Наиболее часто используют такие способы оспаривания как

Наиболее часто используют такие способы оспаривания как

Название работы: Юридический документ: понятие, виды

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Виды юридических документов: 1 нормативноправовые акты законы указы постановления инструкции и т.; 2 акты правоприменения решение суда постановление о назначении экспертизы протест прокурора и т.; 4 иные акты исковые заявления претензии жалобы заявления и т. Абсолютно незаконные ничтожные акты признаются таковыми в силу прямого указания закона.

Дата добавления: 2015-08-05

Размер файла: 13.7 KB

Работу скачали: 19 чел.

Юридический документ: понятие, виды

Юридический документ: понятие, виды. Требования, предъявляемые к юридическим документам.

Юридический документ — официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Виды юридических документов:

1) нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции и т.п.);

2) акты правоприменения (решение суда, постановление о назначении экспертизы, протест прокурора и т.п.);

3) договоры (договор купли-продажи, брачный договор, трудовое соглашение и т.п.);

4) иные акты (исковые заявления, претензии, жалобы, заявления и т.п.).

Требования, предъявляемые к юридическим документам:

— наименование, реквизиты и т.п. юридического документа;

— правильное указание адресата, т.е. правильно определить орган, куда направляется документ, наименование должностного лица;

— четкая структура юридического документа. Так, приговор, судебное решение состоят из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей;

— логичность и последовательность изложения материала в тексте. Противоречивость текста является достаточно серьезной ошибкой, не только затрудняющей применение документа, но и приводящей к его оспариванию;

— этичность изложения материала. Юридический документ, в самом широком понимании этого слова, не должен содержать оскорбительных, унижающих человеческое достоинство слов и выражений. Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого рода документов неприемлемы жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры, недопустимо использование и уничижительных, льстивых, комплиментарных выражений;

— правильное использование юридической и иной терминологии. Несоблюдение формальных и неформальных требований может повлечь за собой различные последствия. Наиболее серьезным является признание Документа незаконным, недействительным. Существует два вида незаконных актов — ничтожные и оспоримые. Абсолютно незаконные (ничтожные) акты признаются таковыми в силу прямого указания закона. Оспоримыми считаются акты, которые в момент принятия были действительными, но существуют основания, позволяющие признать эти акты незаконными. Оспаривание осуществляется в официальном порядке и заключается в поиске доказательств, позволяющих признать акт незаконным. Оспаривание может привести к отмене акта, а может оставить акт в силе. Наиболее часто используют такие способы оспаривания, как опротестование — принесение протеста на акты органов управления прокурорами и обжалование-реализация права граждан обжаловать в суд акт, нарушающий их права и свободы.

Приведенные формальные и неформальные требования, предъявляемые к юридическим документам, последствия их несоблюдения не носят абсолютного характера. К одним типам юридических документов они могут быть применены, к другим — не всегда. Поэтому следует опираться на собственный жизненный опыт, учитывать особенности конкретной ситуации и конкретного документа. Нет общеобязательных правил на все случаи жизни.

Источник

И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ

Юридический документ представляет собой единство формы и содержания.

Мы уже отмечали, что действующее законодательство предъяв­ляет различные требования к разным видам документов. Весь массив требований можно разбить на две группы: формальные и неформальные. Эти требования определяются видом юридичес­кого документа, его спецификой. Причем одни и те же требова­ния в зависимости от типа юридического документа могут высту­пать как формальные (закрепленные в каких-либо юридических документах) или как неформальные. В самом общем виде фор­мальные и неформальные требования имеют следующие харак­теристики.

Содержание юридического документа, т.е. принятие (издание, подписание) документа в пределах компетенции и полномочным лицом; непротиворечие юридического документа действующему законодательству. Содержание некоторых видов юридических документов жестко определяется действующим законодатель­ством.

Например, в ГПК РСФСР обозначены сведения, которые должны со­держаться в исковом заявлении; гражданское законодательство вводит понятие «существенные условия договора» и т.п.

Форма юридического документа, т.е. наименование, реквизиты и т.п. Каждый орган или должностное лицо вправе издавать стро­го определенные виды юридических документов. Действующим законодательством предъявляются минимальные требования к форме документов, которые условно отнесены к последней, чет­вертой группе (жалобы, заявления и т.п.). В частности, многие виды обращений не имеют собственного наименования.

Очень важно правильно указать адресата, т.е. правильно опре­делить орган, куда направляется документ, наименование долж­ностного лица.

Например, куда и к кому попадет жалоба, адресат которой указан так: «Ростовская область, главному судебному приставу г. Шахты» — старшему судебному приставу районного города Шахты или главному судебному при­ставу Ростовской области?

Читайте также:  Выкуп как способ приобретения права собственности

Структура юридического документа. Структура некоторых ви­дов юридических документов определяется действующим зако­нодательством. Так, в соответствии со ст. 312 УПК РСФСР при­говор состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В соответствии со ст. 197 ГПК РСФСР судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной час­тей.

Логичность и последовательность изложения. Огромную роль играют правильное аргументирование и использование законов логики. Знание законов логики и умение оперировать ими явля­ются краеугольным камнем правового мышления и показателем его квалификации. Присутствие логики в тексте юридического документа обязательно и естественно. Противоречивость текста является достаточно серьезной ошибкой, не только затрудняющей применение документа, но и приводящей к его оспариванию. Об этом уже говорилось ранее.

Этичность изложения материала. Как и большинство мораль­но-нравственных правил поведения, этические нормы практичес­ки не закреплены действующим законодательством, т.е. очень ред­ко содержатся в нормах права. Поэтому их применение зависит от общего культурного уровня развития человека, его системы ценностей.

Юридический документ, в самом широком понимании этого слова, не должен содержать оскорбительных, унижающих чело­веческое достоинство слов и выражений. Использование резких, эмоциональных слов исключается. Для такого рода документов неприемлемы жаргонизмы, сленговые выражения и метафоры, недопустимо использование и уничижительных, льстивых, комп­лиментарных выражений.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тек­сте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может по­требоваться включить те оскорбительные выражения, которые высказаны были в отношении заявителя.

Юридический язык; правильное использование юридической и иной терминологии. Об этом уже частично говорилось выше. Теперь следует напомнить о необходимости соблюдения правил русского языка.

Ниже приводятся отдельные фразы, взятые из различных юри­дических документов. Хотели бы вы, чтобы такое появилось в ваших документах?

Потерпевшие пояснили, что они материального ущерба не испытыва­ют, кроме как морального неуважения случившегося.

Причиной электротравмы явилось то, что потерпевший не проверил отсутствие наличия электротока.

Ворвавшись в комнаты, подвергли дерзкому избиению прикомандиро­ванных водителей, причинив им телесные повреждения, которые совер­шенно непричастны к предыдущей драке.

Исчезнувшие вещи у него на незначительную сумму не представляют большой общественной опасности.

Подвергнуть Иванова штрафу в доход государства в сумме тридцати суток.

Можно ли определить стоимость обуви по следам обуви?

Не является ли шланг, изъятый у подозреваемого, холодным оружием?

В квартире 1 дома 43 по улице Суворова был обнаружен труп гр. Була­нова. Проживал по вышеуказанному адресу в висячем положении.

Телесные повреждения получены по месту жительства на помойке.

31 января неизвестный по ул. Трамвайная оскорбил гражданку Рома­нову, нанеся ей удар ножом в спину.

Труп Трясова при жизни был трезв.

Несоблюдение формальных и неформальных требований может повлечь за собой различные последствия. Наиболее серьезным является признание документа незаконным, недействительным. Существует два вида незаконных актов — ничтожные и оспори­мые. Абсолютно незаконные (ничтожные) акты признаются та­ковыми в силу прямого указания закона. Оспоримыми считаются акты, которые в момент принятия были действительными, но су­ществуют основания, позволяющие признать эти акты незакон­ными. Оспаривание осуществляется в официальном порядке и зак­лючается в поиске доказательств, позволяющих признать акт незаконным.

Оспаривание может привести к отмене акта, а может оставить акт в силе. Наиболее часто используют такие способы оспарива­ния, как опротестование — принесение протеста на акты органов управления прокурорами и обжалование — реализация права граж­дан обжаловать в суд акт, нарушающий их права и свободы.

На практике из-за несоблюдения формальных или неформаль­ных требований, предъявляемых к форме или содержанию юри­дического документа, возможны различные последствия — как пра­вовые, так и неправовые.

Например, мировым судьям предоставлено право рассматривать оп­ределенные категории гражданских и уголовных дел. Решения мирового судьи могут быть обжалованы, например в порядке апелляционного про­изводства. В ст. 318 3 , 481 УПК закреплены требования, предъявляемые к форме и содержанию апелляционной жалобы. В статьях 318 4 ГПК и 481 УПК предусмотрено: если апелляционная жалоба подана с нарушением указан­ных требований, то судья назначает дополнительный срок для их устранения. После устранения нарушений апелляционная жалоба считается поданной в установленные для апелляционного обжалования сроки. В арбитражном процессе также возможно использование апелляционной жалобы на ре­шения, не вступившие в законную силу. Требования к содержанию жалобы предусмотрены в ст. 148 АПК РФ. И если указанные требования не соблю­дены, то жалоба считается неподанной в установленные для апелляцион­ного обжалования сроки.

Читайте также:  Способы анализа логистической системы

В качестве других последствий несоблюдения формальных или неформальных требований, предъявляемых к юридическим до­кументам, можно назвать следующие:

1. Нарушается субъективное право человека (организации).

2. Возникает многозначность толкования юридического доку­
мента, затрудняется процесс реализации норм права. Право как
регулятор общественных отношений не достигает своей цели. (Не
зря в обиходе появились фразы типа: «два юриста — три мне­
ния», «закон что дышчо — куда повернешь, туда и вышло».
Все
это не может не влиять на уровень правосознания общества, раз­
витие его правой культуры.

3. Приостанавливается действие юридического документа пол­
ностью или частично. В отдельных случаях после приостановле­
ния действия документа по результатам оспаривания возможно
признание акта незаконным или неконституционным. Иными сло­
вами, документ утрачивает юридическую силу.

4. Отменяется акт нижестоящего органа вышестоящим.

5. Аннулируются правоустанавливающие документы (лицен­
зии, разрешения и и.п.).

6. Опротестовывается юридический документ прокурором.

7. Отказывается в регистрации нормативного акта, учредитель­
ного документа, а также иного юридического документа.

8. Сделка признается незаконной.

9. Возникает необходимость использования согласительных,
третейских процедур по поводу споров о решениях и действиях
юридического характера.

Известно, что знание законодательства позволяет не только эффективно его применять в законных интересах заинтересован­ных граждан и организаций, но и использовать неправомерным

образом. Недобросовестныеюристы при подготовке юридичес­ких документов закладывают в них множество положений-«лову-шек'». «Ловушки» могут появляться в тексте юридических доку­ментов и по причине некомпетентности или невнимательности составителей. Распознать «ловушки» не так-то просто, но необхо­димо, так как они могут решающим образом повлиять на исход правового спора.

К наиболее типичным «юридическим ловушкам» можно от­нести:

• принятие (подписание) документа органом (должностным ли­
цом) за рамками своей компетенции;

• несоблюдение требований, предъявляемых к содержанию и/
или форме документа;

• ненадлежащее оформление документа;
. логические ловушки;

• пробелы в правовом регулировании;

. коллизии, фактографические ошибки (например, отсылки к несуществующим актам);

• взаимоисключающие или противоречивые положения;

. расширительное (ограничительное) толкование там, где это

недопустимо; « подмена понятий (неточная терминология, незнание терминов);

• опечатки, описки, ошибки.

Приведенные формальные и неформальные требования, предъявляемые к юридическим документам, последствия их не­соблюдения не носят абсолютного характера. К одним типам юри­дических документов они могут быть применены, к другим — не всегда. Поэтому следует опираться на собственный жизненный опыт, учитывать особенности конкретной ситуации и конкретно­го документа. Нет общеобязательных правил на все случаи жизни.

ПОДГОТОВКА ЮРИДИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА 1

Американцы, обладающие достаточно большой степенью прак­тицизма, предлагают несколько этапов подготовки текста юриди­ческого документа.

1 Более подробно об этом см.: Броди Сюзан Л., Рутерфорд Джейн, Виет-цен ЛорелА., Дернбах Джон Л. Подготовка юридических документов /Матери­алы семинара «Практическое образование» (30 апреля — 4 мая 1997 г.). М.. 1997. С. 96-110.

Этапы подготовки юридического документа

1.Определение адресата документа.

2. Определение общей структуры документа, систематизация материала
и аргументов по соответствующим разделам.

3. Написание текста документа.

4. Прогнозирование и анализ возможных последствий.

5. Редактирование материала.

Рассмотрим основные этапы процесса подготовки юридичес­ких документов, которые можно применить для любого документа.

1-й этапопределение адресата документа. Адресат доку­мента- широкое понятие. Для того чтобы представить себе адре­сата, вы должны установить, кто будет читать документ и с какой целью. К адресатам документа относятся все лица, которые ког­да-либо будут с ним знакомиться. Это может быть широкий круг читателей. Значит, необходимо выявить специфические особен­ности различных категорий адресатов, чтобы подготовленный вами документ был доступен всем читателям. Особенности адре­сата предопределяют стиль документа, используемую лексику. Кроме того, важно определить отношение адресата — дружествен­ное/враждебное, его образовательный уровень и жизненный опыт, а также с какой целью будет использован документ.

2-й этап — определение общей структуры документа, сис­тематизация материала и аргументов по соответствующим разделам. Сбор всех относящихся к делу фактов является необ­ходимым условием успешной подготовки документа. Иногда для выяснения какого-то факта достаточно позвонить клиенту. В дру­гих случаях может потребоваться дополнительное расследование или изучение вопроса. В любом случае невозможно подготовить точный документ, не зная всех относящихся к делу фактов. А ка­кие факты относятся к делу, нетрудно определить с помощью шести простых вопросов: кто? что? где? когда? почему? как? Об этих вопросах уже говорилось ранее, при изложении тем «Ин­тервьюирование клиента» (гл. 5), «Консультирование» (гл. 6), «Ана­лиз дела» (гл. 7), «Выработка и реализация позиции по делу» (гл. 8). Эти вопросы могут быть полезны и при работе над юридическим документом. Но их содержание в данном контексте будет несколь­ко иным.

Читайте также:  Способы варки пельменей с чем есть

Ответ на вопрос «кто? « дает представление об адресате и иных лицах, которых может касаться документ (истец или ответчик, сви-

детели и т.д.). Ответом на вопрос «что? » будут «предметы», о которых должна идти речь в документе (например, имущество в завещании и т.д.). Ответ на вопрос «где? « зависит от типа доку­мента (например, при составлении завещания важное значение могут иметь сведения о местонахождении имущества). Ответ на вопрос «когда? « предполагает определение времени вступления документа в силу (например с конкретной даты, с наступления определенного юридического факта и т.д.). Ответ на вопрос «по­чему? « включает как цель (или цели) документа, так и намерения стороны, отвечающей за создание этого документа. Ответ на воп­рос «как? « должен прояснить механизм достижения искомых ре­зультатов.

Теперь, прежде чем облекать документ в текстовую форму, необходимо систематизировать, организовать материал и подго­товить общую структуру документа на основании полученной информации. Тем самым можно избежать непреднамеренных про­пусков и обеспечить логическую последовательность изложения. При этом должны быть также обеспечены не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мыс­ли в каждом разделе.

3-й этапнаписание текста документа. Следует соблюдать ясность и добиваться краткости изложения; при написании доку­мента важно придерживаться соответствующей тональности.

4-й этап — прогнозирование ианализ возможных послед­ствий. Следует еще раз обратить внимание на адресатов доку­мента и собранные факты, варьируя их один за другим, чтобы предсказать возможные последствия; мысленно пройтись через все операции или события, чтобы убедиться, сохранит ли доку­мент юридическое действие; подумать, безупречен ли документ с точки зрения материального и процессуального права, этических норм; соблюдена ли внутренняя последовательность с точки зре­ния существа документа. Необходимо проверить организацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении, язык документа с точки зрения точности, тональности и краткости. Нельзя забывать и о визуальной привлекательности документа.

5-м этапредактирование материала. Прочитайте внима­тельно написанный текст. Просмотрите, как расположен матери­ал, как выглядит документ в целом, несколько раз перечитайте его для выявления и исправления ошибок, допущенных на раз­личных этапах процесса подготовки

Следуя этим правилам, можно подготовить хорошо организо­ванный, всеохватывающий, краткий и точный документ.

Как было отмечено, знание основ юридической техники может помочь в решении двух задач. Первая — написание документа, вто­рая — анализ документа, составленного кем-то другим. Используя предложенные выше правила написания документа, попробуем рассмотреть их еще раз, но уже применительно к работе с гото­вым документом. Это дает возможность выработать некоторые рекомендации по работе с готовыми юридическими документами.

1. Внимательно прочитайте юридический документ с начала и до
конца.

2. Определите вид юридического документа.

3. Найдите, какими нормативно-правовыми актами регулируются
требования, предъявляемые к данному виду юридических докумен­
тов (если таковые имеются).

4. Проверьте форму и реквизиты юридического документа.

5. Проверьте, все ли элементы структуры документа присутствуют.

6. Проверьте содержание юридического документа.

7. Проверьте термины, используемые в юридическом документа,
юридические конструкции.

8. Внимательно прочитайте юридический документ с начала до конца.

Навык использования юридической техники можно развивать самостоятельно. Для этого надо знать особенности различных ти­пов юридической техники и хорошо представлять себе элементы юридической техники. Предлагаем вам выполнить ряд упражне­ний с целью развития этого навыка.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Приводим перечень бумаг, которые в разговорной речи нередко называются юридическими документами. Определите, что дей­ствительно является юридическим документом. В каком значе­нии употребляется в этом случае термин «юридический документ»:

• Трудовой договор, подписанный работодателем.

• Проект федерального закона, принятый Государственной
Думой.

Решение арбитражного суда.

Заявление о приеме в коллегию адвокатов.

Конституция РФ, изданная отдельной книгой.

Комментированный Гражданский кодекс.

Претензия к ателье.

Учебник по гражданскому процессу.

УПРАЖНЕНИЕ 2

При составлении актов правоприменения, некоторых видов обра­щения (исковые заявления, претензии и т.п.) часто требуется опи­сать какой-либо объект, человека, обстоятельства. В этом случае важна точность описания. В одних случаях для такого описания достаточно использовать обычный, повседневный язык, в других случаях требуется использование специальной терминологии.

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 1281 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы