Наиболее эффективный способ развития слухо моторных координаций

Конспект урока по теме «Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук».
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект занятия по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов». Раздел: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия по психомоторике 20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Раздел: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Тема: развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.

Цель: развитие слухомоторных координаций и выработка неречевых слуховых образов в процессе выполнения упражнений на развитие и коррекцию слухового восприятия.

— коррекция познавательных процессов на основе выполнения упражнений.

— развивать умение прислушиваться, определять направление звука в пространстве;

— развивать словарный запас учащихся.

— формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе. Материалы и оборудование: карточки с изображением органов чувств, колокольчик, шарф, коробки с различным наполнением, бумага, ножницы, стакан с водой, ложка, ключи.

Цель: психологический настрой на занятие.

Здравствуйте, гости! (Повернуться к гостям и кивнуть им).

Доброе утро! Начинаем занятие. Давайте улыбнемся друг другу и передадим улыбку по кругу, подарите свои улыбки друг другу.

Все помнят правила работы на занятии? Напомните их мне, пожалуйста!

— отвечать, подняв руку;

— обращаться к друг другу только по имени.

Приветствуют гостей. Дети, держась за руки улыбаются друг другу

-нацеливание на успешную деятельность

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения.

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель −ученик, ученик – ученик)

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,

2. Введение в тему занятия.

Цель: актуализация знаний учащихся; определить цель деятельности на занятии под руководством учителя

Мы знаем, что у нас есть разные органы чувств, это…(глаза, нос, язык, руки и уши Органы чувств человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:

— орган зрения – глаза;

— орган слуха – уши;

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные: умение осознанно выполнять задание.

-вступать в контакт и работать в коллективе.

Основная часть. Выполнение упражнений.

Коррекция и развитие слухового восприятия.

— выполнять учебные задания в соответствии с целью;

— адекватно взаимодействовать в группе;

— оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

Упражнение1 «Что слышно»

-развивать умение прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит.

Упражнение 2 «Шумящие коробочки».

Задача: развивать умение прислушиваться и различать шумы по громкости.

Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: учащимся предлагается проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом.

Упражнение 3 «Где позвонили»

развивать умение прислушиваться и определять дальность звука.

учащиеся стоят в разных местах кабинета, выбирается водящий. Ему завязывают глаза и предлагают угадать, где позвонили и показать направление рукой.

Упражнение 4 «Повтори»

Развивать умение прислушиваться и запоминать серию звуков.

Педагог производит серию звуков.

  • Два хлопка, два щелчка языком, один хлопок по парте;
  • Один щелчок языком, два хлопка по парте, три хлопка в ладони;
  • Один хлопок по парте, два щелчка языком, два притопа ногой.
  • Два хлопка в ладоши, три хлопка по парте.

Упражнение 5 «Кто позвал тебя, скажи»

Определить по голосу зовущего и определить направление звука в пространстве.

Водящему завязывают глаза, остальные учащиеся стоят вокруг него и по команде педагога издают звуки различной громкости (кукарекают, лают, мяукают и.д.)

Упражнение 6 «Узнай по звуку»

Развивать умение прислушиваться и определять источник звука.

Содержание: педагог предлагает учащимся определить, что они слышат.

  • Звук льющейся воды из стакана в стакан;
  • Шуршание бумагой;
  • Звук упавшего на стол ключа;
  • Разрезание бумаги ножницами;
  • Стук ложечки о стенки стакана;
  • Хлопок в ладони;
  • Стук ложками друг о друга.

Каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Дети выполняют задание по инструкции педагога.

Источник

Игры на развитие слухо-моторной координации

Елена Каленова
Игры на развитие слухо-моторной координации

Дети бегают по залу. На сигнал «Замри» ребёнок останавливается и замирает. На сигнал «Побежали» — снова бежит. Сигнал может быть словесный,музыкальный: дети бегают под музыку. По окончании музыки – замирают. Для усложнения можно ввести счёт: после остановки взрослый считает до трёх. После слова «три» ребёнок убегает.

Дети идут по залу. На один хлопок прыгают, на два – бегут.Усложнение: ввести 3-4 движения (на три хлопка останавливаются).

«Ой, стой, шагом марш!»

Дети идут свободно по залу. На сигнал «Ой!» — бегут, «Стой!» — останавливаются, «Шагом марш!» — идут.Усложнение: на сигнал «Шагом марш!» дети должны встать друг за другом и найти своё место.

Дети изображают птицу. На сигнал «День» — птица летает, на сигнал «Ночь» — останавливается.

1) На сигнал «Ночь» предложить встать на одну ногу

2) На сигнал «Ночь» стоять с закрытыми глазами

«Деревья, кусты, трава»

Дети стоят в кругу. На сигнал «Деревья» — встать руки вверх. На сигнал «Кусты» — руки в стороны. На сигнал «Трава» — присесть.

1) Воспитатель говорит одно, а показывает другое;

2) Выполнять с закрытыми глазами

«Делай то, что говорю, а не то, что показываю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что нужно делать то, что он говорит, но не делать, что он показывает. Например,воспитатель говорит: «руки вверх», а сам делает в стороны. Дети должны поднять руки вверх.

Дети – это зайчики. Под музыку зайчики прыгают на двух ногах, с окончанием музыки – замирают.

Усложнение:введение дополнительного сигнала: под одну музыку прыгают, под другую бегают, с окончанием музыки – замирают.

«Быстрее, ещё быстрее»

Дети двигаются друг за другом. Воспитатель даёт сигнал: «Быстрее» — дети двигаются ещё быстрее, «медленнее» — значит, медленнее, «Ещё медленнее» — дети замедляют движение. Можно использовать как в ходьбе, так и в беге.

Водящему завязывают глаза. У детей колокольчики. Когда ребёнок двигается, он звенит колокольчиком, а когда стоит – не звенит.

Под музыку дети бегают по залу, с окончанием музыки замирают в выбранной позе. Взрослый спрашивает, в кого ребёнок превратился.Усложнение: взрослый даёт тему: сказочные фигуры, лесная и т. д.

«Слушай и показывай»

Взрослый называет части тела, а ребёнок показывает.Усложнение: быстрый темп.

Дети должны запомнить своё место в зале, стоят врассыпную. На один хлопок – разбегаются, на два – встают на свои места.

1) взрослый меняет ориентиры, например обручи;

2) увеличение времени бега.

Дети идут друг за другом:

Вышли дети погулять

Друг за другом мы пойдём

На полянку попадём

Взрослый вводит сигналы «Разбежались» — дети разбегаются, «Стоп» — останавливаются, «Друг за другом» — строятся друг за другом.

Усложнение: увеличение количества сигналов от 3 до 8.Например: 2 хлопка – бежим в обратную сторону, «Птица» — бегут, волнообразные движения рук вверх и вниз, «Котята» — ползут на четвереньках.

«Угадай и изобрази»

Воспитатель говорит, что нужно угадать животное и изобразить его. «Ав! Ав!» — дети изображают собаку, «Ква!» — лягушку, «Шшш-шшш» — змею, «Чик-чирик!» — птицу.Усложнение: загадки про животных.

Дети – маленькие льдинки – они под музыку свободно бегают по залу. На сигнал (хлопок) — объединяются в скульптурные группы.

Дети двигаются по залу. На сигнал воспитателя, дети объединяются в пары той частью тела, которую назвал воспитатель.Например: правая ладонь, левое колено.

Дети маршируют друг за другом под музыку. Впереди идёт командир. Когда командир хлопнет в ладоши, последний ребёнок должен остановиться.

Эти игры способствуют развитию у детей внимания, пространственной памяти, слухо-моторных координаций, быстроты реакции. Помогают лучше ориентироваться в окружающем пространстве, схеме своего тела, помогают снять телесное напряжение.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Дидактическая игра «Рыбалка» Цель: развитие координации движения, развитие ловкости, внимания, усидчивости. Как известно каждый ребенок мечтает взять удочки и отправиться на настоящую рыбалку вместе с папой, или другими членами семьи. И даже если.

Игровая деятельность в развитии моторной координации детей второй младшей группы. Мы работаем в саду общеразвивающего вида с детьми 4 лет, вторая младшая группа. И обратили внимание, что моторика некоторых детей сильно.

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии Тукиш Татьяна Федоровна Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное.

Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук Значение игр для детей среднего дошкольного возраста Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики.

Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей.

Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей. Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении.

Развитие у детей 6–7 лет координации движений посредством степ-аэробики В период дошкольного детства происходит изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические качества,.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Тема: Развитие зрительно-моторной координации. (младшая группа) Программное содержание: Развивать мелкую моторику и координацию рук, учить детей зрительно обследовать предмет. Воспитывать активность,.

Источник

Почему возникают трудности при освоении детьми чтения, письма и счета

Обеспечим успешность подготовки к школе: пусть руки делают то, что видят глаза и слышат уши!

Всем родителям известно, что подготовка к школе необходима. И это не только освоение ребенком чтения, письма и счета.

Есть один секрет, зная который, можно помочь дошколенку или младшему школьнику преодолеть трудности: развивайте сенсомоторную координацию. Звучит не очень понятно? На деле всё просто! Расскажем и покажем на примере упражнений, как обеспечить успешность подготовки к школе: пусть руки делают то, что видят глаза и слышат уши!

Успешность школьного обучения зависит от многих факторов: мотивации, готовности, способностей. Подготавливая ребенка к школе, мы учим его читать и писать, развиваем мелкую моторику и память.

Но мало кто знает, что для младшего школьника большое значение имеет четкая согласованность между тем, что ребенок видит и слышит и тем, что он делает. Это явление называется координацией в системах: «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука» или сенсомоторной координацией.

Именно сенсомоторная координация будет играть решающую роль в освоении навыков чтения, письма и счетной деятельности.

Проблемы в координации вызовут трудности школьного обучения: низкая техника чтения, ошибки при письме, плохой почерк, проблемы в освоении математики. Если у вас старший дошкольник или младший школьник, то вам просто необходимо уделить внимание этому вопросу.

Игры на пороге школы

Что такое интегративные функции

Для многих родителей готовность детей к школе заключается в формировании определенных знаний и навыков, таких как счет, чтение, знания об окружающем мире. Однако наличие умений и знаний не гарантирует успешности школьного обучения, если при этом недостаточно развиты определенные функции, называемые интегративными.

Интегративные функции – это подчинение действий (движений) той информации, которую получают анализаторы. Например:

— рука пишет в тетради то, что видит глаз;

— мы пишем то, что слышим (пишем под диктовку);

— видим букву, и наш язык точно занимает нужное положение, чтобы ее назвать;

— перекладываем предметы и при этом называем нужное числительное.

Мы даже не подозреваем, что внутри нас постоянно проходит координация деятельности анализаторов и моторики. Интеграция – объединение, единство.

К интегративным функциям относят:

— зрительно-моторную координацию: система «глаз-рука»;

— слухо-моторную координацию: система «ухо-рука»;

— зрительно-слухо-моторную координацию: система «ухо-глаз-рука»;

Сформированность этих функций во многом определит школьную успешность.

Развить эти функции несложно!

Вредные советы мамам первоклассников

Мы подготовили мамам первоклассников 10 рекомендаций, которые сделают адаптацию ребенка к школе максимально сложной.

Развитие зрительно-моторной координации

Зрение позволяет человеку исследовать окружающий мир и контролировать собственные действия. Система «глаз-рука» означает: глаз видит, рука выполняет.

Зрительно-моторная координации лежит в основе письма. Ребенок должен воспринимать изображение и соответственно ему производить движения рукой. Как вы переписываете текст? Вы же не задумываетесь над тем, какой крючок написать? Ваша рука подчиняется тому, что видит глаз.

Развитию зрительно-моторной координации часто не уделяют должного внимания. Ребенок решает логические задачи, знает много стихотворений, считает и вычисляет, но может иметь неустойчивую координацию движений, плохие навыки в упражнениях на равновесие, напряжение в конечностях, рассогласованность движений. Во время рисования ребенок часто поворачивает лист, это значит, что он не способен менять направление движений.

Важно своевременно заметить эти проблемы, чтобы не допустить нарушения письма и чтения.

Развить зрительно-моторную координацию помогут простые упражнения.

Их можно выполнять дома, в школе или детском учреждении. Некоторые из них вполне выполнимы по дороге домой или в транспорте, во время ожидания в поликлинике:

— самомассаж пальцев и кистей (гладим, пощипываем, постукиваем);

— игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика;

— графические упражнения: штриховка, пунктирование, дорисовывание, лабиринты, рисование по точкам, зеркальное рисование.

— деятельность с мелкими предметами (перекладываем, собираем, застегиваем пуговицы и т.д.);

— лепка из пластилина, теста, глины;

Эти упражнения могут стать прекрасным развлечением для ребенка, но при этом они способны решать целый ряд развивающих задач. Навыки зрительно-моторной координации формируются в детстве, а важны для всей жизни, так как четкие движения составляют основу учебных, бытовых и профессиональных действий.

Развитие слухо-моторной координации

Дефицит развития координации в системе «ухо-рука» заключается во взаимодействии: ребенок часто делает не то, что слышит.

В период школьного обучения это может вызвать трудности:

— в овладении навыками чтения и письма: дети часто не соотносят услышанное с графическим написанием (буквы пропущены, записаны неправильно);

— в непонимании количественного значения числа (ребенок перекладывает не столько предметов, сколько ему сказали);

— в устном счете (числительные не имеют для ребенка значения);

— в усвоении иностранного языка (ребенок не может повторить звукосочетания или слова).

«Ты что не слышишь?», — часто ли вы говорите это своим детям? Почему ваши дети делают не то, что слышат? Причины именно в проблемах координации в системе «ухо-рука».

Очевидно, что детям гораздо проще действовать по образцу, чем по словесной инструкции. Но именно слуховое восприятие определяет усвоение большей части информации. Поэтому развивать зрительно-слуховую координацию очень важно.

Развитие координации в системе «ухо-рука» начинается также с простых упражнений:

* «Повтори за мной». Взрослый отстукивает разные ритмы пальцами или предметами и просит ребенка повторить. При этом ребенок не должен видеть движения.

— количественное письмо: обводим три клеточки, пропускаем клеточку, рисуем два треугольника и т.д.;

— рисование под диктовку: ставим точку, рисуем линию: одну клеточку вниз, две вправо, три вниз т.д.;

— раскладывание на листе: красный треугольник в верхний правый угол, зеленый квадрат в центр и т.д.

Самое главное, не давать зрительный образец. Правильность выполнения проверяется в конце.

Действия по указанию. Ребенок двигается по зрительной инструкции: два шага вперед, три шага влево и т.д.

* «Покажи». Взрослый называет предмет или часть тела, а ребенок должен показать: нос, рот, правое плечо и т.д. Можно усложнить задание неправильным показом.

* Повторение звукосочетаний. Взрослый предлагает повторить набор звуков с гласными и без, задача ребенка – повторить без ошибок.

Превратите упражнения в забавные игры на внимательность, устройте соревнование, кто правильнее и точнее. Главное, чтобы вашим детям было интересно и весело.

Проблемы сенсомоторной координации могут значительно замедлить школьный старт вашего ребенка. Буквы и звуки, цифры и числа, инструкции и действия – все это основано на интегративных функциях.

Проблемы можно решить с помощью игровых упражнений. При этом не требуется соблюдение сложных инструкций и освоение особых методик. Главное делать это регулярно и с удовольствием.

Источник

Читайте также:  Способы прививки яблонь груш
Оцените статью
Разные способы