- Наиболее эффективным способом выявления уровня отвлеченного мышления является метод
- Методы определения уровня мышления
- Что такое мышление?
- Как давно изучается мышление?
- Чем характеризуется мышление?
- Какие виды мышления существуют?
- Наглядно-действенная и образная формы
- Абстрактно-логическая и конкретно-предметная формы
- Что такое уровень мышления?
- Как определяются уровни мыслительного процесса?
- Какие методы наиболее востребованы?
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- ВОПРОС-ОТВЕТ
- Наиболее эффективным способом выявления уровня отвлеченного мышления является метод
Наиболее эффективным способом выявления уровня отвлеченного мышления является метод
С самых первых дней обучения ребенок встречается с рядом обобщенных понятий, которые должен усвоить (мебель, посуда, обувь, одежда, учебные принадлежности, игрушки и т. д.). Усвоение такого рода обобщенных понятий, год от года постепенно усложняющихся, требует определенного уровня развития отвлеченного мышления. Наиболее эффективным способом выявления уровня отвлеченного мышления может быть метод классификации предметов, а лучше картинок с изображением предметов.
Картинки должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы ребенок мог объединить их в отдельные группы (ягоды, фрукты, овощи, рыбы, животные, птицы, насекомые, игрушки, виды транспорта, орудия труда и т. п,). Детям младшего школьного возраста нужно давать картинки с изображением более близких и знакомых им предметов, а детям старшего возраста — более сложных и менее известных.
Педагог дает ребенку картинки и предлагает разложить их, исходя из классификационных групп. Если ребенок не сразу понимает задачу, можно дать дополнительные объяснения, а если и это не помогает-показать на одном примере. После того как ребенок выполнил задание, надо спросить (о каждой группе), почему он положил те или иные картинки вместе. После этого нужно предложить укрупнить эти группы (например, объединить цветы, деревья, овощи, фрукты в группу растений; домашних, диких животных, птиц, рыб, насекомых — в группу животных; объединить все картинки, изображающие одушевленные объекты, в одну группу, неодушевленные — в другую и т. д.). Обычно дети без нарушений в познавательной деятельности без особых затруднений выполняют эти задания; дети интеллектуально нормальные, но имеющие некоторую задержку в развитии, иногда затрудняются при укрупнении групп и объединяют их по конкретно-ситуационному признаку (например, посуду и стол, одежду и шкаф; людей определенной профессии и инструменты и т. п.). Умственно отсталый ребенок испытывает затруднения даже в первичной группировке и может объединить разные предметы по признаку цвета (лиса и карандаш, окрашенный в красный цвет) или по узко ситуационному принципу (ручка и стол).
Источник
Методы определения уровня мышления
Перед тем как задаваться вопросами о том, как можно определить уровень мышления человека, нужно понять, что же это такое. Большинство людей понимают термин «мышление» буквально. То есть считают, что за этим словом скрывается простое значение – «способность мыслить».
Разумеется, это так. Но у термина «мышление» есть и иные варианты понимания, гораздо более усложненные, зависящие от той сферы, в которой слово употребляется. К примеру, трактовка его смысла в нейропсихологии и философии окажется различной.
Что такое мышление?
Однозначного определения у этого понятия нет. Наиболее обобщенным и распространенным является трактовка, определяющая мышление как сложный психический процесс, результатом которого становится моделирование закономерностей, характерных для окружающего мира, и построение выводов, основывающихся на аксиоматических представлениях и положениях.
Понятие мышления трактуется и иначе. Среди наиболее востребованных версий его определения выделяются следующие:
- процесс обработки информации в мозгу;
- установление и понимание связей с объектами окружающей реальности;
- восприятие и отражение предметов, событий, закономерностей;
- формирование личностного представления о чем-либо, находящемся вне мозга.
Конкретного определения понятию мышления не дает ни одна наука. К примеру, все вышеперечисленные варианты трактовок этого явления относятся к области психологии. Тем не менее все ученые, вне зависимости от своей специализации, поддерживают утверждение, гласящее о том, что мышление является одной из ступеней процесса познания. Оно позволяет получить, отсортировать и систематизировать в мозгу знания о каких-либо объектах, явлениях, свойствах, процессах и прочем, что окружает человека. Также при помощи мышления разум осуществляет определенные выводы – этот процесс психической деятельности называется умозаключением. К нему же относятся плоды различных раздумий, построение теорий о чем-либо.
В каких формах проявляется мышление, каким законам оно подчиняется – область интересов науки, называемой логикой. Она же изучает и уровни мышления человека. Различные психофизиологические факторы, оказывающие влияние на этот процесс, являются предметом изучения во многих сферах, не только в медицинских. Однако приоритет в познании взаимосвязей мышления и этих факторов, разумеется, у психологии.
Как давно изучается мышление?
Когда именно началось изучение мышления, определить невозможно. Вероятно, что впервые человек задумался над тем, что же это такое, тогда, когда осознал, что способен мыслить.
Первые письменные свидетельства наличия размышлений на данную тему относятся к временам античности. Это философские труды мыслителей Древней Греции, среди которых выделяются работы Парменида, Эпикура и Протагора. Оставленное ими наследие легло в основу многих работ Аристотеля и Пифагора.
Задумывались в древности об этом понятии и медики. Уровень мышления и то, как оно осуществляется, было предметом изучения для Гиппократа. В Римской империи этому вопросу много внимания уделял Гален. Дошли до наших дней и труды александрийских врачей и ученых, живших в глубокой древности.
Чем характеризуется мышление?
Характеризующих процесс мышления факторов, конечно же, весьма много. Однако все нюансы, описывающие мыслительную деятельность, можно объединить в две крупные группы.
Первая группа – это характеристики, обеспечивающие обобщенное восприятие и отражение окружающей человека действительности, включая и информацию. Мышление осуществляется путем поиска или же обозначения конкретных предметов, объектов, явлений. Поиск переходит в процесс осознания, который завершается трансформацией разрозненных деталей и элементов в обобщенную, целостную картину.
Вторая группа характеристик объединяет процессы, благодаря которым осуществляется опосредованное понимание или же познание чего-либо. Выражаясь простыми словами, это тот уровень мышления, на котором мозгом воспринимается не прямая информация, а косвенная или же полученная путем собственных рассуждений. То есть человек судит о природе и свойствах, сути чего-либо, не опираясь на непосредственные, прямые источники.
Какие виды мышления существуют?
Современная классификация выделяет следующие виды мышления людей:
- наглядно-действенное;
- образное;
- абстрактно-логическое;
- конкретно-предметное.
Каждый из видов мыслительного процесса имеет собственные характеристики, отличающие его от других, включая и уровень мышления.
Наглядно-действенная и образная формы
Наглядно-действенная форма мышления характерна для совсем маленьких детей, в среднем она наблюдается в возрасте до полутора-двух лет. Заключается эта разновидность мыслительного процесса в сочетании познания и различных манипуляций окружающими предметами, вещами, объектами. Помимо детей, этот вид мышления характерен при некоторых психических заболеваниях или же отклонениях в развитии. К примеру, он может сопровождать слабоумие. Может становиться и последствием тяжелых травм головного мозга или же длительного кислородного голодания.
Образное мышление свойственно детям младшей возрастной группы, начиная с трех лет. Однако, в отличие от наглядно-действенной формы, этот вид может не исчезнуть бесследно, а развиться и трансформироваться в творческое мышление. Осуществляется этот процесс путем непосредственного восприятия объектов, явлений, событий или же информации с задействованием кратковременной и оперативной функций памяти.
Абстрактно-логическая и конкретно-предметная формы
Абстрактно-логический вид мыслительной деятельности уникален, он присущ только мозгу человека. Суть его заключается в том, что мыслительный процесс осуществляется категориями, не существующими в окружающей действительности, и построением логических цепей из них. Этот тип мышления начинает формироваться в 6-7-летнем возрасте, именно с этой особенностью развития и связано начало обучения детей в школах.
Конкретно-предметное мышление – это процесс, происходящий в мозгу людей, полностью лишенных воображения. Иными словами, в нем задействуются операции исключительно с существующими объектами, предметами или же явлениями. То есть это максимально реалистический вид мыслительной деятельности.
Что такое уровень мышления?
Как правило, далекие от психологии, философии или иных наук, занимающихся человеческим разумом, люди под этим выражением понимают степень развитости мыслительного процесса. Иными словами, чем выше уровень, тем умнее человек.
Однако с научной точки зрения совсем иным является уровень развития мышления. Методика его определения и само понятие – предмет изучения в когнитивной психологии. Основоположником этого направления в психологии, как и автором теории о разделении мыслительного процесса на различные уровни, является Аарон Бек.
В когнитивной психологии мышление представлено в виде пластов, в каждом из которых происходят определенные процессы, которые могут относиться к любой из классификационных форм. Между собой пласты отличаются организацией мыслительного процесса и степенью его глубины.
Как определяются уровни мыслительного процесса?
Диагностика уровня мышления и определение развитости интеллекта – вовсе не одно и то же. Для выявления уровня, который мозг человека склонен задействовать при решении какой-либо задачи, используются тесты, опросники, визуализация и многое другое. Разумеется, чем выше оказывается результат проходящего тестирование человека, тем более развиты его мыслительные уровни.
Для определения того уровня, на котором находится та или же иная форма мышления, используются специализированные задачи и тесты. К примеру, уровни творческого мышления выявляются при помощи картинок «Найди отличия», задач, в которых нужно запоминать расположение и количество графических объектов и иных, аналогичных приемов тестирования.
Наибольшую важность в современной жизни представляет умение человека мыслить логически, четко осознавать финальные цели и видеть пути их достижения. Для выявления таких способностей требуется определить уровень логического мышления. Делается это при помощи совокупности различных приемов тестирования, как и при необходимости выявить уровни других форм мыслительных процессов.
Какие методы наиболее востребованы?
Чаще всего выявление уровня мышления осуществляется при помощи следующих методик тестирования:
- запоминание;
- выявление лишнего звена или компонента;
- продолжение логического построения;
- определение основного элемента;
- анаграммы или ребусы;
- графические задания.
Что же касается названий задач или тестов, то их довольно много, как и методических пособий и сборников, им посвященных. Однако отличия между ними заключаются только в оформлении и количестве конкретных заданий. К примеру, в одном тесте может быть задача на запоминание на слух из двадцати слов, а в другом – только из десяти.
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
ВОПРОС-ОТВЕТ
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей:
Рефлексивную практику рассматривают как способ решить проблему:
Процесс критического мышления включает в себя:
Способ, с помощью которого педагоги выявляют проблему и решают ее экспериментально в своей практической деятельности:
Процесс критического мышления начинается с:
На завершающем этапе критического мышления происходит:
Вопрос «Какие сорта яблок выращивают в нашей стране?» относится к уровню Таксономии Блума:
На первоначальном этапе критического мышления происходит:
«Какое блюдо из яблок наиболее полезно и почему?» относится к уровню Таксономии Блума:
К основным навыкам критического мышления относятся:
С развитием критического мышления учителей непосредственно связано преподавание:
На начальном этапе критического размышления о собственном преподавании и обучении учеников рекомендуется:
Метасознание относится к способности обдумывать то, как люди:
Пример использования аспекта преподавания «моделирование» при применении ИКТ:
Определите биологические потребности согласно иерархии потребностей (Маслоу):
Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет:
К ключевым факторам, определяющим эффективность учебного процесса в классе, относится:
Метапознавательные способности позволяют учащимся самостоятельно дифференцировать учебный материал. Примером является размышление обучающегося:
Процесс, позволяющий исследовать, почему мы предприняли именно такие действия в определенных ситуациях:
Подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения:
Источник
Наиболее эффективным способом выявления уровня отвлеченного мышления является метод
Тест 15. Мышление
1. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
б) узком;
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии;
г) когнитивной психологии.
4. Представителем ассоциативной психологии мышления является:
в) Г. Эббингауз;
5. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации, трактуется представителями:
в) гештальтпсихологии;
г) ассоциативной психологии.
6. Мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти согласно:
в) ассоциативной эмпирической психологии;
7. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в когнитивной психологии;
г) в теории деятельности мышления.
8. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):
б) психоанализ;
в) гуманистическая психология;
г) теория деятельности мышления.
9. Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в гуманистической психологии;
г) в деятельностной теории мышления.
10. Автором культурно-исторической теории мышления признан:
г) Л.С. Выготский.
11. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
12. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
13. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
б) Дж. Гилфорд;
14. Автором различения продуктивного и репродуктивного мышления является:
б) Г. Зельц;
15. В отечественной психологии разделение продуктивного и репродуктивного мышления проводил(а):
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.В. Брушлинский;
в) З.И. Калмыкова;
16. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным;
17. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
б) наглядно-образного;
18. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
б) 4–6 лет;
19. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
в) словесно-логическое;
20. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
21. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
б) практического;
г) аналитического (логического).
22. Практическое мышление направлено:
а) на разрешение конкретных задач;
б) на нахождение общих закономерностей;
в) на выявление законов;
г) на установление причинно-следственных связей.
23. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «охватывания» структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) интуитивное;
24. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:
в) воспроизводящее;
25. Единственным в настоящее время лауреатом Нобелевской премии среди психологов является:
б) Г. Саймон;
26. В современной когнитивной психологии в процессе мышления обычно выделяют:
а) 2 этапа;
27. Длительность первой фазы решения задачи (так называемое предрешение задачи), заканчивающейся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов, не зависит:
а) от степени трудности выбранных задач;
б) от стратегии мышления;
в) от эмоционального состояния субъекта;
г) от особенностей вегетативной системы человека.
28. Метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач, называется:
а) эвристикой;
29. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
в) интеллект;
30. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:
в) инсайт;
31. Предположение, проект решения задач проявляется как:
г) гипотеза.
32. Центральной особенностью допонятийного мышления является:
б) эгоцентризм;
33. Такие признаки, как временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы) и уровень протекания (осознанность или неосознанность), являются основными характеристиками мышления:
а) теоретического и практического;
б) интуитивного и аналитического;
в) наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
г) конвергентного и дивергентного.
34. В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:
б) идеалистический;
35. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:
г) аналитический.
36. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
г) абстрагированием.
37. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
в) обобщение;
38. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
в) классификация;
39. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) анализ;
40. Определяет(ют) свободу выбора задач и их решений такое(ие) каче-ство(а) ума, как:
а) самостоятельность;
б) критичность и гибкость;
в) симультанность и широта;
41. Широта мышления – это его:
г) качество.
42. Глубина мышления – это его:
г) качество.
43. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как:
б) глубина;
44. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
в) самостоятельность;
45. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
в) самостоятельность;
46. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые удалось учесть с самого начала, признается как такое качество мышления:
а) гибкость;
47. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:
а) понятийного;
48. Основные формы мышления рассматривает:
б) формальная логика;
49. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
б) суждением;
50. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:
б) к моделированию;
в) к умозаключению;
51. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:
б) суждение;
52. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
б) дедукцией;
53. Дедуктивное рассуждение называется:
б) умозаключением;
54. Индуктивное рассуждение является:
б) умозаключением;
55. Теоретическое мышление как оперирование знаниями не выражается:
в) в умозаключениях;
г) в ассоциации.
56. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного плана мышления может не протекать на уровне:
г) физиологическом.
57. «Мозговой штурм» как метод активизации мыслительного процесса был разработан:
а) Н.А. Бернштейном;
в) А. Осборном;
58. Синектика как метод активизации мыслительного процесса была предложена:
б) У. Гордоном;
59. По Б.В. Зейгарник, нарушение критичности мышления относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
60. По Б.В. Зейгарник, снижение уровня обобщения относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
61. Способность к познанию, использованию знаний, разумному поведению
в проблемных ситуациях, — это …
а) мышление;
б) интеллект;
в) навык;
г) научение.
62. Сущность … как познавательного процесса состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями.
а) внимания;
б) восприятия;
в) мышления;
г) воображения.
63. Классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое осуществляется в соответствии с …
а) целями мышления;
б) предметом отражения;
в) формой существования материи;
г) активностью субъекта.
д) Нет правильного ответа.
64. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами, — это … мышление.
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое;
г) аналитическое.
65. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности,
опора на представления и образы при решении задач характерна для …
мышления.
а) наглядно-образного;
б) наглядно-действенного;
в) словесно-логического;
г) практического.
66. В процессе исторического и индивидуального развития мышления человека позже других развивается … мышление.
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое.
г) По-разному, в зависимости от социальной среды.
67. Относительно устойчивая структура познавательных способностей – это
…
а) мышление;
б) психика;
в) интеллект;
г) одаренность.
68. Мгновенное нахождение решения проблемы, — это …
а) одаренность;
б) интеллект;
в) инсайт (озарение);
г) мышление.
69. Предположение, требующее проверки, проект решения задачи — это …
а) интеллект;
б) умозаключение;
в) гипотеза;
г) рассуждение.
70. Мыслительная операция, предполагающая выделение какой-либо одной
стороны, свойства объекта с отвлечением от остальных называется …
а) обобщением;
б) анализом;
в) сравнением;
г) абстрагированием.
71. Операция мышления, заключающаяся в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
а) обобщение;
б) синтез;
в) классификация;
г) абстрагирование.
72. Группировка объектов по сходству определенных признаков — это …
а) обобщение;
б) классификация;
в) сравнение;
г) абстрагирование.
73. Мыслительная операция по расчленению сложного объекта на части – это
…
а) абстрагирование;
б) классификация;
в) обобщение;
г) анализ.
74. Способность мышления охватить весь вопрос целиком, в то же время не
упуская из внимания необходимые детали, описывает такая характеристика мышления как …
а) широта;
б) самостоятельность;
в) глубина;
г) гибкость.
75. Глубина и самостоятельность мышления – это его …
а) виды;
б) уровни;
в) формы;
г) качества.
76. В умении быстро менять способ решения задачи проявляется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
77. Умение проникать в сущность сложных явлений, процессов определяет
… мышления.
а) широту;
б) глубину;
в) гибкость;
г) самостоятельность.
78. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения,
не прибегая к помощи других людей, характеризуется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
79. Наиболее существенные свойства предметов и явлений выражены в …
а) гипотезе;
б) суждении;
в) понятии;
г) проблеме.
80. В индивидуальном развитии (в онтогенезе) человека различные виды мышления развиваются в следующем порядке: …
а) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
б) наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно-действенное;
в) наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое;
г) наглядно-действенное, словесно-логическое, наглядно-образное.
81. Анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация – это …
мышления.
а) виды;
б) формы;
в) операции;
г) этапы.
82. Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками – это…
б) суждение;
83. Движение мысли от частного к общему – это …
а) дедукция;
б) индукция;
в) обобщение;
г) синтез.
84. Формами мышления являются понятие, суждение и …
а) проблемная ситуация;
б) гипотеза;
в) решение задач;
г) умозаключение.
85. Дедуктивный и индуктивный способы получения знаний относятся к …
а) обобщению;
б) умозаключению;
в) суждению;
г) понятию.
86. Специфика мышления как познавательного психического процесса состоит в том, что оно позволяет …
а) использовать прошлый опыт при решении задач;
б) получить целостный образ, целостное представление об объекте;
в) выйти за пределы чувственно воспринимаемого;
г) отвлечься, абстрагироваться от эмоций и чувств.
87. Соотношение между силой мотивации (активации нервной системы) и эффективностью мышления (успешностью выполнения деятельности) выглядит следующим образом: …
а) чем выше мотивация к решению задачи, тем выше эффективность мышления;
б) мышление наиболее эффективно при низкой мотивации;
в) существуют оптимальные границы уровня мотивации, если мотивация
больше или меньше указанного диапазона, результативность мышления
снижается;
г) мотивация не влияет на результативность решения задач.
88. Задача мышления состоит …
а) в формировании отношения к объектам;
б) в раскрытии связей и отношений между объектами;
в) в формировании связей между известным и новой информацией;
г) в формировании представления об объекте.
89. Главное отличие мышления ребенка и взрослого состоит в … мышления.
а) скорости;
б) самостоятельности;
в) гибкости;
г) используемых видах.
90. Одним из лучших способов мотивации мышления является …
а) угроза наказания;
б) возможность потери авторитета;
в) личная заинтересованность.
г) Нет правильного ответа.
91. Довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, сигнализирующее, что «что-то не так», «что-то не то» — это…
в) проблемная ситуация;
92. Какой из указанных ниже методов не является способом активизации
мышления?
а) Переформулировка задачи.
б) Переход к абстрактной постановке задачи.
в) Превращение задачи из вероятностной в детерминистскую.
г) Постановка вопросов к задаче.
93. Как можно развить у себя способность к переформулировке задачи?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
94. Как можно развить у себя умение выделять способ решения и переносить его с конкретной задачи на широкий класс задач?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
95. Какой из перечисленных приемов не обеспечивает активизацию мышления?
а) Создание и поддержание мотивации.
б) Снижение критичности при оценке промежуточных результатов.
в) Регулирование непроизвольных ассоциаций.
г) Возможность проверить полученный результат.
96. Когда группа людей только предлагает идеи, а их анализ и критика проводится позже, то это …
а) метод мозгового штурма;
б) метод морфологического анализа;
в) эвристика;
г) метод фокальных объектов.
97. Что нужно делать для поддержания оптимальной мотивации мышления?
а) начинать решать задачи средней сложности, затем отдыхать, решая легкие задачи, а потом браться за сложные;
б) постепенно наращивать сложность решаемых задач;
в) начинать с простых, а затем сразу переходить к сложным;
г) сразу начинать со сложных задач.
98. Участвует ли бессознательный уровень психики в процессе решения задач?
а) участвует всегда;
б) не участвует;
в) участвует при решении сложных задач;
г) участвует у детей.
99. Какой эффект мышления может проявиться при излишней мотивации в
состоянии эмоционального возбуждения?
а) инсайт;
б) тенденция к стереотипизации;
в) улучшение решения простых задач;
г) улучшение решения сложных задач.
100. Каким образом можно сделать задачу привлекательней для человека?
а) сформулировать ее в проблемном виде;
б) указать на ее творческий характер;
в) сформулировать задачу с учетом интересов человека;
г) все ответы верны.
101. Социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза – это…
б) мышление;
102. Основными видами умозаключений являются…
Источник