Тема 8. Обучение и воспитание: принципы и методы
1. Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинар;
2. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ позволяет реализовать принцип: наглядности;
3. Учет возрастных особенностей учащихся при выборе содержания и методов обучения является примером реализации принципа … доступности обучения;
4. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется: учебником.
5. К дополнительным образовательным учреждениям относятся: музыкальные и художественные школы, дома детского творчества;
6. Наиболее экономичным способом передачи учебной информации, при котором материал излагается концентрировано и логично, является: лекция;
7. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется: семинар;
8. К словесным методам обучения относятся: беседа, рассказ, лекция, объяснение;
9. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется: лабораторной работой.
10. Задание стандартизованной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала, называется: тест;
11. Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна: семинару.
12. Форма обучения, предусматривающая углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся, называется: факультативом;
13. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью: производственной практики;
14. Затраты времени, режим и продолжительность не регламентируются и зависят от способностей обучающегося и конкретных условий при выполнении … домашней работы;
15. Формирование качеств личности, отвечающих требованиям общественной морали, составляет цель … нравственного воспитания;
16. В основе нравственного воспитания лежат: общечеловеческие ценности;
17. Сознательная деятельность человека по совершенствованию себя как личности называется: самовоспитанием;
18. Формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства составляет цель … эстетическоговоспитания;
19. Развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя составляет цель … умственного воспитания;
20. Развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам труда составляет цель … трудовоговоспитания;
21. Знание и соблюдение основ здорового образа жизни составляет сущность … физического воспитания;
22. Наказание относится к группе методов: стимулирования;
23. Поощрение относится к группе методов: стимулирования;
24. Поощрение как метод педагогического воздействия – это: выражение положительной оценки действий воспитанников;
25. Упражнение относится к методам: организации деятельности и опыта ученика;
26. К методам стимулирования и мотивации воспитанника относятся: поощрение, наказание, соревнование;
27. Приказания, указания, инструкции относятся к: прямым педагогическим требованиям;
28. Просьба, совет, намек относятся к: косвенным педагогическим требованиям;
29. Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу: примера;
30. Принципы педагогического процесса определяются как: система основных требований к обучению и воспитанию;
31. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в училище и профессиональной школе, называется: преподавателем;
32. Использование в педагогическом процессе практических методов обучения способствует реализации принципа: формирования в единстве знаний и умений;
33. Правильная организация количества и периодичности упражнений, учет индивидуальных различий учеников, структурирование содержания, выделение главного, обозначение логических связей, систематичный контроль – правила реализации принципа: прочности.
34. Закономерности педагогического процесса определяются как: объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями;
Источник
Тема 3.2. Формы организации обучения Контрольные вопросы
1. Дайте философское определение формы.
Форма определяется в философии как внутренняя организация содержания, охватывающая систему устойчивых связей предмета (содержание представляет единство всех элементов, составляющих объект – его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма – способ существования и выражения содержания).
2. Дайте определение понятия «организационная форма обучения»
Специальная конструкция процесса обучения процесса обучения, которым является взаимодействие учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом (внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме).
3. Что такое «организационная система обучения»?
Совокупность форм обучения, объединенных по признаку особенностей взаимодействия обучающихся и учителя по поводу освоения учебного материала.
4. Назовите функции организационной системы обучения
Обучающая, воспитательная, развивающая; интегрирующая, систематизирующая, структурирующая, координирующая, стимулирующая.
5. Перечислите исторически сформировавшиеся системы организации обучения
Индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская
6. По каким критериям различаются данные организационные системы обучения?
1) количественный состав обучающихся;
2) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации деятельности обучающихся,
3) степень их самостоятельности и специфика руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
7. Назовите достоинства и недостатки системы индивидуального обучения
Достоинства: осуществление обучения с учетом индивидуальных способностей и темпа усвоения учебного материала.
Недостатки: малое количество обучаемых одним учителем, невозможность организации взаимодействия обучающихся.
8. Кем была научно обоснована классно-урочная система обучения?
9. Назовите достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
Достоинства: организационная упорядоченность, системное и последовательное овладение учебным материалом.
Недостатки: излишняя регламентация процесса обучения; ограниченные возможности в организации коллективного взаимодействия обучающихся; сложность учета индивидуальных способностей и темпа усвоения учебного материала.
10. Где и когда возникла Белл-ланкастерская система обучения, что было основной причиной ее появления?
В начале 19 века, в Англии, в связи с необходимостью массового обучения грамоте — элементарным умениям счета, чтения, письма.
11. Каковы достоинства и недостатки Белл-ланкастерской системы обучения?
Достоинства: более быстрое овладение начальными навыками письма и счета; возможность взаимного обучения.
Недостатки: стандартизированность обучения, механическое заучивание; схематические и недостаточные для дальнейшего обучения знания; низкая эффективность взаимного обучения.
12. Какая форма организации обучения была создана в начале 20 века в США Е.Паркхерст, Джоном и Эвелиной Дьюи?
13. В чем состояли достоинства и недостатки Дальтон-плана?
Достоинства: возможность индивидуального темпа обучения; приучение к самостоятельности, развитие инициативы, побуждение к поиску рациональных методов учебной работы; воспитание ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязательствами (контрактом).
Недостатки: крайняя индивидуализация; пассивная позиция учителя не обеспечивающая систематичности знаний и надлежащего контроля за ходом научения.
14. В чем отличие бригадно-лабораторной организации обучения от Дальтон-плана?
Включение индивидуальной деятельности обучающегося в коллективную работу «бригады» (звена, класса).
15. Назовите достоинства и недостатки бригадно-лабораторной организации обучения
Достоинства: развитие самостоятельности, субъектной позиции в учении; формирование способностей к совместной деятельности в малых группах, навыков самоорганизации.
Недостатки: отсутствие индивидуального учёта труда каждого ученика; умаление роли учителя; переоценка возможностей учащихся в самостоятельном добывании знаний.
16. В чем состояло усовершенствование бригадно-лабораторной формы организации в «методе проектов»?
Возможности педагогического руководства групповой (коллективной) деятельностью обучающихся.
17. Назовите составляющие трехмерной модели видов организационных форм обучения
Общие Внешние Внутренние
18. По какому основанию выделяют общие организационные формы обучения?
По основанию особенностей взаимодействия участников учебного процесса:
19. Назовите виды групповых форм обучения
Звеньевая, бригадная, кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая формы
20. В чем состоит главный признак коллективных форм организации учебной деятельности?
Включение обучающихся в личностно значимого для каждого участника коллективное творческое дело (реализация в совместной деятельности значимой для всех общей цели).
21. По какому основанию выделяют внешние организационные формы обучения?
По основанию решения целей образования и систематичности их использования:
3) вспомогательные – факультатив, кружок, клуб.
22. Назовите основные организационные формы обучения:
23. Назовите дополнительные организационные формы обучения:
– дополнительные занятия, консультация, самостоятельная работа, учебная конференция, игра, учебная экскурсия;
24. Назовите основные вспомогательные формы обучения:
– факультатив, кружок, клуб .
25. По какому основанию выделяют внутренние организационные формы обучения?
— по основанию доминирующей цели обучения
26. Назовите внутренние организационные формы обучения:
— занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков;
— занятие по обобщению и систематизации знаний, занятия по практическому применению знаний;
— комбинированная форма организации занятий, занятие по контролю знаний, умений и навыков.
27. Назовите специфические признаки урока как основной формы школьного обучения
— постоянная группа учащихся;
— руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
— овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
28. Перечислите основные типы уроков
Комбинированные, или смешанные, вводные уроки, обобщения, систематизации знаний, закрепления знаний, умений, навыков; уроки контроля уровня усвоения знаний, умений, навыков.
29. С какой из групп организационных форм обучения соотносится типология урока?
— с группой внутренних организационных форм обучения
30. Назовите структурные составляющие учебного занятия
Организационная, основная, заключительная части.
31. Какова структура основной части комбинированного урока?
-проверка домашней работы и опрос учащихся;
-изучение нового материала;
-первичная проверка усвоения;
-закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
-повторение ранее изученного в виде беседы;
— проверка и оценка знаний учащихся;
32. Как называется урок, основным содержанием которого является повторное осмысление ранее приобретенных знаний, их более прочное усвоение?
33. Обязательными элементами любого типа уроков являются …
-организационный момент и подведение итогов
34. Основной дидактической целью консультации является …
-ликвидация пробелов в знаниях учащихся
35. Наиболее распространенным типом урока в практике начального школьного обучения является…
36. Чем отличаются тип и вид урока?
Тип урока определяется его основной дидактической целью, а вид – основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
37. Как называется форма обучения, предусматривающая углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся?
1. Каковы основные формы организации учебных занятий в лекционно-семинарской системе?
Лекция, семинар, практическое занятие.
2. Назовите условия эффективности применения лекционно-семинарской системы организации обучения
Обучающиеся уже имеют опыт учебно-познавательной деятельности, у них сформырована устойчивая познавательная мотивация и основные общеучебные умения, и прежде всего, умение самостоятельного приобретения знаний.
3. Наиболее экономичным способом монологической передачи учебной информации, при котором учебный материал излагается последовательно, концентрировано и логично, является …
4. Какова основная функция лекционной формы учебных занятий
5. Назовите виды лекций по месту в учебном курсе
Вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая.
6. Назовите виды лекций по способам подачи учебного материала
Информационные, проблемные, дискуссии, полиалоги, бинарные, визуализации, консультации, конференции.
7. Перечислите основные требования к лекции
Соответствие структуры, содержания, методов подачи учебного материала поставленным целям; доступность и системность изложения; использование приемов мотивации обучающихся к учебной деятельности, активизации их внимания, памяти, мыслительной деятельности; выбор преподавателем адекватного стиля общения и поведения; применение наглядных средств обучения.
8. Какие уровни освоения учебного материала преобладают на лекции?
9. Учебное занятие в форме коллективной дискуссии и обсуждения докладов и рефератов называется …
10. Чем характеризуется семинар как организационная форма учебных занятий?
Семинар – это групповая форма теоретического обучения, которая применяется для освоения наиболее сложных тем учебной программы, для расширения и углубления их содержания в процессе обсуждения заранее поставленных вопросов при интенсивной самостоятельной работе обучающихся.
11. В чем состоит сущность семинарских занятий?
В коллективном обсуждении вопросов по заранее предложенному плану, сообщений, рефератов, докладов, самостоятельно подготовленных обучающимися при консультативной помощи преподавателя.
12. Какие уровни освоения учебного материала предполагаются на семинарском занятии?
Понимания, анализа, синтеза, оценки.
13. Форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе применения теоретических знаний на практике называется…
14. В чем специфика практических занятий?
Практические занятия — это занятия, проводимые в стенах самого учебного заведения или в местах практики с основными целями: научить обучающихся применять теоретические знания; формировать навыки профессиональной деятельности; развивать психические познавательные процессы.
15. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью …
16. Перечислите формы обучения в вузе, активизирующие деятельность обучающихся на семинарских занятиях.
Межпредметные. Проблемные. Тематические. Ориентационные. Системные.
Источник