Наиболее физиологичным способом подачи звука является какая атака
Название работы: Способы подачи голоса (Атака звука)
Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика
Описание: Способы подачи голоса (Атака звука). Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи — атака звука. Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную. Твердая атака — голосовая щель плотно замыкается перед началом звука.
Дата добавления: 2013-03-13
Размер файла: 26.5 KB
Работу скачали: 45 чел.
Способы подачи голоса (Атака звука).
Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи атака звука .
Различают три вида атаки: твердую, мягкую и придыхательную.
1) Твердая атака — голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2) Мягкая атака — голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
3) Придыхательная атака — при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожность, бессилие, трусости, изнеможения.
Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.
Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.
В процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.
Источник
Наиболее физиологичным способом подачи звука является какая атака
А.В. Покровский — Опора певческого голоса.
С певческим дыханием связан один из самых старых, широко распространенных и вместе с тем один из самых наименее расшифрованных терминов — так называемая певческая опора. Этот термин происходит от итальянского «поддерживать голос». Именно певческая опора придает голосу присущую ему большую силу, полетность, певческий тембр, а главное – неутомимость, то есть важнейшие профессиональные качества. При пении «без опоры» быстро спадают стенки грудной клетки, то есть выдох безудержный, форсированный, звук безжизненный, тусклый, часто без вибрато. При пении «на опоре» хорошо выражена высокая певческая форманта, голос яркий, звонкий, полетный, насыщенный обертонами.
Таким образом, певческая опора является особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, то есть его активным торможением, выражающимся в произвольном препятствии спаданию стенок грудной клетки. При этом ощущается как бы вдох во время фонационного выдоха (вдыхательная установка), но дыхание не запирается, а сдерживается. Мышцы дыхательного аппарата не должны быть скованы, дыхание не закрепощено. При создании ощущения опоры дыхания у поющего после вдоха и задержки дыхания выдох производится плавно, нижние ребра должны опадать постепенно, а не сразу, ощущение торможения сохраняется до конца выдоха, в результате создается экономия дыхания. Воздух выпускается не сразу, а постепенно и при фонации превращается в звук. Применение приема «задержки» создает ощущение «опоры дыхания», которое при сохранении его в последующем процессе пения в свою очередь создает условия для выработки «опоры звука».
Дыхание — один из главных моментов в пении, поэтому «опоры звука» не может быть без «опоры дыхания». Но ощущение «опоры звука» сам звук еще не определяет, так как звук на опоре может иметь различный характер: быть открытым, иметь атаку, артикуляцию и т.д. Для создания опоры звука необходимо после задержки дыхания опустить нижнюю челюсть и как бы поднять небную занавеску, что даст правильную форму надставной трубки. Звук станет более прикрытым и упругим, а атака — активной, без подъездов. «Опора звука» достигается взаимодействием всех частей голосового аппарата, т.е. дыханием, атакой, артикуляцией. Под чувством опоры голоса нужно понимать своеобразное ощущение, сопровождающее правильное «опертое» певческое голосообразование, правильную координацию в работе голосового аппарата, рождающую опертый звук. Чувство опоры у различных певцов выражается по-разному. Одни считают, что это своеобразное ощущение столба воздуха, поддерживаемого снизу мышцами живота и упирающегося в небный свод. Другие понимают под чувством опоры определенную степень напряжения выдыхательных мышц, подающих нужное воздушное давление голосовым связкам. Третьи – упор звука в передние зубы или небный свод.
В понятие опоры звука входят ощущения повышенного подсвязочного давления, напряженности дыхательных и гортанных мышц, резонаторные ощущения. Чувство опоры является существенным моментом пения, так как оно создает ощущение уверенности и удобства звукообразования. Фиксация вокалистом особенностей работы дыхательного аппарата в пении, умение анализировать свои дыхательные ощущения и по ним контролировать звукообразование – один из способов овладения певческим звуком.
Певческое дыхание развивается медленно, вместе с организацией частей певческого аппарата. Спокойный, умеренный по количеству, глубокий вдох, небольшая «задержка» дыхания перед звуковой атакой, плавная подача дыхания и умение верно его распределять – это основные принципы дыхания, которыми должны пользоваться учащиеся.Только строгая дисциплина и организованность дыхания даст в результате желаемую свободу и легкость в управлении им во время пения. Исполняя произведения, вокалисты должны искать те приемы, краски дыхания, которые соответствуют данному произведению.
Наиболее существенным является момент задержки дыхания. Обычное дыхание производится следующим образом: вдох – выдох – пауза. При певческом дыхании этот процесс изменяется: вдох – задержка – выдох — сброс дыхания. То есть именно перед выдохом (атакой звука) следует пауза, во время которой организм должен быть максимально активен, иначе звук будет вялым.
Задержка дыхания – это активная пауза. Производится она так: делается быстрый вдох, после чего воздух не выпускается сразу, а на мгновение задерживается в легких. Нижние ребра раздвинуты, диафрагма опущена, передняя стенка живота приготовлена для сокращения. Происходит как бы полная остановка процесса дыхания перед началом выдоха – моментом атаки звука. В это время идет борьба между волей и стремлением организма освободиться от переработанного воздуха. При этом дыхание находится во «вдыхательной установке», гортань, и органы надставной трубки свободны, не напряжены. На этой задержке следует атаковать звук, применяя атаку, которая в данном случае наиболее целесообразна и соответствует нужному звучанию. То состояние (координация), которое возникает при атаке, нужно сохранять на протяжении последующего звучания. Для этого нужно не ослаблять дыхание, не толкать, а поддерживать выдох плавно.Задержка дыхания активизирует весь дыхательный аппарат перед моментом звуковой атаки и создает у певца ощущение «опоры дыхания». Пауза между вдохом и выдохом (звуковой атакой) должна быть мгновенной, но важно помнить, что эта мгновенная «задержка» дыхания очень важна:
Задержка дыхания активизирует выдох.Устраняет потерю дыхания в начале фразы.Является моментом готовности, скоординированности всех органов, участвующих в звукообразовании.Является моментом фиксации вдыхательной установки.
http://www.studfiles.ru/preview/5439073/ Тема IX: Дыхание в хоровом исполнительстве.
Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие «опора дыхания» обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно — работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. «Борьба, происходящая во время звучания между давящим на вибрирующие связки воздухом и противодействующими этому давлению связками , и есть то, что должно называться опорой звука». Отсюда ясно, что опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата. Включение в голосообразование опоры дыхания, как было указано, связано с подъемом подскладочного давления. При этом возросшее подскладочное давление, рассуждая теоретически, вызывает ответное напряжение голосовых складок. При полной опоре дыхания это напряжение должно быть значительным и, казалось бы, должно привести к ощущению напряжения, усталости, затруднения в области работающей гортани. Но в действительности этого не происходит. Когда звук обретает опору, петь становится легче, напряжение с гортани снимается, голосообразование становится свободным, голос целиком подчиняется воле поющего, становится наиболее выразительным.
Подскладочному давлению противостоят не только одни голосовые складки. В полостях надскладочного пространства в зависимости от их изменяющегося размера, различного рода сужений и препятствий по ходу звуковых волн (от сужения входа в гортань, положения надгортанника, языка и мягкого нёба) образуется надскладочное давление, так называемое акустическое сопротивление, известное в физике как импеданс.
Особое значение в возникновении акустического сопротивления имеет феномен сужения входа в гортань, описанный Л. Б. Дмитриевым: «Сужение входа в гортань, столь четко выраженное у хороших певцов, обеспечивает возникновение акустического сопротивления в надсвязочной полости гортани». Это акустическое сопротивление облегчает фазу смыкания голосовых складок, снимает часть нагрузки с голосовых мышц в. преодолении ими подскладочного давления, дает возможность певцу более полно использовать голосовые возможности гортани, выявить специфические певческие качества тембра голоса, снижает утомляемость в процессе пения и является причиной незначительной траты дыхания при правильном певческом голосообразова-нии. «В этом случае дыхание удерживается не только голосовыми связками , но и силой этого сопротивления». Итак, опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания и надставной трубы. Иначе, певческая опора — это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата.
Источник
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Многие хронические заболевания органов и систем, не входящих в состав голосового аппарата, могут стать причиной неполноценности его функционирования даже в случае отсутствия каких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболевания легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.
Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за нарушения способности диафрагмы двигаться нормально. При появлении даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голоса, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в гортани даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симптомы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения акустических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при небольшом первичном очаге.
Нередко нарушения голоса являются только симптомом какого-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено изменений со стороны голосового аппарата, его необходимо подвергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, например, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки.
Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека.
Голосовые расстройства у девочек в период полового созревания сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые расстройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится тусклым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевыми профессиями следует ограничить речевую нагрузку.
При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестагена — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исключения подобных осложнений применение этих препаратов должно ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их прием, так как на более поздних стадиях изменения могут стать необратимыми.
В последние годы при некоторых инфекционных и других заболеваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — нерабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голоса, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата.
Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уровня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются быстрая утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диапазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится приглушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдается студневидный отек голосовых складок. Для этих больных характерны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей.
При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увеличением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства проявляются быстрыми периодическими изменениями высоты и тембра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани.
Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюдаются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усиливающиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стягивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки разговорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухолях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появляется голос, похожий на мужской, происходит значительное сужение диапазона.
Таким образом, если у больных с гормональными нарушениями возникает дисфония, применение ингаляций и других физиотерапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказывается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса.
В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловажную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шейный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодистрофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгенологическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дисфагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быструю утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболевания характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жевательной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном лечении голосовые расстройства быстро исчезают.
Совокупность изложенных факторов предопределяет необходимость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицинских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, имеющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акустических свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических процессов.
Вопросы и задания
1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства
2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях?
3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гормонального происхождения.
4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»
Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фразы (а, б, в) и выберите правильный ответ.
1. Голосовой аппарат — это:
а) центральная часть речевой функциональной системы;
б) периферическая часть речевой функциональной системы;
в) проводниковая часть речевой функциональной системы.
2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:
3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:
б) твердая атака;
в) придыхательная атака.
4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:
в) придаточные пазухи носа.
5. Рациональным способом дыхания принято считать:
в) нижнереберное и брюшное.
6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
8. Гортань в детском возрасте расположена:
а) на уровне IV—VI шейных позвонков;
б) на уровне IV—V шейных позвонков;
в) на уровне V—VII шейных позвонков.
9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:
а) неполное окостенение хрящей гортани;
б) слаборазвитые голосовые мышцы;
в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.
10. Высота звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
11. Сила звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:
а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);
б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);
в) голосовых складок.
13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдоголоса является:
а) уменьшение длительности звучания фразы;
б) понижение основного тона голоса;
в) носовой оттенок голоса.
14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяжелые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:
а) в срединном (медиальном) положении;
б) в боковом (латеральном) положении;
в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).
15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию двигательной функции гортани;
в) устранение носового оттенка голоса.
16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением голоса является:
б) истерическая афония;
17. Основным симптомом истерической афонии является:
а) понижение основного тона голоса;
б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;
18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психогенная) афония — это:
а) органическое периферическое нарушение голоса;
б) функциональное центральное нарушение голоса;
в) функциональное периферическое нарушение голоса.
19. Основным симптомом спастической дисфонии является:
а) напряженная, судорожная фонация;
б) увеличение времени максимальной фонации;
в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.
20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:
а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
б) включение заместительных механизмов фонации;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных нарушений голоса направлены на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:
а) декомпенсированной форме хронического ларингита;
б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;
в) компенсированной форме хронического ларингита.
23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:
а) увеличения силы выдоха;
б) увеличения возвратного импеданса;
в) напряжения мышц глотки.
24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:
б) слабость, утомляемость голоса;
в) трудности регуляции основного тона.
25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:
а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;
б) слабость, утомляемость голоса;
в) першение, кашель.
26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голоса могут быть:
а) нарушения функции эндокринной системы;
б) нарушения правил гигиены голоса;
в) заболевания верхних дыхательных путей.
27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:
28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:
а) повышенный уровень тревожности;
в) эмоциональная лабильность.
29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:
а) беседу с родителями;
б) осмотр оториноларинголога;
в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).
30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функции в детском возрасте является:
а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;
б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;
в) повышение голосовой нагрузки.
Ключ к тестовым заданиям
Сопоставление ваших ответов с данной таблицей позволит понять, насколько правильным было ваше суждение.
Номер вопроса | Варианты правильных ответов |
Номер вопроса | Варианты правильных ответов |