- Наглядные методы обучения
- Наблюдение
- Готовые работы на аналогичную тему
- Иллюстрации
- 3. Демонстрации
- Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
- Классификация наглядных методов обучения
- Роль наглядных методов
- Связь наглядных и словесных методов
- Наглядные и практические методы обучения
- Приемы и наглядный метод
- Наглядные методы обучения на уроках русского языка
- Наглядные методы на уроках физкультуры
- Наглядность на уроках чтения
- Интерактивная доска – наглядное пособие
- Применение наглядных методов в начальной школе
- Экскурсии – наглядный метод обучения
- Изучение английского языка с применением наглядности
- Заключение
Наглядные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Наглядные методы обучения — это методы обучения, вносящие в методику преподавания разнообразие, способствующие повышению продуктивности учебного занятия, оказывающие положительное влияние на развитие наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания.
Наглядные методы обучения направлены на осуществление одного из дидактических принципов обучения – принципа наглядности.
Основной задачей наглядных методов обучения является наглядно-чувственное ознакомление учащихся с процессами, явлениями и предметами в их естественной среде или посредством символьного отражения (схемы, модели, репродукции и т.д.).
Выделяют следующие основные виды наглядных методов обучения:
- наблюдения,
- иллюстрации,
- демонстрации.
Наблюдение
Метод наблюдения – это процесс целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Данный метод достаточно затратный и сложный в организации. Однако он является одним из необходимых элементов в формировании у учащихся точных представлений, необходимых для операции обобщения.
От уровня сформированности у учащихся навыков наблюдения, зависит эффективность восприятия наглядностей. Именно поэтому необходимо начинать с самого раннего возраста формировать у детей умение концентрировать внимание, находить и отмечать важные элементы в целом, размышлять над увиденным и высказывать свои мысли. Все это достигается посредством демонстрации детям, еще в детском саду, разнообразных иллюстраций, картинок и презентаций. Совместный с воспитателем просмотр и обсуждение, развивают у детей навыки наблюдения.
Таким образом, наблюдение можно охарактеризовать, как умение сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, выделять основные элементы из общего, делать умозаключения и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Метод наблюдения имеет ключевое значение в процессе формирования у детей полноценной картины окружающей действительности, понимания тех или иных процессов и явления, а также оказывает положительное влияние на развитие восприятия, памяти, мышления и воображения.
Иллюстрации
Метод иллюстрации направлен на то, чтобы показать различные объекты, процессы и явления в их естественной форме и среде.
Допустим показ не только в рамках естественного существования объектов и явления, но и посредством их изображения. Например, достаточно сложно показать молнию в естественном виде, в этом случае ее можно показать с помощью иллюстраций, презентации или видео.
Основным средством иллюстрации является школьная или интерактивная доска. На них можно осуществить запись, нарисовать схему, изобразить последовательность действий и т.д. Кроме того, в качестве иллюстраций можно использовать различные иллюстративные пособия (картинки, таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы и т.д.).
Использование иллюстративного метода требует соблюдения ряда правил:
- Все наглядные иллюстративные материалы должны соответствовать возрасту детей, то есть быть им понятны и доступны для понимания, но в тоже время не примитивны.
- Каждая иллюстрация должна быть визуально понятна и представлять доступ к изучаемому материалу.
- При работе с иллюстрацией педагог в первую очередь должен выделять наиболее важные и характерные черты, четко и точно показать их детям сопровождая рассказом.
- Иллюстрация должна полностью соответствовать рассказу педагога, то есть дополнять и наполнять его устный рассказать.
- Внешний вид иллюстративного материала следует делать эстетическим и привлекательным для учащихся.
3. Демонстрации
Метод демонстрации – основан на представлении устройств, моделей, видеофильмов и т.д., которые показывают реальные свойства предмета или течение явления (процесса).
Цель демонстрации – показать, как именно происходит тот или иной процесс, последовательность его течение, значимость для окружающего мира.
Метод демонстрации способствует формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации на обучения.
Данный метод используют не только для того, чтобы продемонстрировать явление или процесс в естественном проявлении, но и для создания учебной проблемной ситуации, которая наталкивает учащихся на поиск новой информации и ее усвоение. Например, на уроках по развитию речи могут быть использованы ПК или магнитофон, которые демонстрируют эталон правильности произношения звуков и букв.
Большими возможностями в области демонстрации обладают мультимедийные технологии, которые позволяют показать учащимся объекты, процессы и явления в виде презентаций, видео- и аудиозаписей и т.д. С этой целью в образовательных учреждениях организуют специальные кабинеты, имеющие всё необходимое оборудование. В настоящее время, практически каждый учебный кабинет имеет интерактивную доску, которая значительно расширяет возможности педагога в плане организации и представления различного рода наглядностей, в том числе и демонстрации.
К демонстрации, как наглядному методу обучения предъявляется ряд требований:
- Наглядности должны обладать достаточно качественным изображением, в таком случае соблюдаются условия видимости для всех учащихся. В том случае, если изучаемые объекты малы, то нужно использовать различные виды проекции, при необходимости организовать поочередное наблюдение учащимися.
- Педагог во время демонстрации должен стоять лицом к классу, чтобы следить за реакцией учащихся. Необходимо следить за тем, чтобы не загораживать детям демонстрационный материал, с целью избегания возможных искажений в его восприятии.
- Число демонстраций должно быть оптимальным, педагогу необходимо помнить, что демонстрации призваны помогать понимать и усваивать учебный материал, а не рассеивать внимание детей, и тем более не отвлекать их от темы урока.
- При демонстрации сложного материала необходимо делать паузы, чтобы ответить на возникающие вопросы детей, дать им возможность усвоить полученную информацию, при необходимости записать ее.
Источник
Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:
- знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
- естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
- условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
- динамические модели (телефильмы, диапозитивы).
Источником приобретения знаний считается наглядность.
Классификация наглядных методов обучения
Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:
- Демонстрация. Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
- Иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.
- соответствие наглядности возрасту детей;
- показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
- обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
- четко выделить главное, показывая иллюстрации;
- показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
- согласовывать демонстрацию и содержание;
- привлекать воспитанников к участию в процессе;
- сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.
Роль наглядных методов
Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.
Связь наглядных и словесных методов
Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:
- используя слово, под руководством учителя ученики наблюдают за объектом, знания они получают в процессе наблюдения из самого объекта;
- с помощью слова, полученных наблюдений и знаний учащихся учитель ведет их к осмыслению явлений и связей, которые нельзя усмотреть в процессе восприятия;
- все сведения об объекте ученики получают из словесных объяснений учителя, а наглядные пособия конкретизируют и подтверждают словесные сообщения.
Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.
Наглядные и практические методы обучения
Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:
- иллюстрации – показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
- демонстраций – использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.
- Беседу – это обучение в форме вопросов и ответов. Она применяется на любом этапе обучения и используется для:
- получения новых сведений;
- закрепления полученных сведений;
- контроля и оценки знаний;
- повторения ранее изученного материала.
При проведении бесед следует выполнять следующие требования:
- учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
- ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
- обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.
- Диспут – в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
- Экскурсия – мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
- Эксперимент и лабораторная работа – во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
- Работа с учебником – самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
- Игра – используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
- Упражнения – метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.
Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.
Приемы и наглядный метод
Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.
При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.
Наглядные методы обучения на уроках русского языка
Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:
- Таблицы – это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
- Иллюстрации – рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
- Дидактический материал – специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.
Наглядные методы на уроках физкультуры
Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов. У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками. Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.
Наглядность на уроках чтения
Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:
- наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
- знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
- демонстрация кинофильмов;
- просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
- прослушивание записей текстов.
Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста. Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст. При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.
Интерактивная доска – наглядное пособие
Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса. Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий. На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность. При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.
Применение наглядных методов в начальной школе
Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении. На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок – для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта. В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.
Экскурсии – наглядный метод обучения
Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся. Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них – экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся. Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности — завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники — или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков. Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.
Изучение английского языка с применением наглядности
Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:
- при заполнении кроссворда ошибочная буква высвечивается другим цветом;
- составление предложений, когда при нажатии курсора слово встает на определенное место;
- игра «охотник», когда выстрел (нажатие курсора) производится после правильного аудирования слова по нужной картинке;
- соединение слова с соответствующим ему изображением.
Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.
Заключение
Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.
Источник