ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»
Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фразы (а, б, в) и выберите правильный ответ.
1. Голосовой аппарат — это:
а) центральная часть речевой функциональной системы;
б) периферическая часть речевой функциональной системы;
в) проводниковая часть речевой функциональной системы.
2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:
3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:
б) твердая атака;
в) придыхательная атака.
4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:
в) придаточные пазухи носа.
5. Рациональным способом дыхания принято считать:
в) нижнереберное и брюшное.
6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
8. Гортань в детском возрасте расположена:
а) на уровне IV—VI шейных позвонков;
б) на уровне IV—V шейных позвонков;
в) на уровне V—VII шейных позвонков.
9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:
а) неполное окостенение хрящей гортани;
б) слаборазвитые голосовые мышцы;
в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.
10. Высота звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
11. Сила звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:
а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);
б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);
в) голосовых складок.
13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдоголоса является:
а) уменьшение длительности звучания фразы;
б) понижение основного тона голоса;
в) носовой оттенок голоса.
14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяжелые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:
а) в срединном (медиальном) положении;
б) в боковом (латеральном) положении;
в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).
15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию двигательной функции гортани;
в) устранение носового оттенка голоса.
16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением голоса является:
б) истерическая афония;
17. Основным симптомом истерической афонии является:
а) понижение основного тона голоса;
б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;
18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психогенная) афония — это:
а) органическое периферическое нарушение голоса;
б) функциональное центральное нарушение голоса;
в) функциональное периферическое нарушение голоса.
19. Основным симптомом спастической дисфонии является:
а) напряженная, судорожная фонация;
б) увеличение времени максимальной фонации;
в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.
20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:
а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
б) включение заместительных механизмов фонации;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных нарушений голоса направлены на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:
а) декомпенсированной форме хронического ларингита;
б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;
в) компенсированной форме хронического ларингита.
23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:
а) увеличения силы выдоха;
б) увеличения возвратного импеданса;
в) напряжения мышц глотки.
24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:
б) слабость, утомляемость голоса;
в) трудности регуляции основного тона.
25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:
а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;
б) слабость, утомляемость голоса;
в) першение, кашель.
26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голоса могут быть:
а) нарушения функции эндокринной системы;
б) нарушения правил гигиены голоса;
в) заболевания верхних дыхательных путей.
27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:
28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:
а) повышенный уровень тревожности;
в) эмоциональная лабильность.
29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:
а) беседу с родителями;
б) осмотр оториноларинголога;
в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).
30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функции в детском возрасте является:
а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;
б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;
в) повышение голосовой нагрузки.
Ключ к тестовым заданиям
Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.
Номер вопроса | Варианты правильных ответов | |
А | Б | В |
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | + | |
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | + | |
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ |
Номер вопроса | Варианты правильных ответов | |
А | Б | В |
+ | ||
+ | ||
+ | + | |
+ | + | |
+ | ||
+ | ||
+ | ||
+ | + | |
+ | + | |
+ | + |
ЛИТЕРАТУРА
Агафонова Т.Д., Иванченко Г.Ф., Орлова О.С. Состояние психоэмоционального статуса при функциональных нарушениях голоса и корригирующая терапия. — М., 2002.
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. Логопедия ; методическое наследие: пособие для логопеда и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой. — Кн. 1. — М., 2003.
Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 2005.
Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М., 2002.
Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.
Вильсон Д, К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
ДайнякЛ. Б. Хронические ларингиты //Заболевания гортани у детей. — М., 1982.
Детский голос / под ред. В.И.Шацкой. — М., 1970.
Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2003.
Егоров A.M. Гигиена певца. — М., 1955.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг // «Мир медицины». — СПб., 2000.
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.
Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
Ермолаев В.Г., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. —Л., 1970.
Ермолаев В. Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. — Л., 1970.
Лаврова Е. В. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
Лаврова Е. В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата : дис. канд. пед. наук. — М., 1974.
Лаврова Е. В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани: методические рекомендации. — М., 1977.
Левидов И. И. Болезни голоса как результат нерационального его воспитания. — Л., 1933.
Логопедия: Методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизноситсльной стороны речи. — Ч. I: Нарушения голоса. Дислалия. — М., 2003.
Логопедия / под ред Л. С. Волковой. — М, 2001. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.
Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2005.
Орлова О. С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса : дис. канд. пед. наук. — М., 1985.
Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений голоса у людей речевых профессий : дис. д-ра пед. наук. — М, 1998.
Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада: учеб. пособие для пед. ин-тов. — Минск, 1986.
Работное Л. Д. Основы физиологии голоса певцов. — М., 1932.
Таптапова С. Л. Коррекционно-ледагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985.
Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ. — М„ 2003.
Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фонастении: автореф. канд. дис. — Л., 1964.
Шустер М. А. К проблеме заболеваний гортани у детей // Заболевания гортани у детей. — М., 1982.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методические основы диагностики и коррекции нарушений голоса
1.1. Фонопедия как раздел логопедии
1.2.Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления.
1.3. Акустические параметры голоса
1.4. Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции
1.5.Методы исследования строения и функций голосового аппарата
1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса
Глава 2. Функциональные нарушения голоса
2.1. Функциональные дисфонии и афонии
2.2. Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония
2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения
2.4. Функциональная афония
2.5. Коррекция функциональных дисфонии
Глава 3. Нарушения фонаторной функции органического характера
3.1. Органические нарушения голоса
3.2. Фонопедия при органически обусловленных нарушениях функции голосового аппарата
3.3.Дисфонии и афонии вследствие нарушений иннервации гортани. Нарушения голоса при периферических парезах и параличах гортани
3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани
3.5. Нарушения голоса при новообразованиях гортани
3.6. Восстановление голоса после хирургических вмешательств нагортани
3.7. Восстановление голоса после удаления гортани
3.8. Нарушения тембра голоса вследствие хирургического или травматического изменения анатомических структур гортани. Ринофония
Глава 4. Нарушения функционирования голосового аппарата у детей
4.1. Нарушения голоса у детей
4.2. Нарушения мутации
4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений
Г л а в а 5. Профессиональные нарушения голоса
Глава 6. Нарушения голоса при соматических заболеваниях
Приложение. Тестовые задания к курсу «Нарушения голоса»
Источник
Анатомо-физиологические и акустические основы голосообразования. Развитие и становление голоса в онтогенезе
Анатомо-физиологические и акустические основы голосообразования.
Развитие и становление голоса в онтогенезе.
1) Голос – это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными.
Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются с давних времен. Ученый средневековья Авиценна довольно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в фундаментальном труде «Канон врачебной науки». В 1024 г. им был написан специальный фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования. Развитие театрального искусства в 16 в. потребовало от актеров большой выносливости голоса. Голосовая патология проявлялась у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. Еще в 1600 г. медицинская литература называла дисфонию болезнью проповедников. В 1855 г. певцом и педагогом Мануэлем Гарсия был применен фарингоскоп, давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента начала свое развитие фониатрия. В России разработке основ фониатрии посвятили свои труды , , (1920-1940 г. г.), , (1940-50 г. г.).
В монографии «Основы фониатрии» значительное место занимают описания фонопедических мероприятий. Фонопедия – это воспитание навыков правильного голосоведения. Это педагогический процесс, который подчиняется дидактическим принципам и физиологии голосообразования. Изучение механизмов голосообразования позволили логопедам и врачам применять и разрабатывать фонопедические методики. Этим занимались , , их работы применяются на практике.
2) Известно, что в голосообразовании активное участие принимают диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа и его придаточные пазухи. Для правильного понимания сложного процесса голосообразования и его нарушений необходимо знание анатомии и физиологии перечисленных органов. Диафрагма, или грудобрюшная преграда, представляет собой мощную мышечно-сухожильную пластинку, которая отделяет грудную полость от брюшной. Диафрагма и межреберные мышцы принимают активное участие при вдыхании воздуха. Диафрагма сокращается, что способствует увеличению грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Затем воздух попадает в трахею, которая также участвует в проведении воздуха и голосоведении. Дальше воздух проходит в гортань. Гортань представляет собой часть дыхательной трубки. Она подвижно соединена с подъязычной костью и вместе с ней подвешена к нижней челюсти и основанию черепа. В результате этого во время разговора, глотания и глубокого дыхания гортань может подниматься и опускаться. Гортань — это сложный орган, состоящий из хрящей, мышц, связок и нервов. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. Полость гортани в разрезе напоминает собой форму песочных часов, наиболее узкая часть соответствует месту расположения голосовых связок. Они вместе с частью черпаловидных хрящей образуют голосовую щель, при вдохе имеющую форму треугольника. Область голосовых связок соответствует среднему отделу гортани. Голосовые складки могут менять свою длину, форму и т. д. Глотка, носоглотка, рот, нос и его придаточные пазухи в совокупности представляют собой резонатор, а легкие, бронхи и трахея – дыхательные меха. Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, однако он еще очень слаб и примитивен. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в так называемой надставной трубке, в которую входят глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором являются легкие и бронхи. Таким образом, в гортани образуется основной звук, речь же формируется в надставной трубке.
3) Возникающий в гортани звук характеризуется следующими акустическими признаками:
высотой голоса, которая зависит от частоты колебаний голосовых связок и регулируется их напряжением. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей; громкостью голоса, или его силой, которая регулируется произвольно и зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Сила голоса измеряется в децибелах; тембром, или окраской звука, что является характеристикой качества голоса. Тембр зависит от формы колебаний голосовых складок, числа и выраженности обертонов в определенном звуке, которые и придают голосу индивидуальность. Тембр зависит от возраста человека и от состояния надставной трубки (верхнего резонатора); диапазоном, т. е. количеством тонов которое дает голос. С возрастом диапазон постепенно увеличивается.
Резонанс – это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Условно выделяют резонаторы: верхний (надставная трубка) – обеспечивает чистоту и полётность голоса, разборчивость речи и грудной (грудная полость) – определяет мощь и силу звука.
Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Выделяют следующие типы дыхания: поверхностное, грудное и нижнереберное. Поверхностное – вдох-выдох совершается за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки. Грудное – вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Нижнереберно – диафрагмальное, при котором грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, — наиболее физиологично.
Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Различают три типа голосоподачи:
1. придыхательная, сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые связки. Голос звучит после легкого шума.
2. твердая атака – сначала смыкаются голосовые связки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания.
3. мягкая атака – момент смыкания голосовых связок и начало выдоха совпадают –это наилучший вариант.
Импеданс –это оптимальные условия для функционирования голосового аппарата, это установление взаимосвязанной системы колебаний резонаторов и голосовых связок.
4) Развитие детского голоса. Отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются:
1. диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
2.неравномерность и скачкообразность в процессе развития;
3.наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;
4.неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.
Развитие детского голоса условно делится на несколько этапов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный – 13-15 лет и послемутационный -15-19 дет. Голос дошкольников отличается от голоса новорожденных по диапазону (5-6 тонов), по высоте-дискант (высокий) и альтовый (низкий). При мутации альт может превратится в баритон или бас, а дискант в сопрано или меццо-сопрано. Это зависит от длины голосовых связок. У мужчин от 18 до 25 мм, у женщин от 14 до 21 мм. Формирование голоса зависит от многих факторов — конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида. Как правило, у людей крупного, высокого роста голос более низкий и сильный, но встречаются и исключения. Эндокринная сфера оказывает влияние на голос человека в течении всей жизни. Процесс окостенения гортани зависит от функций паращитовидных желез, который начинается с 20 лет, у мужчин заканчивается к 50 г., у женщин позже. Снижение функций половых желез с возрастом меняет голос: женский голос понижается, грубеет, а мужской теряет силу, повышается.
Хорошо известна зависимость голоса от психического состояния личности. При таких заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия, при умственной отсталости голос теряет звучность, нарушается его мелодика.
5) Мутация голоса (от лат. Изменение) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течении которого происходит переход детского во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно, голос меняется, постепенно теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность процесса от 2-3 мес. до 2-3- лет. Период мутации делят на три стадии: начальную, пиковую и конечную. Конечная закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. Начальная стадия –это лишь покраснение голосовых связок. Пиковая сопровождается гиперемией слизистой всей гортани. Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых связок. В этой стадии голос страдает более всего. Может появиться резкая охриплость, иссякаемость голоса, переходящая в шепот, частые срывы голоса, неожиданные переходы от низких звуков к высоким. В этих случаях особенно необходим щадящий режим. Наблюдение врача-фониатра, фонопедические упражнения при остро протекающей мутации проводить не рекомендуется. Необходимы покой, ограничение голосовой нагрузки. Полное молчание может быть рекомендовано лишь в редких случаях при сильном отеке гортани. Весьма полезны закаливание организма, дозированная физическая нагрузка, режим труда и отдыха.
6) Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной, т. к. голосовые перегрузки неблагоприятно влияют на развитие личности в целом. Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно – психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Число детей, имеющих измененный тембр голоса, от охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, не имеет тенденции к снижению. Кроме того, патологическое изменение голоса является симптомом в структуре таких речевых расстройств как дизартрия, ринолалия, заикание.
Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает её слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка.
Источник