Наиболее эффективным способом государственного регулирования являются

Аналитика Публикации

Регулируемое ценообразование как способ защиты конкуренции

Регулирование цен — это норма для современной мировой экономики. Большинство стран регламентируют (устанавливают) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства.

Государство всегда и во все времена оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и вследствие этого — на становление общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной составляющей экономического развития.

С помощью ценового регулирования государство имеет возможность воздействовать на цены таким образом, чтобы контролировать оборот тех или иных товаров. Посредством сдерживания цен государство может повысить или ограничить предложение отдельных видов продукции. К примеру, власти с помощью ценового регулирования обеспечивают доступность социально значимых товаров (например, лекарственных средств) и, наоборот, лимитируют оборот других товаров (например, алкогольной продукции).

Наиболее существенным с точки зрения управления экономикой является регулирование естественных монополий. В этих отраслях конкуренция невозможна или неэффективна, поэтому чтобы предупредить потенциальные злоупотребления своей рыночной силой со стороны субъектов естественных монополий (например, завышение цен на продукцию или сокращение объемов производства), нужно государственное регулирование.

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий прежде всего необходима для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста. Однако не менее важной функцией государственного ценового регулирования естественных монополий является защита конкуренции.

Если вспомнить легальное определение понятия «естественная монополия», приведенное в ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», то может возникнуть вопрос, о какой защите конкуренции может идти речь в сфере, где конкуренция попросту не нужна.

Напомним, естественной монополией закон называет такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Как известно, цена является главным инструментом конкурентной борьбы. В развитой конкурентной среде цена выступает как механизм регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Также при острой конкуренции цена оказывает прямое стимулирующее воздействие, которое заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

На рынках с повышенной степенью монополизации производители могут непосредственно «варьировать» формирование и движение цены. Так, монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это делается в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив его прежнюю стоимость. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а поднять цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия спроса и предложения.

Конкуренция является особой силой, побуждающей предприятия к стремлению постоянно предлагать лучшую цену потребителям и таким образом отвоевывать свою долю рынка. Но если такой фактор, как конкуренция, отсутствует, предприятия становятся инертными, поскольку отпадает необходимость бороться за потребителя — спрос и так обеспечен тем, что у потребителей попросту нет выбора.

Читайте также:  Способы дезинфекции химическими веществами

Таким образом, в условиях естественной монополии защита конкуренции выражается в том, что государство через систему административных и экономических мер искусственно создает то самое давление на производителей, которое при развитой конкуренции формирует рынок.

Ценовое регулирование является самым распространенным способом воздействия на естественные монополии. Во всех странах мира естественные монополии в той или иной степени подвергаются государственному ценовому регулированию.

Если упростить, то вся суть государственного ценового регулирования естественных монополий сводится к тому, что государство должно поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам монополиста, но вместе с тем будет достаточен для получения прибыли.

При этом должен работать ключевой принцип тарифного регулирования — баланс интересов поставщиков и потребителей регулируемых товаров и услуг. Поставщики имеют право на покрытие всех своих издержек, а потребители — на предельно низкую цену.

На практике соблюдение этого принципа достигается путем обязательной оценки регулирующими органами обоснованности издержек регулируемых организаций (в том числе инвестиционных).

Подобная система ценового регулирования как способ защиты конкуренции имеет один серьезный недостаток — отсутствие механизмов, стимулирующих к повышению эффективности регулируемых организаций. Нет необходимости сдерживать рост издержек, поскольку они покрываются за счет регулируемой цены.

Безусловно, существует масса методов для повышения эффективности монополистов, начиная от принудительного установления и административного контроля показателей эффективности и заканчивая принудительной демонополизацией рынков, однако ни один из них не может дать такой отдачи, какой развитая конкуренция.

В Российской Федерации с недавнего времени на федеральном уровне функции ценового регулирования естественных монополий были переданы Федеральной антимонопольной службе. В мировой практике подобный ход нельзя назвать типичным. Как правило, антимонопольные органы осуществляют надзор за ценообразованием в целях недопущения монопольно высоких или монопольно низких цен. Регулируемые цены (тарифы) на продукцию естественных монополий устанавливают специальные комиссии.

Вместе с тем наделение антимонопольной службы полномочиями в области тарифного регулирования может принести ощутимые плоды. Сосредоточение ключевых полномочий по контролю естественных монополий в руках одного государственного органа исполнительной власти позволяет исключить двойной контроль и связанную с этим «разрывность» регулирования.

Кроме того, антимонопольный орган неизбежно будет стремиться отойти от традиционных методов ценового регулирования и оценивать не экономическую целесообразность цены, а возможность предложения такой же цены более эффективным конкурентом, если бы таковой существовал.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшнем этапе развития экономических отношений естественные монополии неизбежны как явление. Однако постоянное развитие подходов к регулированию естественных монополий, основанных на постепенном внедрении элементов конкурентных отношений, со временем непременно приведет к тому, что эффективность естественно-монопольного сектора экономики не будет уступать конкурентному.

Источник

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Читайте также:  Народные способы лечения артроза пальцев рук

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Читайте также:  Способы повышения эффективности предприятия егэ обществознание

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Оцените статью
Разные способы