Игровые технологии в ДОУ
Екатерина Акишева
Игровые технологии в ДОУ
Игра — ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.
Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игроваятакже должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровыемоменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.
Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится?», «Кто быстрее докатит мяч» — при этом, организуя детей в игру – соревнование.
Игроваядеятельность выполняет различные функции:
— развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную (освоение способов общения);
— самореализации в игре;
— игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности);
— диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
— коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных
— социализации (включение в систему общественных отношений).
Главными чертами игры являются:
1. свободная развивающая деятельность;
2. творческий, импровизационный, активный характер;
3. эмоциональная сторона деятельности;
4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности
Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.
У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.
Например, предлагаю игровуюситуацию на внимание: «Найди такой же» — можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так?», специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологииспособствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий,но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация «Игровые технологии в ДОУ» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Источник
Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.
Игра – наиболее доступный для ребёнка-дошкольника вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками способствует формированию и обогащению опыта, ценностных ориентацией и представлений о взаимоотношениях с окружающими людьми.
В работах выдающихся психологов и педагогов 20 века отражены фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребёнком социального опыта. Она становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин писали о том, что игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте наиболее сензитивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений. Основным содержанием игры является отражение деятельности детей и взрослых, игровая техника, сокращенность и обобщенность игровых отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности. Ребенок отражает в игре непосредственное отношение к окружающему, выполняет действия, которые значимы для него по их собственному внутреннему содержанию. Одним из основных мотивов игры является желание действовать как взрослый человек. Реализовать данное желание в полном объеме возможно при взаимодействии со сверстниками в игре. Взаимодействие будет носить положительный характер, если собственный замысел игры соотносится с замыслом партнера, объективно оцениваются действия и предложения сверстника, используются различные способы, чтобы понять и воздействовать друг на друга. Взяв на себя роль, ребенок включается во взаимоотношения с участниками игры.
А. П. Усова отмечает, что взаимодействие в играх — это такая форма активности, в которой действия согласованы и взаимосвязаны.
Ученые выделили три этапа:
- На первом этапе дети манипулируют с предметами, знакомятся с их свойствами. В такой игре дети не объединяются друг с другом. Взаимодействие эпизодическое, связанное с близостью игровой территории. Возможны конфликты между детьми по причине желания играть такой же игрушкой, как у сверстника и на том же игровом месте. Интерес к игрушке в руках сверстника позволяет ребенку наблюдать действия, производимые с ней и соотносить их с собственными желаниями.
- На втором этапе дети создают несложный сюжет, побуждением к игре являются не только игрушки, но и интерес к воспроизведению игровых действий с ними. Возрастает способность анализировать игровые действия сверстников и подражать им в собственной игре.
- Основным побуждением к игре на третьем этапе становится интерес к ее содержанию.
В младшем дошкольном возрасте (2-4 года) происходит развитие деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия. Следовательно, необходимо воздействовать на формирование игрового взаимодействия и на взаимоотношения дошкольников в игре.
Пятый год жизни характеризуется развитием потребности в общении со сверстниками. Дети общаются по поводу игры, общих дел. Если у четырехлеток стремление играть одному еще достаточно ярко выражено, то у пятилеток количество случаев одиночной игры резко сокращается, а совместное сотрудничество возрастает.
К пятому году жизни складывается прочная речевая основа для функционирования игрового взаимодействия со сверстниками. Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает общение детей со взрослыми и сверстниками, развивает умения понятно выражать суждение, сопровождать речью свои действия. Дети пяти лет более ориентированы на сверстника, они способны оценивать случаи проявления положительных личных качеств и умений, независимо от характера взаимоотношений с данным ребенком. В этом возрасте дети начинают осознавать и плохие черты характера у сверстников-друзей.
В среднем дошкольном возрасте формируются основные компоненты деятельности: умение ставить цель, удерживать ее, независимо от внешних условий. Это становиться одним из необходимых условий для возникновения и поддержания игрового взаимодействия. Длительность игр детей 4-5 лет в среднем составляет от 15-20 минут до 30-40 минут в отдельных случаях. Опыт ребенка и запас представлений об окружающем расширяется, что совершенствует его игровые умения. Игровые действия становятся более последовательными и сюжетными.
Одним из основных побуждений к игре является желание ребенка принять и выполнить роль, в связи с этим ребенок начинает воспроизводить игровые действия, подчиняя их той ролевой позиции, которую он принимает. Возникает ролевое общение детей. Они словесно обозначают свою роль и роли других играющих, включаются в ролевые высказывания в ходе совместных действиях, а это зачастую приводит к развитию сюжета игры.
Принятие роли и ее выполнение связано с обобщением предметных действий и поведения людей, с вычленением типичных для них эмоционально-личностных качеств. Принимая роль, ребенок берет на себя все особенности человека, чью роль он выполняет. В связи с этим, следует отметить, что разнообразие ролевых действий зависит от богатства впечатлений детей о деятельности взрослых. Внимание взрослых должно быть сосредоточено и на выразительности ролевых действий: жестов, мимики, движений, которые обогащают ролевые действия. Побуждая детей к сопровождению способов игрового взаимодействия ролевыми высказываниями, обращенными к партнеру: игрушке, сверстнику, воображаемому собеседнику, возможно постепенно перейти от простых ролевых высказываний к более содержательным и впоследствии к сложной форме игрового общения – ролевой беседе. В среднем дошкольном возрасте наибольшее развитие получает специфическая форма игрового взаимодействия – общения. У детей, которые владеют вербальными и невербальными способами ролевого взаимодействия игровое общение становится богаче и содержательнее. Вступая в совместную игру, дошкольники 4-5 лет проявляют определенные отношения друг к другу. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений.
В своем взаимоотношении и общении старшие дошкольники в большей степени ориентированы на сверстников. Они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований дети предъявляют друг другу и стараются учитывать их в своем поведении. В этом возрасте сужается круг общения, дети становятся избирательными в своем общении, но возрастает интенсивность общения с избранными друзьями. Существенное значение для детей 6-7 лет, наряду с успешностью в деятельности сверстников, приобретают его личностные качества: доброта, умение общаться, дружить, защитить друга. Дети способны более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Эти качества особенно ярко проявляются в общении с друзьями. Вместе с этим появляются элементы соперничества, желание отличиться от своих сверстников.
На протяжении дошкольного возраста можно проследить динамику игрового взаимодействия: от первичных непосредственно эмоциональных контактов с близкими взрослыми и активных ориентировочно-исследовательских действий при появлении сверстника через освоение предметных, сюжетных действий, выполняемых индивидуально и совместно со сверстниками. И проявление отношений, выражаемых в симпатиях (антипатиях) к формированию игрового общения на уровне ролевого взаимодействия и познанию партнера как субъекта деятельности и к проявлению социально-направленного игрового взаимодействия, опосредованного ролью и способами взаимоотношений и общения со сверстниками.
Игровое общение требует определенных умений: понимать действия, эмоциональное состояние партнера, откликаться на его предложения, оказывать вербальное воздействие и отвечать на воздействия сверстника. Для того чтобы, эти умения получили должное развитие, дети должны овладеть предметно-игровым взаимодействием и быть ориентированы на сверстника как партнера по игре.
Специфика игровой деятельности.
- подражательный характер
- самостоятельный характер (косвенное руководство педагога)
- независимый характер (творчество детей)
- личностное сопереживание – мотив (нет мотива соподчинения)
- самоорганизация (по желанию, симпатиям)
- в процессе игры раскрываются все качества ребёнка (личностные, психические, эмоциональные, волевые)
- эмоциональный характер (диапазон игры: от положительного до отрицательного)
Через игру идёт:
В игре формируются:
- ум и чувство
- способность к творчеству
- развитие взаимоотношений
- любознательность, воля
- эстетические вкусы и предпочтения
- индивидуальная инициатива
- готовность к коллективным действиям
- складывается личность
- активно формируется речь
- воображение
- мышление
- В сюжетно – ролевых играх педагог должен уметь встать в разные позиции:
- встать над детьми
- играть вместе, рядом, партнёром
- умение отойти в сторону, создав предметную среду
Классификация детской игры.
- Игры по инициативе детей:
- игры экспериментальные
- игры с природным материалом (песком, водой, снегом)
- специальные игрушки (сборные, конструкторы, сюжетные игры до 3 лет и т.п.)
- Игры по инициативе взрослых
- обучающие (дидактические, словесные, сюжетно – дидактические, подвижные, компьютерные)
- досуговые (шашки, головоломки, шахматы, игры – забавы, развлечения, кукольный театр)
- Самостоятельные игры (игры с правилами)
- игры с предметами
- настольно – печатные
- музыкально – дидактические
- словесные
- Народные игры
- обрядовые, этнические, национальные, потеховые
Основные методы руководства игрой.
- Планомерное обогащение жизненного опыта детей
- Обогащение игрового опыта детей (использование обучающих игр)
- Своевременное изменение игровой среды
- Активное общение с детьми
Основное в детской игре.
- чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал
- чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца
- чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг
Подводя итог, необходимо отметить, что совместная игра является важным этапом в развитии личности для освоения и закрепления в реальном взаимодействии социальных норм поведения и гуманных взаимоотношений. Способы игрового взаимодействия это модель взаимодействия взрослых, их форм поведения. Отношение к сверстнику, игровое общение, ролевое поведение, проявляющиеся в сюжетно-ролевой игре подготавливает детей к социальной жизни взрослых и формирует нравственную основу для последующего взаимодействия с окружающими.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Путешествие в мир слов»
(старший дошкольный возраст)
- закрепить знания детей о свойствах предметов
- расширить словарный запас детей (имена прилагательные)
- развивать память, внимание, воображение, вестибулярный аппарат
- воспитывать чувство товарищества, сопереживания
- мяч на резинке
- педальный тренажёр «Шагомобиль»
- карточки с изображением фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша)
«Рисование на спине узоров»
Ребёнок стоит спиной, воспитатель рисует на спине букву. Надо угадать, что это за буква и назвать слово, начинающееся на эту букву. Остальные дети, стоя в паре рисуют друг другу буквы и называют слова.(3 минуты)
Кисти расслаблены, пальцы расстопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивание с рук воды. (1 минута)
Рефлексия предыдущей игры:
Вопрос к детям: «Кто из Вас вспомнит, как мы играли вчера?»
Давайте, сейчас поиграем на «Шагомобиле»
(Воспитатель просит детей напомнить, как надо правильно становится на шагомобиль.) Упражнение выполняется вперёд и назад с поддержкой другого ребёнка, если тот, кто шагает неуверен. Время проведения 7 минут.
Оля с Лидой в лес пошли
Весь орешник обошли.
Долго по лесу гуляли,
нагулялись и устали.
Идут домой Алёша с Колей,
Один грустит, другой весёлый.
Упражнение на циркуляцию крови в органе зрения – быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза.
Упражнение на улучшение процесса аккомодации – обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу, так 6-8 раз.
Время проведения: 2 минуты.
Совместная деятельность взрослого и детей:
Цель: познакомить детей с игрой в мяч «Назови признак предмета»
- вспомнить с детьми по карточкам названия фруктов
- надо поймать мяч двумя руками и описать названный фрукт «Какой он?», повторяться нельзя. (Например: яблоко красное, сладкое, зелёное, сочное, кислое и т.д.)
Время игры – 10 минут.
Вместе с родителями:
- Придумать имена прилагательные к овощам: капуста, картошка, огурец, помидор, свекла.
- Вместе с родителями поиграть с мячом в игру «Назови признак предмета».
Общеукрепляющее упражнение для глаз – закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. (1 минута)
Молодцы, ребята, Вы сегодня справились отлично со всеми заданиями, проявили чуткость, помогли своим друзьям, вспомнили признаки предметов. Не забудьте дома поиграть в мяч вместе со своими братьями, сестрами или родителями.(1 минута)
Время проведения совместной деятельности: 25 минут.
Источник