Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека
Посредством мозговой активности, человек осознает окружающий мир и может действовать в нем. В сознании постоянно идет процесс формирования модели окружающего мира, при этом активность головного мозга человека в психологии имеет несколько форм и свои особенности, которые получили название: наглядно-действенного и образного мышления, понятийного и допонятийного и т.д.
Основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного общества, является наглядно-действенное мышление. Оно отвечает за решение практических задач, например – необходимость обработать землю или построить жилище.
В психологии мышление наглядно-действенное определяется как практическая деятельность по изменению окружающей действительности, которая осуществляется посредством взаимодействия с реально осязаемыми предметами и объектами.
С младенческого возраста и до трех лет наглядно-действенное мышление является основным видом мозговой активности. На основании реальных действий и операций с предметами идет процесс формирования способности мыслить. Развитие ребенка и исследование окружающего мира происходит через прикосновения – он ко всему стремится прикоснуться, разобрать, разделить, соединить и т.п. Дети в процессе игры ломают предметы и игрушки, что является первым шагом к исследовательской деятельности и понимания устройства окружающей действительности, ее предметов и объектов.
Особенности детского мыслительного процесса заключаются в том, что решение любой проблемы сразу переходит в действия, а не создается изначально в сознании, как это происходит у зрелого человека.
Примеры такого поведения встречаются у всех детей — если малышу в возрасте двух лет нужно достать предмет, до которого он не достает руками, то он воспользуется стоящим рядом стулом; такие же действия будут у чуть более старшего ребенка. А особенности мышления детей пяти-шести лет в том, что они уже в состоянии основываться на свой опыт и формировать в сознании предварительную картину результата своих действий. Этот эксперимент является основанием для вывода, что у детей постепенно происходит развитие способности к понятийному восприятию. Развитие способности решать задачи в воображении происходит в период трех-пяти лет и обозначается в психологии как образное мышление.
Развитие в детском возрасте
Любой вид мышления получает свое развитие посредством действий, игры и общения со взрослыми. У детей формирование мышления проходит в 3 этапа:
- Действенное мышление. Для него характерно решение простых задач через манипулирование предметами – развитие детей происходит посредством исследования руками всех предметов и объектов, которые они видят: яркий пример – использование тонкой моторики, когда ребенок тянет, открывает, вертит.
- Образное мышление. Особенности этого вида восприятия проявляются в том, что ребенок учится создавать в воображении возможные последствия своих действий. Такой вид мыслительной активности является наиболее значимым и преобладает над остальными в период обучения в школе и высшем учебном заведении.
- Словесно-логическое. У детей происходит становление способности мыслить понятиями, которые выражаются посредством слов. Для маленького ребенка слово является ассоциацией с объектом или предметом, который малыш знал ранее. Пример: слово «собака» в сознании малыша обозначает конкретную собаку, с которой он встречался до этого. В более старшем возрасте дети бывают уже способны к обобщению.
Крайне важно участие родителей в развитии всех форм мыслительной деятельности в раннем возрасте. Для формирования наглядно-действенного мышления не потребуется много усилий и времени, достаточно регулярно проводить с малышом некоторые игры:
- До годовалого возраста научите малыша пользоваться веревками, чтобы достать интересующий его предмет. Пример использования: к игрушке привяжите веревку и расположите ее так, чтобы достать игрушку, ребенку нужно было потянуть за веревочку. Игрушки периодически меняйте, чтобы у малыша сохранялся интерес.
- Когда ребенок начинает вставать, для него характерно выбрасывать игрушки и наблюдать, как они падают. Привяжите игрушки к бортику кроватки, чтобы малыш мог потянув за веревку, достать игрушку.
- Когда малыш начинает сидеть, попробуйте проводить с ним такие игры: положите в поле его зрения интересный предмет, например, шарик или кубик, привяжите к нему ленту и дайте один конец в руки малыша.
Аналогичные игры родители могут придумать и сами, главное, придерживаться цели научить детей использовать любой предмет для получения результата.
Значение во взрослом возрасте
Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат. Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.
И в заключение
В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.
В психологии выделяют три этапа формирования мыслительной деятельности, посредством которых решаются основные возрастные задачи, такие как: выполнение практических действий, создание в воображении плана достижения результата и становление понятийного аппарата — это действенное, образное и понятийное виды мышления.
Источник
Описание и примеры наглядно действенного мышления
Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.
У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.
Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:
- Наглядно-действенное.
- Наглядно-образное.
- Словесно-логическое.
Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.
Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.
Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.
Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.
Процесс формирования мышления
Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.
Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.
Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.
Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.
Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.
Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.
Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:
- основывается на базе языковых средств;
- используются понятия;
- применяются логические конструкции;
- характеризует поздний этап развития мышления человека.
Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.
Как мыслят взрослые
Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.
Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.
Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.
Чаще им обладают мастера ручного труда:
- сантехники;
- инженеры-механики;
- слесари;
- маляры;
- каменщики и др.
Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.
В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:
- места скрепления деталей;
- количество гвоздей;
- размер досок и т.д.
Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.
Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.
Источник
Наглядно-действенные методики
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОМПЕНСАТОРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
В теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова психический образ рассматривается как многомерный и многоуровневый, содержащий результаты сенсорного и понятийного отражения. На основе этой теории разработаны психологические методики развития зрительного восприятия и образной памяти у детей с глубокими нарушениями зрения. Необходимость в них вызвана тем, что у слабовидящих и частичновидящих наблюдается снижение эффективности образной памяти и связанные с этим вторичные отклонения в становлении познавательной деятельности.
Психологические методики (наглядно-действенные и наглядно-образные) направлены на формирование восприятия как активной исследовательской прогнозирующей деятельности, основанной на конкретной предметной деятельности. Предполагалось, что сочетание наглядно-действенных и наглядно-образных методик будет способствовать развитию межфункциональных отношений между сенсорно — перцептивными процессами и уровнем представлений, тем самым создавая основу зрительной памяти, хранящей наборы мнемических образов — эталонов. В ходе коррекционных занятий по всем психологическим методикам применялись словесно-логические приемы, облегчающие понимание и запоминание сенсорного материала. Установлено, что семантическое запоминание сенсорных образов сопровождается формированием устойчивых мнемических эталонов.
При глубоком слабовидении и остаточном зрении у детей вербализация и категоризация сенсорных образов затруднены. Это связано с недостаточной информативностью формирующихся при восприятии образов. Поэтому, как считает В. И. Лубовский, очень важны регулирующее действие словесной инструкции педагога и обучение приемам вербализации зрительного опыта. Вербально — логическое кодирование с опорой на наглядно-действенный и наглядно-образный опыт обеспечит долговременное сохранение зрительной информации.
Обязательным условием эффективного развития зрительного восприятия в целом является тесное взаимодействие в онтогенезе сенсорных и моторных функций зрения. Активное восприятие — это система перцептивных действий, в которой важную роль играют эффекторные компоненты, т. е. движения руки и глаза. Действенный характер восприятия складывается в процессе предметно-практической деятельности, развивающей ориентировочно — исследовательскую активность ребенка, на основе которой формируются перцептивные действия. Этот этап развития восприятия называют этапом экстериоризации — первоначального развернутого формирования перцептивных действии в процессе предметно-практической деятельности. Наглядно-действенные методики развивают предметно-практическую деятельность, плохо или совсем не сформированную у детей, которые не посещали детсад или дошкольную группу.
В процессе предметно-практической деятельности формируется единая система “глаз—рука”. Адекватное взаимодействие глаза и руки, точность движений рук со зрительным контролем требуются в различных видах учебной и трудовой деятельности. Поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсомоторных координации. При работе с наглядно-действенными методиками у детей развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные движения с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, навыки ориентировки в микропространстве со зрительным контролем. Формируются определенные взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно — двигательной памятью.
Эти методики необходимы для формирования предметности зрительного образа, обеспечивают предметную наглядность. Только при этом условии формируется фундаментальное свойство восприятия — предметность, производными от которого являются другие свойства (целостность, структурность, константность и т. д.). Особое значение методики имеют для формирования свойства антиципации, так как зрительный контроль движений и действий включает механизм антиципации.
Наглядно-действенные методики обеспечивают основы для последующей интериоризации (переведения во внутренний план) перцептивных действий с помощью знакового опосредствования. В соответствии с теорией функциональных систем П. К. Анохина при формировании зрительного образа конкретного объекта и действия с ним вначале формируется “акцептор действия”, образно-действенное отражение, а уже затем понятийное отражение, опосредствованное знаками и символами. Включение в методики символических структур развивает семиотическую (“знаковую”) функцию.
Средства реализации методик (натуральные предметы и их модели, мозаика и конструктор). Подбор дидактического материала должен производиться в зависимости от состояния зрения, возраста и этапа коррекционного курса.
Натуральные объекты — лучший вид наглядных пособий, они дают наиболее полные представления о реальных вещах и совокупности их свойств. Работа с натуральными объектами ведется в кабинете (классе) и на прогулках, экскурсиях. Натуральные объекты как дидактический материал по степени сложности подразделяются на следующие группы:
— объекты, состоящие из комбинации геометрических фигур;
— объекты растительного и животного мира;
— человек, предметы его жизнедеятельности.
Среди натуральных объектов должно быть как можно больше предметов, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т. д.). Важно формировать зрительные образы тех объектов, которые учащийся может встретить в учебно-воспитательном процессе, в реальной жизни.
Модель — копия натурального предмета, точная или с изменением масштаба. Модель позволяет ознакомить учащихся со всеми свойствами тех предметов, которые не могут быть представлены на занятиях натурой. Необходимо сопоставлять модель с натуральным предметом, который она изображает, чтобы формировать правильные представления о размерах этого предмета. Варианты моделей: муляжи, макеты, скульптуры, геометрические тела, чучела.
Целесообразно использовать мозаику, состоящую из многоструктурных элементов, позволяющих создавать простые и сложные символические изображения. Рекомендуется мозаика фирмы “hego” или подобная ей мозаика отечественного производства, состоящая из шести формообразующих структур белого, черного, красного, зеленого, синего и желтого цвета.
Использовать конструкторы двух типов: строительные (“Учись строить”, “Юный строитель”, “Formo”) и механические (“Юный техник”, “Erika”, “Pebe”).
Условия проведения занятий.Коррекционные занятия проводятся в кабинете охраны и развития зрения с учащимися начальных классов по программе курса развития зрительного восприятия. Одновременно занятие проводится с двумя детьми.
На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600—800 ЛК). Угловые размеры натуральных объектов имеют широкие пределы. Расположение объектов в пространстве, расстояние между ними и от них до глаз подбираются индивидуально. Вначале определяется максимальное расстояние, на котором они опознаются, затем расстояние постепенно увеличивается.
Элементы мозаики рассматриваются с расстояния 30 см от глаз учащихся. Угловой размер элемента мозаики составляет 5°, а размер перцептивного поля всего мозаичного полотна — 40°.
Время предъявления натуральных предметов не ограничивается. Фиксируется время, затраченное учащимися на построение мозаичных изображений.
Основные обучающие задания и приемы.Работа с натуральными объектами строится на использовании следующих обучающих заданий: определение информативных признаков предметов; опознание объекта на основе этих признаков; сравнение предметов, нахождение сходства, различия по одному, нескольким признакам; обобщение и категоризация предметов.
Каждое задание имеет множество вариантов исполнения, в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Следует использовать объекты, относящиеся к пересекающимся и непересекающимся подклассам. Предметные действия с объектом должны быть связаны с обобщающими схемами его преобразования. Наиболее эффективная форма проведения занятий — игровая.
Мозаика, состоящая из элементов геометрических фигур, позволяет создавать простые и сложные символические изображения, отражающие объекты внешнего мира. Построение таких “знаковых” моделей обеспечивает запечатление в памяти символических структур, что способствует формированию зрительного образа, соединяющего сенсорные и семантические компоненты (рис. 3).
Работа с мозаикой имеет определенную последовательность заданий и приемов. Первоначально формируются зрительные образы элементов мозаики (рис. За) в процессе практической деятельности с ними. Основные приемы — группировка элементов по отдельным признакам (цвету или форме) или по их совокупности. Затем вместе с педагогом проводится анализ готовых символических изображений (рис. 4—8). Ребенок должен рассказать, из каких элементов состоит изображение. После этого даются задания, предусматривающие анализ — синтез изображений (рис. 3б).
Первое — построение изображения по сенсорно — перцептивному образу. Ребенку дается образец объекта и он должен воспроизвести его структуру.
Второе — воспроизведение изображения по мнемическому образу—представлению. Учащемуся предъявляется для осмотра изображение (без ограничения времени) с установкой на запоминание. Затем оно изымается из поля зрения ребенка и ему дается инструкция воспроизвести изображение. Учитель оценивает воспроизведение как правильное или неправильное. В последнем случае допускается второй осмотр и воспроизведение с целью формирования образа, адекватного объекту. При выполнении этого задания рекомендуется постепенно увеличивать период времени между непосредственным восприятием и воспроизведением. Это дает возможность корректировать образы — представления.
Третье задание —построение изображения по семантическому образу. Ребенок создает изображение на основании словесного описания педагога. В различных вариантах этого задания дается инструкция на составление какого-либо объекта с ориентацией вначале на один признак (цвет или форму), затем на два признака и совокупность признаков (рис. 4—8).
Работа с конструктором проходит три основные стадии. Вначале дети знакомятся с материалом и изучают его свойства. Затем экспериментируют с ним, и, наконец, осваивают принципы работы и создают конструктивные модели. Выполняются два типа обучающих заданий: определение, идентификация элементов и их основных информативных признаков; построение композиций. Основные приемы включают опознание, сравнение деталей, поиск и выделение элементов из числа других, соединение частей в единую композицию.
Конструирование осуществляется по сенсорно — перцептивному образу— изготовление модели по образу, присутствующему в перцептивном поле; по мнемическому образу — составление модели по образцу, предъявленному только на некоторое время для рассмотрения и запоминания; по семантическому образу — конструирование по подробной вербальной инструкции педагога.
С помощью строительных конструкторов решались задачи построения различных архитектурных сооружений, как по “проекту” (образцу), так и самостоятельно. Механический конструктор позволяет создавать действующие модели. При конструировании механических моделей дети учатся пользоваться орудиями труда (отверткой и гаечным ключом), что способствует формированию навыков, которые пригодятся им на уроках труда и в реальной жизни.
Мозаика и конструктор позволяют обучать детей видению с помощью действия и по примеру. Вначале осуществляется совместная деятельность педагога и ребенка. Затем педагог создает ситуацию для сотрудничества, взаимодействия детей в процессе решения общей перцептивной задачи. Ребенок учится видеть в процессе действия с объектами и при наблюдении за выполнением заданий педагогом и другими учащимися.
В качестве контрольных заданий можно предложить самостоятельное создание объектов по образам воображения. Кроме того, рекомендуется построение композиций при сукцессивном (последовательном) предъявлении частей с целью проверки способности к их синтезу.
Манипуляция с элементами мозаики и конструктора, построение различных моделей способствует формированию мыслительных операций и познанию свойств объектов. На заключительных этапах работы с наглядно-действенной методикой практикуются сложные сюжетно-ролевые игры с элементами драматизации, развивающие эмоционально-волевую сферу детей. В сюжетно-ролевой игре предметы выступают не как самостоятельные информативные единицы, а как социально значимый объект предметно-практической деятельности в межпредметных и межличностных отношениях.
На всех этапах работы сначала вводятся обучающие задания, затем задания, направленные на закрепление навыков работы с наглядным материалом, и, наконец, задания, цель которых— контроль и оценка приемов зрительной работы. Количество занятий по каждому виду заданий индивидуально и зависит от скорости формирования навыков работы с мозаикой и конструктором.
Контрольные требования к умениям и навыкам детей.Экспериментальная проверка эффективности этой методики осуществлялась при сопоставлении результатов первого и заключительного выполнения заданий, входящих в состав обучающих серий, а также с помощью специальных контрольных заданий, выявляющих уровень сформированности умений и навыков зрительной и зрительно-осязательной работы с объектами.
В контрольных заданиях ставились задачи опознания натуральных объектов (моделей) из набора пятнадцати разнородных предметов: пирамида, кубик, стул, чашка, долото, лампочка, корова, лошадь, черепаха, грач, фотоаппарат, лимон, перец, карандаш, кукла. Использовались зрительный и зрительно-осязательный способы опознания. Учитывалось качество опознания и расстояние, на котором объект опознавался визуально.
Анализ результатов показал увеличение процента правильного опознания натуральных объектов на каждом из трех этапов обучения в среднем на 15—17% в группе слабовидящих и на 18— 20% в группе частичновидящих.
При проверке сформированности навыков практической работы на плоскостной мозаике применялись задания на идентификацию элементов мозаики в фиксированном пространственном положении, задания на построение композиций по перцептивному, семантическому и мнемическому образу. В качестве образцов для выполнения заданий служили ритмические орнаменты (рис. 9), а также предметные образцы: домик, собака, обезьяна, дерево, корабль.
При работе с мозаикой дети вначале усваивают цвето- и формо-образующие эталоны ее элементов. К концу первого этапа занятий такие признаки как цвет, форма, ориентация элементов выделяются почти безошибочно и дети обучаются манипулировать ими на мозаичном полотне.
На втором этапе занятий дети уже могут строить композиции из элементов мозаики. Как показали результаты контрольных исследований, до начала проведения коррекционных занятий и слабовидящие, и частичновидящие дети испытывают наибольшие трудности при построении композиции по мнемическому образу. Средний процент выполнения таких заданий довольно низок, не превышая 25% в группе слабовидящих и 15% в группе частичновидящих (рис. 10). Это свидетельствует о неразвитости образной памяти у детей с глубокими нарушениями зрения. Значительно успешнее они справлялись с построением композиций при наличии образцов в перцептивном поле. Однако, процент выполнения задания по перцептивному образу был все же ниже, чем по подробному словесному описанию композиции, сделанному педагогом (см. рис. 10). Возможно, что это обусловлено необходимостью удерживать в памяти на короткое время отдельные элементы композиции при построении ее по образу, присутствующему в поле зрения. К тому же еще требуется анализ и синтез элементов композиции.
Полученные данные свидетельствуют о том, что механизмы кратковременного запечатления даже простых образов, анализа и синтеза сенсорной информации развиты у исследуемого контингента детей плохо. Словесная инструкция педагога в определенной степени облегчает детям поиск необходимых элементов и синтез их в заданную композицию (рис. 10).
В ходе коррекционных занятий в течение трех лет показатели правильного построения композиций существенно улучшаются и у слабовидящих, и у частичновидящих (см. рис. 10). Наиболее значительно по сравнению с исходным увеличивается процент правильного построения композиций по мнемическому и перцептивному образу, что отражает развитие механизмов анализа и синтеза изображений, а также зрительной памяти. В меньшей степени возрастает процент правильного построения композиций по словесной инструкции. Слабовидящие и частичновидящие достигают одинакового уровня при построении изображений по перцептивному образу и словесному описанию. В ситуации воспроизведения мнемических образов слабовидящие превосходят частичновидящих. Итак, коррекционные занятия с наглядно-действенными методиками формируют и развивают: — дифференцированные движения пальцев рук и навыки ориентационных действий при целенаправленном обследовании объекта под контролем зрения;
— общественно выработанные сенсорные эталоны с помощью предметных образцов;
— умение расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять разрозненные части в целое, т. е. навыки организации зрительного материала;
— навыки сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с объектом и хранящегося в памяти образа — эталона;
— предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение объектов, изменять структуру перцептивного поля;
— умения соотносить реальные объекты с их символическими изображениями.
Наглядно-действенные методики в большой мере развивают внешние перцептивные действия, что является основной для их интериоризации (превращения во внутренние). Последнее осуществляется с помощью наглядно-образных методик.
Источник