- Метод наблюдения
- Определение понятия наблюдения
- Объект и предмет наблюдения
- Классификации видов наблюдения
- Требования к проведению наблюдения и его эффективность
- Преимущества и недостатки метода наблюдения
- Наблюдение как метод исследования
- Понятие наблюдения как метода исследования
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды наблюдения
- Требования к организации наблюдения
- КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ ПО СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ
Метод наблюдения
Определение понятия наблюдения
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).
Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.
Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
- выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
- движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
- физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
- сочетание перечисленных признаков.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Классификации видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:
- степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
- степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
- условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
- места проведения — полевое и лабораторное;
- регулярности проведения — систематическое и случайное;
- констатирующее и оценочное;
- сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
- наблюдение и самонаблюдение.
Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:
- оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
- оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
- важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
- в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.
Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.
Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).
Типичные ошибки наблюдателя:
- Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
- Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
- Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
- Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Преимуществами метода наблюдения являются:
- непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность и конкретность данных;
- более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
- возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
- снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
- возможность целостной оценки социальной ситуации.
К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:
- ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
- сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
- перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
- возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
- влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
- трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
- значительные затраты времени;
- поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
- ошибки личностного и психологического происхождения:
- а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
- б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
- в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
- г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
- д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
- е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).
Отличия наблюдения от эксперимента:
- Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
- В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
- Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
- В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.
Источник
Наблюдение как метод исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие наблюдения как метода исследования
Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.
Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.
Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.
Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.
Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.
Готовые работы на аналогичную тему
Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.
Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.
Виды наблюдения
Классификация наблюдения как метода исследования.
По включенности исследователя в процесс наблюдения:
Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:
- исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
- исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).
Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.
Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.
По длительности наблюдения:
Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).
Систематические наблюдения могут быть:
Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.
По форме наблюдения:
- Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
- Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.
Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.
Требования к организации наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
- Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
- Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
- Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
- Выбор способов фиксации результатов — это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
- Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ ПО СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ
Наблюдение в естественных и искусственных условиях
Наблюдение в естественных условиях(natural observation) проводится в привычной для объекта наблюдения среде.
При наблюдении в искусственных условиях(contrieved observation) респондента могут наблюдать в искусственно созданной обстановке, например на кухне в центре тестирования.
Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток — ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и оценки поведения объекта наблюдения в естественных условиях.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ ПО СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ
Как показано на рис. 6.3, методы наблюдения можно классифицировать по способу их проведения: личное наблюдение, наблюдение с использованием технических средств, аудит, контент-анализ и анализ следов.
Рис. 6.3. Классификация методов наблюдения
Источник