Личная система управления финансами
Финансовая грамотность — это одна из тех областей знаний, которые не преподают в школах и ВУЗах. Учиться ей приходится лично каждому, шагая по полю граблей с черенками разной длины. Одни прилетают в лоб, другие дотягиваются только до пояса.
Я хочу поделиться своим опытом построения личной финансовой системы, которая позволяет управляться с денежными потоками, безудержно гуляющими в обоих направлениях по нашим карманам и банковским счетам. Надеюсь мой опыт будет кому-то полезен, и позволит избежать встречи с парой вышеозначенных граблей.
Написано по следам публикации Zlobnost «Финансовый учет для не предпринимателей».
Учёт расходов и доходов является краеугольным камнем управления личными финансами. Но только им всё не ограничивается.
Зачем это нужно?
Все мы помним задачи из школьной программы в стиле «В бассейн из одной трубы вливается X литров воды, а выливается Y литров». С деньгами происходит ровно тоже самое. Мы получаем доходы «из трубы» в виде зарплаты, премий, дохода от инвестиций и т.д. Они вливаются к нам в «бассейн», т.е. в кошелёк, и одновременно выливаются через расходы. При этом X и Y меняются. Иногда и в каждом месяце.
Основной целью создания системы управления финансами является поддержание состояния «бассейна», при котором он всегда наполнен, вне зависимости от величин X и Y в конкретный момент времени.
Приступаем к построению системы
Итак, для начала определимся с тем, чем мы вообще можем управлять в сфере своих финансов. Наши доходы нельзя в полной мере отнести к управляемым величинам, и вот почему. У нас есть зарплата, которую мы не можем просто так взять и увеличить по желанию левой пятки на конкретный месяц. Есть премии, выплата которых тоже не всецело зависит от нас (если в Вашей организации настали трудные времена, премии пойдут под нож одними из первых). Даже доходность банковских депозитов может варьироваться по желанию банка (в рамках заключенного договора).
Остаются расходы и накопления. Вот ими мы и займёмся.
Резервный фонд
Очень сильно рекомендую иметь таковой. В надёжном банке. Размером в Ваши текущие ежемесячные траты (все, а не только обязательные) на, минимум, три месяца. Верхняя граница тут плавающая. Кто-то рекомендует ориентироваться на полгода, кто-то на год. Лично я выбрал полгода. По достижении верхней границы деньги можно направить на инвестирование.
Это неприкасаемые деньги. Они пускаются в оборот только в крайнем случае. Например, если Вас уволили и надо на что-то жить, или срочно нужны деньги на лечение. Кроме того, они выполняют важную психологическую функцию: даруют ощущение того, что деньги есть. А это снимает очень большой груз с души и избавляет от определённого количества стрессовых ситуаций.
Формирование и пополнение этого фонда должно войти в привычку. Весьма безболезненным способом является безусловное перечисление определённой части полученного дохода, сразу после прихода этих денег. Я перевожу в этот фонд 10% от своей зарплаты (постоянного дохода), и порядка 30%-50% от премий (не постоянного дохода). Оставшиеся 90% зарплаты позволяют спокойно жить, ну а премия всё равно «упала с неба» (об этом подробнее ниже).
Текущие расходы
К ним можно отнести всё то, на что мы тратим деньги каждый месяц. Коммунальные платежи, взносы по кредитам, расходы на продукты, транспорт и т.д. Важно понимать, что они не являются константой. И это нормально. Например, коммунальные платежи варьируются в зависимости от времени года и температуры за бортом. А когда Вы в отпуске расходы на транспорт и обеды на работе тоже идут на убыль.
Также я бы рекомендовал добавить сюда графу расходов «непредвиденные». И ограничить её конкретной суммой (определяется эмпирически). Как бы Вы не планировали месяц, всё равно внезапно возникнет необходимость обратиться в химчистку, купить новые ботинки, или простое желание сходить в ресторан.
Т.е. это та сумма, которую Вы тратите каждый месяц просто живя. Именно исходя и неё формируется резервный фонд.
Предвиденные расходы
Не все расходы у нас являются ежемесячными. Но и не все «внезапные» расходы являются непредвиденными.
Например, страховка на автомобиль. Мы знаем, что должны оплатить полис раз в год (или в квартал). И сумма может быть внушительная для нашего бюджета. А ещё есть Новый год, со своими расходами на мандарины и фейерверки, отпуск, день рождения жены, ну и свой тоже.
Все эти события мы не просто можем предсказать. Мы знаем, что они произойдут. И даже дату назвать можем. И «внезапное» осознание того, что в следующем месяце надо отдать деньги страховому агенту, а ещё купить жене хороший подарок и оплатить праздник в ресторане, может внушать ужас. Если мы не готовы.
Зато если заранее отложены необходимые суммы, в такие дни чувствуешь себя королём. Я для таких накоплений пользуюсь «целевыми» счетами в банках. Как минимум два из трёх банков, услугами которых я пользуюсь, позволяют их открыть. Это обычный срочный вклад с возможностью пополнения (но не частичного изъятия). В банковских приложениях такие вклады показываются отдельно, сопровождаясь прогрессом достижения цели, что дополнительно мотивирует.
Пополнять такие целевые счета тоже желательно ежемесячно. Во-первых, это позволяет сглаживать «быстрый слив воды из бассейна» путём растягивания его по времени. Во-вторых, это помогает следить за тем, совпадает ли Ваш образ жизни с Вашими доходами. В-третьих, «спрятанные» от ваших СМС из банка (я имею в виду стандартные вида «списано X, остаток на счёте Y») суммы не будут порождать излишние иллюзии наличия несметных богатств, и соответствующие искушения.
Лайфхак: оставшиеся 50%-70% премии (см. формирование резервного фонда) можно отправлять на целевые счета. По ним начисляется обычный депозитарный процент, который является бонусом за то, что Вы такой дисциплинированный. Чем раньше на счету окажется необходимая сумма, тем больший бонус будет при закрытии счёта.
Большие покупки
Их далеко не всегда можно отнести к предвиденным расходам, поэтому вынесу их отдельно. Бывает, что хочется купить новый телевизор размером со стену. Или машину. Или fullframe фотоаппарат с парой объективов. Сумма покупки оказывается внушительной. Тут есть два пути движения к этой цели. Первый — это накопление всей суммы, как сказано выше. Через отдельный счёт, за конкретный срок. Второй — кредит. Зная свои реальные финансовые возможности (т.е. конкретные цифры текущих ежемесячных доходов минус расходы), Вы можете более качественно оценить, можете Вы себе это позволить или нет. Любая корректировка текущих ежемесячных расходов является звоночком о том, что это «плохая» покупка. Как только у Вас появляется мысль «вот урежу немного свои непредвиденные расходы, и тогда всё сойдётся» — подумайте ещё раз. И ещё.
Лайфхак: определите сумму, которая будет являться месячным «тактом» накопления на очень-полезную-но-дорогую-покупку. Например, Вы хотите купить что-то за 20000 рублей (или другую сумму, за которой не надо идти в банк и брать кредит). А Ваш «такт» это 10000. Заведите отдельный целевой счёт (или откройте новую литровую банку), и в течении двух месяцев переведите туда эти 20000. Если к этому времени желание купить этот товар не пропало, значит он действительно нужен. Это позволит избежать импульсивных больших трат. Ну а если Вы хотите купить что-то за 1000 рублей — покупайте. Даже если это будет ошибкой, цена её будет не велика (только не забудьте отнести эту покупку к непредвиденным, и следить за расходами по этой статье в данном месяце).
«Упавшие с неба»
Говоря про формирование резервного фонда я назвал премии «упавшими с неба». Лично я рассматриваю эти деньги именно так. Я не планирую их потратить до того момента, как они окажутся у меня на счету. И тем более не трачу их исходя из предположения «вот премию мне дадут в конце месяца, и бюджет сойдётся». Пусть в 9 из 10 случаев ожидаемая премия придёт вовремя. Но этот один раз может ударить очень сильно. Как по текущему финансовому положению, так и по отношению к организации, в которой Вы работает, или даже конкретному человеку (начальнику, который обещал премировать, но не сдержал обещание). Может быть Вы будете в глубине души понимать, что премию на заплатили по веским причинам. Но мысль «вот это подстава» всё равно где-то в голове будет обитать.
Гораздо приятней думать не о том, где взять деньги после отсутствия премии, а о том, куда их потратить после получения.
Жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше
У меня есть ещё один «резервный фонд». Мой личный. Средства с которого тратятся на «всякую фигню» (с) моя жена. Электроника, компьютерные игры, интересные штуки с Али и т.д. Он позволяет мне осуществлять все эти траты, порой на весомые суммы, не беспокоясь о семейном бюджете. Это моя отдушина, если можно так выразится. У меня повышается зарплата -> повышаются отчисления на этот счёт. Повышаются отчисления -> повышаются возможности побаловать себя любимого -> повышается настроение -> повышается мотивация. Благосостояние семьи это тоже важно, но всё же купить себе новую железяку — это чертовски классно.
Что делать с не распределёнными доходами
Тут есть огромное количество действий. Инвестируйте, копите, досрочно гасите кредиты, занимайтесь благотворительностью. На эту тему можно написать отдельный пост.
Источник
Финансы: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Оглавление
- ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и функции финансов
- ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система
- ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами и финансовый контроль
- ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег
- ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Управление финансами и финансовый контроль
1. Сущность понятия «управление финансами»
Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства.
Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью определенных приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления.
В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; а субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Выделяют три группы объектов:
1) финансы предприятий;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
1) финансовые службы предприятий;
2) страховые органы;
3) финансовые органы;
4) налоговые инспекции.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Управленческие решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной, обеспечивающей принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, принимаемых на основе данных оперативного анализа финансовой ситуации, которые преследуют цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Кроме оперативного управления, различают стратегическое управление, которое выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.
Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.
Компетентно управлять финансами работники финансовых органов не могут без информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).
В создании этих систем используются теоретические положения финансовой кибернетики — учения об управлении финансами, организации обмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами.
Главной целью создания и внедрения этих систем является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и др.
В четырех подсистемах решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам и налогам, расходам бюджетных учреждений, финансам отраслей народного хозяйства.
2. Органы управления финансами
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы власти — Государственную Думу, аппарат Президента.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Государственная налоговая служба.
В марте 1992 г. Правительство РФ утвердило новую структуру Министерства финансов: центральное место занимают Бюджетное управление и Управление исполнения бюджета (казначейство).
1) Управление налоговых реформ;
2) Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка;
3) Управление финансирования программ развития сельского хозяйства;
4) Управление финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка;
5) Управление финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии;
6) Управление финансирования социальной сферы и науки;
7) Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности;
8) Контрольно-ревизионное управление;
9) Управление валютно-финансового регулирования;
10) Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности и др.
Важнейшими функциями Государственной налоговой службы являются:
1) контроль за соблюдением налогового законодательства;
2) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей;
3) подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Основные задачи Министерства финансов:
1) разработка и внедрение стратегических направлений государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) обеспечение стабильности государственных финансов и их воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;
4) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, а также целевое финансирование государственных потребностей;
5) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
6) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
3. Финансовое планирование
Планирование занимает важное место в системе управления финансами.
Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов. В каждом плане рассчитываются доходы и расходы на определенный период, устанавливаются связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.)
Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
И прогнозные, и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. К числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования.
Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей при выявлении их динамики.
При расчетах используют показатели отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов.
Метод математического моделирования основан на построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов.
Для согласования направления использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.
В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.
4. Финансовый и аудиторский контроль
В управлении народным хозяйством большое значение имеет контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства.
Финансовый контроль — это определенные действия и операции по проверке финансовой стороны деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль как особая область контроля, которая связана с использованием стоимостных категорий, имеет целевую направленность и определенную сферу применения.
Объектом финансового контроля выступают денежные и распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, налог и отчисления в фонды, рентабельность, себестоимость и издержки обращения. Они носят синтетический характер, поэтому контроль за их динамикой и тенденциями охватывает все стороны деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
В сферу финансового контроля входят практически все операции, совершаемые с использованием денег или без них (бартерные сделки и др.). При этом исходят из положения о возможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.
Контролю подлежат все предприятия и организации, даже те, которые имеют нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль охватывает проверку: соблюдения экономических законов, сбалансированности распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль).
Он также включает контроль финансового состояния и эффективного использования ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) предприятий и организаций, бюджетных учреждений, налоговый контроль и другие направления.
Финансовый контроль выполняет следующие задачи:
1) поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
3) определение скрытых внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов, резервов по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
4) обеспечение рационального расхода материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, а также правильного ведения бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующих законодательных и нормативных актов;
5) содействие эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. В зависимости от субъектов финансового контроля различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
По времени проведения финансовый контроль бывает предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. д.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе реализации финансовых планов, при осуществлении хозяйственно-финансовых операций, при проверке соблюдения норм и нормативов расходования материалов, соответствия отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.
Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного периода и финансового года в целом.
По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ и ревизии.
Проверка производится на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она охватывает отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий и проводится по более широкому кругу показателей. Обследование определяет финансовое положение субъектов хозяйствования, перспективы их развития и необходимость реорганизации или переориентации производства.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина.
Ревизии бывают полные, частичные, тематические и комплексные, а также плановые и внеплановые. Если проверяются все документы и материальные ценности, то это сплошная ревизия. А при проведении выборочных ревизий контролируется только часть документов.
По характеру проведения ревизии подразделяются на документальные (проверка отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей на местах хранения).
Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.
Проводится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии. Также создаются Контрольные палаты, контрольно-ревизионные управления.
Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба РФ.
Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях необходимые документы и сведения, кроме составляющих коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства; обследовать все помещения, которые используются для получения доходов; приостанавливать операции предприятий при непредставлении необходимых документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; налагать санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.
Аудиторство — это организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы — независимые организации, призванные способствовать объективности качества контроля.
Аудитор — не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.
Выделяются два вида аудита — внешний и внутренний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей на уровне как центрального руководства фирмы, так и филиалов, дочерних компаний и т. д.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями — банками, иностранными партнерами, страховыми обществами и т. д.
Аудиторская проверка проводится в три этапа: начальный подготовительный), аналитический и заключительный.
Источник