависит от способности к научению.

В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии (по крайней мере — в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) использовали этот термин и применительно к человеку.

Для лучшего понимания различий между научением, учением и обучением воспользуемся классификацией деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

Все деятельности, в которых человек приобретает опыт, можно разделить на две большие группы: деятельности, в которых познавательный эффект является побочным (дополнительным) продуктом и деятельности, в которых познавательный эффект является прямым ее продуктом.

Научение включает в себя приобретение опыта во всех видах деятельности вне зависимости от его характера. Кроме того, приобретение опыта как побочного продукта в зависимости от регулярности может быть в определенных видах деятельности стабильным, более-менее постоянным, а также — случайным, эпизодическим.

Приобретение опыта в качестве стабильного побочного продукта может происходить в процессе стихийного общения, в игре (если она не организуется взрослым специально с целью усвоения ребенком какого-либо вида опыта).

Во всех этих видах деятельности (игра, труд, общение, познание) опыт может приобретаться также в качестве случайного побочного продукта.

Вторую большую группу деятельностей, в которых человек приобретает Опыт, составляют такие их виды, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта.

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без постановки соответствующей цели. Среди них можно выделить такие типы: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Все они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цели — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце их процесса. При этом познавательный результат является единственным, рациональным оправданием затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем реально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: человек общается с другими или играет потому, что получает удовольствие от самого процесса общения или игры.

Помимо дидактической игры и стихийного общения приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается также в свободном наблюдении, в ходе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, спектаклей и пр.

Открытие или усвоение становятся одними из наиболее значимых критериев классификации видов познания. В свою очередь усвоение также предполагает два варианта:

  • когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения;
  • когда он выполняет лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми.

Последний вариант представляет для нас наибольший интерес, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учение.

Читайте также:  Способы обеспечения защитного слоя при бетонировании

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического ) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

Кроме того, понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.

Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы:
А.К. Маркова:

  • рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
  • обучение трактует с общепринятой точки зрения — как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
  • учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний, Н.Ф. Талызина придерживается существовавшей в советский период трактовки понятия «научение» — применение рассматриваемого понятия исключительно к животным; обучение рассматривается ею только как деятельность учителя по организации педагогического процесса, а учение — как деятельность ученика, включенного в учебный процесс.

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении.

Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием, овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека — с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.

Итак, научение/обучение/учение — это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации.

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является «научение». Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

Источник

Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:

А) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
В) П.Ф. Каптерев Г) П.П. Блонский

3. Основоположником русской педагогической психологии является:

А) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
В) П.Ф. Каптерев Г) П.П. Блонский

4. Деятельность Л.С. Выготского в области педагогической психологии связана с формированием такой области знания, как:

А) экспериментальная педагогика Б) педология
В) психопедагогика Г) теория воспитания .

5. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

А) комплексного подхода Б) деятельностного подхода
В) практической направленности на диагностику психического развития Г) кибернетического подхода

6. Третий этап развития педагогической психологии называется теоретическим в связи с тем, что в этот период:

А) исследования носили, в основном, теоретический характер

Б) В.В. Давыдов создал концепцию обучения, направленного на развитие теоретического мышления

В) были созданы теоретические психологические концепции учебно-воспитательного процесса

Г) активно развивалась теоретическая педагогика
7. Структура педагогической психологии включает все перечисленные разделы, кроме:

А) психологию воспитания Б) психологию школьника
В) психологию учителя Г) психологию обучения

8. Объект педагогической психологии — это:

А) закономерности обучения и воспитания Б) развивающийся человек и образовательный процесс
В) психологические новообразования. Г) методы обучения и воспитания

9. Выберите неверное определение предмета педагогической психологии:

А) предметом педагогической психологии являются факты, механизмы. закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности

Б) предметом педагогической психологии являются закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления

В) предметом педагогической психологии являются закономерности и своеобразие психического развития человека на разных этапах онтогенеза

Читайте также:  Для чего фиксируют мазок способы фиксации мазков

Г) предметом педагогической психологии являются закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития
10. Метод педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:

А) пилотажный эксперимент Б) формирующий эксперимент
В) констатирующий эксперимент Г) включенное наблюдение

11. Наиболее общее понятие, обозначающее процесс приобретения человеком знаний любым доступным способом:

А) обучение Б) учебная деятельность
В) научение Г) социализация

12. Учение — это процесс:

А) передачи знаний от старшего поколения к младшему

Б) групповой деятельности по усвоению знаний

В) взаимодействия учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков

Г) индивидуальной познавательной деятельности человека
13. Тип научения, при котором ситуация анализируется с учетом не только прошлого опыта, но и возможных последствий:

А) реактивное Б) оперантное
В) когнитивное Г) рефлексивное

14. К видам оперантного научения относится:

А) привыкание Б) инсайт
В) импринтинг Г) метод проб и ошибок

15. Зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта, согласно бихевиоризму, называется:

А) законом готовности Б) законом упражняемости
В) законом эффекта Г) законом плато в формировании навыка

16. Основной характеристикой учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:

А) выполнение конкретных учебных действий Б) наличие обратной связи
В) наличие учебно-познавательного мотива Г) наличие целевой установки

17. Из перечисленных компонентов к структуре целенаправленной учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину — В.В. Давыдову) относятся:

А) потребности Б) действия учителя по оценке учащегося
В) стиль педагогической деятельности Г) оценка результата учения школьником

18. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:

А) широкие познавательные мотивы Б) широкие социальные мотивы
В) учебно-познавательные мотивы Г) узко-личные мотивы

19. К содержательным характеристикам мотивов учения относятся все перечисленные, кроме:

А) устойчивость Б) самостоятельность возникновения
В) осознанность Г) обобщенность

20. Специфика учебной задачи как компонента учебной деятельности состоит в том, что при ее решении учащийся:

А) правильно выполняет поставленное задание

Б) овладевает общим способом решения целого класса однородных частных задач

В) овладевает способом решения поставленной конкретной задачи

Г) овладевает разными способами решения целого класса однородных частных задач
21 . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Психологические причины неуспеваемости школьников установлены:

А) Л.И. Божович Б) М.В. Матюхиной
В) А.К. Марковой Г) Н.А. Менчинской

22. Дидактогения — это:

А) положительное отношение учащегося к школе

Б) совокупность способностей личности, обеспечивающих успех в учебной деятельности

В) хроническая неуспеваемость ребенка в процессе обучения

Г) негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога
23. Заключительной стадией обучения сложным психомоторным навыкам является:

А) ассоциативная Б) когнитивная
В) латентная Г) автономная

24. Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал:

А) Л.С. Выготский Б) С.Л. Рубинштейн
В) Б.Г. Ананьев Г) Л.В. Занков

25. В основу развивающего обучения легло понятие:

А) научение Б) поэтапное формирование умственных действий
В) зона ближайшего развития Г) личностный смысл

26. Уровень актуального развития психики характеризуют:

А) обученность, обучаемость

Б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

В) самообучаемость. самовоспитуемость, саморазвиваемость

Г) обученность, воспитанность, развитость
27. К интеллектуальным теориям обучения не относится:

А) теория проблемного обучения

Б) теория общего психического развития Л.В. Занкова

В) теория содержательного обобщения В.В. Давыдова

Г) теория обучения как процесса управления накоплением знаний.
28. Главной целью традиционного обучения является:

А) формирование знаний, умений и навыков

Б) формирование способности и потребности в саморазвитии

В) формирование гражданского долга и чувства ответственности

Г) формирование и совершенствование интеллектуальных функций.
29. К характеристикам традиционного обучения относятся все нижеперечисленные, кроме:

А) основной результат обучения – сформированные знания, умения и навыки учащегося

Б) учебный процесс отличается жесткой регламентацией

В) основной тактикой общения является сотрудничество

Г) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности.
30. К характеристикам инновационного обучения относятся все нижеперечисленные, кроме:

А) целью обучения является развитие личности учащихся

Б) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности

В) основной тактикой общения является сотрудничество

Г) учитель широко использует активные методы обучения
31. Создателем теории поэтапного формирования умственных действий является:

Читайте также:  Способов защиты прав потребителей при покупке товаров
А) Л.И. Божович Б) Н.А. Менчинская
В) П.Я. Гальперин Г) Л.С. Выготский

32. Выберите из приведенных ниже последовательностей формирования умственных действий, по исследованиям П. Я. Гальперина, правильную:

А) 1. Создается ориентировочная или познавательная основа действия;

2. действие выполняется практически;

3. действие выполняется в плане проговаривания вслух;

4. действие выполняется в уме.

Б) 1. Действие выполняется практически;

2. переходит в план устной речи;

3. переходит в план внутренней речи;

4. вырабатывается ориентировочная основа действия.

В) 1. Действие выполняется в плане устной речи;

2. переходит в план внутренней речи;

3. создается ориентировочная основа;

4. осуществляется практически.

Г) 1. Действие выполняется в плане проговаривания вслух;

2. действие выполняется практически;

3. вырабатывается ориентировочная основа действия;

4. переходит в план внутренней речи.
33. Суть программированного обучения состоит в том, что:

А) используются различные обучающие машины и устройства

Б) основой являются утвержденные учебные программы

В) материал разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим

Г) оно направлено на развитие творческого мышления
34. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:

А) анализа ответов Б) повторения
В) упражнения Г) подкрепления

35. Тип обучения, который стимулирует осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности, приводящего к потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие:

А) программированное обучение Б) репродуктивное обучение
В) проблемное обучение Г) дифференцированное обучение

36. Высший уровень проблемного обучения характеризуется:

А) умением решать сложные задачи

Б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения

В) возникновением познавательной потребности

Г) быстрым темпом усвоения учебного материала
37. К основным психолого-педагогическим принципам системы обучения по Л.В. Занкову не относится:

А) принцип доступности обучения

Б) принцип развития всех учащихся

В) принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении

Г) принцип изучения программного материала в быстром темпе
38. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уро­вень трудности обучения определяется:

A) большим объемом учебного материала

Б) самостоятельным изучением учебного материала

B) познанием существенных связей явлений

Г) необходимостью запоминания большого количества информации
39. По мнению какого психолога, усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно предшествовать знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями:

А) М. В. Гамезо Б) А. В. Петровский
В) В. В. Давыдов Г) А. М. Матюшкин

40. По мнению В.В. Давыдова, научно-теоретический тип мышления характеризуется:

A) усвоением логических форм

Б) формированием содержательных обобщений

B) овладением большой суммой знаний

Г) умением четко излагать свои мысли
41. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:

А) личностный рост Б) воспитуемость
В) воспитанность Г) самовоспитание

42. Направление психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности основным воспитывающим фактором:

А) психоанализ Б) когнитивизм
В) гештальтпсихология Г) бихевиоризм

43. С позиции деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено прежде всего на:

А) волевую сферу личности Б) мотивационно-потребностную сферу личности
В) эмоциональную сферу личности Г) познавательную сферу личности

44. Представители гуманистической психологии считали, что воспитательное воздействие следует осуществлять, целенаправленно влияя на:

А) поведение воспитанника Б) среду, окружающую воспитанника
В) сознание воспитанника Г) систему мотивов воспитанника

45. Признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, признание ценности его личности, ее уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей составляет психологическую сущность такого принципа воспитания, как:

А) принцип субъектности Б) принцип объективности
В) принцип принятия Г) принцип ненасилия

46. Способ психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике воспитанника:

А) внушение Б) убеждение
В) эмоциональное заражение Г) подражание

47. К стихийным механизмам формирования личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер) относятся все нижеперечисленные, кроме:

А) принятие и освоение социальных ролей Б) идентификация
В) сдвиг мотива на цель Г) осознание себя

48. Основоположником теории коллективного воспитания считается:

A) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
B) А.С. Макаренко Г) А.В. Сухомлинский

49. Педагог является наиболее значимой фигурой для ребенка:

А) в дошкольном возрасте Б) в младшем школьном возрасте
В) в подростковом возрасте Г) в юношеском возрасте

50. В воспитательном плане наиболее эффективным считается:

Источник

Оцените статью
Разные способы