Начальная школа коллективные способы обучения

Коллективный способ обучения
материал (3 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konferenci1.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения в начальной школе

Всем известны проблемы современного образования, назову одну их главных – снижение качества образования. Причин много. Что может в этой ситуации обычный учитель? Что должен делать обычный учитель? Ответ тоже известен. Работать над собой, искать, овладевать новейшими технологиями. Это не просто, но это необходимо.

Уже 8 лет я изучаю и использую педагогическую технологию КСО.

Сравним традиционные уроки и уроки с применением методик КСО по основным показателям

Уроки с применением методик КСО

Обучающая (передача знаний, умений, навыков)

создание условий для реализации личностных функций

фронтальные или групповые

Познавательный, через самостоятельную деятельность

«Я вместе с вами»

внутренняя систематическая, целенаправленная

Ученик является равноправным участником педагогического процесса на принципе сотрудничества. Виталий Кузьмич Дьяченко является одним из основоположников общей дидактики и дидактики коллективного способа обучения в частности.

Технология КСО, при которой работа учащихся ведётся в парах сменного состава, предлагает взаимное обучение учащихся. Существует много методик работы в парах сменного состава, когда ребята выполняют задание самостоятельно в парах постоянного состава, а затем наступает смена пар между учениками одного варианта. Работа происходит по карточкам, на которых записаны задачи (примеры или тексты). Использование карточек учащимися в процессе работы в парах сменного состава — явление сравнительно новое. Решение записывается на обратной стороне карточки или в решебнике.

При такой организации взаимного обучения учащихся целесообразно сочетаются индивидуальная и парная работа, рационально используется учебное время. Развивается навык самостоятельной организации собственных действий, направленных на выполнение заданий. Учащиеся обнаруживают данные умения не только во время письменных работ, но и во время выразительного чтения, пересказа текста и рассказывания стихов.

По каждой методике разработан алгоритм действий учащихся и учителя.Существует очень много методик. Коллективная работа может быть включена в любую часть урока: в начале, в середине или во второй половине учебного занятия. На разных уроках работу по карточкам можно проводить не только письменно , но и устно. Эти методики предназначены для работы по пройденному материалу с целью закрепления, тренировки или подготовки к зачётам и т. д.

Для проведения уроков с применением методик КСО необходима большая подготовительная работа:

1. Подготовить ребят.

2. Заготовить дидактический материал, изготовить карточки.

3. Проверить понимание прочитанного.

В 1999 году прошла курсы повышения квалификации по теме: «Педагогические технологии в начальной школе». Решила некоторые методики апробировать на своих уроках с 1 по 4 класс. Начиная с самых первых уроков наряду с повторением изученного, веду целенаправленную работу по подготовке учеников, как к восприятию нового материала, так и к работе в парах сменного состава. Наблюдая за детьми, могу сказать, что эти занятия развивают у школьников самостоятельность, умение общаться с одноклассниками, оказывать помощь. Работа на коллективных учебных занятиях проходит по определённому алгоритму, что также приучает детей к организованности, чёткости и целенаправленности своих действий.

Поначалу использовала технологии КСО для повышения техники чтения. Если ребёнок не научился читать и понимать прочитанное, то в среднем звене у него начнутся проблемы, это будет потенциальный «троечник»

Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (По В.Н. Зайцеву)- это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Есть метод позволяющий включить на уроке в процесс активного чтения каждого ученика, вывести большую часть учащихся на уровень оптимального чтения. Методика М.Г. Булановской помогает развить скорость чтения за сравнительно короткое время. Для работы по данной методике необходимо приготовить карточки — тексты по определенной теме или взять произведения одного автора, для более глубокого ознакомления с его творчеством. Число карточек определяется количеством учащихся в классе. Несколько текстов должно быть в запасе, на случай, если нет пары для дальнейшей работы.

Тексты в карточках по содержанию и по объёму должны соответствовать возрасту учащихся. В карточке можно задавать вопросы для беседы по прочитанному. Примерные общие вопросы могут быть записаны на доске.

  • О чем этот рассказ (сказка)?
  • Что ты можешь сказать о …?
  • Чему учит этот рассказ (сказка0?

Работа в парах занимает 15 — 20 минут. Перед началом работы в парах обговаривается, какой вариант будет передвигаться по классу; повторяется алгоритм работы. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоконтроль и самооценку, самоорганизацию.

Проверка техники чтения проходит, как в парах сменного состава, так и способом самозамера скорости чтения. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения

Наблюдения показывают, что работа над дополнительными текстами позволяет расширить кругозор учеников о творчестве писателя и познакомить с многообразием тем, сюжетов.

Мною наработаны дидактические материалы, я приведу.

Главное развить технику чтения в начальной школе.В начальной школе мы можем позволить себе применять КСО на каждом уроке

На уроках русского языка организовываю работу в парах сменного состава с помощью методики взаимных диктантов. На карточках даются предложения или просто слова. В тексты диктантов включаются слова по темам: «Безударные гласные » и т. д. или слова, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Можно включать вопросы теории. Тексты не должны быть большими. Карточки периодически обновляются. Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне слово с пропущенной буквой на данное правило, а на обратной правильный ответ.

Работу по карточкам можно проводить не только письменно, но и устно. Взаимодиктанты развивают орфографическую зоркость. Ребята меньше допускают ошибок, учатся правильно говорить, доказывать, учатся оценивать работу друг друга. Можно давать словесную отметку, а можно — в баллах. Над каждым диктантом ученик работает дважды: один раз пишет сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз — диктует, после чего проверяем, как написал товарищ и как он сделал работу над ошибками. Каждый ученик работает то в роли «ученика», то в роли «учителя». Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учитель вначале вызывает учеников и показывает всю процедуру взаимных диктантов перед классом. Очень важно, чтобы учитель первое время сам работал в парах сменного состава, выполняя все то, что требуется от ученика.

Как и на уроке чтения, учитель имеет возможность непосредственно включиться в работу, проверить объективность само — и взаимопроверки.

Младшие школьники воспринимают такие занятия как увлекательную игру и работают на таких уроках с большей отдачей. Кроме того, коллективная форма работы (пары сменного состава) позволяет каждому ученику проявить себя, учит общаться, видеть друг в друге надёжного товарища, укрепляет познавательную активность и интерес. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

Название методики «Взаимообмен заданиями» достаточно точно отражает суть работы пары:»взаимообмен» — значит, каждый партнёр нечто знает, и они передают информацию друг другу. Эту методику разработал Манук Ашотович Мкртчян. Выбирается небольшая тема или подтема. Весь её материал разбивается на части, каждая часть оформляется на карточку. Набор карточек – это блок заданий на данную тему. Задание содержит однотипные примеры на данную тему. Это образец задания, которое ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать его и научиться объяснять товарищу. Партнёр может проверять правильность ответа и ход решения. Всё это записывается на оборотной стороне карточки. Продолжительность одноразовой работы, как минимум 2 урока, а в целом зависит от решаемой дидактической задачи и поставленной цели.

На уроках математики использую тренаж, взаимообмен заданиями, задания с решебником. Мною наработаны дидактические материалы: тренажные карточки для устного счета,

для взаимообмена заданиями,

задания с решебником,

Все результаты отслеживаются в порядке проработки какой — либо темы. Результаты показывают следующее: у учащихся улучшается техника чтения, почти все учащиеся справляются с нормами по техники чтения, у детей развивается речь, навыки общения, повышается познавательная активность и интерес к учебе. Ребята работают на таких уроках с большей отдачей. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

На уроках русского языка ребята допускают меньше ошибок при письме.

На уроках математики вычислительные навыки довожу до автоматизма. Ребята быстро и правильно считают.

В нашей школе 8 классов в начальной школе, из них 4 класса занимаются по программе «2100», где дети более подготовленные приходят в школу. Когда я столкнулась с тем, что все ребята моего класса пришли в школу совсем не подготовленными, много детей из неблагополучных семей. Я начала постепенно приучать детей работать сначала в парах постоянного состава, затем в парах сменного состава. На уроках с применением КСО практически не бывает отрицательных отметок, потому что каждый ученик работает.

В качестве подтверждения привожу небольшой анализ результатов, где сравнила два слабых класса. В этих классах много ребят их неблагополучных семей, которые почти не занимаются дома, следовательно, получают знания только на уроке.

В своём слабом классе я часто на всех уроках применяю различные методики коллективного способа обучения.

Проанализируем процент качества знаний по основным предметам.

Я считаю, что использование на уроках методик КСО значительно улучшает процесс образования в целом, даёт возможность ребёнку проявить себя в соответствии со своими способностями: ученик выбирает свой темп, интуитивно учитывая свои индивидуальные, психофизиологические особенности, что положительно влияет на самооценку детей и повышает мотивацию к обучению.

При работе в паре и усвоении одной и той же темы ученики выполняют разные виды деятельности, которые способствуют глубокому и прочному усвоению учебного материала и направлены на раскрытие творческих способностей, умений слушать, осознанно читать текст, объяснять, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них; обучать товарища, получать и перерабатывать информацию. Учащиеся раскрепощены в общении друг с другом; в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения: формируются педагогические умения и навыки. Возрастает активность , интерес к знаниям, увлечённость, ответственность за выполняемую работу,

рациональное использование своего времени на уроке.

Учитель может работать с каждым учеником (отстающим или преуспевающим), что позволяет значительно улучшить качество приобретаемых знаний и умений за счёт индивидуального подхода к ребёнку.

В школе регулярно делюсь опытом работы, т.к. мною наработаны дидактические материалы по всем предметам. Методики КСО применяю на разных этапах урока. Это требует большой подготовительной работы: тщательно продумать урок, подготовить карточки.

Многие учителя считают, что КСО невозможно применять на каждом уроке. Мой опыт показал, что это возможно, необходимо, мало того даёт результат. Не все дети становятся хорошистами и отличниками, но они развиваются, чувствуют себя комфортно, видят свой собственный рост.

Источник

Коллективные способы обучения и воспитания младших школьников.
статья по теме

Обобщение опыта работы по теме «КСО в обучении и воспитании.

Главная цель:научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, находить оптимальное решение в учебной деятельности. Учить детей коммуникабельности. Пробудить внутренний познавательный интерес учеников в ходе организации их самостоятельной деятельности.

Существующая до недавнего времени система обучения слабо влияла на формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников. Она была приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Такое обучение не интересно детям. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли. Знания даются им с большим трудом. Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. Важная воспитательная задача начальной школы – формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. А всему этому как нельзя лучше помогают коллективные способы обучения (КСО). Коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий.

Скачать:

Вложение Размер
mou.docx 30.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Водяновская СОШ»

Обобщение опыта работы по теме

Коллективные способы обучения и воспитания

Ткачёва Ирина Георгиевна

учитель начальных классов.

Коллективные способы обучения младших школьников.

В своей работе использую современные педагогические технологии: коллективные способы обучения на основе трудов профессора В.К. Дьяченко, теорию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, опираюсь на теорию личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, теорию развития познавательного интереса Г.В. Щукиной.

Научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, находить оптимальное решение в учебной деятельности. Учить детей коммуникабельности. Пробудить внутренний познавательный интерес учеников в ходе организации их самостоятельной деятельности.

Основные компоненты опыта.

Кроссворды, схемы, вопросники, памятки.

Педагогические наблюдения процесса обучения.

Материалы для проведения внеклассных мероприятий.

Актуальность и перспективность.

Существующая до недавнего времени система обучения слабо влияла на формирование и развитие познавательного интереса у младших школьников. Она была приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Такое обучение не интересно детям. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли. Знания даются им с большим трудом. Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. Важная воспитательная задача начальной школы – формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. А всему этому как нельзя лучше помогают коллективные способы обучения (КСО). Коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Существуют две формы коллективной работы – фронтальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая – работу в парах или группах. Причём пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения. Учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга! Коллективный способ обучения на уроках привлекает не только младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако первый опыт её организации может быть неудачным: излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно, что отвлекает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач — недооценка роли коллективной работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Коллективная работа — это полноценная самостоятельная работа организации обучения. Уникальность использования используемых методик коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой в целом: предъявляет задание, инструкцию (алгоритм). Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Шум на таких уроках часто отталкивает учителей от данной технологии. Но этот деловой шум только сначала может мешать. В дальнейшем дети привыкают, говорят тихо, чтобы не мешать окружающим. При организации коллективных работ ориентируюсь, конечно же, не только на общение учащихся, но и на конечный результат. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя. Никто не уйдёт с урока с чувством, что его не спросили. Кроме того дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища, часто приходят на помощь друг другу. На таких уроках дети могут быть и в роли ученика, и в роли учителя, что им особенно нравится. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции. Если детей обучать по коллективной форме обучения, то познавательный интерес у младших школьников повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными – умения, более надёжными – навыки.

Индивидуальная и дифференцированная работа.

Данная система работы помогает активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. Мои ученики готовые к сотрудничеству, общительные. Они могут отстаивать свою точку зрения. Приводить аргументы выбранному решению. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу. По словам психолога школы в моих классах нет «отвергнутых» детей. Дети общаются друг с другом и во внеурочное время. Они принимают активное участие не только в жизни класса, но в жизни школы. Мои ученики заняли первое место в игре «Осенний калейдоскоп», «А, ну-ка, девочки!», школьном конкурсе «Самый лучший класс». Зиньков Иван и Елжасова Ралина были ведущими в общешкольном мероприятии «20 лет родной школе». Активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Иващенко Коля в 2008 году занял первое место в конкурсе «Лучший ученик школы». Кириченко Ксения 2009 году заняла второе место в районной олимпиаде «Школьная Одиссея». Шутова Таня, Барцева Света и Иващенко Коля в 2009 году приняли участие в районном фестивале родных языков, представляли русскую национальность. В том же году Барцева в районном конкурсе «За единство с природой» стала победителем в номинации «Костюм для людей из ненужных вещей». Тихонова Ирина, ученица 2 класса, в 2010 году в районной научно-практической конференции заняла 1 место, Чернышов Кирилл, ученик 3 класса, 2 место.

В последние годы произошли большие изменения в жизни современной школы. На смену традиционным формам обучения пришли развивающие, появляются новые программы, учебники. Качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение — есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность. Анализируя учебную деятельность младших школьников, я пришла к выводу, что она является той сферой, куда не допущено общение и сотрудничество со сверстниками. Мы рассаживаем детей за удобные для нас парты, запрещаем на уроках разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называем нехорошим словом «подсказка и списывание». Получается, что в учении — в их главном деле — дети лишены общества сверстников — этого существенного фактора нормального развития. Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно — учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение «ученик — учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются крайне редко, в виде исключений или дисциплинарных нарушений. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом. Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребёнка к активной позиции учащегося, то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников? И здесь на помощь приходят коллективные формы обучения. Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в начальной школе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя .

Освоение коллективной формы работы учащимися начинаю с 1-го класса. Сначала дети работают парами постоянного состава. Как правило – это учащиеся, сидящие за одной партой. На уроках чтения предлагаю прочитать своему товарищу, напечатать или составить в разрезной кассе слова и дать друг другу прочитать. На уроках математики ребята решают примеры в паре, помогая друг другу. Так как первоклассники ещё очень малы и основной вид деятельности – игра, использую игровую технологию. Заранее готовлю весёлую картинку, разрезаю на равные части, а с обратной стороны пишу примеры. На доске в таком же порядке ответы. Каждый получает фрагмент рисунка, если правильно решит и поставит в нужное место, получится общий рисунок, что очень радует детей. Провожу в первом классе и начальные формы групповой работы, где главным является выработка умения договориться. Этому способствуют дидактические игры.

В прошедшем учебном году я начала обучение по программе «Начальная школа XXI в.» под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф., которая помогает по-иному взглянуть на процесс обучения и воспитания, на иное построение уроков. Широкие возможности организации работы в парах заложены в печатных тетрадях, которые есть по каждому предмету. Разгадывание кроссвордов в период обучения грамоте у меня выполняли ученики в парах сменного состава. Конечно, сначала я сама контролировала выполнение задания, затем говорила, кому помочь. В прописи были задания, соедини предложение с картинкой, предлагала детям обсудить с товарищем. Иногда возникали споры, приходилось выяснять кто же прав, но это давало свои результаты. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу, уступать, где это было нужно, развивалась речь. При решении примеров использовала приём взаимопроверки. Первоклассники выступали в роли учителя, что им очень нравится. Если примеры решены правильно дарили заранее вырезанные цветы, что стимулировало самостоятельную работу учеников. Если ученик решил пример неверно, предлагала объяснить ошибку. На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но к коллективной работе надо учащихся приучать, постепенно вырабатывать умения и навыки работать в паре. Виды коллективной работы использую на всех этапах урока. Прежде всего, при проверке домашней работы. На дом я часто задаю разноуровневые задания. При проверке предлагаю ребятам объяснить товарищу по парте, какое задание он выполнял и как выполнил. А в ходе урока «слабым» ученикам даю для самостоятельной работы подобные задания, а тем, кто им объяснял, предлагаю роль консультанта. Такие задания осуществляю с третьего класса. Большое значение придаю составлению памяток, вопросников, схем, карточек. На это уходит больше время при подготовке к урокам, но зато они помогают при самостоятельной работе ученикам. Использую я их и при самостоятельном разборе новой темы, и при повторении. При разборе новой темы работа в парах осуществляется не весь урок, а вот при повторении и обобщении можно весь урок. В четвёртом классе на уроках математики при решении примеров я часто использую такой приём. Первому решившему примеры проверяю, если выполнил правильно, предлагаю проверить у следующего ученика. И так цепочкой работают все дети, которые хорошо усвоили тему. А я тем временем могу восполнять пробелы слабым ученикам. Дети, которые первыми справились с заданием, предоставляется возможность побыть в роли учителя. Он садится за парту со слабым и объясняет ему приёмы вычисления. Таким образом, работает весь класс. На уроках русского языка при закреплении использую такой приём. Раздаю карточки с небольшими текстами паре учеников с учётом их индивидуальных особенностей. Каждый из них выступает и в роли ученика, и в роли учителя. Ошибки при проверке они исправляют карандашом. Иногда я прошу их подписать фамилию проверяющего. А иногда они должны объяснить своему «ученику», почему исправили, то есть вспоминают правило. На уроках чтения, начиная со второго класса, приучаю детей работать с текстом в парах. Если текст небольшой, предлагаю каждому читать по абзацу. Задавать друг другу вопросы. Если текст большой по объёму, каждая группа читает определённую часть, вместе озаглавливают, выбирают, кто из них будет пересказывать. При проверке один из группы называет заголовок, все записывают. Другой участник группы пересказывает, все слушают. Таким образом, знакомство с объёмным текстом происходит быстрее и интереснее. Интересно проходит работа в группах на уроках окружающего мира. При обобщении тем можно применять работу в группах. Дети заранее готовятся. Обсуждают материал для урока. А на уроке отвечают на вопросы, отгадывают кроссворды, ребусы, выступают с дополнительными сведениями. В четвёртом классе при изучении темы «Природные зоны России» каждый ученик находил дополнительный материал, на уроке либо зачитывал, либо пересказывал. Из полученного материала мы составили и оформили общую работу, которая очень помогла при обобщении знаний по данной теме. Программа Б.М. Неменского по изобразительному искусству даёт большие возможности для коллективной работы. Коллективные работы на уроках художественно – эстетического цикла позволяют ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Метод коллективных работ даёт очень много и в обучении, и в воспитании детей. Самое важное – язык искусства, практический и словесный становится языком общения учащихся не только с учителем, но и друг с другом. Приведу пример одной такой масштабной работы. Тема «Города земли Русской» интересна для такой работы. Здесь я сочетала индивидуальную работу с коллективными видами работ. Первый урок дети знакомились с избой, индивидуально рисовали избу. На втором уроке в парах выполняли объёмную аппликацию избы. Третий урок тема «Деревня». Дети в парах выполняли аппликацию и рисунок. На четвёртом уроке познакомились с возникновением городов, рисовали башни и крепости. Следующий урок был посвящён православным храмам. На заключительном уроке весь класс рисовал общий рисунок на ватмане «Древний город». Ребята сами распределяли кто, что будет рисовать, обсуждали, спорили. Отчётный урок мы провели внеклассным мероприятием «Города земли Русской», на которое пригласили ребят из других классов. К этому мероприятию ребята распределились на группы. Каждая группа готовила рассказ о древних городах, об их особенностях. Самое важное для меня — создать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания, творческой увлечённости. На протяжении всех уроков скучающих учеников не было.

Так коллективными способами я не только обучаю, но и воспитываю. Воспитательная работа в нашей школе построена на коллективно творческих делах. Мне эта форма работы нравится. Каждому классу даётся посильная работа. Каждый выполняет своё и в то же время общее дело. У себя в классе в основном всю воспитательную работу я строю по тому же принципу. Дети делятся на группы по желанию. Выполняют задания, а потом на общем мероприятии каждый представляет свою работу. Дети не знают, что делала каждая группа, поэтому классные часы проходят интересно для каждого. Так мы провели в третьем классе утренник «Защита времён года». Весь класс разделился на четыре группы, с учётом кому какое время года больше нравится. Дети готовили стихи, песни, сценки, оформили выставку рисунков времён года. И даже родители не остались равнодушными: делали поделки вместе с детьми. Конечно, мне приходилось направлять деятельность детей, помогать в подборе материала, проводить репетиции. Но дети были так увлечены работой, что считали, что они сами всё придумали. Часто провожу в классе КВНы по предметам, где дети также работают в группах Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции. При организации коллективной работы, по словам профессора В.К. Дьяченко, необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.

Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество со сверстниками. Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая форма организации в развивающем обучении. Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Васильченко П.А. «Обучение на коллективной и индивидуальной основе». Начальная школа 1993 г. №4

Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Педагогика 1986г.

Дьяченко В. К. «Коллективная и групповая формы организации обучения в школе». Начальная школа 1998 г. №1

Дьяченко В. К. «Организационная структура учебного процесса и её развитие». Просвещение 1989 г.

Дьяченко В. К. «Организация коллективных учебных занятий». Начальная школа 1990 г. №1.

Источник

Читайте также:  Армянские макароны аришта способ приготовления
Оцените статью
Разные способы