- Базис и надстройка. Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры общественно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку
- Надстройка
- Формация и ее структура. Базис и надстройка. Способ производства и его структура (производительные силы и производственные отношения, их структура и источники развития).
Базис и надстройка. Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры общественно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры общественно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и общественным сознанием? Дело все в том, что, исследуя этот вопрос, мы сталкиваемся с тем, что различные стороны способа производства — производительные силы и производственные отношения — играют различную роль в определении идей, взглядов, отношений, характерных для каждого данного общества. Непосредственной основой общественных идей является не способ производства в целом, а лишь его часть, его сторона — производственные отношения. Поэтому для характеристики производственных отношений в этом их качестве и выработана категория «базис». Что касается общественного сознания, то необходимо отметить, что оно в каждую историческую эпоху многообразно. Поэтому для выделения из этого многообразия тех идей, которые отражают действительность с позиций данных экономических отношений, идей, специфических для данного общества и связанной с ними цельной системы общественных отношений и учреждений и выработано понятие надстройка. Важность и необходимость выделения базиса и надстройки обусловлено и тем, что они конкретизируют решение основного вопроса философии о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Что же представляют собой базис и надстройка?
Базис — это совокупность, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития производительных сил. Это экономический строй общества на данной ступени его развития. Он складывается объективно и является основанием всей общественной жизни, влияет на все ее стороны и происходящие в обществе процессы. Категория экономического базиса является одновременно общеисторической и конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формации присущ свой экономический базис.
Каждый экономический базис общества порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, которые возникают и развиваются на основе определенного экономического базиса. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической и конкретно исторической категорией.
Базис и надстройка образуют диалектическое единство противоположностей. Нет базиса без надстройки и нет надстройки без базиса. В обществе действует общесоциологический закон об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. Этот закон указывает на:
1) то, что базис определяет надстройку. Это значит, что базис порождает надстройку и является основой ее существования (будучи формой развития производительных сил, базис одновременно является содержанием по отношению к надстройке);
2) обратное активное воздействие надстройки на развитие базиса. Это свидетельствует о том, что связь надстройки и базиса нежесткая, неоднозначная. Надстройка обладает самостоятельностью, т.е. имеет свои собственные законы развития и функционирования, но самостоятельностью не абсолютной, а относительной. Активная роль различных элементов надстройки проявляется двояко. Они могут ускорять или замедлять развитие базиса, укреплять или разрушать его;
3) то, что с наступлением социальной революции происходит преобразование базиса и надстройки старого общества. При этом новый базис возникает стихийно в недрах старого общества.
Изменения в базисе проявляются в замене одной формы собственности другой и в ликвидации старых производственных отношений и замене их новыми. Что касается изменений в надстройке, то это весьма сложный процесс. Элементы новой надстройки возникают в недрах старого общества на почве противоречия между производительными силами и производственными отношениями старого общества. Однако лишь после политической революции, когда на смену одному господствующему классу к власти приходит другой класс, происходит завершение процесса уничтожения старой надстройки и формирование новой. В связи с тем, что надстройка обладает относительной самостоятельностью и в своем развитии отстает от развития базиса, этим объясняется и такой исторический факт, когда некоторые элементы старой надстройки в силу своей живучести и консервативности могут сохраняться и переходить в новую надстройку, не подвергаясь существенному изменению (например, религия). Изменения в надстройке сводятся к ликвидации старой власти и замене новой, соответственно, к замене старых политических и правовых учреждений новыми, и к преодолению психологии и идеологии реакционных классов и замене новой, и соответственно, к замене старых культурно-просветительских учреждений новыми.
Источник
Надстройка
Базис
Общественно-экономическая формация.
Маркс о способе производства
Способ производства.
В Предисловии к первой редакции «Капитала» Маркс дает краткое определение этой категории:
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». [88]
Отличие от категории «способ производства» только в том, что в нее входит надстройка. Т.е. то есть политические, юридические, идеологические институты общества.
Понятие общественно-экономической формации позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации.
Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка.
Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются два «основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители и собственники средств производства.
Надстройка — это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (государство, суд, церковь и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества.
Надстройка вторична, она зависит от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества. Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качественное отличие от других формаций.
Помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономической формации охватывает и ряд других общественных явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни «социального организма». Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в современных обществах всё большую роль играет наука и т. п.
Источник
Формация и ее структура. Базис и надстройка. Способ производства и его структура (производительные силы и производственные отношения, их структура и источники развития).
Под общественно-экономической формацией понимают совокупность объективных устойчивых общественных отношений, процессов, учреждений и социальных групп, а также всех видов и форм общественного сознания, возникающих и развивающихся на базе господствующего в определенную историческую эпоху способа производства . Общественно-экономическая формация, следовательно, представляет собой чрезвычайно сложную систему. В каждую историческую эпоху может существовать не один, а несколько способов производства, например в капиталистическом обществе наряду с господствующим капиталистическим могут существовать мелкотоварное производство, патриархальное, то есть натуральное, производство, а также пережитки феодального производства. Такие не господствующие способы производства обычно называются укладами . Особенно разнообразны они в периоды перехода от одной формации к другой. Однако сами уклады подчиняются господствующему способу производства, зависят от него. Поэтому именно он и определяет все основные отношения, процессы, учреждения и формы сознания, образующие базис и надстройку данной формации. Общество, как единая социальная система, «социальный организм», состоит из ряда взаимосвязанных подсистем. Эти подсистемы связаны друг с другом. К числу подобных подсистем относятся, например, классы, политические партии, государство, церковно-религиозные организации, семья и т.д. Однако все они в конечном счете зависят от способа производства. Связь различных подсистем, входящих в данную формацию, со способом производства не простая, а сложная и осуществляется через различные отношения и зависимости. По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной. Однако, несмотря на уникальность исторической ситуации в каждой стране, любое общество имеет определённую социально-экономическую структуру . Экономической основой общественно-экономической формации являются экономические, производственные, материальные отношения м. людьми, возникающие в процессе производства. Они составляют экономический базис общественно-экономической формации, которым определяется идеологическая , политико-юридическая надстройка и связанные с нею формы общественного сознания.
Базис и надстройка , понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения – надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества – это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и, которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Признавая основой развития и функционирования общества способ производства, исторический материализм рассматривает в качестве определяющих именно производственные отношения. Все остальные отношения и виды деятельности, например, семейно-бытовые, правовые, нравственные, политические, художественно-эстетические, военные, национальные и т. д., а также формы сознания, соответствующие этим отношениям и видам деятельности, как бы надстраиваются над производственными отношениями, подобно тому, как этажи здания надстраиваются над его фундаментом. Поэтому производственные отношения, образующие экономический строй общества, принято называть его базисом . Идеологические, правовые и политические отношения, а также общественные организации и учреждения, через которые эти отношения осуществляются, называют надстройкой общества . Она включает в себя и различные формы общественного сознания, отражающие объективные явления и процессы общественной жизни. Надстройка не только возвышается над базисом, не только определяется им, но и оказывает на него активное обратное воздействие. При этом следует иметь в виду, что в надстройку классовых обществ входят общественные организации и учреждения, выражающие интересы различных общественных групп и классов и потому по-разному действующие на базис. Одни из них укрепляют базис, выражая интересы тех классов и общественных групп, которым этот базис обеспечивает господствующее положение в обществе; другие элементы надстройки, выражающие интересы эксплуатируемых классов и общественных групп, лишенных прав и власти, расшатывают базис, стремятся к его изменению и, в конечном счете, к установлению новых производственных отношений, нового способа производства, а, следовательно, и нового общественного строя. В классовых обществах важнейшими элементами надстройки являются государство и политические партии.
Способ производства – конкретно историческое единство производительно силы и производственных отношений.
Способ производстваи— по нятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений. С. п.— одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни — сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни об-ва, его функционирование и развитие. История общественногоразвития— это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил ипроизводственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны — производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, к-рая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, т. е. старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего об-ва. Т. обр., смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естест-венноисторического процесса смены общественно-экономических формаций.Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Маркс упоминает также азиатский С. п., основой к-рого являются земледельческие общины, эксплуатируемые возвышающимся над ними деспотическим государством. Слабое разделение труда и самообеспе-чиваемость общин, неразвитая торговля, жестокий режим вост. деспотизма делают этот С. п. чрезвычайно застойным. Хотя структуры, характерные для азиатского С. п., реально существовали, среди историков нет единства мнений по вопросу о том, был ли этот С. п. самостоятельным, или он является модификацией одного из докапиталистических С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или вост. рабство, прусский или амер. путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.). При социализме противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, имеют объективную возможность своевременного разрешения, когда они перестают соответствовать новому уровню производства. Но и в условиях социализма соответствие производственных отношений характеру производительных сил не обеспечивается автоматически. Для того чтобыпроизводственные отношения открывали простор развитию производительных сил, они должны постоянно совершенствоваться. Поэтому устаревшие методы хозяйствования следует -вовремя заменять новыми. Высшим критерием совершенствования системы социалистических производственных отношений должны быть рост благосостояния каждого человека и возможность его всестороннего развития.
Структура производительной силы
| | |
Личный компонент наука вещественный компонент
(трудовая деятельность) (средства производства)
| |
(на что воздействует чел) средство труда
(Чем осуществляется труд)
| |
(проводники чел. воздействий) вспомогательные средства (инфраструкт)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — это сам способ совместной деятельности людей (технологический способ производства). Сюда относятся распределение труда, его специализация, кооперация, комбинирование, последовательность технологических операций, управление технологическим циклом и др.
Источники развития производственных сил. 2 подхода: Гуманистический\Технократический
38.Социальный прогресс, его критерии и типы. Социальные революции и реформы.
Прогресс — это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса прот-но понятие регресс, для кот хар-но обратное движение — от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Критериями прогресса являются: 1. Усложненные социальные организации общества. 2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений. 3. Изменения в характере производства и потребления. 4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития.
Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Источник